Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 17-19
Д. А. Быков
подготовка к труду лиц с ограниченными возможностями как эффективный резерв современной инновационной экономики
Рассматривается проблема социально-трудовой адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Основное внимание уделяется современному состоянию социально-трудовой адаптации данной категории лиц, ее структурным компонентам, а также условиям, обеспечивающим эффективность структурных изменений.
Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, дети и подростки с ограниченными возможностями, структура социальной адаптации, коррекционная педагогика.
Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию в общество, способствует улучшению морально-психологического состояния и позволяет наряду со всеми членами общества жить полноценной, активной жизнью.
Однако сегодня этот резерв роста и развития экономики используется далеко не в полном объеме. По данным СПбНИИЭТИНа [1. С. 8-10], среди детей со стойкими ограничениями жизнедеятельности (детей-инвалидов) школьного возраста благоприятный прогноз трудоспособности имеют только 55,3 %. В профориентационной помощи нуждаются 69,1 %. Согласно данным Института коррекционной педагогики РАО, только 5,5 % выпускников коррекционных школ работают или учатся в соответствии с профилями школьного трудового обучения.
В подготовке к труду детей и подростков с ограниченными возможностями в настоящее время имеются следующие недостатки:
- отсутствие четкой концепции и системы подготовки к труду данной категории населения;
- отсутствие гибкой реакции коррекционных и реабилитационных учреждений на изменяющиеся требования общества, производства, рынка труда;
- отсутствие ориентации коррекционных и реабилитационных учреждений на подготовку детей с ограниченными возможностями к реальной жизни, трудовой деятельности и карьере;
- отсутствие преемственности и связи между общим, трудовым и профессиональным обучением детей с ограниченными возможностями;
- узко и односторонне направленное трудовое и профессиональное обучение;
- недостаточная компетентность и низкий уровень психолого-педагогических знаний педагогических кадров, обеспечивающих подготовку к труду детей с ограниченными возможностями [5. С. 86].
В результате к моменту окончания школы и перехода во взрослую трудовую жизнь юноши и девушки с ограниченными возможностями оказываются безынициативными, не осознающими своих планов, интересов, возможностей, прав, не подготовленными к работе в коллективе.
Вместе с тем в современных условиях серьезных социоэкономических реформ подготовка к труду, к самореализации человека в трудовой деятельности становится основой интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
В зависимости от имеющихся у детей и подростков нарушений, ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза (определяемого в подростковом возрасте) содержание подготовки к труду должно быть дифференцировано.
Рассмотрим различные варианты этого содержания.
1. Для детей с легкими и умеренными двигательными, или слуховыми, или зрительными, или общими нарушениями, легкими нарушениями речи и нормальным интеллектом с ограничениями жизнедеятельности на уровне трудностей в деятельности (при благоприятном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 1 (детские сады общего типа, цензовое образование в школе с некоторыми дополнительными условиями и дополнительной индивидуальной коррекционной помощью). Реабилитационно-коррекционный блок представлен
в минимальном по сравнению с другими вариантами объеме. Данный контингент детей может быть полноценно подготовлен к труду.
2. Для детей с легкими и умеренными двигательными, или слуховыми, или зрительными, или общими нарушениями (или их сочетаниями) в комплексе с легкими и умеренными нарушениями речи и задержкой психического развития с ограничениями жизнедеятельности на уровне деятельности при помощи вспомогательных средств, при содействии других (при сомнительном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 2 (в условиях компенсаторно-коррекционного обучения).
3. Для детей с тяжелыми двигательными, или слуховыми, или зрительными, или общими нарушениями, или их сочетаниями и нормальным интеллектом с ограничениями жизнедеятельности на уровне деятельности при содействии других и зависимой деятельности (при неблагоприятном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 3 (в условиях компенсаторно-адаптационного обучения в специализированных в зависимости от нарушения школах, на дому, в реабилитационных центрах или детских домах-интернатах).
Этот вариант носит выраженную реабилитационную направленность и ориентирован на формирование активной жизненной позиции и самореализацию ребенка в жизни без участия в производительном труде. Реабилитационный блок имеет ведущее значение и направлен на возможную коррекцию и компенсацию нарушенных функций. В подготовке к труду таких детей значительное место занимают восстановительная и общеукрепляющая трудотерапия; формирование навыков саморегуляции и адекватной самооценки; ориентировка на активную жизненную позицию, самостоятельное существование и расширение социальных связей; социально-бытовая и соци-ально-средовая адаптация, освоение навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
4. Для детей с легкими умственными нарушениями в сочетании с легкими двигательными, или слуховыми, или зрительными нарушениями и речевыми нарушениями различной выраженности с ограничениями жизнедеятельности на уровне трудностей в деятельности (при благоприятном трудовом прогнозе) возможна подготовка к труду по варианту 4 (в условиях компенсаторнокоррекционного обучения во вспомогательных школах для умственно отсталых детей).
