Научная статья на тему 'Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности'

Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5391
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / CONDITIONS FOR A SUCCESSFUL CAREER / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES / ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / STAGES OF CAREER GUIDANCE / СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

В данной статье описывается опыт работы автора по организации профориентационной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Практико-ориентированная статья посвящена актуальной и недостаточно изученной области специального (дефектологического) образования профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Статья содержит результаты теоретических исследований и их практических приложений к разработке средств, профессионального самоопределения и готовности детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности к освоению доступной профессиональной деятельности. Кроме того, в статье содержится перспективный план профориентационной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Обосновываются этапы профориентационной работы в системе специального образования. Система профориентационной работы была внедрена в специальных образовательных учреждениях Иркутска и Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational guidance work with children and adolescents with disabilities

The article describes the experience of the author on the organization of vocational guidance work with children and adolescents with disabilities. The article is practice-oriented and is devoted to the actual and insufficiently studied area of special (defectological) education professional self-determination of children and adolescents with disabilities. The article contains the results of theoretical studies and practical applications to develop a means of professional self-determination and readiness of children and adolescents with disabilities to the development of affordable professional activities. In addition, the article provides a perspective plan of career-oriented work with children and adolescents with disabilities. The article substantiates the stages of career guidance in special education. System of vocational guidance was implemented in special educational institutions of Irkutsk and Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности»

СЛОВО1 ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ|

1УДК 376-053.6 ББК 74.3

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. А. Афанасьева

В данной статье описывается опыт работы автора по организации профориентационной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Практико-ориентированная статья посвящена актуальной и недостаточно изученной области специального (дефектологического) образования - профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Статья содержит результаты теоретических исследований и их практических приложений к разработке средств, профессионального самоопределения и готовности детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности к освоению доступной профессиональной деятельности. Кроме того, в статье содержится перспективный план профориентацион-ной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Обосновываются этапы профориентационной работы в системе специального образования. Система профориентационной работы была внедрена в специальных образовательных учреждениях Иркутска и Иркутской области.

Ключевые слова: профориентационная работа, условия успешной профориентации, дети и подростки с ограниченными возможностями жизнедеятельности, этапы профориентации, система специального образования.

VOCATIONAL GUIDANCE WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

R. A. Afanasyeva

The article describes the experience of the author on the organization of vocational guidance work with children and adolescents with disabilities. The article is practice-oriented and is devoted to the actual and insufficiently studied area of special (defectological) education - professional self-determination of children and adolescents with disabilities. The article contains the results of theoretical studies and practical applications to develop a means of professional self-determination and readiness of children and adolescents with disabilities to the development of affordable professional activities. In addition, the article provides a perspective plan of career-oriented work with children and adolescents with disabilities. The article substantiates the stages of career guidance in special education. System of vocational guidance was implemented in special educational institutions of Irkutsk and Irkutsk region.

Keywords: vocational guidance work, conditions for a successful career, children and adolescents with disabilities, stages of career guidance, special education system.

Формирование интереса к определенной профессии, эмоционально окрашенного отношения к ней происходит на основе определенных профессиональных представлений и служит исходным пунктом для образования профессиональных диспозиций личности. Таким образом, складывающаяся в результате развития профессиональных представлений система установок различных уровней создает предпосылки для профессионального самоопределения личности.

Н. С. Пряжников считает, что для того, чтобы выбор профессии не был случайным, необходимо в процессе профориентации формировать исходные профессиональные установки личности. В процессе профессионального обучения и совершенствования эти установки преобразуются и развиваются, обусловливая формирование как отдельных профессионально-личностных качеств, так и профессиональной направленности личности в целом.

Профориентация - это система государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины.

Эффективность профессиональной ориентации определяется:

а) учетом мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);

б) анализом способностей и других личностных характеристик человека;

в) рейтингом потребностей производства в специалистах определенного профиля на каждом этапе исторического развития общества.

Адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей ее способностям и интересам [1; 2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процесс профориентации направлен на формирование профессионального самоопределения учащихся. Если рассматривать соотношение этих процессов между собой, то можно сказать, что профориентация - это внешний процесс (когда на школьника воздействуют с помощью комплекса мероприятий), а профессиональное са-

моопределение - это внутренний процесс (формирование сознательного выбора профессии).

