Научная статья на тему 'Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников'

Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ШКОЛЬНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / РОДИТЕЛЬСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / RURAL SCHOOL STUDENT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RISKS / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL RISKS / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL STATE / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадашкеев Михаил Валерьевич

В данной работе констатировано многообразие теоретических позиций относительно проблемы рисков в образовательном пространстве школы. Внимание автора сосредоточено на социально-психологических рисках и попытке проанализировать их влияние на эффективность процесса личностного самоопределения сельских школьников. Рассмотрены также возможные «риски», связанные с проектированием образовательной сферы современного села. Успех процесса минимизации рисков автор связывает с разработкой и внедрением технологий сопровождения, в частности школы родительского сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RISKS OF RURAL SCHOOL STUDENT՚S PERSONAL SELF-DETERMINATION

In this work various approaches on minimizing social and psychological risks in educational space of school and also theoretical aspects of psychology and pedagogical risks are analyzed. We in turn try to analyse certain influences of the social, psychological nuances influencing efficiency of professional orientation work and development of personal self-determination of rural school students. We consider the possible «risks» connected with design of educational space of the modern village.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников»

УДК 37.047

Бадашкеев Михаил Валерьевич

Кандидат педагогических наук, педагог-психолог, МБОУ «Тарасинская средняя общеобразовательная школа»;

Российская Федерация, Иркутская обл., пос. Бохан,

e-mail: badashkeevm@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной работе констатировано многообразие теоретических позиций относительно проблемы рисков в образовательном пространстве школы. Внимание автора сосредоточено на социально-психологических рисках и попытке проанализировать их влияние на эффективность процесса личностного самоопределения сельских школьников. Рассмотрены также возможные «риски», связанные с проектированием образовательной сферы современного села. Успех процесса минимизации рисков автор связывает с разработкой и внедрением технологий сопровождения, в частности школы родительского сопровождения.

Ключевые слова: сельский школьник, образовательная среда, социально-психологические риски, личностное самоопределение, минимизация рисков, родительское сопровождение.

Mikhail V. Badashkeev

PhD in Pedagogical sciences, educational psychologist;

Russian Federation, Irkutsk reg., v. Bokhan

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL RISKS OF RURAL SCHOOL STUDENTS PERSONAL SELF-DETERMINATION

Abstract. In this work various approaches on minimizing social and psychological risks in educational space of school and also theoretical aspects of psychology and pedagogical risks are analyzed. We in turn try to analyse certain influences of the social, psychological nuances influencing efficiency of professional orientation work and development of personal self-determination of rural school students. We consider the possible «risks» connected with design of educational space of the modern village.

Key words: rural school student, social and psychological risks, psychology and pedagogical risks, personal self-determination, psychological state, career guidance.

Для цитирования:

Бадашкеев, М. В. Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 42-47.

Современная российская действительность поставила перед образованием довольно сложные задачи, связанные с инновационными подходами не только к обучению подрастающего поколения, но и к воспитанию личности, гармоничной как в силу приобретённых знаний, так и своей готовности к вызовам социума и связанным с ними рискам. Каждое поколение учеников за годы учёбы в школе проходит важнейшие этапы самоопределения — процесса конструирования «модели» своего жизненного пути для перспективного воплощения её в реальность. Проблема поиска эффективных подходов, форм и средств обучения и развития школьников никогда не теряет своей остроты, ибо вопросы становления личности актуальны во все времена в связи с появлением запросов современного общества, новых устремлений, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и форм общения его представителей и как следствие тех новых штрихов, которые реалии современности вносят в процесс самоопределения человека. В настоящее время актуальные проблемы личности, в частности выбора целей, средств и путей её самодентификации, требуют новых психолого-педагогических решений.

