гает новые идеи, отстаивает свои ценности, самостоятелен в своих действиях; характерно применение профессиональных знаний на высоком уровне когнитивной сложности, поведенческая гибкость и профессиональная мобильность, способность выбирать стратегию обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом возможностей как своих, так и обучаемых; открытость к изменениям; в нестандартных ситуациях студент способен обеспечивать осуществление адекватного индивидуального стиля деятельности, находя новые ресурсы; наблюдается полноценная творческая самореализация, в связи с чем, развита способность устанавливать адекватное соответствие между имеющимся индивидуальным стилем деятельности и реальностями педагогической среды; студент мастерски владеет саморефлексией и саморегуляцией.
Анализ эмпирического материала показал преобладание студентов-будущих педагогов с невысоким уровнем сформированности методической системы (адаптивный уровень - 8%, репродуктивный - 64%, эвристический - 27%, творческий - 1%).
Анализ педагогической практики выявил значительные затруднения будущих педагогов в осмыслении и построении собственной методической системы. Таким образом, выявленное в ходе исследования состояние проблемы, недостаточная готовность педагогов к формированию методической системы актуализировало необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс спецкурса «Методическая система учителя», способствующего интеграции психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений в процессе активного субъект-субъектного взаимодействия в системе «сгудент-преподаватель».
На основе проведенной экспериментальной работы нами подтверждено, что эффективность формирования методической системы будущего учителя обеспечивается следующей совокупностью педагогических условий: стремление к индивидуально-творческой самореализации будущих учителей; организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик-учитель»; развитие рефлексии, становление активной позиции в отношении использования индивидуальных потенциальных возможностей в соответствии с требованиями педагогической деятельности и условиями школы.
УДК 159.9:370
Бурова Ольга Евгеньевна
Филиал Дальневосточного государственного технического университета имени В.В. Куйбышева в г. Петропавловске-Камчатском
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В данной статье рассматривается вопрос о сущности профессионального самоопределения и профессиональной направленности старшеклассников с позиции известных учёных в области психологии и педагогики. Проанализированы психолого-педагогические аспекты формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у старшеклассников.
Ключевые слова: личность, профессиональное самоопределение, профессиональный интерес, профессиональная направленность, деятельность.
В перечне поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 15 октября 2008 года было предложено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование позитивного образа учителя в общественном сознании.
Проблема выбора педагогической профессии является актуальной в современных российских условиях. Социально-экономические изменения в нашем обществе показывают, что кризисные явления нельзя преодолеть без решения проблем образования, науки и культуры. Педагоги вносят значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения России, в предотвращение преступности, беспризорности, наркома-
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Бурова О.Е., 2010
нии среди молодежи. Поэтому актуальна проблема подготовки высококвалифицированных педагогов как носителей идей гуманизма и психоло-го-педагогической культуры.
За последние десятилетия профессия учителя значительно потеряла свой престиж в глазах подрастающего поколения. В педагогические вузы сейчас идут больше из необходимости получать высшее образование, нежели по призванию. Не последнюю роль в угасании интереса к педагогической профессии играет и отсутствие систематической профориентационной работы в школе, направленной на профессиональное самоопределение учащихся старших классов.
Возможность выразить себя в какой-либо профессиональной деятельности - основная потребность личности как субъекта. Как утверждает К.А. Абульханова-Славская, ценность деятельности для личности изменяется на протяжении жизни в зависимости от того, насколько с течением времени человек считает, что он уже реализовал себя в профессии, доволен своей позицией в ней, достигнутыми результатами. Особое место в жизненном пути человека занимает выбор профессии, формирование и развитие профессиональной направленности личности [1].
В работах известных отечественных ученых-психологов понятие «личность» рассматривается как сложное структурированное единство, в котором каждый из входящих в него элементов взаимосвязан со всеми остальными и функционально зависим от всей структуры в целом (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Любое личностное свойство или черта личности имеет очень широкий диапазон проявлений, и, выступая в разных структурных сочетаниях, может играть определенную роль в деятельности человека.
