ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 376.1:37.048.45
ББК Ч450.027.6 ГСНТИ 14.29.05 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03
Б. В. Белявский, И. Л. Соловьева B. V. Belyavskiy, I. L. Solov'eva Москва, Россия Moscow, Russia
СТСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФООРИЕНТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В статье описаны особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, без учета которых невозможна организация урочной и внеурочной деятельности современной образовательной организации. Изложена система профессиональной ориентаци-онной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, раскрыто ее содержание и основные задачи. Анализируются основные направления профориентаци-онной работы, обеспечивающей возможность профессионального выбора и самоопределения этой категории обучающихся в условиях педагогического руководства. Показан индивидуальный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в тех или иных видах профориентационной деятельности, с учетом их особых образовательных потребностей.
В статье ретроспективно излагается история профессионального образования лиц с инвалидностью, а также современные тенденции и перспективы организации успешного непрерывного образова-
CAREER EDUCATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS AT SCHOOLS AND UNIVERSITIES
Abstract. The article describes special educational needs of students with health problems which should be taken into account while organizing in-class and out-of-class activities of a modern educational institution. The article sets out the system of career education of students with special educational needs and defines its content and principal tasks. The authors analyze the main lines of career education granting a possibility of choice of future profession and self-determination of these students under the guidance of pedagogues. The article demonstrates individual approach to psycho-pedagogical support for students with special educational needs in various kinds of career education taking into account their possible professional choice.
The article looks at the history of professional training of persons with special educational needs and describes the modern tendencies and perspectives of organization of successful continuing education of such persons in the system of secondary and further education. The article deals with the peculiarities of organization of state final certification of students with special educational needs. It also defines
Специальное образование. 2016. № 2
5
ния студентов-инвалидов в системе школьного и послешкольного образования. Раскрыты особенности проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. Выявлены педагогические условия развития системы среднего и высшего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, определены социально-реабилитационные технологии, способствующие их максимальному личностному развитию и самоопределению в условиях современного толерантного гражданского общества.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения об авторе: Белявский Борис Викторович, кандидат педагогических наук.
Место работы: заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и коррекционного образования федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации».
Контактная информация: 125319, E-mail: specobr2010@yandex.ru Сведения об авторе: Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: заведующий отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра дошкольного, общего и кор-рекционного образования федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации».
Контактная информация: 125319, E-mail: 89036283574@mail.ru.
pedagogical conditions for the development of secondary and higher vocational and professional education of persons with special educational needs, and socio-rehabilitation technologies ensuring maximum personal development and self-determination in the context of the modern tolerant civilized society.
Key words: students with special educational needs (SEN); professional self-determination; psychological support for students with SEN.
About the author:Belyavskiy Boris Viktorovich, Candidate of Pedagogy.
Place of employment: Deputy director of the Center for Preschool, General and Special Education of the Federal Institute for the Development of Education of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1.
About the author: Solov'eva Irina Leonidovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Head of Department of Continuing Education of Persons with SEN of the Center for Preschool, General and Special Education of the Federal Institute for the Development of Education of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1.
6
Специальное образование. 2016. № 2
Профессиональная ориентация в привычном понимании заключается в системе мероприятий, направленных на поддержку подрастающего поколения в выборе профессии для будущей работы. В системе школы общего назначения эта значимая деятельность позволяет старшеклассникам определиться с выбором вида занятости и подбора в дальнейшем места для трудоустройства.
В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт профессиональных служб региональных центров занятости, в которых с помощью процедуры тестирования, необходимой для определения склонностей молодого человека, а затем и профессиограмм психологам удается весьма успешно содействовать профессиональному определению юноши или девушки. Многолетняя система политехнической образовательной деятельности школы общего назначения формирует у обучающегося собственную картину мира профессий, позволяет ему выявить собственные предпочтения, которые впоследствии могут способствовать как успешной социализации, так и возможностям построения профессиональной карьеры. Как правило, в систему школьных ценностей входит воспитание трудолюбия, работоспособности, ответственности за порученное дело. Традиционно в системе профессиональной ориентации различают профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование и содей© Белявский Б. В., Соловьева И. Л., 2016
ствие послешкольному трудоустройству.
