УДК 373.57
Бадашкеев М.В.
К.п.н, педагог-психолог МБОУ «Тарасинской СОШ»
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
В данной статье представлены особенности профессиональной ориентации старшеклассников в условиях образовательной среды сельской школы. Анализируются различные позиции профориентации старшеклассников. Описывается опыт профориентационной работы в Боханском и Осинском районах Иркутской области.
Ключевые слова: профориентация, образовательная среда, сельская школа, профессиональный интерес, личностно-профессиональное самоопределение.
В условиях сельской местности старшеклассникам довольно сложно проанализировать и сопоставить с собственными способностями различный спектр профессий. Наблюдается низкая осведомленность о сфере профессиональной деятельности, недостаточно информации о профессиональных особенностях современного рынка труда, о месте нахождения образовательных учреждений по выбранным специальностям.
На данном этапе современного экономического развития России особенно остро определились две проблемы: демографический спад и значительное снижение сельского населения. Одними из первых с этими негативными процессами столкнулись сельскохозяйственные и аграрные вузы. Система высшего профессионального образования в целом ощущает дефицит в абитуриентах (количество выпускников школ уменьшилось с 1,5 млн. человек в 2006 году до 727 тыс. человек в 2011 г. и до 783 тыс. человек в 2013г.), к тому же сельскохозяйственное образование не является популярным, более того востребованными направлениями обучения по-прежнему остаются экономика, юриспруденция, психология и веяние последних пяти лет — государственное муниципальное управление.
В 2013 г. академик-секретарь отделения профессионального образования РАО, док. пед. наук, проф., член-корр. РАО С.Н. Чистякова опубликовала в журнале «Школа и производство» актуальную статью «Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования». «С учетом социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране за последние 10-15 лет, в ней перечисляются основные тенденции и противоречия современного социокультурного развития, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение молодежи, обосновывается необходимость появления новых подходов к этому процессу: организационно-функционального, научно-методического, нормативно-правового». Далее приводятся характеристики основных принципов современной профессиональной ориентации и подчеркивается необходимость комплексного подхода к педагогической поддержке учащихся с привлечением широкого круга социальных партнеров. Целью профессиональной ориентации, по мнению автора, является «оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему непрерывного образования (общеобразовательная школа, среднее и высшее профессиональное образование) с использованием ресурсов профориентационного значимого партнерства образовательных учреждений с производственным и социокультурным территориальным окружением» [10, с. 202].
Данные процессы своеобразно влияют на систему мировоззрения, профессиональные интересы, личностно-профессиональное самоопределение старшеклассников сельских школ. Одна из актуальных проблем современного общества — развитие личности, готовой не
только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Основные требования ФГОС, предъявляемые к личности, являются творчество, активность, ответственность, обладание развитым интеллектом, профессионализм. Особое значение в развитии личности имеют методы профессионального становления [1, с. 17].
В русле исследований проблемы профессиональной ориентации были выявлены психологические характеристики профессиональной деятельности (Е.А. Климов [6]), в частности, разработана система профориентации в общеобразовательной школе: профессиональная ориентация, профконсультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация; обоснована система профессиональной подготовки специалистов (В.Б. Бондаревский [3], В.С. Шацкий [11] и др.). Интерес к профессии рассматривается в исследованиях психологов: И.С. Кона [7], В.А. Крутецкого [8] и др.; и педагогов: А.Е. Голомшток [5], Н.В. Кузьминой [9], Г.И. Щукиной [12], и др. — как важнейшие условия сознательного выбора профессии подростком. Интерес к профессии выражается в его осознанной значимости и эмоциональной привлекательности для человека, а также как проявление заинтересованности в творческих началах, заключенных в профессии, в тех перспективах, которые отражены в саморазвитии, повышении уровня своей квалификации, общего и специального образования. Он может быть выражен и как осознание большой социальной значимости выполняемого долга.
Профориентация — система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры [10, с. 134].
