Научная статья на тему 'Исследование профессиональных возможностей подростковс нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей'

Исследование профессиональных возможностей подростковс нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старобина Е. М., Гордиевская Е. О., Климон Н. Л., Кузьмина И. Е.

В статье изложены результаты исследования профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей, после проведенной комплексной профориентационной диагностики, включающей: социально-педагогическое, психологическое, психофизиологическое и функционально-биомеханическое исследования. Рассмотрены перспективы профессионального роста подростков на основе анализа трудовой деятельности взрослых инвалидов с аналогичной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Старобина Е. М., Гордиевская Е. О., Климон Н. Л., Кузьмина И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных возможностей подростковс нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

УДК 572.025:617.3 - 053.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Е.М. СТАРОБИНА Е.О. ГОРДИЕВСКАЯ

e-mail: nat-klimon@yandex.ru

Двигательные нарушения способны в значительной степени предопределять развитие качеств и свойств, в последующем способных выступать в роли профессионально важных, соответственно определять перспективы обучения, включая как их организационные аспекты, так и последующий профессиональный выбор, будущую трудовую перспективу в целом, а значит -особенности профессионального становления и интеграции в общество в целом [і]. Особую актуальность это представляет для подростков с нарушениями функций верхних и нижних конечностей, стоящих на пороге первичного профессионального выбора и нуждающихся в квалифицированной профессиональной ориентации [2].

В связи с этим, целью данного исследования стало изучение профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей и их возможной перспективы профессионального роста в будущем.

Материалы и методы. Для определения профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей, была проведена комплексная профориентационная диагностика детей старшего школьного возраста, проходивших лечение в стационаре ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, которая включала:

- социально-педагогическое обследование (социальная характеристика семьи, оценка образовательного и профессионального статусов, образовательного и трудового потенциалов подростка);

- психологическое обследование (оценка базовых интеллектуально-мнестических функций, характеристик эмоционально-мотивационной сферы и особенностей личности, значимых

НЛ. КЛИМОН И.Е. КУЗЬМИНА

В статье изложены результаты исследования профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей, после проведенной комплексной профориентационной диагностики, включающей: социально-педагогическое, психологическое, психофизиологическое и функционально-биомеханическое исследования. Рассмотрены перспективы профессионального роста подростков на основе анализа трудовой деятельности взрослых инвалидов с аналогичной патологией.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени ГА. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Ключевые слова: подростки с нарушением двигательных функций верхних и нижних конечностей, профессиональные возможности, профессиональная ориентация, комплексная профориентационная диагностика.

в профориентации (включая оценку психологических возможностей к профессиональному обучению по избранной специальности), а также профессиональных склонностей и предпочтений и их адекватность в отношении актуальных возможностей обследуемого);

- психофизиологическое обследование (оценка состояния центральной нервной системы);

- функционально-биомеханическое исследование опорно-двигательной системы (ОДС), а также нейродинамических и психомоторных профессионально важных свойств и качеств;

- реабилитационно-экспертную диагностику трудовой составляющей реабилитационного потенциала инвалида.

Изучение возможной перспективы профессионального роста в будущем подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей, проводилось на основе анализа историй болезни взрослых пациентов трудоспособного возраста с аналогичной патологией, проходивших восстановительное лечение в стационаре в ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. Для этого была разработана анкета для взрослых «Профессиональный статус», которая включала в себя такие пункты, как: возраст, диагноз, образование, профессиональный статус (характер трудовой деятельности до инвалидности, после ее получения, а также в настоящее время).

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов социально-педагогического исследования показал, что в настоящее время 63,6% подростков обучаются в 8 классе, 9,1% в 9 классе, 18,2% - в 10 классе, 9,1% - в 11 классе. Из них большая часть детей обучается в школе общего типа -81,8%, на домашнем обучении - 9,1%, в школе-интернате для одаренных детей -9,1%. Свой уровень знаний подростки оценили как средний - 81,8%, высокий -18,2%.

Среди любимых предметов в школе 54,5% подростков отметили математику, 18,2% выбрали физику, русский язык, физкультуру, 9,1% литературу, черчение, информатику, биологию, историю. У 18,2% подростков любимых предметов в школе нет.

