Научная статья на тему 'Подготовка к труду лиц с ограниченными возможностями как эффективный резерв современной инновационной экономики'

Подготовка к труду лиц с ограниченными возможностями как эффективный резерв современной инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / OCCUPATIONAL THERAPY / CHILDREN WITH DISABILITIES / STRUCTURE OF SOCIAL ADAPTATION / SPECIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Дмитрий Анатольевич

Рассматривается проблема социально-трудовой адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Основное внимание уделяется современному состоянию социально-трудовой адаптации данной категории лиц, ее структурным компонентам, а также условиям, обеспечивающим эффективность структурных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems and variants of their solving of occupational therapy of children with disabilities are analyzed in this article. The author describes today situation with occupational therapy in Russia and suggests variants of the effective reform of it.

Текст научной работы на тему «Подготовка к труду лиц с ограниченными возможностями как эффективный резерв современной инновационной экономики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 17-19

Д. А. Быков

подготовка к труду лиц с ограниченными возможностями как эффективный резерв современной инновационной экономики

Рассматривается проблема социально-трудовой адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Основное внимание уделяется современному состоянию социально-трудовой адаптации данной категории лиц, ее структурным компонентам, а также условиям, обеспечивающим эффективность структурных изменений.

Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, дети и подростки с ограниченными возможностями, структура социальной адаптации, коррекционная педагогика.

Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию в общество, способствует улучшению морально-психологического состояния и позволяет наряду со всеми членами общества жить полноценной, активной жизнью.

Однако сегодня этот резерв роста и развития экономики используется далеко не в полном объеме. По данным СПбНИИЭТИНа [1. С. 8-10], среди детей со стойкими ограничениями жизнедеятельности (детей-инвалидов) школьного возраста благоприятный прогноз трудоспособности имеют только 55,3 %. В профориентационной помощи нуждаются 69,1 %. Согласно данным Института коррекционной педагогики РАО, только 5,5 % выпускников коррекционных школ работают или учатся в соответствии с профилями школьного трудового обучения.

В подготовке к труду детей и подростков с ограниченными возможностями в настоящее время имеются следующие недостатки:

- отсутствие четкой концепции и системы подготовки к труду данной категории населения;

- отсутствие гибкой реакции коррекционных и реабилитационных учреждений на изменяющиеся требования общества, производства, рынка труда;

- отсутствие ориентации коррекционных и реабилитационных учреждений на подготовку детей с ограниченными возможностями к реальной жизни, трудовой деятельности и карьере;

- отсутствие преемственности и связи между общим, трудовым и профессиональным обучением детей с ограниченными возможностями;

- узко и односторонне направленное трудовое и профессиональное обучение;

- недостаточная компетентность и низкий уровень психолого-педагогических знаний педагогических кадров, обеспечивающих подготовку к труду детей с ограниченными возможностями [5. С. 86].

В результате к моменту окончания школы и перехода во взрослую трудовую жизнь юноши и девушки с ограниченными возможностями оказываются безынициативными, не осознающими своих планов, интересов, возможностей, прав, не подготовленными к работе в коллективе.

Вместе с тем в современных условиях серьезных социоэкономических реформ подготовка к труду, к самореализации человека в трудовой деятельности становится основой интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

В зависимости от имеющихся у детей и подростков нарушений, ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза (определяемого в подростковом возрасте) содержание подготовки к труду должно быть дифференцировано.

Рассмотрим различные варианты этого содержания.

1. Для детей с легкими и умеренными двигательными, или слуховыми, или зрительными, или общими нарушениями, легкими нарушениями речи и нормальным интеллектом с ограничениями жизнедеятельности на уровне трудностей в деятельности (при благоприятном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 1 (детские сады общего типа, цензовое образование в школе с некоторыми дополнительными условиями и дополнительной индивидуальной коррекционной помощью). Реабилитационно-коррекционный блок представлен

в минимальном по сравнению с другими вариантами объеме. Данный контингент детей может быть полноценно подготовлен к труду.

2. Для детей с легкими и умеренными двигательными, или слуховыми, или зрительными, или общими нарушениями (или их сочетаниями) в комплексе с легкими и умеренными нарушениями речи и задержкой психического развития с ограничениями жизнедеятельности на уровне деятельности при помощи вспомогательных средств, при содействии других (при сомнительном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 2 (в условиях компенсаторно-коррекционного обучения).

3. Для детей с тяжелыми двигательными, или слуховыми, или зрительными, или общими нарушениями, или их сочетаниями и нормальным интеллектом с ограничениями жизнедеятельности на уровне деятельности при содействии других и зависимой деятельности (при неблагоприятном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 3 (в условиях компенсаторно-адаптационного обучения в специализированных в зависимости от нарушения школах, на дому, в реабилитационных центрах или детских домах-интернатах).

Этот вариант носит выраженную реабилитационную направленность и ориентирован на формирование активной жизненной позиции и самореализацию ребенка в жизни без участия в производительном труде. Реабилитационный блок имеет ведущее значение и направлен на возможную коррекцию и компенсацию нарушенных функций. В подготовке к труду таких детей значительное место занимают восстановительная и общеукрепляющая трудотерапия; формирование навыков саморегуляции и адекватной самооценки; ориентировка на активную жизненную позицию, самостоятельное существование и расширение социальных связей; социально-бытовая и соци-ально-средовая адаптация, освоение навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.

