Научная статья на тему 'Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования'

Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1944
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ИНКЛЮЗИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ИНВАЛИДЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / EDUCATORS / INCLUSION / DISABLED STUDENTS / STUDENTS WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / COMPETENCIES / RETRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елена Александровна, Романович Наталья Анатольевна

В статье рассматривается вопрос разработки и обоснования структуры и содержания компетенций педагогических работников, чья деятельность происходит в условиях инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Актуальность данной разработки заключается в том, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» инклюзия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов в профессиональной организации требует взаимной адаптации всех участников и сторон образовательного процесса. Не только обучающимся необходимо адаптироваться к инклюзии в учебный процесс и коллектив, но и сама профессиональная организация, ее образовательные программы, преподавательский состав, подготовка преподавателей с учетом соответствующих компетенций, технологии и средства обучения также должны адаптироваться к потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов. В работе предложены методические разработки по составу и содержанию компетенций педагогов, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, которые могут быть рекомендованы при составлении образовательных программ переподготовки и повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Елена Александровна, Романович Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and the content of the competencies of inclusive professional education workers

The article describes the development and substantiation of structure and components of teachers’ competencies whose activity takes place in the conditions of inclusive professional education for people with limited health abilities and disabled people. The relevance of this topic is determined by the law “On Education in the Russian Federation” in which is said that inclusion of students with limited health abilities and disabled students in professional organizations requires mutual adaptation of all participants and stakeholders of the educational process. Not only students need to adapt to the inclusion in the educational process, but the professional organization itself, its educational programs, teachers, teachers trainings, learning technologies and tools also need to be adapted to the needs of students with limited health abilities and disabled students. Methodological developments in the structure and contents of teachers’ competencies, which are needed for performance of teaching activities in the conditions of inclusive professional education for people with limited health abilities and disabled people, are proposed in the article. These methodological developments can be recommended when developing educational programs of retraining and improvement of professional skill of educators.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования»

УДК 371.12+376

Структура и содержание

компетенций педагогических работников

инклюзивного профессионального образования

Е. А. Мартынова, Н. А. Романович

The structure and the content of the competencies of inclusive professional education workers

E. A. Martynova, N. A. Romanovich

Аннотация. В статье рассматривается вопрос разработки и обоснования структуры и содержания компетенций педагогических работников, чья деятельность происходит в условиях инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Актуальность данной разработки заключается в том, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» инклюзия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов в профессиональной организации требует взаимной адаптации всех участников и сторон образовательного процесса. Не только обучающимся необходимо адаптироваться к инклюзии в учебный процесс и коллектив, но и сама профессиональная организация, ее образовательные программы, преподавательский состав, подготовка преподавателей с учетом соответствующих компетенций, технологии и средства обучения также должны адаптироваться к потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов. В работе предложены методические разработки по составу и содержанию компетенций педагогов, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях инклюзивного профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, которые могут быть рекомендованы при составлении образовательных программ переподготовки и

повышения квалификации работников образования.

Abstract. The article describes the development and substantiation of structure and components of teachers ' competencies whose activity takes place in the conditions of inclusive professional education for people with limited health abilities and disabled people. The relevance of this topic is determined by the law "On Education in the Russian Federation " in which is said that inclusion of students with limited health abilities and disabled students in professional organizations requires mutual adaptation of all participants and stakeholders of the educational process. Not only students need to adapt to the inclusion in the educational process, but the professional organization itself, its educational programs, teachers, teachers trainings, learning technologies and tools also need to be adapted to the needs of students with limited health abilities and disabled students. Methodological developments in the structure and contents of teachers ' competencies, which are needed for performance of teaching activities in the conditions of inclusive professional education for people with limited health abilities and disabled people, are proposed in the article. These methodological developments can be recommended when developing educational programs of retraining and improvement of professional skill of educators.

Ключевые слова: педагогические работники, инклюзия, обучающиеся инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностями здо-

ровья, компетенции, переподготовка и повышение квалификации.

Key words: educators, inclusion, disabled students, students with limited health abilities, competencies, retraining and improvement of professional skill.