Определим особенности, характерные для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью. Это выраженные затруднения в возможности сбора и переработки информации, что сказывается в более позднем по времени формировании у детей с ОВЗ картины мира, а также их низком уровне работоспособности. Академик В. И. Лубовский сформулировал положения «об общих и специфических закономерностях нарушенного психического развития». К таким закономерностям относятся замедленный прием и переработка информации. Это проявляется во всех функциях, а не только в первичном (основном) дефекте. Ограничен и объем сохраняемой информации (меньше доступная порция знаний). Второй закономерностью является отставание в речевом развитии, которое затрудняет понимание сообщения учителя, учебных текстов и активное использование речи. Процесс познания таких детей необходимо оценивать через призму многолетней когнитивной деятельности, выходящей за рамки дошкольного и школьного образования. Сложность получения информации нивелируется, как правило, в среднем профессиональном и высшем образовании. Успех непрерывного образования заключается в «прострой-ке» цикла информационной поддержки лиц с ОВЗ и выстраивании обходных путей для овладения по-
Специальное образование. 2016. № 2
7
сильной учебной, а затем и профессиональной деятельности в триаде «школа — колледж — вуз».
Известно, что в 30-х гг. инвалиды по слуху и зрению осваивали все ступени непрерывного образования: от основного общего до высшего образования через специальную школу, а затем рабфак. Они успешно учились в Томске, Москве, Новосибирске. Однако, изучая варианты непрерывного образования, можно констатировать, что получить полный цикл образования удается только наиболее целеустремленным людям с ОВЗ, которым специальная школа при поддержке семьи сумела создать условия для реализации собственного образовательного конструкта. Опросы на сайте defnet.ru, проведенные в 2011/12 уч. г., позволили выявить наиболее значимые условия получения высшего образования у лиц с нарушениями слуха. В качестве значимых условий были названы хорошая дошкольная подготовка, высокий уровень школьного образования и поддержка семьи.
Вместе с тем исторически сложилось, что усилия ученых-дефек-тологов были сосредоточены в основном на начальном общем образовании (НОО), поэтому разработанные ими специальные методики преподавания ограничены первой ступенью образования, в расчете на то, что основное общее образование (ООО) и среднее общее образование (СОО) лица с ОВЗ будут получать по тем же методикам, что и нормально развивающиеся школьники. Однако, как показывает прак-
тика, необходимость использования специальных методик для этой категории обучающихся сохраняется как в инклюзивной школе, так и в специальной.
Вследствие перечисленных нами ограничений представления у детей с ОВЗ формируются позже, чем в онтогенезе, на 5—7 лет. В этой связи помощь детям с ОВЗ в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в профессиональной (трудовой) деятельности. Так, например, дети с нарушениями интеллекта склонны переоценивать свои умственные и физические способности, самостоятельно не могут определить необходимые профессиональные навыки для той или иной сферы профессиональной деятельности, демонстрируют отсутствие стойких трудовых интересов. В таком случае должен меняться и сам характер профориен-тационной помощи детям с ОВЗ. Условно можно выделить в ней профессиональное просвещение, консультирование и психологическое «настраивание» на профессию.
В условиях специальной (кор-рекционной) образовательной организации можно организовать работу по формированию жизненных планов обучающихся, выявлению наиболее значимых жизненных ориентиров, что будет содействовать самоопределению подростков с ОВЗ, формированию способности сделать осознанный выбор жизненного пути и выбор будущей профессии.
8
Специальное образование. 2016. № 2
Выбор профиля трудового обучения в образовательной организации должен осуществляться с учетом региональных, местных, этнонациональных условий, ориентироваться на потребность в рабочих кадрах, квотирование рабочих мест, возможности трудоустройства выпускников, продолжение их обучения в организациях среднего профессионального образования, а также интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).
Выделим основные методы, используемые во время занятий:
• словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);
• наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем);
• практические (упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд).
Структура профориентацион-ных занятий основывается на возрастных особенностях обучающихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры).
Формами работы, используемыми на профориентационных занятиях, являются:
• психологические и социологические тесты и методики,
• игры и праздники, связанные с профессией,
• оформление уголка профессии в классе,
• общественно полезный труд.
Эффективность усвоения содержания курса выражается в расширении знаний обучающихся с ОВЗ о мире профессий и оценивается по уровню сформированности у них адекватного восприятия своих способностей и возможностей при выборе профессии.
