13. Молчанов, С. Г. Включение родителей в социально-образовательную деятельность классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2011. — № 1 (14). — С. 87-92.
14. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Пед. журнал. — 2012. — № 1. — С. 35-53.
15. Молчанов, С. Г. Содержание социализации в учреждении специального (коррекцион-ного) образования [Текст] / С. Г. Молчанов, И. М. Чернова // Специальное образование. — Екатеринбург, 2012. — № 2. — С. 148-157.
16. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. — М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. — 957 с.
17. Дорохова Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2014. — 50 с.
УДК 377/376 Д. Ф. Романенкова, начальник Регионального
учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета (РУНЦИО ЧелГУ), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуются развитие инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации. Проанализированы основные количественные показатели развития инклюзивного среднего профессионального образования, полученные по итогам мониторинга 2015 г. Сформулирована основная цель развития инклюзивного среднего профессионального образования, которая заключается в обеспечении доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социальной адаптации и социализации. Раскрыто содержание основных направлений работы на ближайшие пять лет, нацеленных на создание и совершенствование специальных организационных и педагогических условий, создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры, обеспечивающей универсальную безбарьерную среду для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для работы в условиях инклюзии, создание системы успешного профессионального самоопределения, социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: инклюзивное профессиональное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, адаптация образовательных программ, среднее профессиональное образование.
Вопросы обеспечения доступности профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются очень актуальными в последние три года и в настоящее время находятся под пристальным вниманием федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Ранее деятельность по созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможно-
стями здоровья (далее — лица с ОВЗ), конечно, велась, но она во многом носила инициативный и нерегламентированный характер.
Логика развития нормативной правовой базы состоит в следующем: принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положения Конвенции о правах инвалидов в сфере образования, в том числе профессионального, в нормативных
актах, регулирующих образовательный процесс по программам среднего профессионального образования (далее — СПО); приказами Мино-брнауки России внесены дополнения, отражающие особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ, направленные на обеспечение доступности СПО, утверждены требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе к оснащенности образовательного процесса; подготовлены рекомендации по разработке и реализации образовательных программ СПО.
На основе федеральной нормативной правовой базы формируется нормативная правовая база субъектов РФ и создаются специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, что закрепляется локальными нормативными актами. Конечной целью является внедрение практики реализации адаптированных образовательных программ, дифференцируемых по условиям обучения, видам нарушений здоровья, применяемым образовательным технологиям.
Третий год Челябинский государственный университет по поручению Минобрнауки России проводит мониторинг наличия условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ и их профессионального обучения.
Рассмотрим некоторые показатели развития инклюзивного СПО в РФ.
Согласно результатам мониторинга, в 2015 г инвалиды и лица с ОВЗ обучаются в 60 % от общего количества образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО. По сравнению с предыдущим годом их число выросло на 4 %. Для образовательных организаций, подведомственных субъектам РФ, этот показатель составляет 62,6 %. Программы профессионального обучения для этой категории обучающихся реализуют 18 % образовательных организаций от общего количества образовательных организаций, принявших участие в мониторинге.
Всего по образовательным программам СПО обучается 16 322 человека из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. По сравнению с 2014 г. количество обучающихся данной категории выросло на 14,5 %. По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается 4 390 человек (на 2,8 % больше, чем в предыдущем году), а по программам подготовки спе-
циалистов среднего звена — 11 932 человек (на 19,6 % больше, чем в предыдущем году). По программам профессионального обучения обучаются 18 486 инвалидов и лиц с ОВЗ (на 27 % больше, чем в предыдущем году).
Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по всем укрупненным группам профессий и специальностей. Наибольшее их число обучается по специальностям и профессиям укрупненной группы «Информатика и вычислительная техника» — 17,6 % от всех обучающихся по программам СПО данной категории, по укрупненной группе «Экономика и управление» — 11,3 %, «Сестринское дело» — 7,7 %, «Промышленная экология и биотехнологии» — 6,3 %, «Техника и технологии строительства» — 5,7 %, «Технологии легкой промышленности» — 5,6 %. Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по 308 образовательным программам СПО, в том числе 121 программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 187 программам подготовки специалистов среднего звена.