Инклюзия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающихся с ОВЗ) и обучающихся инвалидов в среду образовательной организации профессионального образования требует взаимной адаптации всех сторон образовательного процесса. С одной стороны, учащиеся, которые получили среднее образование в школах, в том числе специальных или на дому, должны адаптироваться к новым условиям инклюзивного образования в учебном коллективе. С другой стороны, образовательная организация, ее образовательные программы, штатный состав, технологии обучения, материальная база, то есть вся образовательная среда должны быть адаптированы к потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидов [1]. Важнейшим условием является то, что инклюзивный учебный процесс должен осуществляться в приспособленной материально-предметной, так называемой безбарьерной среде, что является требованием закона «Об образовании в Российской Федерации» по созданию в образовательных организациях профессионального образования необходимых специальных материально-технических условий инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов [2]. Но, кроме материально-предметных, существенно необходимыми являются условия, которые надо обеспечивать организационно-педагогическими средствами в процессе инклюзивного обучения. Важнейшим из них является то, что на практике реализация концепции инклюзии для профессиональных образовательных организаций в значительной мере зависит от профессиональной подготовки кадров, и это требует внесения изменений в процесс их профессионального развития и формирования соответствующих компетенций [3]. В частности, на данном этапе внедрения инклюзивного обучения использование потенциала системы дополнительной подготовки и переподготовки педагогов дает возможность реализации этой задачи путем освоения специальных программ повышения квалификации педагогических работников в области инклюзивного про-

фессионального образования и формирования у них способности работать в условиях инклюзивного образования с обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Такую способность можно рассматривать как инклюзивную компетентность, являющуюся частью общепрофессиональных компетентностей педагога.

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать данное понятие как интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ и инвалидов и обеспечивать включение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательную среду, создавая условия для их развития и саморазвития [4].

Поскольку инклюзивная компетентность рассматривается нами как часть общепрофессиональных компетентностей педагога, ее необходимо расценивать как комплекс базовых и специальных знаний и навыков, обеспечивающих процесс инклюзии студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Базовая составляющая выражает приобретенное личностное образование, охватывающее мотивацию к деятельности, соответствующие знания, умения, опыт, личностные черты, способность к налаживанию продуктивных отношений с молодежью с особыми образовательными потребностями. Специальная составляющая охватывает знание и владение необходимыми навыками реализации инклюзивного обучения с учетом специфики образовательной организации, в которой осуществляется педагогическая деятельность, и объекта, на который направлена деятельность.

Педагог инклюзивного образования должен решать не только общие для всех виды профессиональной деятельности, но и специальные, возникающие при реализации инклюзивного образования.

К общим видам профессиональной деятельности относятся:

- реализация на практике прав обучающихся;

- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и их общения с субъектами образовательного процесса, социализация;

- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в профессиональной образовательной организации;

- повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

- использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

- использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

- систематическое повышение своего профессионального мастерства;

- соблюдение норм профессиональной этики;

- повышение собственного общекультурного уровня;

- соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Специальные виды профессиональной деятельности:

- обогащение теоретических представлений об общих закономерностях, детерминантах и механизмах развития инклюзивного образования;

- разработка учебно-методических материалов, проведение занятий с обучающимися с ОВЗ и инвалидами по адаптированным образовательным программам;

- формирование толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ и инвалидам;

- взаимодействие с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их общения в образовательной организации и в семье;

- создание благоприятной, психологически комфортной, толерантной социальной студенческой среды;

- участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами.

Необходимость освоения программы дополнительного профессионального образования педагогическими работниками должна основываться на высокой значимости овладения ими способностью к непрерывному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию в течение всей жизни, адаптации к изменяющимся жизненным и профессиональ-

ным условиям, способностью к согласованным позитивным действиям и активному толерантному общению в коллективе при сформированном у них адекватному отношению к индивидуальным психофизическим особенностям разных категорий обучающихся.

Ее освоение также значимо в отношении формирования у них адекватной гражданской позиции, знаний при оказании педагогической и правовой помощи в области реализации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования.

Готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования требует от него овладения наряду с базовыми компетенциями совокупности дополнительных компетенций, которые могут быть определены на основе трудовых функций преподавателя профессионального образования [5]:

- «Способность к разработке адаптированных образовательных программ профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе адаптационных модулей»;

- «Способность преподавать по адаптированным образовательным программам профессионального образования»;

- «Способность педагогической поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования»;

- «Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательной деятельности при получении профессионального образования и в решении жизненных проблем»;

- «Способность к созданию в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды».

В результате овладения компетенцией «Способность к разработке адаптированных образовательных программ профессионального образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе адаптационных модулей» педагог инклюзивного образования должен знать:

- методологические основы современного инклюзивного образования;

- теорию и практику инклюзивного образования, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт;

- содержание законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, отраслевых нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность в сфере инклюзивного образования;

- локальные нормативные акты образовательной организации по осуществлению образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- требования к научно-методическому обеспечению адаптированных образовательных программ профессионального образования, современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам с учетом специфики для разных категорий инвалидов и лиц с ОВЗ,

уметь:

- разрабатывать новые подходы к преподаванию адаптированных образовательных программ профессионального образования и технологии преподавания адаптационных модулей, определять условия их внедрения, исходя из их доступности с учетом специфики для обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования, адаптационных модулей, курсов, дисциплин, учебные планы занятий (циклов занятий) с учетом:

- порядка, установленного законодательством об инклюзивном образовании;

- требований, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, профессиональным стандартам и иным квалификационным характеристикам;

- образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов, возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;

- вариативности, роли учебных предметов, курсов, дисциплин в формировании общекультурных, общепрофессиональных и прикладных профессиональных компетенций лиц с ОВЗ и инвалидов;

- современного развития технических средств обучения, образовательных технологий, в том числе технологий электронного и дистанционного обучения, адапти-

рованых для обучающихся с различными видами нарушений здоровья;

- санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов,

владеть:

- навыками разработки и обновления примерных программ, рабочих программ и учебно-методических комплексов, планов занятий (циклов занятий), учебных курсов, дисциплин (модулей) адаптированных образовательных программ профессионального образования с учетом специфики для лиц с ОВЗ и инвалидов;

- навыками создания учебников, учебных пособий, научно-методических и учебно-методических материалов, в том числе контрольно-оценочных средств, обеспечивающих реализацию адаптированных программ профессионального образования с учетом специфики для лиц с ОВЗ и инвалидов;

- навыками оценки качества (экспертиза и рецензирование) учебников и учебных пособий, научно-методических и учебно-методических материалов, предназначенных для лиц с ОВЗ и инвалидов.

В результате овладения компетенцией «Способность преподавать по адаптированным образовательным программам профессионального образования» педагог инклюзивного образования должен знать:

- особенности организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования в условиях инклюзивного образования;

- область общей и специальной педагогики, возрастные, индивидуально-психологические и психофизиологические особенности разных категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов на занятиях различного вида;

- средства обучения и воспитания, в том числе технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, современные образовательные технологии профессионального образования (обучения предмету), включая технологии электронного и дистанционного обучения, и возможности их применения в образовательном процессе с лицами

с ОВЗ и инвалидами с учетом нарушений их здоровья;

- различные подходы к определению критериев качества результатов обучения, разработке контрольно-оценочных средств обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом нарушений их здоровья;

- порядок обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов во время образовательного процесса в образовательных организациях и вне образовательных организаций;

- нормативно-правовые основания и меры гражданско-правовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ и инвалидов во время занятий в образовательных организациях и вне образовательных организаций,

уметь:

- использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации аудиторной и самостоятельной работы, исходя из их доступности и индивидуализации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, моделировать занятие, использовать вариативность в процессе обучения, применять современные технические, информационно-коммуникационные средства обучения и образовательные технологии (в т. ч. технологии электронного и дистанционного обучения), облегчающие освоение и воспроизводство учебной информации;