Большинство исследуемых 63,6% дополнительно занимаются в кружках и секциях, таких как английский язык, «Дайвинг», художественная школа, «Резьба по дереву» , спортивное ориентирование, компьютерные курсы, «Вышивание».

В дальнейшем планируют продолжить свое обучение в 10-11 классах 54,5%, в техникуме -27,3%, в ВУЗе -18, 2%. Мотивация на профессиональное обучение и профессиональные намерения есть у 72,7% подростков.

Полной информацией о мире профессий в соответствии с заболеванием, об имеющихся и доступных для обучения учебных заведениях профессионального образования владеют 27,3% подростков, частичной -45,5%. Данной информацией не владеют вообще 27,3%.

Профессиональные намерения 54,5% подростков - освоение полного среднего образования, 9,1% - среднее профессиональное образование, 27,3% - высшее. К сожалению, 9,1% подростков не знают своих дальнейших профессиональных намерений.

Большинству подростков профессия рекомендована родителями - 81,8%, только 18,2% выбрали ее самостоятельно. Ни у одного из подростков в ИПР нет рекомендаций относительно дальнейшего профессионального образования.

Результаты анализа психологического исследования подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей, проводимого с целью выявления у них психологических показателей профессионально важных качеств (ПВК) показал, что в общей структуре нарушений интеллектуально-мнестических функций (ИМФ) у данной группы подростков преобладают незначительные нарушения аттетивной функции.

Нарушения в аффективно-личностной сфере (АЛС) у 63,6% - умеренные; незначительные и выраженные зафиксированы только у 18,2% подростков (рис. 1).

Акцентуации характера, выявленные у школьников, обусловлены особенностями подросткового возраста, отражают их эмоциональное состояние, уязвимость личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям.

Анализ оценки подготовленности подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей к выбору профессии показал, что уровень профессиональной информированности у 45,4% из них - низкий. Средний уровень профессиональной направленности (мотивации) зафиксирован у 63,6% и высокий у 36,4% подростков. Аналогичное соотношение наблюдается относительно профессиональных планов. Подростки с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей в большинстве случаев обладают средним (48,4%) и высоким (36,4%) уровнем готовности к выбору профессии, тогда как только у 15,2% он низкий (рис. 2).

норма незнач ь ительн е умере ;нные выраж енные значительно выраженные

■ ИМФ 36, 3% 45, 5% 9, % 9,1 % 0,0 %

АЛС 0,( )% 18, 2% 63, 6% 18, 2% 0,0 %

Рис. 1. Сравнительные показатели нарушений интеллектуально-мнестических функций (ИМФ) и аффективно-личностной сферы (АЛС) у подростков с нарушениями двигательных функций

верхних и нижних конечностей

высокий средний низкий

■ профинформированность 36, 4% 18, 2% 45, 4%

профнаправленность (мотивация) 36, 4% 63, 6% 0,0 %

сформированоость профпланов 36, 4% 63, 6% 0,0 %

Рис. 2. - Результаты оценки подготовленности подростка подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей к выбору профессии

Позиция родителей (семьи) определялась в процессе беседы, которая проводилась на этапе, предшествующем обследованию подростка. При этом высокий уровень информированности о возможностях профессионального обучения своего ребенка проявило 50,0% родителей. Семья, позиция родителей в отношении будущей профессиональной деятельности ребенка, их заинтересованность и информированность о возможностях его профессионального обучения в соответствии с состоянием здоровья играет значительную роль в формировании профессиональных планов, мотивации подростков на дальнейшее профессиональное обучение.

Результаты функционально-биомеханического исследования показали, что для повышения успешности выполнения трудовых операций, выполняемых подростками с указанными дефектами опорно-двигательного аппарата и подразумевающих координированные действия, необходимо специальное обучение с целью оптимального распределения функций правой-левой рук, а также осуществление мероприятий по психологической коррекции, нацеленной на формирование установки на адекватную по доступности профессию на основе конкретной операционной структуры деятельности с учетом имеющегося дефекта.

Полифункциональное психофизиологическое исследование показало, что адаптивные возможности к нагрузкам с нервно-психическим напряжением (НПН) в пределах нормы зафиксированы у 20,0%, умеренно снижены и значительно снижены у 40,0% подростков.