Образование человека с ОВЗ — процесс специфический и глубоко индивидуальный. Во многом он зависит от характера отклонения (отклонений) в структуре дефекта, сохранности анализаторов, возможностей познавательной деятельности, соматического здоровья, социокультурных и этнокультурных возможностей семьи по сопровождению жизнедеятельности ребенка.
Образование лиц с ОВЗ, инвалидов самым тесным образом взаимосвязано с их социальной защитой. Система социальной защиты лиц с ОВЗ и инвалидов в настоящее время в России существенно преобразуется в условиях фундаментальных изменений сложившихся в течение десятилетий политических, экономических, социальных и идеологических структур. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в нашей стране проживает более 13 миллионов инвалидов, 70 % из них — люди трудоспособного возраста, и только от 3,4 % до 6,8 % из них имеют постоянную работу (С. Н. Кавокин, 2013).
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов в области образования (ООН, 1993), в Федеральном законе
Специальное образование. 2016. № 2
9
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) в качестве одного из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов называется получение ими полноценного профессионального образования.
Совершенствование профессионального образования лиц с ОВЗ, в том числе и инвалидов, стало возможным в связи с принятием Федерального закона «О порядке оказания помощи инвалидам в разных сферах жизни» (13.10. 2015, № 419). Принятый закон обеспечивает новый формат участия этой части гражданского общества в социальной жизни: человек с ОВЗ или инвалид сам стремится освободиться от необходимости получать различные социальные пособия и жить на заработанные им самим средства.
Достижение лицами с ОВЗ, инвалидами статуса высококвалифицированных специалистов и профессионалов остается проблематичным в силу разных причин, в том числе высокой экономической затратности их профессионального образования.
Во многом это связано с разрушением в начале 90-х гг. прошлого столетия взаимосвязи между образовательными организациями для лиц с ОВЗ и их базовыми предприятиями, на которых старшеклассники проходили производственную практику, получали качественные умения и навыки рабочей специальности и трудоустраивались. Следует учитывать, что мно-
гие десятилетия выпускникам, имеющим нарушения слуха и зрения, предоставлялась возможность получать профессию в учебно-производственных предприятиях (УПП) Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества слепых (ВОС). Лица с ОВЗ, инвалиды параллельно обучались в очно-заочных школах или центрах образования. Получив за три-четыре года среднее общее образование, некоторые из них могли поступить учиться дальше в технические вузы или втузы.
Новый путь развития страны значительно сократил экономические возможности общественных организаций инвалидов, что привело к существенному сокращению УПП, обучение молодых инвалидов в них практически прекратилось. Одновременно и в большинстве специальных (коррекционных) образовательных организаций по ряду причин (морально и физически устаревший станочный парк учебных мастерских; дороговизна оборудования, инструментов и материалов; невостребованность на рынке труда специальностей, полученных в школьных мастерских) уровень профессионально-трудового обучения снизился. Не имея специальности, многие выпускники данных образовательных организаций, как правило, не могут найти работу и зачастую попадают в тяжелую жизненную ситуацию.
По общему мнению, имеется только один выход из подобного положения — продолжение обучения в организациях профессио-
10
Специальное образование. 2016. № 2
нального образования. Министерством образования и науки Российской Федерации были предприняты определенные меры по организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, отраженные в документе «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации» (18.04.2008, № АФ— 150/06). В ФГАУ «ФИРО» при информационной поддержке Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ми-нобрнауки Российской Федерации 27—29 ноября 2012 г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Анализ материалов конференции показал, что за прошедшие годы была заметно пересмотрена политика ряда субъектов Российской Федерации в решении вопросов профессионального образования и трудовой занятости лиц с ОВЗ и инвалидов. Проблема трудовой занятости инвалидов стала одной из приоритетных для г. Москвы и Московской области.
Например, в г. Москве ежегодно создаются по две тысячи новых квотированных рабочих мест для лиц с ОВЗ и инвалидов. В то же время имеются данные о недостаточности предпринятых мер. В настоящее время в столице проживают 330 тысяч инвалидов (АиФ. 2015. № 48) трудоспособного воз-
раста, из них могут работать 150 тысяч человек, а обеспечено должностями только 80 тысяч человек. То есть имеется значительный резерв профессионально невостребованных людей с ОВЗ и инвалидностью, что требует принятия дальнейших мер.
