УДК: 373.57
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бадашкеев М. В.
К.п.н, педагог-психолог МБОУ «Тарасинская СОШ »
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В данной статье рассматриваются особенности муниципальной системы сопровождения личностно-профессионального самоопределения. Представлена нормативно-правовая документация, регулирующая систему сопровождения личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи. Анализируются различные точки зрения в теории и практике современных исследователей.
Ключевые слова: система сопровождения, муниципальная система сопровождения, личностно-профессиональное самоопределение, сельская молодежь.
В условиях сельской местности практически невозможно продуктивно решать глобальные задачи в «одиночку» и поэтому в нашем районе в рамках социального проекта (Профессиональное самоопределение детей и молодежи сельской местности в условиях рыночных отношений) объединены школы, детские сады, Боханский педколледж, Боханский аграрный техникум, Боханский филиал БГУ и администрация МО «Боханский район», которые на семинаре-совещании 5 декабря 2013 г. приняли решение по реализации модели сопровождения личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи.
Муниципальная система сопровождения личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи представляет собой совместную работу органов власти, государственных учреждений и образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, деятельность которых направлена на организацию профориентационной работы с детьми.
Ключевой замысел социального проекта — организация деятельности муниципальной системы сопровождения личностно-профессионального самоопределения молодежи в условиях:
- непрерывности и преемственности образования (сопровождение личностно-профессионального самоопределения от детского сада до рабочего места);
- межведомственного взаимодействия и социального партнерства;
- с учетом социально-экономической ситуации и этнокультурного наследия района.
Деятельность муниципальной системы регламентирована нормативно-правовыми
актами, принятыми на уровне муниципального образования:
- концепция сопровождения личностно-профессионального самоопределения молодежи муниципального образования «Боханский район» в условиях межведомственного взаимодействия, утвержденная Решением Думы МО «Боханский район» № 3 10 от 03 июля 2013 года [www. http://bohan.irkobl.ru];
- определены направления работы по личностно-профессиональному самоопределению в рамках непрерывного образования детей и молодежи, соответствующие приоритетным направлениям развития системы образования РФ, социально-экономического развития Иркутской области и МО «Боханский район»;
- определены компетенции в области личностно-профессионального самоопределения молодежи всех участников муниципальной системы [2, с. 128].
Постановлением мэра МО «Боханский район» № 488 от 26.05.2014 г. «Об организации деятельности муниципальной системы сопровождения личностно-профессионального самоопределения молодежи МО «Боханский район»» утверждено Положение, регламентирующее задачи, основные направления деятельности муниципальной системы и координирует деятельность муниципальной системы муниципальная служба [www. http://bohan.irkobl.ru].
Основной изюминкой нашего социального проекта явился Кабинет профориентации, который за период 2014-2016 г.г. посетили и получили профориентационные услуги 5661 человек в возрасте от 3,5 до 30 лет по направлениям:
- профдиагностика и профконсультирование с использованием разработанных диагностических материалов и компьютерных тестовых комплексов, в том числе в онлайн-режиме;
- профориентационные занятия, массовые профориентационные тренинги, конкурсы по личностно-профессиональному самоопределению на всех ступенях образования.
Таким образом мы считаем, что администрации МО «Боханский район» нужно обеспечить условия, подстегивающие развитие личности, в результате которого он сам имел возможность брать на себя обязанность за собственный профессиональный выбор. Индивидуально-психологический мир в юношеском возрасте самостоятелен и независим, и поэтому зачастую происходит неосмысленное сопротивление предлагаемым путям реализации жизненного пути. Осложняется процесс сопровождения молодежи данного возраста тем, что они не хотят воспринимать поддержки от докучливого взрослого. Существенно наиболее действенным средством для решения почти всех эмоциональных заморочек сельской молодежи считаются особые способы социальных и профессиональных проб, поскольку содействие исходит не от взрослого, а от сверстников, мировоззрение которых более ближе к чувственно-эмоциональному миру и социальное мнение для них наиболее значимо. Хорошим способом на наш взгляд являются психологические тренинги сообразно развитию самосознания молодых людей, а также психолого-педагогические и ролевые игры [1, с. 16].
Муниципальная система сопровождения личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи в образовательном пространстве Боханского района получает инновационное гуманистическое видение в решении и реализации профориентационной работы. Она является не только важнейшим образовательным компонентом, но и его приоритетной целью.
Таким образом, муниципальная система сопровождения личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи на этапе профессионального выбора должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в выбранной профессии.
Проанализировав различные мнения ученых педагогов и психологов, и проведенных эмпирических исследований мы пришли к следующему выводу:
1. Сельской молодежи необходимо более обстоятельно представлять особенности профессий агропромышленного комплекса, предоставляя возможность социальных и профессиональных проб в период реализации мероприятий, направленных на развитие личностно-профессионального самоопределения;
2. В муниципальной системе сопровождения личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи должны присутствовать профессиональные педагоги, психологи и специалисты, осуществляющие сопровождение во время социальных и профессиональных проб.
3. Необходимо доработать совместно со специалистами аграрных предприятий, фермерских хозяйств, индивидуальными предпринимателями программы сопровождения
личностно-профессионального самоопределения сельской молодежи и программы социальных и профессиональных проб.
Литература
1. Бадашкеев, М. В. Развитие личностно-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы [Текст]: монография / М.В. Бадашкеев // Наука и образование: современные тренды // Коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — (Серия "Научно-методическая библиотека"; вып. IX). — 370с.
2. Бадагуева, О. Р. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи мо «Боханский район» [Текст] статья / О.Р. Бадагуева // мат. межрегиональной науч.-практ.конф. «История и современность...» (Хохорск, 18 июня 2016 г.) / отв. ред. М.В. Бадашкеев — с. Хохорск, 2016. — С.126-130.
3. www.http://bohan.irkobl.ru