В отечественной психологии разработана концепция системно-структурного подхода к пониманию личности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Так, А.Н. Леонтьев отводит центральное место в концепции структуры и развития личности понятию «деятельность». Основной внутренней характеристикой личности является ее мотивационная сфера. Другое важное понятие в теории А.Н. Леонтьева - «личностный смысл»: на что личность в данный момент непосредственно направлена, ее мотивы, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты
и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность [6, с. 304].
К.К. Платонов пишет, что основными элементами личности как целого являются свойства (черты личности). Все эти свойства могут быть отнесены к одной из четырех ее подструктур или располагаться на их гранях.
Первая - исключительно социально обусловленная подструктура личности: направленность (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения), отношения (к труду, к людям, к себе) и моральные качества. Эта подструктура формируется путем воспитания.
Вторая подструктура личности: опыт, включающий знания, умения, навыки, привычки, приобретенные личным опытом путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических свойств личности.
Третья подструктура - индивидуальные особенности форм отражения (особенности отдельных психических процессов или функций): эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память. Эта подструктура биологически обусловленных особенностей и формируется путем упражнений.
Четвертая - биологически обусловленная подструктура: темперамент и органические особенности. Черты, входящие в эту подструктуру, формируются (переделываются) с помощью тренировки [8, с. 127].
По мнению большинства психологов направленность личности является сложным мотивационным образованием и выступает главной характеристикой структуры личности.
Направленность мы можем осмыслять как систему потребностей (Б.И. Додонов), как систему и совокупность мотивов (Л.И. Божович, Р.С. Немов), как систему, определяющую направление поведения и деятельности человека в социальном плане (В.С. Мерлин).
Направленность личности психологи (С.Л. Рубинштейн и др.) и педагоги (А.Е. Голомшток и др.) рассматривают как внутреннюю позицию личности, осознанную определенность в поведении, избирательное отношение к воздействиям окружающей среды [3, с. 21]. В основе направленности лежат потребности, установки, цели человека, которые становятся мотивами его поведения по мере того, как начинает сознаваться реальная ситуация, в которой они могут быть удовлетворены [12, с. 104-111].
Направленность личности может проявляться по-разному, поэтому выделяют разные ее виды, одним из которых является профессиональная направленность. Профессиональная направленность характеризует сферу потребностей и интересов личности в той мере, в которой она связана с поведением человека по отношению к профессиональному труду (А.Е. Голомшток). Можно говорить о профессиональной направленности и в тех случаях, когда человек только намеревается избрать профессию. Профессиональная направленность в этом случае выражена в том, что человек проявляет намерение избрать данную профессию, в мотивах ее выбора и т.д. [3, с. 21]. В этой связи необходимо рассматривать профессионально-педагогическую направленность как важнейшую характеристику личности будущего учителя.
Анализ научной литературы - психологической (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий и др.) и педагогической (А.Е. Голомшток,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) показал, что становление профессионально-педагогической направленности предполагает, в первую очередь, формирование устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности у старшеклассников. Проблема формирования у старшеклассников устойчивого профессионального интереса тесно связана с другой, не менее значимой проблемой - профессиональным самоопределением молодежи, которая актуализировалась в наши дни. В настоящее время концепция профессионального самоопределения молодежи разрабатывается отечественными педагогами: В.А. Поляков, С.П. Чистякова и др. Согласно данной концепции профессиональное самоопределение молодежи - это «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей» [9, с. 212-213].
В свою очередь Н.С. Пряжников сущность профессионального самоопределения определяет как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [11, с. 7].