На основании решения коллегии Минобрнауки Российской Федерации (19.05.2010) по итогам конкурса в декабре 2010 г. среди организаций высшего образования были определены 12 стажировоч-ных площадок по обучению инвалидов. В июле 2011 г. приказом Минобрнауки Российской Федерации на основании результатов конкурса среди образовательных организаций различных типов, обучающих инвалидов и детей с ОВЗ, были организованы стажировочные площадки на базе профессиональных училищ Республики Бурятия и Краснодарского края.
В соответствии с государственным заданием «Разработка методических рекомендаций по сопровождению лиц с сенсорными нарушениями в учреждениях среднего и высшего профессионального образования» отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГАУ ФИРО была изучена деятельность образовательных организаций профессионального образования в различных субъектах Российской Федерации.
Анализ деятельности наиболее успешных образовательных организаций позволил выделить основные проблемы в области реализа-
Специальное образование. 2016. № 2
11
ции прав инвалидов на получение профессионального образования. Оказалось, что значительная часть образовательных организаций профессионального образования Российской Федерации не располагает условиями для беспрепятственного доступа инвалидов, что определено требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Многие образовательные организации профессионального образования недостаточно обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими необходимыми знаниями по организации профессионального обучения инвалидов. Требует улучшения материальная база для проведения психолого-медико-педагогической реабилитации обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Поскольку реабилитационные мероприятия требуют значительных материальных затрат, возникает необходимость разработки социально и экономически обоснованных подходов к содержанию и механизмам реализации данных мероприятий.
Подводя итоги, подчеркнем, что получение инвалидами и лицами с ОВЗ полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и социальной защищенности. В этой связи организации профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов и лиц с ОВЗ.
Представленный материал подготовлен в рамках проекта по теме «Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях», утвержденной на основании решения Комиссии по формированию государственного задания образовательным организациям высшего образования и научным организациям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1414).
Литература
1. Белявский, Б. В. Обучение детей-инвалидов в системе профобразования / Б. В. Белявский, А. С. Госпорян, М. А. Новикова. — М. : Изд-во МАДИ, 2005.
2. Белявский, Б. В. Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов / Б. В. Белявский // Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения: проблемы, опыт, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М. : Флинта : Наука, 2003.
3. Белявский, Б. В. Организация проф. образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Б. В. Белявский // Детская и подростковая реабилитация. — 2006. — № 1.
4. Белявский, Б. В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Б. В. Белявский // От инклюзивного образования к инклюзивному обществу. — Минск : Ковчег, 2009.
5. Белявский, Б. В. Проблемы трудового обучения и профессиональной
12
Специальное образование. 2016. № 2
подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития (из опыта работы некоторых образовательных учреждений Российской Федерации) / Б. В. Белявский // Специальное образование. — 2009. — № 4.
6. Белявский, Б. В. Исследование социального взаимодействия обучающихся с нарушениями интеллекта в процессе их трудовой деятельности / Б. В. Белявский // Специальное образование. — 2012. — № 4.
7. Белявский, Б. В. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллектуального развития / Б. В. Белявский // Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушениями интеллекта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ГБОУ ВПО МГПУ. — М., 2012.
8. Белявский, Б. В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и риски / Б. В. Белявский // Образовательная политика. — 2015. — № 3.
9. Дудников, С. В. Профессиональная ориентация и занятость инвалидов в Москве / С. В. Дудников // Реабилитация и занятость инвалидов. — М., 2003.
10. Ермаков, В. П. Профориентация / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин // Основы тифлопедагогики. — М., 2000.
11. Зарубина, И. Н. Проблемы и опыт организации коррекционно-педагогиче-ской поддержки студентов с нарушением зрения / И. Н. Зарубина // Коррекционная педагогика. — 2007. — № 3.
12. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе : пособие для учителя / С. Л. Мирский. — М. : Просвещение, 1988.
13. Об итогах коллегии Министерства образования РФ по вопросу «О совер-
шенствовании профессионального образования инвалидов» // Дефектология. — 2004. — № 3.
14. Плаксина, Л. И. Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: опыт, проблемы, перспективы / Л. И. Плаксина // Школьный вестник. —
2004. — № 4.