Цели подготовки по данному варианту предусматривают интенсивное психическое развитие. коррекцию умственных и речевых нарушений, формирование личности, социальную реабилитацию, подготовку к самостоятельной жизни и труду, интеграцию в общество. Этот вариант ориентирован на подготовку к овладению профессиями, не требующими цензового образования.
В настоящее время по данному варианту подготовка к труду заканчивается в 15 лет с окончанием вспомогательной школы. В этом возрасте у данного контингента личность еще не сформирована в достаточной для самоопределения степени. Поэтому обучение во вспомогательных школах должно быть продлено с целью направленной социально-трудовой адаптации. В связи с этим необходимо разработать стандарты профессиональной подготовки для лиц с интеллектуальными нарушениями.
5. Для детей с глубокими умственными нарушениями в сочетании с другими нарушениями различной выраженности подготовка к труду невозможна по причине полной неспособности действовать [2. С. 30-32].
Основные структурные элементы процесса подготовки детей с ограниченными физическими возможностями наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у детей нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.
В качестве базового рассмотрим содержание подготовки к труду детей с отклонениями в развитии по возрастным этапам без учета тяжести ограничений жизнедеятельности.
Основной целью первого — дошкольного (предварительного) и второго — младшего школьного возраста (подготовительного, или вводного) этапов подготовки к труду является формирование у детей положительного отношения к нему. Эти этапы предполагают проведение на основе комплексной диагностики интенсивных реабилитационных и коррекционных мероприятий медицинского, психологического и социального плана. Они должны быть направлены на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции.
Кроме того, большое внимание уделяется обучению родителей различным мерам реабилитации, коррекции, воспитания и развития. Осуществляются также социально-бытовая ориентировка,
сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве, самообслуживанию, приемам ручного труда, начинается формирование коммуникативных навыков. Уже в этом возрасте необходимы рекомендации врачей относительно допустимых физических и нервно-психических нагрузок для занятий учебным и общественно полезным трудом, трудотерапией (общеукрепляющей). Деятельность семьи также должна быть направлена на интенсивную реабилитацию. В младших классах начинаются развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, адекватного отношения к заболеванию, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно полезному труду. В профориентационном направлении их знакомят с наиболее массовыми профессиями и профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.
На третьем, ориентировочном этапе (5-9 классы, 10-14 лет) основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Причем в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней экономики [3. С. 95-96].
В профориентационном плане продолжаются профпропаганда и профинформация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных профпланов и установок на общественно полезную деятельность, проводятся трудовые пробы и трудотерапия (восстановительная).
Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации и включает восстановительное лечение, коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. Продолжаются восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.
В 8-9 классах (9-10 для коррекционных школ) осуществляются уже профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе профильной трудовой подготовки, трудовых проб; формирование профессиональных интересов и установок на принятие ролевых позиций; ориентировка
на доступные виды трудовой деятельности; изучение основ производства, основ домашней экономики; выработка навыков социального взаимодействия. Трудотерапия носит ориентировочный характер.
В этот период уже возможно определение трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция.
Основными целями четвертого этапа (1011 классы, 16-17 лет) являются: формирование готовности к трудовому самоопределению на основе ориентации на конкретные виды трудовой деятельности, предпрофессиональной подготовки, участия в производительном труде; выработка навыков делового общения и адекватной самооценки, гибкости психических функций, установок на принятие ролевых позиций. Продолжаются профдиагностика и профтестирова-ние, формирование и коррекция профпланов.
Реабилитационный блок в подготовке занимает существенный объем; задачами этого блока являются наиболее полное восстановление и компенсация нарушенных функций. Значительное место принадлежит трудотерапии, формированию навыков саморегуляции и адекватной самооценки, ориентировке на доступные виды труда в специально созданных условиях, социально-психологической адаптации.
Комплексная и эффективная подготовка к труду детей и подростков с ограниченными возможностями может и должна служить одним из базовых элементов развития инновационной экономики в современной России.
Список литературы
1. Медико-социальные критерии профориентации инвалидов. СПб. : СПбНИИЭТИН, 1996. 112 с.
2. Проблемы и перспективы развития системы профессионального образования инвалидов. М. : ЦБНТИ, 2010. Вып. 28. 77 с.
3. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями : метод. рекомендации. М. : Форум-ИНФРА, 2007. 304 с.
4. Реабилитация инвалидов: состояние и направления развития / под ред. Е. М. Старобиной. СПб. : ЭКСПЕРТ, 2008. 144 с.
5. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. : Сфера, 2005. 384 с.