Педагогика
Литература
1. Авреченко Л.К. Сущность и содержание межличностных отношений / Л.К. Авреченко // Социально-психологические факторы перестройки. - М., 2006. - С. 137-155.
2. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. - СПб.: Питер, 2009. - 203 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2005. - 158 с.
4. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Дидакт, 1991. - 164 с.
5. Ваш психолог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/index.php
6. Усова А.В. Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка / А.В. Усова. -М., 1996
УДК 373.57
Социальное партнерство в развитии личностно-профессионального самоопределения сельских школьников
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают возможности социального партнерства сельской школы и сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, центра занятости в развитии личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. В работе также представлены организационно-педагогические мероприятия в реализации социальных проб.
I Ключевые слова: социальное партнерство, социальные пробы, сельский школьник, личностно-профессиональное самоопределение.
M.V. Badashkeev
Social partnership in development personal and professional rural school students
Abstract
In this article we consider the possibilities of social partnership of rural school and the agricultural enterprises, farms, job center in development personal and professional self-determination of rural school students, and also organizational and pedagogical actions are presented to realization of social tests.
J Keywords: social partnership, social tests, rural school student, personal and professional self-determination.
В современных условиях Российского образование рынка труда, более нацеленные запросы всецело направленно на удовлетворение потребностей работодателей, является основным элементом
Pedagogy
решения экономических проблем сельского социума. Вместе с тем, идет преобразование, модернизация образования, которая направлена на конкретизацию профориентационной работы. В данных условиях становится значимой инновационная система взаимоотношений между образовательными учреждениями, сельскохозяйственными
предприятиями, фермерскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, центром занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.
В современной теории социального управления Г.П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих
организаций, социальных групп и др.), позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации [4, с. 324].
Понятие социального партнерства все более прочно входит в содержание научно-педагогических исследований и в практику социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности. Как показывает анализ диссертационных исследований по данной проблематике, за последние 10 лет данное понятие из экономико-политической сферы постепенно переместилось в педагогическую.
Понятие «социальное партнерство»
рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве [3, с. 81].
Интересно для нашего исследования мнение В.Н. Киселева [5, с. 45], «Социальное партнерство в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работополучателями, при котором в рамках социального мира обеспечивается баланс и реализация важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на различных уровнях».
Мы проанализировали возможности
взаимодействия социальных партнеров с сельской школой с целью повышения эффективности профориентационной работы и процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских школьников и воспитания патриотических ценностей, любовь к малой Родине, любовь и философское понимание сельскохозяйственного
труда. Поэтому для нас важно не только реализация профориентационных программ, профессиональных и социальных проб, но и развитие чувственно -эмоциональной сферы сельских школьников. Здесь очень важным является профессионализм педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение, а также специалистов-тьюторов, реализующих социальные пробы.
С одной стороны, в сельской местности школа выступает как социокультурный центр поселения с богатой историей трудовых династий. С другой стороны, сезонный характер труда, алкоголизация части сельского населения, неразвитость социальной сферы, недостаточное информационное обеспечение влекут за собой формирование у старшеклассников заниженной самооценки, их правовой, информационной и психологической безграмотности, отсутствие четких представлений о возможностях получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Все эти факторы негативно сказываются на личностно-профессиональном самоопределении
старшеклассников вообще, и к профессиональной деятельности в частности [1, с. 82].
На наш взгляд преодоление названных трудностей возможно при условии организации целенаправленной профориентационной работы в сельской школе, а также социальных проб, направленных не только на развитие практических, базовых компетенций, корректировку ценностно-мотивационной сферы, но и на развитие позиции субъекта личностно-профессионального самоопределения.
Таким образом, наличие в модели профориентационной работы сельских школьников таких модулей, как профессиональная ориентация, допрофессиональная и профессиональная подготовка, профессиональные пробы, социальные пробы, технологическая подготовка обеспечивают повышение эффективности процесса развития личностно-профессионального самоопределения школьников. Важную роль в психолого-педагогическом сопровождении личностно-профессионального самоопределения сельских школьников отводится социальным партнерам школы. Специалисты службы занятости ведут диагностическую, профконсультационную работу с учащимися по запросам родителей и школы. Основными социальными партнерами школы в тьюторском сопровождении личностно-
профессионального самоопределения учащихся являются сельхозпредприятие, фермеры, организации и фирмы, расположенные в селе и на территории района [2, с. 30]. Знакомство учащихся с особенностями производства, востребованными профессиями, привлечение к посильной работе совместно с тьюторами, предоставление рабочих мест на время каникул, размещение производственных
Interactive science | 1 • 2016
47
Педагогика
заказов в школьных мастерских, помощь в исследовательской деятельности - важные направления партнерской работы.
Таким образом, мы наблюдаем, что в процессе организационно-педагогических мероприятий по реализации профориентационной работы, профессиональных проб, социальных проб и тьюторского сопровождения сельских школьников, наиболее ярким явлением стала индивидуализация процесса личностно-профессионального
самоопределения сельских школьников.
На наш взгляд социальное партнерство с сельхозпредприятием ООО им. Балтахинова и фермерскими хозяйствами в развитии личностно-профессионального самоопределения исключили усталость и скуку на занятиях. В непринужденной
обстановке, на основе неподдельного профессионального интереса помогают учащимся усвоить элементарные знания о профессиональной деятельности. В основе перечисленных методов лежит стремление сформировать у учащихся ценностные ориентации на профессиональную деятельность. Наличие когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов в вышеописанных ситуациях, показывает, что в процессе овладения элементарными компетенциями профессиональной деятельности развивается профессиональный интерес, профессиональная направленность и
самоактуализация личности, что свидетельствует о развитии личностно-профессионального
самоопределения сельских школьников.
Литература
1. Бадашкеев М.В. Развитие личностно-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы: Монография / М.В. Бадашкеев // Наука и образование: современные тренды: Коллективная монография / Гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. - (Серия Научно-методическая библиотека; вып. IX). - 370 с.
2. Бадашкеев М.В. Социальное партнерство в профориентационной работе сельской школы / М.В. Бадашкеев, Е.А. Топшиноева // Инновационные тенденции развития системы образования: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. - С. 30-31.
3. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования / Т.М. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №6. - С. 80-83 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1144
4. Зинченко Г.П. Социальное партнерство: Учебник / Г.П. Зинченко, И.И. Рогов. - М.: Дашков и К°; Академ-центр, 2010. - 448 с.
5. Киселев В.Н. Социальное партнерство в России / В.Н. Киселев, В.Г. Смольков. - М.: Экономика, 2002. -С. 41-48.