Любой аспект коррекционно-воспитатель-ной работы в специальном образовательном учреждении, в том числе и профориентация, предполагает глубокое изучение состава учащихся, поэтому профессиональная ориентация немыслима без понимания их особенностей [3; 4].

У большинства учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ) заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они неспособны проявить волевые усилия там, где требуется. Есть учащиеся с моторной недостаточностью. Движения у них скованны, медлительны. Самого пристального внимания требуют учащиеся со значительным снижением умственного развития. Их можно признать непригодными к обучению профильному труду. А ведь именно у них отмечается целый ряд положительных качеств, на которые можно опереться: исполнительность, трудолюбие, терпение, они имеют большую психологическую выносливость, проявляющуюся в том, что ученик может переделывать работу до тех пор, пока не добьется нужного результата.

По мнению Е. М. Старобиной, профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями складывается из нескольких этапов [5].

Первый этап: включает в себя изучение трудовых возможностей учащихся в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда, соответствующему широкой профессии. На этом этапе происходит элементарное профессиональное просвещение школьников -ознакомление с видами труда, изучаемыми в данном учреждении. Основные задачи данного этапа: исправление дефектов личности с одновременным развитием потенциальных возможностей; развитие и коррекция высших психических функций; формирование навыков самообслуживания, установки на труд; формирование общетрудовых умений и навыков.

Второй этап: направлен на обучение воспитанников в кружках и мастерских, выявление способностей и интересов. Основные задачи: продолжение коррекционно-развивающего об-

учения; личностное развитие мотивационно-по-требностной сферы; отработка навыков самообслуживания; профессиональная пропаганда той профессии, по которой ведется обучение.

Третий этап: направлен на приобщение воспитанников к занятиям по интересам, формирование предпрофессиональной подготовки. Основными задачами являются: трудовая реабилитация (совершенствование трудовых навыков, формирование производственных отношений и коллективных форм труда); расширение социального опыта [5].

На первых двух этапах формирования профессионального самоопределения у учащихся специальных (коррекционных) школ особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения - профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед школьниками встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений с реальными возможностями [5].

Особенности проявления отдельных структур направленности и самосознания у детей и подростков с ОВЖ были предметом исследования А. Р. Маллера, П. Н. Серова, Н. М. Сидорова, Е. М. Старобиной и других авторов [5-10]. Они доказали, что профессиональная направленность и самосознание учащихся с ограниченными возможностями имеют свои особенности. Поэтому профориентационная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и быть направлена не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовности к самостоятельной жизни, развитие у них социальной компетентности, развитие социальной активности, принятие на себя ответственности за собственное будущее, на трудовой образ жизни вообще.

Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности. Знания школьников с ОВЖ среднего звена о профессиях ограниченны, они не могут четко разграничить профессии на промышленные, сельскохозяйственные, творческие и т. д. Большинство из них не

имеют достаточно четких, конкретных представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. Многие учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии, у некоторых явно завышены профессиональная самооценка и уровень притязаний. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, что говорит о высоком уровне притязаний и о сильно завышенной самооценке. Вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией [11-13].

В ряде случаев возникновение неосознанного отрицательного отношения к профессиональному трудовому обучению связано как с особенностями психофизического развития, так и с внешними факторами (обстановка в учебных мастерских, непривлекательность работы). У учащихся старших классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Речь теперь идет (за некоторыми исключениями) о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. Это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда. Подростки с ОВЖ в старших классах обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы; практические занятия им нравятся больше на производстве, чем в школе.

Учащиеся данной категории затрудняются объяснить свой интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывает на отдельные, внешне привлекательные, но несущественные стороны. В качестве другого мотива выдвигается желание работать вместе с родителями. У многих подростков с ОВЖ обнаруживается значительное несоответствие между названными профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения в школе, что говорит о качестве профориентационной работы. У данной категории школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознанны [11-13].

Дети, подростки, да и взрослые люди с ОВЖ оказываются в современном обществе в сложных условиях. С одной стороны, ограниченность их

Таблица 1

Подготовительный этап профориентации детей с ОВЖ

№ Задачи этапа Формы организации, методы работы

1 Развитие интереса к профессиональной деятельности «Примерка» профессиональных ролей в сюжетных играх: «Магазин», «Почта», «Столовая» и т. д. Киноуроки, игровые занятия. Презентации выставок детских работ. Праздники: День работников леса, День спасателя, День учителя и т. д.

