УДК 376.3
Т.В. Гудина
НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Статья посвящена анализу направлений, видов, методов реабилитационной работы, направленных на повышение уровня и качества реабилитации, интеграции в социум детей-инвалидов.
Выявлено содержание социокультурного и психолого-педагогического направлений реабилитации, призванных сформировать культурные навыки и психологические установки детей-инвалидов. Таким образом, рассмотренные направления, виды и методы реабилитационной деятельности позволяют на качественно новом уровне решать проблему реабилитации, а затем интеграции детей-инвалидов, максимально развить и реализовать их креативный потенциал.
Дети-инвалиды, социокультурная реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, реабилитационные технологии.
The article is devoted to analysis of trends, types, methods of rehabilitation work to improve the level and quality of rehabilitation and then integration of children with disabilities into society. The paper identifies the content of socio-cultural, psychological and pedagogical directions of rehabilitation of children with disabilities, designed to form the cultural skills and mental attitude. Thus, the above directions, types and methods of rehabilitation work allow to solve the problem of rehabilitation, and then the integration of children with disabilities, to develop and realize their creative potential.
Children with disabilities, socio-cultural rehabilitation, psychological rehabilitation, rehabilitation technology.
Современная социокультурная ситуация и развитие рыночных отношений сказались, в целом, неблагоприятным образом на незащищенных группах населения, в том числе и инвалидах, лишенных возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни. В этих условиях интенсивных общественных перемен прежние механизмы обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективны, а новые еще не сформированы.
Несмотря на то, что в последние годы на уровне государства принимаются меры, направленные на противодействие социальным рискам, вкладываются значительные ресурсы в поддержку детей-инвалидов (реализуется государственная программа «Доступная среда», возможность получения инклюзивного образования), государственная политика и деятельность иных субъектов в отношении инвалидов оказывается недостаточно эффективной. В значительной степени это определяется (не на уровне социально-политических намерений и лозунгов, а в реальной практике) существующей парадигмой представлений об инвалидной среде как «вынужденной нагрузке» на экономику и социум.
Необходимо учитывать, что полная интеграция инвалидов в социум недостижима, так как невозможно полностью компенсировать серьезные дефекты здоровья (глухоту, слепоту, умственную отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата). Поэтому «специфичность» положения инвалидов в обществе будет сохраняться. Однако минимизация данного фактора становится насущной культурной потребностью, социальной необходимостью, позволяющей обеспечить равный доступ инвалидов к культурным благам, независимой жизни, самоопределению, свободе выбора наравне с другими людьми.
Возникает острая необходимость на уровне государства и общества в создании условий минимиза-
ции последствий негативных явлений, принятие мер, способствующих реализации социальных прав и возможностей инвалидов. На региональном уровне -более широкое использование педагогических возможностей и технологий учреждениями социального и культурно-образовательного характера, обеспечивающих адаптацию и интеграцию, социокультурную реабилитацию инвалидов.
В современных условиях направления, виды и методы реабилитационной деятельности отличаются новым качеством, ориентированы на интеграцию в культурную и социальную жизнь общества инвалидов и детей-инвалидов в частности, их самореализацию и самоутверждение.
Назначение социокультурной реабилитации состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого-инвалида адекватно, самостоятельно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, используя все доступные средства массовой информации (компьютер, книги) автономно осуществлять выбор и способ трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений.
Содержание социокультурного направления реабилитации детей-инвалидов включает: оптимизацию жизнедеятельности (использование возможностей и ресурсов социально-культурной деятельности в овладении социальными, культурными и духовными ценностями, ведущими к успешной социализации и адаптации посредством организации взаимодействия основных социальных институтов: семьи, учебных заведений, культурно-досуговых учреждений и т. д.); инкультурацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе содействие в формировании и реализации потребностей в творческом самовыражении); профессиональную ориентацию и образование самих детей с ограниченными возможностями здоровья; привлечение инвалидов к социально-культурной реабилитационной деятельности в сети территориальных социальных служб, сфере се-
мейного досуга, художественного и технического творчества, прикладного искусства.