Среди обучающихся по программам СПО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ наибольшее число имеют соматические заболевания (40,6 %) и нарушения опорно-двигательного аппарата (20,1 %), 14,5 % обучающихся имеют нарушения слуха, 10,9 % — нарушения зрения, 12,5 % — нервно-психические нарушения, 1,3 % обучающихся передвигаются в кресле-коляске.
Содержание образования и условия организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. В 2015 г. по адаптированным образовательным программам обучалось 26,7 % от всех обучающихся по программам СПО инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Адаптированные образовательные программы СПО реализуют 16 % от всех образовательных организаций, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.
Развитие электронного обучения, дистанционных образовательных технологий позволяет значительно расширить доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ независимо от места их проживания. Согласно данным мониторинга, образовательные программы СПО с использованием дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц с ОВЗ реализуют 15,5 % от всех образовательных организаций, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО. Доля обучающихся этой категории, в образовательном процессе которых используются дистанционные образовательные технологии, составляет
10,4 %, в том числе 1,6 % из них обучаются исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Доля обучающихся, в образовательном процессе которых используются дистанционные технологии, очень различается в субъектах РФ. Вообще не используют эти технологии в образовательном процессе инвалидов и лиц с ОВЗ 29 субъектов РФ.
С использованием дистанционных образовательных технологий для инвалидов и лиц с ОВЗ реализуется 34,7 % от всех образовательных программ СПО, по которым обучаются данные обучающиеся. Наибольшее количество обучается по следующим образовательным программам СПО: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Программирование в компьютерных системах», «Прикладная информатика (по отраслям)», «Сестринское дело», «Реклама», «Мастер по обработке цифровой информации».
Реализация адаптированной образовательной программы в обязательном порядке должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья, и обеспечивать реализацию их особых образовательных потребностей.
Большое значение имеет подробная и открытая информация о предоставляемых образовательных услугах для инвалидов и лиц с ОВЗ и условиях обучения. По данным на 2015 г. только 31,7 % образовательных организаций, прошедших мониторинг, имеют раздел или страницу на своем сайте об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ — это незначительно больше показателя 2014 г. (24 %). Согласно Межведомственному комплексному плану мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 гг., эта информация должна стать обязательной для размещения на официальных сайтах образовательных организаций с 2016 г. [1].
Полноценное решение вопросов инклюзии должно базироваться на создании в образовательной организации отдельного структурного подразделения, уполномоченного на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ. Особенно это актуально, если в образовательной организации обучается значительное количество инвалидов и лиц с ОВЗ. Это может быть центр (отдел, служба
и т. п.) инклюзивного образования, который во взаимодействии с другими структурными подразделениями создает условия для обеспечения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. По данным мониторинга такие специальные структурные подразделения, ответственные за инклюзивное обучение, созданы в 5 % от общего количества образовательных организаций, принявших участие в мониторинге; в 52 % образовательных организаций полномочия ответственности за инклюзию переданы различным структурам образовательной организации.
В каждой образовательной организации должна быть сформирована локальная нормативная база на основе федеральной и региональной нормативной базы по организации и осуществлению инклюзивного СПО. Однако в 2015 г. локальные нормативные акты по инклюзивному обучению имелись лишь в 60,5 % образовательных организаций.
Важным фактором, обеспечивающим успешность обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации, является подготовка кадров к работе в условиях инклюзии [2]. Формами такой подготовки являются курсы повышения квалификации, стажировки в других образовательных организациях, разработка методических рекомендаций преподавателям по работе с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ, консультирование преподавателей и сотрудников по образовательным потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, участие преподавателей в семинарах, научно-практических конференциях.
В 16 % образовательных организаций педагоги проходят курсы повышения квалификации; стажировки педагогов в других образовательных организациях практикуют лишь 3,1 % образовательных организаций, разработка методических рекомендаций преподавателям по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ налажена в 17,2 % образовательных организаций. Показательно, что в почти половине образовательных организаций (43,4 %) не реализуется ни одна из форм подготовки преподавателей к работе с данной категорией обучающихся.