2 Расширение кругозора обучающихся Беседы. Например, при изучении темы «Семья» обсуждаются профессии членов семьи, дифференцируется профессиональный и бытовой труд, анализируется режим жизни работающего взрослого и ученика. Уроки-практикумы. Ознакомительные экскурсии в магазин, на почту, в столовую, больницу, столярную мастерскую и т. д. Уголок профориентации

3 Создание условий для проявления индивидуальных особенностей обучающихся Организация кружков «Умелые ручки», «Юный овощевод» и т. п. Изготовление афиш, баннеров, подготовка программ праздников, тематических концертов, поделок, рисунков, посвященных профессиональным праздникам

4 Развитие психических процессов Внимание: развитие произвольного внимания: «Раз, два, три — говори»; концентрация внимания: «Отзовись, не зевай»; переключение внимания: «Поехали»; управление вниманием: «Будь внимателен». Память: моторно-слуховая: «Повтори за мной»; зрительно-моторная: «Запомни движение»; пространственная: «Запомни свое место». Эмоции и воля: развитие самоконтроля: «Запрещенное движение», «Стой», «Этюды на выражение эмоций». Мышление и речь: «Парные картинки», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Пословицы», игры-упражнения

5 Формирование у родителей правильного отношения к заболеванию ребенка с ОВЖ Родительский лекторий. Организуется цикл мини-лекций для родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности. Круглый стол — обсуждение актуальной проблемы, где участники наделены равными правами (выявляется спектр мнений по поставленной проблеме и способам ее разрешения; с разных точек зрения обсуждаются неясные или спорные моменты, связанные с проблемой, например, нарушения стиля семейного воспитания: гиперопека, эмоциональное отвержение ребенка и т. п.). Психологические игры и тренинги — рассчитаны на родителей, имеющих проблемы в межличностном взаимодействии, взаимопонимании, испытывающих серьезные трудности в воспитании ребенка с ОВЖ. «Почта доверия» — вывешивается почтовый ящик, куда родители могут поместить письмо, адресованное какому-либо специалисту. В письме они делятся наболевшими проблемами, тревогами, сомнениями, просят конкретного совета или помощи

социального опыта приводит к ограниченному кругозору в области существующих видов профессиональной деятельности и их содержании. С другой стороны, почти все профессии, информация о которых привлекательно транслируется средствами массовой информации, им недоступны. Те же профессии, овладение которыми им под силу, практически не освещаются в СМИ или представляются в непривлекательном виде. Кроме того, даже овладение доступной профессией требует от человека с ограниченными возможностями кропотливой длительной работы под неусыпным руководством наставника. Помощь наставника требуется большинству из них практически всю жизнь и при выполнении уже освоенных профессиональных обязанностей. Поэтому работа по профессиональному самоопределению

подростков с ОВЖ должна носить «программирующий» характер, то есть подталкивать их к выбору доступной деятельности из тех, к которым они проявляют склонность [3; 4; 11-13].

Профориентационная работа с детьми и подростками с ОВЖ должна идти непрерывным процессом. И начинать ее надо с определения возможности освоения детьми и подростками хоть какой-то профессиональной деятельности, с соотнесения их профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися внутренними возможностями. Сложно прогнозировать продолжительность данной работы, но определить теоретические подходы к составлению индивидуальной программы кор-рекционно-развивающей работы по профессиональному самоопределению реально.

Таблица 2

Основной этап профориентации детей с ОВЖ

№ Задачи этапа Формы организации, методы работы

1 Формирование более точных представлений о профессиях, возможностях обучения и трудоустройства Оформление уголка по профориентации: «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии». Классные часы «Как искать работу». Источники информации о работе: СМИ, государственные службы занятости, коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством, газетные статьи, телефонные звонки, друзья, родственники и т. д.

2 Развитие необходимых способностей детей Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных. Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром занятости, с учебно-производственными предприятиями ВОС, ВОГ и т. п.