Обозначенное направление реабилитации и интеграции детей-инвалидов реализуется посредством наполнения содержания конкретными видами социально-культурной деятельности. Реабилитирующим потенциалом обладают: художественно-творческая (прикладное искусство, театральная, танцевальная, музыкальная деятельность), игровая, техническая, спортивная, туристическая и другие виды социально-культурной деятельности. Названные виды составляют основу реабилитационных технологий: арт-терапии, библиотерапии, музыкотерапии, игровой терапии и т.д.
Психолого-педагогическое направление реабилитации детей-инвалидов является ведущим в сфере психологической реабилитации и психолого-педагогической коррекции, так как проблема детей-инвалидов не ограничивается медико-педагогическим аспектом, в социальном контексте обретает особый статус минимизации неравных возможностей. Основой данного направления выступают психологическая реабилитация и психолого-педагогическая коррекция, которые в общем комплексе реабилитационных мер призваны содействовать преодолению дисгармонии психического развития, обеспечить возможность полноценного включения детей-инвалидов в социальную и культурную жизнь общества. Эти два направления (социокультурное и психолого-педагогическое) призваны сформировать культурные навыки и психологические установки, позволяющие детям с ограниченными возможностями здоровья быть успешным в социуме, достичь высокого уровня самореализации в трудовой деятельности и сфере досуга.
Основными задачами психолого-педагогического направления, обеспечивающего реабилитацию инвалидов, являются: восстановление и развитие отдельных интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, восприятия, речи, мышления и т.д.); сглаживание, ликвидация, коррекция локальных эмоциональных расстройств (возбудимости, тревоги, страхов, эмоциональной неустойчивости и т.д.); развитие коммуникативных навыков и оптимизация уровня коммуникативной готовности в целом; формирование адекватного отношения к своим возможностям, заболеванию (дефекту), способностям и потребностям; успешная социализация и адаптация посредством обеспечения целевого взаимодействия основных социальных институтов: семьи, учебных заведений, культурно-досуговых учреждений и т. д.; формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья мотивации на позитивное взаимодействие, преодоление барьеров современной информационно-культурной среды; стимулирования навыков творческого самовыражения, креативности, пробуждение скрытых жизненных сил.
К основным методам психолого-педагогической реабилитации относятся: психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия, имеющие коррекционно-восстанови-тельную направленность.
Психодиагностика, предусматривающая комплексный характер ее проведения, учитывает данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневрологии), а также медицинской генетики, которые сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования, а также результаты, полученные при психологическом и логопедическом обследовании.
Уровень развития современной науки в области медицинской генетики, детской психоневрологии, психологии и дефектологии позволяет не только диагностировать различные формы отклонений в развитии (задержка психического развития, детский церебральный паралич, общее недоразвитие речи, аномалии при различных наследственных заболеваниях нервной системы и др.), оценивать степень сформированности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нарушений. Ведущую роль в решении вопросов о лечении, прогнозов развития заболевания, медико-генетического консультирования семьи играет клиническая диагностика.
Анализируя специфику отклоняющегося развития, патогенетические механизмы нарушения, учитывая локализацию и распространенность поражения центральной нервной системы, педагог и психолог смогут ориентироваться в структуре дефекта и тяжести заболевания. Важнейшей задачей психодиагностики является установление структуры ведущего дефекта и связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной системы.
Педагогическая же диагностика, целью которой является определение на междисциплинарном уровне последующей педагогической тактики и стратегии помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, начинается с составления педагогической характеристики, представляющей обобщенную совокупность наблюдений учителя, воспитателя, родителей и их предварительную оценку, включает в себя следующие показатели: состав семьи, внутрисемейные отношения, сформированность у детей основных учебных умений и навыков (по различным предметам), наличие отличительных особенностей в эмоционально-волевой, мотивационно-смысловой и поведенческой сферах.
Дополнительно в характеристиках отмечаются наблюдения за ранними признаками нервно-психических нарушений и причинами школьной дезадаптации.
Психологическая консультация - это ориентация детей и их родителей в современных социокультурных условиях, подготовки к труду, взаимоотношениях с окружающими, общении, в творческом самовыражении и т.п., позволяющая конструктивно разрешать психологические проблемы, препятствующие самореализации и развитии личности.
