Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья'

Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возняк И. В.

В статье выделены организационно-педагогические условия повышения квалификации, влияющие на организацию процесса подготовки педагогических работников к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Требования профессионального стандарта педагога обусловили необходимость разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возняк И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагогов для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 376

И.В. Возняк

начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения, МКУ НМИЦ г. Белгород, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье выделены организационно-педагогические условия повышения квалификации, влияющие на организацию процесса подготовки педагогических работников к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Требования профессионального стандарта педагога обусловили необходимость разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова

Организационно-педагогические условия, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, профессиональный стандарт педагога, дополнительные профессиональные

программы повышения квалификации

Одной из современных тенденций в отечественной образовательной политике является реализация идей инклюзивного образования, предполагающих обучение детей с учётом разнообразия особых образовательных потребностей. При этом наибольший резонанс вызывают вопросы организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) совместно с нормативно развивающими сверстниками. Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ и инвалидностью. С каждым годом численность обучающихся данной категории увеличивается, а количество специализированных школ и классов уменьшается. Сегодня более 160 тысяч детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Такая ситуация стала возможной благодаря инициативе родителей детей-инвалидов, отстаивающих права своих детей на получение качественного образования и социальную адаптацию в среде нормативно развивающихся сверстников.

Развитие отечественного инклюзивного образования закреплено в ФЗ «Об образовании в РФ» (2012), в Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2014), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2014) и в значительной мере повышает требования к профессиональной деятельности педагогов.

В настоящее время введение Профессионального стандарта педагога (2013) обязывает всех педагогических работников владеть специальными компетенциями в области инклюзивного образования детей с ОВЗ - знать особенности психофизического развития детей с различными видами нарушений, специальные условия и подходы в их обучении, владеть способами адаптации учебного материала с учетом восприятия детей с ОВЗ и обучающихся с нормативным развитием, уметь управлять их взаимодействием в учебно-воспитательном процессе, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения оказывать помощь ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье и др. Основные направления подготовки учителя к образованию обучающихся с ОВЗ отражены в мероприятиях «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (2014). В настоящее время в ряде российских вузов в соответствии со стандартом высшего профессионального образования началась подготовка педагогов и специалистов в сфере

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

инклюзивного образования по направлению «Психолого-педагогическое образование». Но потребность во включении детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне с нормально развивающими сверстниками необходимо обеспечивать сегодня. Поэтому на современном этапе развития инклюзивного образования особая роль в подготовке педагогов для его реализации отводится системе повышения квалификации на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Эффективности процесса формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в системе повышения квалификации способствует реализация комплекса мер, направленных на организационно-управленческое, нормативно-правовое, научно-методическое сопровождение, информационное, кадровое и материально-техническое обеспечение.

Созданию условий предшествует проведение мониторинга кадрового обеспечения готовности образовательных учреждений к введению ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и наличия профессиональной подготовки у педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями в развитии.

Организационно-управленческое сопровождение и организация межведомственного взаимодействия с социальными партнерами направлены на определение институциональных форм, моделей и механизмов педагогического обеспечения повышения квалификации педагогов инклюзивного образования. Для этого решаются следующие задачи: определение субъектов системы повышения квалификации и уточнение социальных партнеров в контексте межведомственного взаимодействия; прогнозирование потребности образовательных организаций региона и формирование заказов на разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования; создание координационных и методических советов, рабочих групп, учебно-методических объединений, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии с привлечением социальных партнеров, общественных организаций и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ; определение стажерских площадок и утверждение инновационных проектов в области образовательной инклюзии; организация и проведение конкурсов профессионального мастерства; включение в критерии аттестации педагогов показателей, учитывающих обучение педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и результативность педагогической деятельности в условиях образовательной инклюзии.

Обеспечение нормативно-правовой поддержки направлено на разработку пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (положения, приказы, дорожные карты и др).

Научно-методическое и информационное обеспечение нацелено на обновление дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с учетом выявленных затруднений педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии, а также требований профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ОВЗ; использование ИКТ для реализации дистанционного обучения педагогов; организацию проведения научно-практических конференций, педагогических мастерских, вебинаров, семинаров, круглых столов, мастер-классов и др.; разработка научно-методических рекомендаций по вопросам организации инклюзивного образования; выявление, изучение и распространение актуального педагогического опыта в сфере инклюзивного образования; размещение на сайтах субъектов системы повышения квалификации педагогических работников информации о содержании и результатах работы организационных структур в данном направлении др.

Для обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации привлекаются кадровые ресурсы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, инклюзивных школ, являющихся стажерскими площадками. Для обеспечения качества подготовки педагогов осуществляется повышение квалификации преподавателей институтов развития образования, методистов муниципальных методических служб, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

Таким образом, создаваемые в последние годы организационно-педагогические условия,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов и развитию отечественного инклюзивного образования. Вопрос о подготовке педагогических кадров не перестает быть актуальным на современном этапе реформирования образования. Необходимо, чтобы содержание программ и применяемые формы обучения опирались на имеющийся внутренний ресурс и субъектный опыт педагога, а также учитывали запрос образовательной организации, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованной литературы:

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п- П8).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / URL: http://ug.ru/new_standards/6 (дата обращения: 02.10.2014).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

© Возняк И.В., 2017

УДК 378.147.39: 004

К.В. Волощук

студент-магистрант 2 курса факультета «Физики, математики и информатики» Курский государственный университет г. Курск, Российская Федерация

ВАЖНОСТЬ РАЗДЕЛА «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧАЩИМИСЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Аннотация

В данной статье рассматривается важность изучения темы «Программирование» в школе, также приводятся проблемы современного изучения данной темы, и предлагается вариант для улучшения понимания учениками материала по теме «Программирование».

Ключевые слова Информатика, программирование, школа, ученик, знания.

Информатика - достаточно «молодой» предмет в школьной программе. Именно поэтому он не обременен пока большим количеством методов и методик преподавания. Данный факт можно объяснить многими причинами такими как:

• существованием большого количества программного обеспечения,

• разным уровнем оснащенности школ вычислительной техники,

• различное распределение часов, выделенных на преподавание.[1, с. 33]

В Государственном стандарте по информатике сказано, что после изучения предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне обучающийся в области программирования должен:

1. Узнать каковы основные свойства алгоритмов. Понять типы алгоритмических конструкций;

2. Научиться использовать алгоритмические конструкции, строить простые алгоритмы, выполнять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.