3 Формирование у родителей адекватных профпланов и профнамерений относительно ребенка с ОВЖ Родительский лекторий. Организуется цикл мини-лекций для родителей по проблемам профессионального самоопределения подростков с ОВЖ. Родителей знакомят с результатами диагностики профессиональной ориентации детей, с законодательством РФ, нормативно-правовыми документами, обеспечивающими защиту прав детей. Гостиная семейного чтения — дает возможность не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме, например: «Позиция родителей в отношении профнамерений и профпланов подростка с ОВЖ», участвовать в ее обсуждении. Просмотр видеофильмов, ориентирующих родителей на конкретные виды профессиональной деятельности, доступные их ребенку, с последующим обсуждением. Акция «Лучшая профессия» — мероприятие может длиться неделю, декаду, месяц. Родителям раздаются буклеты, памятки, организуются совместно с детьми экскурсии на предприятия, конкурсы рисунков, плакатов и т. п.

Профессиональная ориентация - это длительный процесс, охватывающий весь период пребывания детей и подростков с ОВЖ в образовательном учреждении. По нашему мнению, он должен включать три этапа: подготовительный (определение задач и средств, выявление профессиональных предпочтений школьников, составление плана профориентационной работы, профессиональное просвещение), основной (предварительная теоретическая и практическая подготовка школьников к работе в избираемой области, профессиональные консультации), итоговый (профессиональное определение, профессиональный отбор). Следует обратить внимание, что только при проведении всего комплекса систематических педагогических воздействий на детей и подростков с ОВЖ можно считать работу по формированию профессионального самоопределения правильной и научно обоснованной. Нами разработан примерный поэтапный перспективный план про-фориентационной работы, который был апробирован в специальных образовательных учреждениях Иркутска и области (см. табл. 1; 2; 3).

Профессиональное просвещение подготовительного этапа является основой всей помо-

щи школьникам в выборе профессии. Оно осуществляется в начальных классах на уроках по изучению окружающего мира, чтения, труда, во время внеклассных мероприятий, при работе с родителями.

Основной этап профориентационной работы приходится на период обучения детей профессии на уроках труда. На данном этапе осуществляется предварительная подготовка к осуществлению профессионального самоопределения школьника. Разнообразие базы предлагаемых для освоения детьми с ОВЖ профессий, высокий профессионализм педагогов и современная материальная база получения профессиональных знаний значительно повышают осмысленность профессионального выбора ребенка.

На последнем (итоговом) этапе предусмотрено уточнение профессиональных предпочтений школьников, обобщение представлений о профессиях, оказание помощи в выборе и поступлении в профессионально-технические лицеи, колледжи, в устройстве на работу, отслеживание и коррекция сделанного выбора.

Таблица 3

Итоговый этап профориентации детей с ОВЖ

№ Задачи этапа Формы организации, методы работы

1 Обобщение представлений о профессиях Проведение серий классных часов: «Сто дорог — одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым», «К чему люди стремятся в жизни». Обеспечение участия школьников в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. Защита проектов: «Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана», «Ступени мастерства», «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»

2 Укрепление интереса к конкретной профессии Экскурсии на производство. Организация специалистами «мастер-классов». Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Проведение праздников «Город мастеров», «Встреча с Самоделкиным». Конкурс рисунков «Моя будущая профессия». Организация «Фестиваля профессий»

3 Обогащение практического опыта школьников Вовлечение школьников в общественно полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. «Социальные игры»: «Биржа» занятости», «Учащийся профессионального училища». Игры на взаимодействие детей команде со всеми ее членами. Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия школьников в работе трудовых бригад, работа на пришкольном участке: — знакомство с профессиями, связанными с растениеводством; — знакомство со строительными профессиями; — пришкольный лагерь отдыха

4 Формирование продуктивных дет-ско-родительских отношений Консультирование родителей по оказанию помощи ребенку в коррекции, формировании и реализации профпланов. Устный журнал — мероприятие, в котором участвуют специалисты (педагоги, психологи, врачи, юристы и пр.), родители и дети. Выступления специалистов по актуальным проблемам семейного воспитания, выбора профессии, трудоустройства дополняются выступлениями детей. Дети разыгрывают сценки по теме журнала, читают стихи и т. п. Памятки для родителей

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е. А. Климова. - М., 1995. - 224 с.

2. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 2002. - 400 с.

3. Bundy, A. C. Sensorische Integrationstherapie: Theorie und Praxis [Текст] / A. C. Bundy, J. L. Lane, E. A. Murray. - 3 Aufl. - Springer, 2007.