Анализ исследований отечественных ученых -психологов (Л.И. Божович, С.П. Крегжде и др.), показал, что профессиональное самоопределе-
ние часто не имеет непосредственной связи с профессиональными интересами. Однако зрелое профессиональное самоопределение, которое может осуществить только высокоразвитая, зрелая личность, включает в себя и развитые профессиональные интересы. Как в профессиональном самоопределении, так и в профессиональной деятельности большое значение приобретают профессиональные интересы, которые представляют собой одно из самых лабильных психических свойств. Умелое и своевременное воздействие на них является одной из ведущих задач подготовки учащихся к выбору профессии.
Надо отметить, что профессиональный интерес играет немаловажную роль в развитии самой личности. Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Это более высокая и осознанная форма мотивации, выражающаяся в стремлении овладеть каким-либо знанием, навыками, умениями.
В понимании А.П. Сейтешева, профессиональный интерес - это непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают [13].
По мнению Л.Л. Кондратьевой о развитии профессиональных интересов свидетельствует активная познавательная деятельность в связи с интересующей профессией. При таком подходе профессиональный интерес выступает как результат формирования личности и в то же время как важный стимул её развития [4].
Е.Н. Прощицкая определяет интерес как индивидуальную психологическую особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной окраске и интеллектуальной познавательной активности [10].
Психологические основы теории интереса раскрыты в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. как сложное и очень значимое для человека образование. Интерес имеет множество трактовок, однако ученые отмечают некоторую общность аспектов, из которых особенно четко выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля) моменты интереса, его включенность в важней-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
шие личностные образования, отношения, потребности, направленность личности, активные процессы деятельности.
Анализ трудов отечественных психологов Л.С. Выготский, С.П. Крегжде, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др. и педагогов С.Я Батышев,
В.Б. Бондаревский, Е.А. Голомшток, ГИ. Щукина и др. по проблеме интереса позволил выделить в его структуре три основных взаимосвязанных компонента: эмоциональный, интеллектуальнопознавательный, волевой. Интерес может характеризоваться также со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание интереса (объект, на который он направлен) более всего определяет его общественную ценность.
Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.
Формирование профессионального интереса к преподавательской деятельности уже в старших классах является задачей, которая требует практического выхода. С этим связана необходимость изучения соответствующей проблемы. В то же самое время это говорит и об её сложности. Система формирования профессионального интереса к учительской деятельности имеет открытый характер. Она связана с внутренней динамикой изменения личности обучаемого и молодого педагога, но по отношению к внешней социальной среде должна анализироваться в статическом приближении [15, с. 36].
Учитель - одна из немногих профессий, где настоящее мастерство определяет, прежде всего, личность, и нигде так успех или неуспех не зависит от особенностей мировоззрения, творческого отношения к своей работе и подлинного интереса к своим подопечным. В современном обществе ситуация в школе такова, что учитель является эталоном для подражания не учеников, желающих стать педагогами; олицетворяя собой тот высокий смысл, который мы обычно вкладываем в слово «учитель». На сегодняшний день становится очевидным, что обществу следует определить приоритетное отношение к образованию, к миссии учителя, поскольку будущее зависит от уровня образования и профессиональ-
ной подготовки современного молодого поколения, его мировоззренческой позиции.
Библиографический список
1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
3. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. (Воспитательная концепция профессиональной ориентации). - М.: Педагогика, 1979. - 160 с.
4. Кондратьева Л. Л. Психологические вопросы профессиональной ориентации // Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 133-136.
5. Крегжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Дис. ... канд. пед. наук. - Вильнюс, 1982. - 343 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
7. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С.Я. Батышева и С.А. Шапоринского. -М.: Высш. шк., 1977. - 504 с.
8. Философия: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Жукова. - Мн.: НТЦ «АПИ», 1991. - 367 с.
9. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
10. ПоляковВ.А., Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - С. 212-213.
11. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. -М.: Просвещение, 1991. - 144 с.
12. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (811 классы). - М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - 322 с.
14. СейтешевА.П. Пути воспитания направленности личности учащихся и молодых рабочих. - М., 1974.
15. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. -160 с.
16. Черникова О.В. Условия выбора специальности преподавателя // Педагогика. - 2001. - .№4. -
С. 36-40.