- создавать на занятиях проблемно ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также их личностно-профессио-нальное развитие;

- контролировать выполнение на занятиях санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, электробезопасности и др.;

- вносить коррективы в адаптированные образовательные программы, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность на основании анализа образовательного процесса и его результатов,

владеть:

- навыками организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей по

программам профессионального образования;

- навыками контроля и оценки процесса и результатов освоения обучающимися с ОВЗ и инвалидами с учетом их индивидуальных особенностей освоения адаптированных образовательных программ профессионального образования;

- навыками организации исследовательской, проектной и иной деятельности, мест прохождения учебной и производственной практики для обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и данных индивидуальной программы реабилитации.

В результате овладения компетенцией «Способность педагогической поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования» педагог инклюзивного образования должен знать:

- основы психологии труда;

- требования, предъявляемые профессией к человеку с нарушениями здоровья, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, условия труда, возможности и перспективы карьерного роста по профессии;

- цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов на различных ступенях образования;

- роль преподавателя в осуществлении содействия профессиональному самоопределению и развитию обучающимся с ОВЗ и инвалидам,

уметь:

- проводить информационные мероприятия, консультировать школьников, студентов, имеющих нарушения здоровья, и их родителей по вопросам востребованности направления и профиля подготовки на рынке труда и наличия противопоказаний при выборе профессии, возможностей трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации.

Учитывая формат условий труда и образа жизни специалистов соответствующего профиля, требований к их профессиональному образованию, личности, здоровью и т. п., владеть:

- навыками развития и планирования проф-ориентационной деятельности образовательной

организации с обучающимися с ОВЗ и инвалидами;

- навыками участия в проектировании и реализации программ поддержки профессионального самоопределения и развития, трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов по программам профессионального образования, в том числе с привлечением профессионалов высокой квалификации и представителей работодателей, центров занятости населения.

В результате овладения компетенцией «Способность к социально-педагогической, организационной поддержке (сопровождению) обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательной деятельности при получении профессионального образования и в решении жизненных проблем» педагог инклюзивного образования должен знать:

- основные нормативно-правовые акты, определяющие современную социальную политику государства в развитии стратегии инклюзивного образования (Федеральные законы, отраслевые, внутренние локальные акты профессиональной образовательной организации и др.);

- индивидуальные отличия, психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и инвалидов и на этой основе специфику приема-передачи учебной информации с учетом нарушений их здоровья;

- знать механизмы и возможные проблемы, связанные с адаптацией обучающихся с ОВЗ и инвалидов к особенностям образовательного процесса;

- основные подходы и направления работы в области педагогической поддержки и сопровождения личностного и профессионального развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов,

уметь:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психофизиологического развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов при организации образовательного процесса;

- обеспечить в рамках своих компетенций соблюдение прав обучающихся с ОВЗ и инвалидов и предоставить им установленные государственные гарантии и защиту их интересов в образовательной организации и при взаимодействии с социальными партнерами;

- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности;

- содействовать адаптации обучающимся с ОВЗ и инвалидам к условиям учебного процесса, принятым нормам и этике поведения в организации;

- способствовать формированию у обучающихся с ОВЗ и инвалидов устойчивого, позитивного отношения к своей будущей профессии, образовательной организации, стремления к постоянному самосовершенствованию,

владеть:

- навыками проектирования совместно с тьюторами, другими студентами, коллегами и специалистами индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- навыками оказания помощи каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалиду в наиболее полном удовлетворении их потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, профессиональном самоопределении, планировании самостоятельной работы.