Консультация как методический прием реабилитации включает в себя элементы психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, не имеет противопоказаний и может успешно применяться на разных этапах реабилитации.
Психотерапия - это комплексное лечение психосоматических, психических расстройств, ставящая своей целью компенсацию или ликвидацию имеющегося дефекта (клинически ориентированная психотерапия), а также коррекцию отношений к социальному окружению и собственной личности (лич-ностно ориентированная психотерапия).
Условия современного общества XXI в. способствуют значительному увеличению интереса к психотерапии. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что единого определения психотерапии не существует. Выделяют медицинский (отечественный подход) и психологический аспекты (зарубежный подход) [4].
Существует множество направлений и методических приемов (технологий) психотерапии: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, позитивная психотерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арт-терапия, эстетотерапия и т.п. Отдельно можно выделить направление семейной психотерапии, цель которой заключается в оптимизации семейных отношений.
Целью психокоррекции является коррекция отдельных свойств личности и характера (мотивов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т. п.), усвоение различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, учебно-трудовой, профессиональной и т.п.), включение ребенка в процесс его самореализации в условиях современного общества. Психокоррекция в отличие от психотерапии ориентирована на «нормальные», но недостаточно адекватные психологические проявления. Грань между ними довольно тонкая и условная, как, например, между нормой и патологией. Это обусловливает возможность широкого применения на практике различных средств и методов психотерапии, повышающих резервные возможности организма человека.
Как отмечает Л. С. Выготский, «коррекция должна, прежде всего, быть направлена на вторичные дефекты с учетом зоны актуального и зоны ближайшего развития» [1, с. 135]. Психологическая коррекция как вид психологической практики используется в системе реабилитации детей-инвалидов применительно к различным вариантам отклонений в развитии ребенка. В течение многих лет психотерапия, особенно в нашей стране, входила в компетенцию только медицины. Современные исследователи (М.И. Буянова, Б.3. Драпкина, А.И. Захарова, В.Л. Леви, В.Е. Рожнова и др.) все большее внимание обращают на немедицинские модели психотерапии, в частности на: использование различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.
Применительно к детям-инвалидам задача психотерапии, психокоррекции в реабилитационной деятельности состоит в формировании у них осознанного отношения к своим болезненным переживаниям, борьбу с имеющимися недостатками, овладение
умением встать над ситуацией, приспосабливаться к действительности и преодолевать психотравмирую-щее воздействие. Психокоррекция, используемая в практике работы с детьми-инвалидами, включает в себя различные методики, среди которых особо выделяются арт-терапевтические (музыкотерапия, изо-терапия, библиотерапия, и т. д.).
Все большей популярностью пользуется теория развития личности ребенка-инвалида посредством ранней коррекции (Архипова Е.Ф., Денисова О.А., Кобрина Л.М., Мастюкова Е.М., Приходько О.Г. и др.). Известен принцип коррекционно-направленного обучения и воспитания (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, М.С. Певзнер и др.).
Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания или особенностей воспитания, не-сформированность которых препятствует самореализации личности [3]. Задачей психологического тренинга является решение локальных задач по сравнению с другими методами реабилитации. В зависимости от целей выделяют различные виды: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный тренинг и т. п.
Некоторые авторы (Хеллмутх Клейнсорге, Гер-хард Клумбиес) рекомендуют занятия арттерапии (свободное рисование) и в качестве профилактического средства, как своеобразный тренинг обсуждения и преодоления эмоционального дискомфорта. Порембески-Грау использовала рисование и игры с красками в качестве психопрофилактического метода «созидательного тренинга», позволяющего уменьшить стресс и фрустрацию, вернуть ощущение собственной ценности, освободиться от сомнений в своих способностях [4].
Таким образом, для успешного решения задач социокультурной реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо:
- использовать комплекс реабилитационных мер и методов;
- создавать условия для самовыражения и признания результатов творчества детей (организация выставок работ, концертов, фестивалей, презентации авторов, отдельных исполнителей и коллективов, конкурсы изделий, поделок, творческих работ; освящение проблем инвалидов в СМИ; подготовка и распространение рекламного материала - буклетов, листовок и т.д.);
- акцентировать личностную значимость каждого ребенка-инвалида (проведение дней рождения, именин, праздников семьи, спортивных состязаний, конкурсов, в которых внимание концентрируется на достижениях и успехах конкретного человека) [2].