Изучение разных аспектов данного проблемного комплекса на сегодняшний день создало объёмную базу идей, предложений и рекомендаций. Так, М. В. Кускова определённым условием для преодоления негативного социально-психологического воздействия на старшеклассников видит формирование у них правовой культуры [7, с. 21]. Однако, по мнению этого исследователя, некоторое несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, имеющее место в современной образовательной системе, приводит к стрессовой тактике психолого-педагогического воздействия [6, с. 129]. Для решения социально-психологических проблем Е. Б. Лактионова предлагает формировать у обучающихся стрессоустойчивость, ответственность, работоспособность с опорой на их внутриличностные ресурсы, позитивную активность, стремление к лучшему и т. п. [8, с. 53]. В работе А. М. Бекбулатовой основной акцент приходится на многонациональность российского социума и риски

личностного самоопределения, возможные в поликультурной среде [3, с. 1120]. В. А. Даниленкова решение проблем психологических рисков связывает с успехом формирования экологической образовательной среды — комплекса мер и условий накопления знаний, умений, навыков, ориентированных на формирование таких личностных качеств, как адаптивность и сопротивляемость конфликтам [5, с. 412]. По мнению С. В. Петрова и П. А. Кислякова, возникновение социальных угроз и рисков напрямую зависит от социокультурных условий на территории проживания обучающегося и расположения образовательной организации и в целом от социально-политической обстановки в стране. Поэтому урегулирование проблемы рисков и безопасности обучающихся видится ими не только на уровне локальной образовательной (воспитательной) среды, но предполагает также решение глобальных проблем [10, с. 58].

Перечень мнений и концепционных решений проблемы личностного развития школьников может быть бесконечно длинным. В нашем исследовании мы остановимся на рассмотрении рисков социально-психологического характера в процессе выбора подростками индивидуальной «модели» их жизни и деятельности на этапе обучения в школе. Социальная сфера объемлет ряд важнейших сред жизнедеятельности ребёнка (здоровье и безопасность, досуг, образование, профессиональная деятельность и др.) и является одной из основных сфер с высоким рискосодержанием. Риск в этой сфере «зависит от социальных норм и ожиданий, а также от исторической эпохи и социального контекста» [4, с. 3], и возникает в результате коммуникаций внутри социальных групп либо на уровне отдельных субъектов социума. Нам социально-психологический риск представляется как вероятность в процессе межличностного взаимодействия сельских школьников негативных механизмов, способных неблагоприятно воздействовать на процессы самосознания, саморазвития, самоутверждения обучающихся в различных жизненных ситуациях. Самоопределение школьника — длительный многоэтапный процесс сознательного постижения, пересмотра и восстановления жизненных ориентиров, зависимый от ряда факторов:

- социально-экономических возможностей семьи обучающегося;

- социального окружения школьников в образовательном пространстве

села;

- индивидуально-психологических особенностей к адаптации в новой образовательной среде;

- физического и психологического здоровья обучающегося.

Обоснование социально-психологических рисков важно в плане

предупреждения вероятности их наступления и/или минимизации

негативного влияния на динамику личностного самоопределения обучающихся. В разрешении вопросов «защищённости» школьников от рисков для нас значима мысль И. А. Баевой о необходимости проектирования и моделирования образовательного пространства с высоким уровнем психологической безопасности [2, с. 139]. Если Н. Д. Суховеева повышение комфортности образовательной среды связывает с формированием специализированных на минимизации рисков психолого-педагогических служб [12, с. 26], то И. А. Баева конкретно указывает на необходимость разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс психотехнологий сопровождения. Насущная необходимость использования технологий сопровождения в современной школе осознаётся и нами как действенная мера, положительно влияющая в том числе на процессы самоопределения сельских школьников. Причём их внедрение в процесс школьного обучения способно минимизировать риски не только в ходе традиционных для этой сферы форм деятельности обучающихся: индивидуальных занятий, коллективного творчества, межличностных контактов со сверстниками и учителями и пр., — но и в силу шероховатостей во взаимодействии таких участников образовательного процесса, как учитель-обучающийся-родитель. Новое поколение молодых родителей ориентировано на несколько «потребительскую» позицию, что в значительной степени обусловливает новые психолого-педагогические риски. Родители в силу своей недостаточной психолого-педагогической и методической осведомлённости порой выдвигают к специалистам сферы образования довольно «абсурдные требования», в результате чего между участниками образовательного процесса возникает недопонимание, психоэмоциональное напряжение и трения. Психологическое состояние ребёнка-школьника ещё весьма нестабильно, поэтому ему трудно осознать, кто прав — родитель или педагог, да и само деление на «правого» и «виноватого» не только не исчерпывает конфликта данной ситуации, но и чревато риском появления «неблагоприятного» фона либо дома, в семье, либо в школе, в процессе контакта ученика с учителем. Успешно решить подобные проблемы, по нашему мнению, позволяет включение в проектирование образовательной среды сельской школы особой структуры — школы родительского сопровождения. Бесспорная важность данного предложения уже реально трансформирована в успешно сегодня функционирующую школу родительского сопровождения «Туя» при МБОУ «Тарасинская СОШ» (С. Тараса, Иркутская область). Деятельность данной структуры позволяет обеспечивать решение как правовых, так и педагогических, методических проблем по снижению психологических рисков в процессе самоопределения школьников, так как сами родители делают значительный вклад в