В результате овладения компетенцией «Способность к созданию в профессиональной образовательной организации толерантной социокультурной среды» педагог инклюзивного образования должен знать:

- ценности и основные педагогические технологии и методики обучения инклюзивного образования;

- основы эффективного педагогического общения с обучающимися с ОВЗ и инвалидами;

- нормы педагогической этики, техники и приемы общения (слушания, убеждения и т. д.), различные средства педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидов,

уметь:

- устанавливать педагогически целесообразные отношения и работать с обучающимися с разными нарушениями здоровья с учетом их возможностей к обучению;

- способствовать созданию и развитию в профессиональной организации волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам;

- осуществлять самоконтроль в профессиональной деятельности, реализуемой в условиях инклюзивного обучения, в ходе которого происходит сознательный контроль за результата-

ми своих профессиональных действий, анализ реальных педагогических ситуаций;

- адаптироваться к изменениям профессиональной ситуации в условиях инклюзивной среды,

владеть:

- навыками межличностного взаимодействия и коммуникации между всеми субъектами инклюзивной образовательной среды (обучающийся, группа обучающихся, родители либо лица, их замещающие, педагоги, специалисты, тьюторы, руководство);

- техникой и приемами общения (слушания, убеждения и т. д.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов и обеспечивать формирование благоприятного психологического климата и сплочение группы;

- навыками профессионального самообразования по вопросам обучения и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях инклюзивной образовательной среды, совершенствуя практические умения, обеспечивая постоянный профессиональный и личностный рост.

Данный комплекс общепрофессиональных компетенций педагогических работников рекомендуется использовать при разработке образовательных программ по организации педагогической деятельности в условиях инклюзивного профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов на базе организаций переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также образовательных адаптационных модулей, курсов, дисциплин, учебных планов занятий (циклов занятий) для студентов педагогических специальностей. Для актуализации у педагогических работников способности работать в условиях инклюзивного профессионального образования рекомендуется также сочетание образовательных программ (модулей) такого рода с другими возможностями и ресурсами: занятие научно-исследовательской деятельностью, участие в форумах, конференциях, тематических обучающих семинарах и вебинарах, посвященных обсуждению вопросов развития инклюзивного образования, участие в развитии программ сотрудничества. Комплексная подготовка преподавателей к инклюзивному обучению будет способствовать развитию

инклюзии в сфере профессионального образования, повышению качества образования и полноценной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в различных жизненных и профессиональных обстоятельствах, их социализации и интеграции в профессиональную и социокультурную среду в качестве равноправных членов общества, создавать предпосылки их успешной личностной жизненной перспективы.

Библиографический список:

1. Мартынова Е. A., Романенкова Д. Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // Историческая и социально-образоваельная мысль. - 2013. - № 4 (20). - C. 98-102.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Сайт «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/ 2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 18.04.2014).

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М. : Академия, 2009. - 240 с.

4. Горюнова Л. В. Состояние и перспективы подготовки педагогических кадров нового типа при широком понимании инклюзии // Международный образовательный форум. - М. : Вузовская книга, 2013. - С. 50-54.

5. Профессиональный стандарт преподавателя. Проект 08.08.2013 // Интернет-портал профобразования. - URL: http://www.profobrazo vanie.org/t4552p20-topic (дата обращения: 09.06.2014).

References:

1. Martynova E. A., Romanenkova D. F. Requirements for Special Conditions of Inclusive Education for Disabled People in Institutions Of Professional Education [Trebovaniya k spet-sial'nym usloviyam obespecheniya inklyuzivnogo obrazovaniya invalidov v organizatsiyakh profes-sional'nogo obrazovaniya]. Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and So-cio-Educational Thought]. 2013, № 4 (20), pp. 98102.

2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "On Edu-

cation in the Russian Federation"]. URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (Accessed: 18.04.2014).

3. Zeer E. F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. M. : Akademiya, 2009. 240 p.

4. Goryunova L. V. Status and Prospects of Training Teachers of a New Type with a Broad Understanding of Inclusion [Sostoyanie i perspek-

tivy podgotovki pedagogicheskikh kadrov novogo tipa pri shirokom ponimanii inklyuzii]. Mezhduna-rodnyy obrazovatel'nyy forum [International Education Forum]. M., 2013, pp. 50-54.

5. Professional'nyy standart pedagoga. Proekt 08.08.2013 [Professional Standard for Teacher. The project 08.08.2013].URL: http://www.pro fobrazovanie.org/t4552p20-topic (Date of access: 09.06.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.