Научная статья на тему 'Развитие профессионального интереса у сельских школьников'

Развитие профессионального интереса у сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадашкеев М. В.

В данной статье рассматриваются проблемы развития профессионального интереса у сельских школьников к будущей профессиональной деятельности, выявляются организационно-педагогические условия процесса развития профессиональных интересов, способствующие развитию личности в современных сельских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального интереса у сельских школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.57

Бадашкеев М.В.

к.п.н, педагог-психолог, МБОУ «Тарасинская СОШ »

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются проблемы развития профессионального интереса у сельских школьников к будущей профессиональной деятельности, выявляются организационно-педагогические условия процесса развития профессиональных интересов, способствующие развитию личности в современных сельских условиях.

Ключевые слова: развитие, профессиональный интерес, профориентация, образовательная среда, личностно-профессиональное самоопределение.

Современная Российская действительность требует от системы образования совершенно нового подхода к обучению. Гуманистическое видение учебно-воспитательного процесса в сельской школе позволит существенно изменить социально-политические и экономические условия жизни современного села. Одной из важных целей современного образования является идея самореализации личности, личностно-профессионального самоопределения. «Проблема личности и профессионального «Я» встает перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей неприкрытой сложности» [7, с. 66].

Эффективность процесса формирования профессиональной компетентности педагога во многом зависит от осознанного выбора профессии, состоявшегося в период школьного обучения. Однако, по данным социологических исследований, менее 50% современных студентов, обучающихся на педагогических специальностях, выбрали профессию сознательно; 46,2% — имеют личностные мотивы, не содержащие педагогической направленности; 32% — поступили на обучение только по причине отсутствия конкурса.

Анализ количественного состава студентов педагогических и агропромышленных специальностей показывает, что в большинстве своем они являются выходцами из сельской местности, где на процесс личностно-профессионального самоопределения старшеклассников к данным направлениям профессии влияют различные факторы. С одной стороны, в сельской местности школа выступает как социокультурный центр поселения с богатой историей трудовых династий, и уважение к педагогу воспитывается с детства. На фоне низкого материального достатка большинства сельских жителей педагоги выглядят успешными, финансово благополучными и относятся к категории экономически защищенной сельской интеллигенции.

С другой стороны, сезонный характер труда, алкоголизация части сельского населения, неразвитость социальной сферы, недостаточное информационное обеспечение влекут за собой формирование у старшеклассников заниженной самооценки, их правовой, информационной и психологической безграмотности, отсутствие четких представлений о возможностях получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Все эти факторы негативно сказываются на личностно-профессиональном самоопределении старшеклассников вообще, и к педагогической профессии в частности.

Проблема развития у старшеклассников профессионального интереса приобрела в педагогической теории и образовательной практике особую актуальность в связи с введением ФГОС. Это обусловлено потребностью общества, жизни, практики обучения и воспитания, необходимостью подготовки подрастающего поколения к выбору будущей профессии. Проблема развития познавательных и профессиональных интересов у учащихся

к профессиональной деятельности существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы.

Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания таких условий системы образования в условиях сельской школы, которая позволила бы решить многочисленные проблемы развития профессионального интереса у сельских школьников и концентрация которой была бы направлена на решение задачи искусственной миграции сельской молодежи в ближайшие города.

Общество нуждается в профессионалах, но для того, чтобы стать им, многим молодым людям на стадии выбора профессии необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение, которое, как считает психолог Митина Л.М, должно учитывать нормы и законы психологического развития человека [4, с. 28].

Нам близка позиция Митиной Л.М., поскольку считаем, что учащимся сельских школ необходимо психолого-педагогическое сопровождение, потому что при выборе будущей профессиональной деятельности важно учитывать индивидуальные особенности сельских школьников, так и профориентационная работа должна быть направлена на развитие личности сельского школьника.

В процессе развития профессионального интереса имеют значение мотивы учебной деятельности. Профессиональный интерес школьников, по мнению А.Е Голомштока [1, с.138], является ведущим мотивом, обуславливающим выбор профессии. Однако до сих пор до конца неясно реальное состояние профессионального интереса сельских школьников при выборе будущей деятельности, какие наиболее действенные факторы оказывают существенное воздействие на его развитие и каковы наиболее оптимальные формы и методы развития профессионального интереса у сельских школьников.

Нам близка позиция И.Г. Пестолоцци [5, с. 48], где акцентируется внимание на том, что развитие ребенка должно опираться на «практику жизни», на свойственное ребенку стремление к всесторонней деятельности. Функция учителя при профессиональной ориентации учащихся на профессиональную деятельность заключается в поддержании интереса учащихся к профессии, в формировании духовной культуры, развития у учащихся высоких моральных качеств, нравственных идеалов, нравственного сознания, убеждений, а также профессиональных навыков. На первоначальном этапе нашего исследования мы опирались на данные концепции И.Г. Песталоцци, но после изучения теоретического материала мы вышли на более современные и конкретные технологии М.Г. Громковой [2, с.142], где предполагается трехуровневый процесс подготовки человека к введению в профессиональную деятельность.

Согласно концепции В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой [6, с.212], профессиональное самоопределение молодежи — это «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей». На данную идею обозначенной концепции мы опирались в процессе исследования.

В философских исследованиях Д.П. Зеркина [3, с.268] интерес характеризуется следующими особенностями: 1)интерес по своей природе воплощает единство объективного и субъективного; 2) выражает базовые и другие необходимые для общественной жизни человека потребности; 3) определенная направленность поведения и деятельности на удовлетворения жизненно необходимой в данной ситуации для данного субъекта потребности; 4) предполагает определенную степень осознанности потребности, на основе чего формируется мотивационная база субъекта, а также ориентации и цели деятельности. Базовыми источниками интересов выступает сама реальная, материальная и духовная жизнь людей.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что личностно-профессиональное самоопределение напрямую зависит от развитости профессионального интереса, так и профессиональная деятельность, профессиональное развитие в большей

степени зависимы от профессионального интереса, который является одним из самых лабильных психических свойств.

Таким образом, при выборе специальности, профессиональной деятельности основным мотивом является профессиональный интерес, который базируется на культурном, полиэтническом наследии сельского социума, мировоззрении старших поколений, родовых профессиональных предпочтений, индивидуальных способностях, направленности личности.

Литература

1. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. — М.: педагогика, 1951. — 240 с.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности /М.Т. Громкова — М.: ЮНИТИ, 2003. — 415с.

3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»). — Ростов-н/Д: «Феникс»,1998. — 480с.

4. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. — №4, — 1997, — с. 28-30.

5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Иоганн Генрих Песталоцци; под ред. В.А. Ротберг, В.М. Кларина. — М.: Педагогика, 1961. — 1 т. — 336с.

6. Поляков В.А., Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 ТТ. // гл.ред. В.В. Давыдов. — М.: Науч.изд-во «Большая российская энциклопедия», 1999. — Т.2 — с.212-213.

7. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации /Под ред. Е.А. Климова. — Пермь: Изд-во Перм. Пед. института, 1989. — 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.