4. Yokochi, K. Motor functions in non-ambulatory children with spastic diplegia and periventricular leukomalacia [Текст] / K. Yokochi // Brain Development. - 2001. - Vol. 23. - P. 327-332.

5. Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст] / Е. М. Старобина. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 120 с.

6. Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация лиц с умеренной и тяжелой умственной от-

сталостью [Текст] / А. Р. Маллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006.- № 4.- С. 47-52.

7. Маллер, А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация [Текст] / А. Р. Маллер. - М., 2010. - 123 с.

8. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: практ. пособие / А. Р. Маллер. - М., 2005. - 121 с.

9. Серов, П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида [Текст] / П. Н. Серов // Дефектология. - 2006. - № 6. - С. 30-33.

10. Сидорова, Н. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушением развития в рамках школьного трудового центра [Текст] / Н. М. Сидорова // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 87-89.

11. Афанасьева, Р. А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и соци-

ально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни [Текст] / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. - С. 97-105.

12. Афанасьева, Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: учебное пособие [Текст] / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпушенко; отв. ред. Р. А. Афанасьева. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. - 150 с.

13. Афанасьева, Р. А. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности [Текст]: сб. диагност. материалов / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпу-шенко. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 70 с.

14. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т. Л. Павлова. - М., 2005. - 128 с.

REFERENCES

1. Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnykh pro-fessiyakh. Moscow, 1995. 224 p.

2. Pryazhnikov N. S. Metody aktivizatsii profes-sionalnogo i lichnostnogo samoopredeleniya. Voronezh, 2002. 400 p.

3. Bundy A. C., Lane J. L., Murray E. A. Sensorische Integrationstherapie: Theorie und Praxis. 3 Aufl. Springer, 2007.

4. Yokochi K. Motor functions in non-ambulatory children with spastic diplegia and periventricu-lar leukomalacia. Brain Development. 2001, Vol. 23, pp. 327-332.

5. Starobina E. M. Professionalnaya podgotovka lits s umstvennoy otstalostyu. Moscow: NTs ENAS, 2003. 120 p.

6. Maller A. R. Sotsialno-trudovaya adaptatsiya lits s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalostyu. Vospitanie i obuchenie detey s na-rusheniyami razvitiya. 2006, No. 4, pp. 47-52.

7. Maller A. R. Deti s narusheniem intellekta: sot-sialno-trudovaya adaptatsiya. Moscow, 2010. 123 p.

8. Maller A. R. Sotsialnoe vospitanie i obuchenie detey s otkloneniyami v razvitii: prakt. posobie. Moscow, 2005. 121 p.

9. Serov P. N. Model professionalnoy podgotovki uchenikov shkoly VIII vida. Defektologiya. 2006, No. 6, pp. 30-33.

10. Sidorova N. M. Trudovaya adaptatsiya uchash-chikhsya s narusheniem razvitiya v ramkakh shkolnogo trudovogo tsentra. Defektologiya. 2003, No. 3, pp. 87-89.

11. Afanasyeva R. A., Dulatova Z. A. Proektirova-nie individualnykh korrektsionno-razvivayush-chikh i sotsialno-adaptatsionnykh programm na osnove otsenki kachestva zhizni. Sibirskiy ped-agogicheskiy zhurnal. 2009, No. 10, pp. 97105.

12. Afanasyeva R. A., Dulatova Z. A., Karpushen-

ko V. I. Sotsialno-trudovaya reabilitatsiya detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostya-mi zhiznedeyatelnosti: ucheb. posobie. Irkutsk: Izd-vo VSGAO, 2011. 150 p.

13. Afanasyeva R. A., Dulatova Z. A., Karpushen-ko V. I. Proforientatsiya podrostkov s ograni-chennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatelnosti: sb. diagnost. materialov. Irkutsk: Izd-vo VSGAO, 2010. 70 p.

14. Pavlova T. L. Proforientatsiya starsheklassni-kov. Moscow, 2005. 128 p.

Афанасьева Раиса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания Педагогического института, Иркутского государственного университета

e-mail: [email protected]

Afanasyeva Raisa A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Theory and practice of special training and education Department, Pedagogical Institute, Irkutsk State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.