15. Смолин, О. Н. Почему возможности не равны?: Нормативно-правовая база реализации права инвалидов на образование в современной России / О. Н. Смолин, О. Е. Горькавая // Кор-рекционная педагогика. — 2004. — № 3.
References
1. Belyavskiy, B. V. Obuchenie detey-invalidov v sisteme profobrazovaniya / B. V. Belyavskiy, A. S. Gosporyan, M. A. Novikova. — M. : Izd-vo MADI,
2005.
2. Belyavskiy, B. V. Ob opyte raboty vuzov Rossii po obespecheniyu dostup-nosti vysshego professional'nogo obrazo-vaniya dlya invalidov / B. V. Belyavskiy // Professional'noe obrazovanie lits s narusheniyami zreniya: problemy, opyt, perspektivy : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — M. : Flinta : Nauka, 2003.
3. Belyavskiy, B. V. Organizatsiya prof. obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / B. V. Be-lyavskiy // Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya. — 2006. — № 1.
4. Belyavskiy, B. V. Sostoyanie i puti razvitiya nachal'nogo i srednego profes-sional'nogo obrazovaniya lits s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Rossiyskoy Federatsii / B. V. Belyavskiy // Ot inklyuzivnogo obrazovaniya k inklyu-zivnomu obshchestvu. — Minsk : Kov-cheg, 2009.
5. Belyavskiy, B. V. Problemy trudo-vogo obucheniya i professional'noy pod-gotovki detey i podrostkov s nedostatkami intellektual'nogo razvitiya (iz opyta ra-boty nekotorykh obrazovatel'nykh uch-
Специальное образование. 2016. № 2
13
rezhdeniy Rossiyskoy Federatsii) / B. V. Be-lyavskiy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2009. — № 4.
6. Belyavskiy, B. V. Issledovanie sot-sial'nogo vzaimodeystviya obuchayu-shchikhsya s narusheniyami intellekta v protsesse ikh trudovoy deyatel'nosti / B. V. Belyavskiy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2012. — № 4.
7. Belyavskiy, B. V. Problemy trudo-vogo obucheniya i professional'noy pod-gotovki detey i podrostkov s nedostatkami intellektual'nogo razvitiya / B. V. Belyavskiy // Modernizatsiya predprofil'nogo i nachal'nogo professional'nogo obrazova-niya lits s narusheniyami intellekta : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / GBOU VPO MGPU. — M., 2012.
8. Belyavskiy, B. V. Obrazovanie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya: problemy i riski / B. V. Belyav-skiy // Obrazovatel'naya politika. — 2015. — № 3.
9. Dudnikov, S. V. Professional'naya orientatsiya i zanyatost' invalidov v Mos-kve / S. V. Dudnikov // Reabilitatsiya i zanyatost' invalidov. — M., 2003.
10. Ermakov, V. P. Proforientatsiya / V. P. Ermakov, G. A. Yakunin // Osnovy tiflopedagogiki. — M., 2000.
11. Zarubina, I. N. Problemy i opyt organizatsii korrektsionno-pedagogiche-skoy podderzhki studentov s narusheniem zreniya / I. N. Zarubina // Korrektsion-naya pedagogika. — 2007. — № 3.
12. Mirskiy, S. L. Metodika professio-nal'no-trudovogo obucheniya vo vspomo-gatel'noy shkole : posobie dlya uchitelya / S. L. Mirskiy. — M. : Prosveshchenie, 1988.
13. Ob itogakh kollegii Ministerstva obrazovaniya RF po voprosu «O sover-shenstvovanii professional'nogo obrazo-vaniya invalidov» // Defektologiya. — 2004. — № 3.
14. Plaksina, L. I. Professional'noe obra-zovanie lits s narusheniem zreniya: opyt, problemy, perspektivy / L. I. Plaksina // Shkol'nyy vestnik. — 2004. — № 4.
15. Smolin, O. N. Pochemu vozmozh-nosti ne ravny?: Normativno-pravovaya baza realizatsii prava invalidov na obrazo-vanie v sovremennoy Rossii / O. N. Smo-lin, O. E. Gor'kavaya // Korrektsionnaya pedagogika. — 2004. — № 3.
14
Спецнаïïbное 0Ôpa30BaHne. 2016. № 2