Всем подросткам противопоказаны работы, связанные со значительной и умеренной физической, статической и динамической нагрузкой, а также условия труда, характеризующиеся наличием вредных факторов, превышающих гигиенические нормативы для подростков.

По результатам реабилитационно-экспертной диагностики все подростки имеют высокую мотивацию на профобучение, но низкую на трудоустройство. При этом у всех отмечен

низкий уровень трудового потенциала. Относительно благоприятный трудовой прогноз имеют 60,0% подростков, сомнительный - 40,0%. У большинства подростков (80,0%) высокий уровень социальной составляющей реабилитационного потенциала и только у 20,0% он средний.

Способность к интеграции в общество (участие во всех обычных общественных взаимоотношениях) зафиксирована у большинства подростков (80,0%), при этом все они включены во все аспекты в жизни общества или в общество людей с общими интересами.

Анализ результатов историй болезни пациентов трудоспособного возраста, проходивших восстановительное лечение в клинике ФГУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, проводимый с целью изучения возможной перспективы профессионального роста подростков с нарушением двигательных функций верхних и нижних конечностей в будущем показал, что преобладающее число инвалидов с нарушением двигательных функций верхних и нижних конечностей составили взрослые со средним специальным образованием - 42 человека (39,0%). Несколько ниже количество пациентов с высшим - 30 человек (28,0%) и начальным профессиональным образованием - 23 человека (22,0%). Со средним (неполным) - 9 человек (8,0%) и со средним (полным) образованием - 3 человека (3,0%) (рис. 3).

Ряді; высшее; 28,0%; 28%

Ряд1; среднее неполное; 8,4%; 8%

Ряді; среднее (полное); 2,8%; 3%

I среднее неполное

■ среднее(полное)

Ряд1; начальное офессиональное

ТУ, лицей); ■ начальное профессиональное 1,5%; 22% (ПТУ, лицей)

■ среднее специальное

яд1; среднее (техникум, колледж)

специальное

(техникум, ■высшее колледж); 39,3%;

39%

Рис. 3. Уровень образования взрослых инвалидов с нарушениями двигательных функций

верхних и нижних конечностей

Среди профессий, которыми овладели взрослые с вышеуказанными патологиями, большая часть представлена рабочими специальностями - 35 человек (32,7%). Инженернотехническими специальностями овладело 19 человек (17,8%). Среди других специальностей были отмечены - служащие - 13 человек (12,1%), представители гуманитарных профессий - 5 человек (5,0%), а также преподаватели и служащие в силовых структурах - по 3 человека (3,0%).

На момент нахождения в клинике из всех пациентов, большая часть не работали -72 человека (67,3%), работали - 28 человек (26,2%), получали образование - 2 человека (1,9%). Главной причин прекращения трудовой деятельности - уход на инвалидность.

В результате анализа историй болезни выявлена следующая закономерность: дефекты верхних и нижних конечностей преобретают как правило взрослые, имеющие среднее неполное и полное среднее и начальное профессиональное образование, а также имеющие рабочии и инженерно-технические специальности.

Инвалиды, имеющие высшее образование, после полученных травм, как правило, продолжают работать по специальности, при этом занимают высокие должности - такие как директор фирмы, начальник участка и другие.

Только у 19 пациентов (17,8%) была определена мотивация к труду, которая показала, что нейтральной установкой обладают 8 человек (7,5%), позитивной - 7 человек (6,5%), негативной - 4 человека (3,7%).

У 7 пациентов (6,5%) выявлена мотивация на профессиональное обучение, из них высокой мотивацией обладают 4 человека (3,7%), средней - 2 человека (1,9%) и 1 человек (0,9%) имел низкую мотивацию.

Мотивация на трудоустройство диагносцирована только у 8 пациентов (7,5%), из которых высоким и средним уровнем обладают одинаковое количество человек (3), что составило 2,8%, 2 человека (1,9%) имеют низкую мотивацию.

Анализ индивидуальных программ реабилитации, содержащих рекомендуемые виды и условия труда, показал, что при умеренных нарушениях функций нижних конечностей и 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности могут быть рекомендованы обычные условия производства: выполнение трудовой деятельности на 0,5 - 0,75 ставки более низкой квалификации, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, дополнительный выходной день в неделю, благоприятный микроклимат, работа в теплом помещении (в кабинете), с легкой и умеренной физической, а также эмоциональной нагрузками, масса поднимаемого груза - от 5 до 15 кг, рабочая поза свободная, удобная, переменная (сидя, стоя), со свободным темпом работы, наклоны корпуса допускаются не более 100 раз за смену, пребывание на ногах -не более 60% рабочего, без ночных смен и командировок.