В данных условиях в Российской Федерации проводятся исследования по личностно-профессиональному самоопределению, ориентирующейся на закономерности развития личности и ее интересах. В центре этих исследований — проблема свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда. На ступени средней школы профессиональные интересы учащихся более осознаны. Таким образом, анализ психолого-педагогических трудов психологов, педагогов, опыт работы МУПК и общеобразовательной школы по профориентации старшеклассников на педагогическую профессию позволил определить формирование профессионального интереса как необходимое условие подготовки подростков к осознанному выбору профессии. Рыночные социально-экономические, современные требования к деятельности учителя обуславливают необходимость разработки проблемы развития профессиональных интересов к педагогической деятельности у подростков. В научно-философской литературе (П.А. Белоусов [2]) указывается, что среда стимулирует развитие высоких моральных качеств, реализующихся в поведении людей, и, наоборот, деформированные общественные отношения будут расширенно воспроизводить адекватные себе типы поведения.
В соответствии с концепцией Л.С. Выготского [4] ведущим воспитателем, способным образовывать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Опыт ученика, установление условных рефлексов всецело определяется социальной средой. Изменение социальной среды ведет к изменению поведения человека. Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитывающей социальной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником.
В школах Боханского и Осинского районов успешно реализуются программы, разработанные педагогами Иркутского государственного аграрного университета, Иркутского государственного университета, Боханского аграрного техникума, Боханского педколледжа. Данные программы реализуются в психолого-педагогических и аграрных классах, и в последние годы нам удалось склонить чашу весов профессионального выбора в сторону сельскохозяйственных и педагогических профессий. Например, в 2013 г. 43% выпускников поступили в аграрный университет и на педагогические специальности госуниверситета, в 2014 г. — 51% выпускников, в 20015 г. на сельскохозяйственные
специальности — 51% и педагогические специальности — 67%. Нам необходимо обеспечить условия, стимулирующие развитие личностно-профессионального самоопределения школьников, в результате чего он сам мог бы взять на себя ответственность за свой профессиональный выбор. Внутренний мир в юношеском возрасте автономен и независим. Это осложняет процесс профориентационной работы: дети данного возраста не желают принимать помощи от навязчивого взрослого. Значительно более эффективным средством для решения многих психологических проблем сельских школьников являются специальные методы групповой работы, когда помощь исходит не от взрослого, а от самих ребят, мнение которых для них более значимо. Оптимальным методом на наш взгляд могут служить психологические тренинги по развитию самосознания старшеклассников, а также психолого-педагогические и ролевые игры.
Таким образом, мы считаем, что профориентация старшеклассников в сельской школе приобретает совершено новые приоритеты, поскольку нашей основной задачей является профессиональный выбор, построение четкой модели профессиональной деятельности, сопряженной с трудом на развитие села, района, малой Родины. Также мы считаем развитие личностно-профессионального самоопределения сельских школьников приведет не только к осознанному профессиональному выбору, но и личностно-индивидуальному, интеллектуальному соответствию к выбранной профессии.
Литература
1. Бадашкеев М.В. Личностно-профессиональное самоопределение учащихся в образовательной среде современной сельской школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бадашкеев Михаил Валерьевич. — Улан-Удэ — 2014. — 179с.
2. Белоусов П.А. Проблема личностных качеств в структуре марксистского учения о природе человека / П.А. Белоусов // Философские и социологические проблемы формирования социальной активности личности. -Владимир, ВГПИ: 1989. — С.26.
3. Бондаревский В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к определенным предметам школьного обучения/ В.Б.Бондаревский. — Пермь, 1960. — 107 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480с.
5. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. — М.: Педагогика, 1951. — 240с.
6. Климов Е.А. Путь в профессию / Е.А. Климов. — Л.: изд-во ЛГУ, 1974. — 190с.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей./ И.С. Кон — М.: Просвещение, 1970. — 191с.
8. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1976. — 303с.
9. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1970. — 114с.
10. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация //Энциклопедия профессионального образования в трех томах: Т.2 / под ред. С.Я. Батышева. — М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование»,1999. — С. 386
11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / С.Т. Шацкий; под ред. Н.П. Кузина и др. — М.: Педагогика, 1980. — 1 т. — 304 с.
12. Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности / Г.И. Щукина // Советская педагогика. 1991. — №1. — С.50.