Основными педагогическими задачами, направленными на достижение социокультурной реабилитации и интеграции инвалидов, являются: развитие способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здо-
ровья (путем стимулирования личностного участия самих детей-инвалидов, создание ситуаций успеха); расширение круга общения инвалида и повышение уровня его коммуникативной культуры; реализация принципов активной жизненной позиции, независимого образа жизни, распространение их на другие сферы, в том числе на профессиональную деятельность; формирование моральных и социальных установок, обеспечивающих чувство уверенности, независимости личности; развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка-инвалида, необходимые для улучшения качества его жизни, саморазвития; профессиональная ориентация и подготовка высококвалифицированных специалистов из числа инвалидов, владеющих современными педагогическими технологиями, способные учитывать индивидуальные психологические особенности детей-инвалидов; стимулирование навыков творческого самовыражения, креативности, пробуждение скрытых жизненных сил.
Рассмотренные направления, виды и методы реабилитационной деятельности позволяют на качественно новом уровне решать проблему реабилитации, а затем интеграции детей-инвалидов, максимально развить и реализовать их креативный потенциал, оптимизировать условия их жизнедеятельности в социуме.
Литература
1. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1988. - Т. 5. - С. 135.
2. Денисова, О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.А. Денисова. - М.,
2007.
3. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. - М., 2005.
4. Психотерапия / под ред Б.Д. Карвасарского. - СПб,
2008.
УДК 37.02
Н.Ю. Зильбербранд
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СМЫСЛОВЫХ ЗАДАЧ
Показано, что «задачи на смысл» относятся к новому классу педагогических задач. Их сущностные характеристики раскрыты на основе анализа содержания понятия и уточнения нравственной «окраски», предполагающей ответственное отношение учащегося за постановку и решение «задачи на смысл». В учебном процессе «задачи на смысл» актуализируют личностный смысл субъекта и способствуют его переходу на более высокий уровень - уровень смысловой регуляции жизнедеятельности (как способ связи человека с миром), что свидетельствует о высоком дидактическом и воспитательном потенциале этого класса задач.
Смыслоосознание, задачи на смысл, активность субъекта, двухвекторная направленность, нестандартный, творческий характер.
It is shown, that "the problems on the context" belong to a new class of pedagogical problems. Their essential characteristics are disclosed on the basis of the context analysis of the notion and specification of moral "coloring" that expects the responsible attitude of the student for setting up and solving «the problems on the context." «The problems on the context» make actual a personal meaning of the subject in teaching situation and contribute to its transition to a higher level - the level of semantic regulation of life activity (as the way of interaction between man and nature), which indicates a high didactic and educational potential of this class of problems.
Semantic awakening, the context problems, subject's activity, dual-track direction, substandard, constructive nature.
В современных условиях, когда усилия исследователей и практиков направлены на раскрытие моти-вационно-смысловых аспектов процесса обучения, возникает потребность обратиться к изучению нового класса педагогических задач - «задач на смысл».
В первом десятилетии XXI в. в психологических исследованиях возрастает интерес к «задачам на смысл» в связи с изучением личностного смысла и смысловой динамики [7], смыслообразования в учебном процессе [1], самореализации как компонента смысложизненных стратегий личности, соотношений процесса мышления субъекта и особенностей осознания им смысловых связей [8], смысловой установки старшеклассников в учебном процессе и др.
В педагогике традиционно ученые выделяли дидактические и воспитательные задачи. Задачи обучения предполагают управление учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением. Воспитательные задачи заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора [2], [14]. Мощный обучающе-воспитательный ресурс заложен в «задачах на смысл». Они способствуют «включению» процессов саморазвития личности в учебном процессе. Об этом свидетельствуют современные педагогические исследования, в которых «задачи на смысл» упоминаются в связи с изучением дидактических методов [11], разработкой теории и технологии метапроектного обучения [6]; решением проблемных аспектов самореа-