Учитывая условия труда и противопоказания инвалидам данной категории могут быть рекомендованы следующие виды труда: административно-хозяйственный (администратор, бухучет, экономика в разных сферах производства), канцелярский (делопроизводитель, секретарь), диспетчерский (диспетчер), легкие виды ручного труда, не требующие специальной подготовки (упаковщик готовой продукции, весовщик, браковщик), неквалифицированные виды труда (сторож, вахтер, контролер, дежурный), обслуживающий труд, (провизор, курьер, инструктор парикмахерского дела), умственный труд (лаборант, врач-статист), работа в гуманитарном направлении (преподаватель в училище).

Инвалидам, имеющим выраженные нарушения функций нижних конечностей и 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности может быть рекомендован труд 1-11 категории напряженности в специально созданных условиях - с созданием специального рабочего места, на дому, дистанционная занятость.

Исходя из этого может быть рекомендован интеллектуальный труд: дизайн и мультимедиа, Web-дизайн, программирование, диспетчирование, редактирование текстов, технический перевод; легкий ручной труд: сборка авторучек, фасовка мелкой галантереи; подсобный труд: фасовщица, выполнение несложных слесарных работ, сборка и ремонт замков [3].

Выводы. Проведенное комплексное профессиональное обследование подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей, позволило получить более полные сведения об их профессиональных возможностях с учетом индивидуальных психологических, психофизиологических и биомеханических особенностей, что нашло отражение в практических рекомендациях по выбору дальшейшего профессионального маршрута в соответствии с заболеванием.

Подростки с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей обладают довольно низким трудовым потенциалом за счет низкой мотивации на трудоустройство, неадекватности профпланов, отсуствия профессиональной подготовки. Высокой готовностью к профессиональному выбору обладают те подростки, чьи родители принимают активное участие в их профессиональном самоопределении. Для повышения уровня трудового потенциала и трудового прогноза необходимо проведение целенаправленной профориентационной работы, осуществление мероприятий по психологической коррекции, нацеленной на формирование установки на адекватную по доступности профессию на основе конкретной операционной структуры деятельности с учетом имеющегося дефекта.

Несмотря на врожденный или приобретенный дефект верхних и нижних конечностей взрослые инвалиды продолжают работать или планируют переобучение для последующего трудоустройства, что является положительным моментом при определении перспектив профессионального роста подростков с аналогичной патологией в будущем.

Литература

1. Методика оценки профессиональных возможностей подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей : метод. пособие/ под редакцией д.п.н. Е.М. Старобиной.- СПб. 2011. - 75 с.

2. Методика разработки профессиональных (трудовых) рекомендаций для подростков с нарушениями двигательных функций верхних и нижних конечностей: метод. пособие / под. ред. Е.М. Старобиной. - СПб., 2013. - 120 с.

3. Примерный перечень профессий рабочих, должностей служащих, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга, на которые могут трудоустраиваться инвалиды. - СПб.: КТЗН СПб, 2011. - 149 с.

THE STUDY OF PROFESSIONAL OPPORTUNITIES OF ADOLESCENTS WITH IMPAIRED MOTOR FUNCTION OF UPPER AND LOWER LIMBS

E.M. STAROBINA E.O. GORDIEVSKAJA N.L. KLIMON I.E.KUZMINA

Federal State Institution St.Petersburg Scientific and Practical Centre of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation named after G.A.Albrecht of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation

e-mail: nat-klimon@yandex.ru

The article presents the results of a study of professional opportunities of adolescents with impaired motor function of upper and lower limbs after conducting a comprehensive career-oriented diagnostic, including: socio-pedagogical, psychological, psycho-

physiological and functional biomechanical study. The prospects for professional growth based on analysis of adolescent employment of disabled adults with the same disease were considered.

Keywords: adolescents with impaired motor function of upper and lower extremities, professional opportunities, career guidance, career guidance comprehensive diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.