Гуманитарная парадигма

www.humparadigma.ru № 3 (6) — сентябрь 2018

предупреждение негативных проявлений участников образовательного процесса и помогают педагогам в их коррекции [11].

Итак, предпринятый нами анализ отдельных аспектов личностного самоопределения обучающихся позволяет утверждать, что область познания и научного осмысления вопросов проектирования образовательной среды в сельских школах нуждаются в значительном расширении. Мы отстаиваем необходимость формирования совершенно нового социально-педагогического императива, направленного на удовлетворение потребностей всех участников психолого-педагогического взаимодействия. И процесс частичного включения родителей в образовательный процесс позволяет в значительной степени повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, а также создать благоприятную созидающую среду для развития личности сельских школьников [1, с. 443]. Такой тип сопровождения опирается на индивидуальные приоритеты в установлении активности обучающихся и более адекватного типа их личностного развития. Стимулирование личностно значимых потребностей обручающихся сельских школ упрощает их самореализацию в системе выработанных социумом критериев и выработку субъективно-личностных проекций этих критериев для успешной жизненной реализации.

Комплексный же учёт рисков, неотъемлемой частью которых являются социально-психологические, и их предупреждение в процессе образования и воспитания школьников позволит создать позитивный ресурс для педагогов-новаторов, достойное место в инновационной деятельности которых должны занять различные технологии сопровождения для непрерывного многоуровневого взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Литература

1. Бадашкеев, М. В. Развитие личности старшеклассников в условиях сельской школы // Педагогический журнал. 2017. № 1В. С. 442-449.

2. Баева, И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 134-140.

3. Бекбулатова, А. М. Психолого-педагогические риски в условиях современной поликультурной образовательной среды [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 11. С. 1216-1220. URL: http://e-koncept.ru/2016/86263.htm

4. Бовина, И. Б. Риск: социально-психологический взгляд [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 4. С. 1-10. URL: http ://psy ournals.ru/psyandlaw/ 2011/n4/49292.shtml

5. Даниленкова, В. А. Риски в экологической образовательной среде технического вуза / / Молодой учёный. 2015. № 16. С. 410-413.

6. Кускова, М. В. Современные риски образовательной системы // Академическая публицистика. 2018. № 1. С. 129-132.

7. Кускова, М. В. Формирование правовой культуры старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Кускова Марина Валентиновна. М., 1999. 26 c.

8. Лактионова, Е. Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 10(52). С. 41-53.

9. Марчук, Н. Ю. Пестова, И. В. Социально-профессиональные риски в образовательной среде // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сб. материалов Всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием, Екатеринбург, 13-14 ноября 2014 г. / Отв. ред. Е. В. Патраков. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 41-47.

10. Петров, С. В., Кисляков, П. А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: уч. пособие. М. : Русский журнал, 2010. 260 с.

11. Программа школы родительского сопровождения «ТУЯ» [Электронный ресурс] // School-Tarasa.Ucoz.Ru. URL: http://school-tarasa.ucoz.ru/index/ dokumentacija_ou/ 0-66

12. Суховеева, Н. Д. Педагогические аспекты преодоления негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Суховеева Наталья Демьяновна. Ставрополь, 2003. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.