Основной целью дальнейшего развития инклюзивного СПО инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации является обеспечение доступности среднего профессионального образования для этой категории граждан, способствующей их социальной адаптации и социализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение комплекса основных задач
и выполнение соответствующих им мероприятий, таких как:
- создание и совершенствование специальных организационных и педагогических условий для получения инвалидами и лицами с ОВЗ среднего профессионального образования, в том числе с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (независимо от места проживания обучающихся);
- создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры, обеспечивающей универсальную безбарьерную среду для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе СПО;
- создание системы успешного профессионального самоопределения, социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ в сфере СПО.
Решение задачи совершенствования условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ должно быть направлено в первую очередь на формирование федеральной и региональных систем нормативно-правового и учебно-методического обеспечения образовательных программ СПО путем выявления и распространения лучших практик, разработки методических рекомендаций по реализации образовательных программ СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществления комплексного сопровождения их образовательного процесса и содействия трудоустройству.
Поскольку среднее профессиональное образование обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ затруднено без создания специальных условий, то наличие таковых вносится в федеральные государственные образовательные стандарты СПО (далее — ФГОС СПО) в виде специальных требований.
Во всех ФГОС СПО закреплена возможность при необходимости увеличения срока получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ (по профессиям — не более чем на полгода, по специальностям — не более чем на десять месяцев). В этом случае максимальный недельный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или лица с ОВЗ может быть снижен. Очевидно, что для обучающихся с различными видами нарушений здоровья необходима реализация адаптированных образовательных программ.
В прошлом году в Минюсте России зарегистрирован ряд дополнений в ФГОС СПО по
нескольким специальностям, отражающих требования инклюзии: особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура», выбор мест практик в соответствии с требованиями доступности, введение в образовательные программы адаптационных дисциплин, предоставление образовательных ресурсов в доступной форме. Эти новые требования сейчас выполняются лишь для 14,6 % обучающихся этой категории. Запланированы подобные изменения во все ФГОС по специальностям СПО в части требований инклюзивного образования в рамках работ по актуализации стандартов.
Решение задачи создания в субъектах Российской Федерации инфраструктуры, обеспечивающей универсальную безбарьерную среду для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, будет осуществлено с помощью создания сети базовых профессиональных образовательных организаций и сети ресурсных учебно-методических центров по профессиональному образованию инвалидов и лиц с ОВЗ (далее — ресурсных учебно-методических центров) на базе ведущих профессиональных образовательных организаций. Базовые профессиональные образовательные организации, создаваемые во всех субъектах РФ в рамках государственной программы «Доступная среда» [3] — это профессиональные образовательные организации, реализующие практику инклюзивного образования, на которые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, возложены функции содействия развитию региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Основные направления их деятельности — обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО, реализация образовательных программ СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы, повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации. Очевидно, что деятельность базовых профессиональных образовательных организаций также должна быть направлена на апробацию современного методического обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ (программ, методик и технологий обучения), содействие профессиональным
образовательным организациям субъекта РФ в разработке адаптированных образовательных программ СПО, в том числе реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществление консультаций по вопросам получения СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ и их родителей (законных представителей), в том числе с проведением профессиональной диагностики.
Ресурсные учебно-методические центры будут созданы в федеральных округах Российской Федерации по Федеральной целевой программе развития образования [4] в 2018-2020 гг. на базе ведущих профессиональных образовательных организаций с целью информационно-аналитического и методического обеспечения развития системы инклюзивного СПО в федеральных округах. Всего будет создано не менее 30 центров по всем федеральным округам, минимум по два центра в каждом федеральном округе.