4. Для детей с легкими умственными нарушениями в сочетании с легкими двигательными, или слуховыми, или зрительными нарушениями и речевыми нарушениями различной выраженности с ограничениями жизнедеятельности на уровне трудностей в деятельности (при благоприятном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 4 (в условиях компенсаторнокоррекционного обучения во вспомогательных школах для умственно отсталых детей).

Цели подготовки по данному варианту предусматривают интенсивное психическое развитие. коррекцию умственных и речевых нарушений, формирование личности, социальную реабилитацию, подготовку к самостоятельной жизни и труду, интеграцию в общество. Этот вариант ориентирован на подготовку к овладению профессиями, не требующими цензового образования.

В настоящее время по данному варианту подготовка к труду заканчивается в 15 лет с окончанием вспомогательной школы. В этом возрасте у данного контингента личность еще не сформирована в достаточной для самоопределения степени. Поэтому обучение во вспомогательных школах должно быть продлено с целью направленной социально-трудовой адаптации. В связи с этим необходимо разработать стандарты профессиональной подготовки для лиц с интеллектуальными нарушениями.

5. Для детей с глубокими умственными нарушениями в сочетании с другими нарушениями различной выраженности подготовка к труду невозможна по причине полной неспособности действовать [2. С. 30-32].

Основные структурные элементы процесса подготовки детей с ограниченными физическими возможностями наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у детей нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.

В качестве базового рассмотрим содержание подготовки к труду детей с отклонениями в развитии по возрастным этапам без учета тяжести ограничений жизнедеятельности.

Основной целью первого — дошкольного (предварительного) и второго — младшего школьного возраста (подготовительного, или вводного) этапов подготовки к труду является формирование у детей положительного отношения к нему. Эти этапы предполагают проведение на основе комплексной диагностики интенсивных реабилитационных и коррекционных мероприятий медицинского, психологического и социального плана. Они должны быть направлены на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции.

Кроме того, большое внимание уделяется обучению родителей различным мерам реабилитации, коррекции, воспитания и развития. Осуществляются также социально-бытовая ориентировка,

сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве, самообслуживанию, приемам ручного труда, начинается формирование коммуникативных навыков. Уже в этом возрасте необходимы рекомендации врачей относительно допустимых физических и нервно-психических нагрузок для занятий учебным и общественно полезным трудом, трудотерапией (общеукрепляющей). Деятельность семьи также должна быть направлена на интенсивную реабилитацию. В младших классах начинаются развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, адекватного отношения к заболеванию, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно полезному труду. В профориентационном направлении их знакомят с наиболее массовыми профессиями и профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

На третьем, ориентировочном этапе (5-9 классы, 10-14 лет) основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Причем в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней экономики [3. С. 95-96].

В профориентационном плане продолжаются профпропаганда и профинформация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных профпланов и установок на общественно полезную деятельность, проводятся трудовые пробы и трудотерапия (восстановительная).

Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации и включает восстановительное лечение, коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. Продолжаются восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.

В 8-9 классах (9-10 для коррекционных школ) осуществляются уже профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе профильной трудовой подготовки, трудовых проб; формирование профессиональных интересов и установок на принятие ролевых позиций; ориентировка

на доступные виды трудовой деятельности; изучение основ производства, основ домашней экономики; выработка навыков социального взаимодействия. Трудотерапия носит ориентировочный характер.

В этот период уже возможно определение трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция.

Основными целями четвертого этапа (1011 классы, 16-17 лет) являются: формирование готовности к трудовому самоопределению на основе ориентации на конкретные виды трудовой деятельности, предпрофессиональной подготовки, участия в производительном труде; выработка навыков делового общения и адекватной самооценки, гибкости психических функций, установок на принятие ролевых позиций. Продолжаются профдиагностика и профтестирова-ние, формирование и коррекция профпланов.

Реабилитационный блок в подготовке занимает существенный объем; задачами этого блока являются наиболее полное восстановление и компенсация нарушенных функций. Значительное место принадлежит трудотерапии, формированию навыков саморегуляции и адекватной самооценки, ориентировке на доступные виды труда в специально созданных условиях, социально-психологической адаптации.

Комплексная и эффективная подготовка к труду детей и подростков с ограниченными возможностями может и должна служить одним из базовых элементов развития инновационной экономики в современной России.

Список литературы

1. Медико-социальные критерии профориентации инвалидов. СПб. : СПбНИИЭТИН, 1996. 112 с.

2. Проблемы и перспективы развития системы профессионального образования инвалидов. М. : ЦБНТИ, 2010. Вып. 28. 77 с.

3. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями : метод. рекомендации. М. : Форум-ИНФРА, 2007. 304 с.

4. Реабилитация инвалидов: состояние и направления развития / под ред. Е. М. Старобиной. СПб. : ЭКСПЕРТ, 2008. 144 с.

5. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. : Сфера, 2005. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.