На ресурсные учебно-методические центры могут быть возложены функции методического и информационно-аналитического обеспечения деятельности профессиональных образовательных организаций федеральных округов в сфере обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, координации деятельности профессиональных образовательных организаций в сфере обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в федеральных округах, изучения и выявления лучших практик реализации инклюзивного СПО и выработки механизмов их трансляции в профессиональные образовательные организации, осуществления мониторинга потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования в федеральных округах, участия в разработке региональных программ по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах, проведения научно-исследовательской работы по развитию инклюзивного профессионального образования, анализа и прогнозирования развития инклюзивного СПО и т. д.
В образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО, также должны быть созданы необходимые условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие создание безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, формирование учебно-методического обеспечения инклюзивного учебного процесса, подготовку педагогических работников и специалистов сопровождения к работе в условиях инклюзии.
К 2020 г. доля образовательных организаций СПО, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций должна составлять 70 % [4].
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в системе СПО имеют решающее значение для развития системы инклюзивного СПО. Необходимо, чтобы все педагогические работники системы СПО были подготовлены к работе с данной категорией обучающихся.
В рамках решения этой задачи запланирована актуализация ФГОС СПО в области образования «Образование и педагогические науки» в соответствии с профессиональными стандартами в части внесения положений об обязательной подготовке обучающихся по данным направлениям к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ различных нозологических групп. В ходе этой работы должно быть конкретизировано содержание общих компетенций в рамках ФГОС СПО в плане уточнения требований, связанных с педагогическим взаимодействием с инвалидами и лицами с ОВЗ, и разработано соответствующее содержание модулей и/или дисциплин, направленных на формирование компонентов соответствующих компетенций. Безусловно, должна быть продолжена разработка (актуализация) профессиональных стандартов специалистов, осуществляющих сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ.
Переподготовку и повышение квалификации кадров необходимо организовать в каждом субъекте Российской Федерации с использованием потенциала образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров. На площадках образовательных организаций, имеющих лучшие практики по инклюзивному среднему профессиональному образованию инвалидов и лиц с ОВЗ, необходимо проводить стажировки педагогических работников и специалистов по сопровождению.
Система СПО является мощным средством социальной адаптации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ. Создание условий для их успешного профессионального самоопределения и социализации через систему СПО предполагает разработку и реализацию мероприятий
по профориентации, профессиональной адаптации, организации трудовой занятости и трудоустройству. Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Целью проведения таких конкурсов должно являться развитие профессионального мастерства и поддержка трудоустройства обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, что будет способствовать формированию опыта творческой деятельности обучающихся, их мотивации к трудовой деятельности, созданию оптимальных условий для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства. Планируется проведение не реже одного раза в два года в субъектах Российской Федерации конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ [4], в том числе чемпионатов АЬйушр^.
Главными критериями эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации
будут являться ежегодное увеличение количества вовлеченных в систему СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, увеличение доли обучающихся этой категории, завершивших обучение по образовательным программам СПО, увеличение числа трудоустроенных выпускников. Также в результате реализации мероприятий будет обеспечено развитие условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ путем разработки нормативно-методической базы, создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество СПО для этой категории обучающихся независимо от места их проживания, формирования и использования современного методического обеспечения образовательного процесса инклюзивного обучения в системе СПО, реализации дистанционных образовательных программ, осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и специалистов сопровождения по вопросам инклюзивного образования в системе СПО, развития кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций, организации межведомственного взаимодействия по вопросам трудоустройства, сопровождения трудоустройства, закрепления на рабочих местах инвалидов и лиц с ОВЗ, получивших среднее профессиональное образование.
Библиографический список
1. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 гг. [Электронный ресурс] : [утв. Правительством РФ 23.05.2016 № 3467п-П8]. — Режим доступа: http://spo.wil.ru/apex/p?n=1110551120906185728.
2. Мартынова, Е. А. Формирование профессионально-прикладных компетенций педагогов профессионального инклюзивного образования [Текст] / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенко-ва, Н. А. Романович // Современные образовательные технологии : педагогика и психология : моногр. Кн. 16 / О. К. Асекретов, Б. А. Борисов, Н. Ю. Бугакова и др. — Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2015. — С. 163-183.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921.
4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497. — Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/documents/5930/file/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf.