Научная статья на тему 'К вопросу об использовании некоторых методов социокультурных технологий в целях реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях'

К вопросу об использовании некоторых методов социокультурных технологий в целях реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / (ДЦП) / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТАНЦЕТЕРАПИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО / КОРРЕКЦИЯ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / РИТМЫ МУЗЫКИ / ЭМОЦИИ И ДР / REHABILITATION / CEREBRAL PALSY / SOCIALIZATION / DANCE THERAPY / MUSIC THERAPY / SOCIOCULTURAL REHABILITATION / SPIRITUAL WEALTH / CORRECTION / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / RHYTHMS OF MUSIC / EMOTIONS / ETC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

Реабилитация детей-инвалидов предусматривает различные направления. Статья посвящена проблеме реабилитации данной категории детей с использованием таких нетрадиционных методов и приёмов, как музыкотерапия и танцетерапия. В статье показаны примеры их использования сотрудниками специализированных учреждений Республики Адыгея в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы «Красногвардейского территориального центра социальной помощи семье и детям» и «Майкопского социально-реабилитационного центра несовершеннолетних» Республики Адыгея).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitation of disabled children provides for various directions. The article is devoted to the problem of rehabilitation of this category of children using such unconventional methods and techniques as music therapy and dance therapy. The article shows examples of their use by the staff of the specialized institutions of the Republic of Adygea for the rehabilitation of children with disabilities (from the experience of the “Krasnogvardeysky Territorial Center for Social Assistance to Family and Children” and the “Maikop Social and Rehabilitation Center for Minors of the Republic of Adygea”).

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании некоторых методов социокультурных технологий в целях реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях»

УДК 796.01:612 ББК 75.09 Т-91

Тутаришев Альберт Казбекович, старший преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», т.:8(906)438 6764

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(рецензирована)

Реабилитация детей-инвалидов предусматривает различные направления. Статья посвящена проблеме реабилитации данной категории детей с использованием таких нетрадиционных методов и приёмов, как музыкотерапия и танцетерапия. В статье показаны примеры их использования сотрудниками специализированных учреждений Республики Адыгея в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы «Красногвардейского территориального центра социальной помощи семье и детям» и «Майкопского социально -реабилитационного центра несовершеннолетних» Республики Адыгея).

Ключевые слова: реабилитация, (ДЦП), социализация, танцетерапия, музыкотерапия, социокультурная реабилитация, духовное богатство, коррекция, опорно-двигательный аппарат, ритмы музыки, эмоции и др.

Tutarishev Albert Kazbekovich, a senior lecturer of the Department of Physical Education of FSBEIHE "Adygh State University", tel.: 8 (906) 438 6764.

ON THE QUESTION OF THE USE OF SOME METHODS OF SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES FOR REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN IN SPECIALIZED INSTITUTIONS

(reviewed)

Rehabilitation of disabled children provides for various directions. The article is devoted to the problem of rehabilitation of this category of children using such unconventional methods and techniques as music therapy and dance therapy. The article shows examples of their use by the staff of the specialized institutions of the Republic of Adygea for the rehabilitation of children with disabilities (from the experience of the "Krasnogvardeysky Territorial Center for Social Assistance to Family and Children" and the "Maikop Social and Rehabilitation Center for Minors of the Republic of Adygea").

Key words: rehabilitation, cerebral palsy, socialization, dance therapy, music therapy, sociocultural rehabilitation, spiritual wealth, correction, musculoskeletal system, rhythms of music, emotions, etc.

Социокультурная реабилитация личности - это сложный процесс её взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируется личность.

Содержание социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья - этот комплекс мероприятий, это целый ряд компонентов,

имеющих важное значение для достижения необходимого уровня культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей. Под социально-культурной реабилитацией личности в более узком смысле подразумевается помощь лично человеку, выявление собственных духовных целей, интересов, путей и способов преодоления препятствий. В зависимости от индивидуальных возможностей необходимо создать условия для творческой реализации таких людей.

В настоящее время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи изучают различные аспекты этого процесса.

Главная цель социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья - это их психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие. Эта цель достигается такими мероприятиями, как участие в играх, кукольном театре, занятие музыкой, танцами и др.

Известно, что с древних времен использовались различные типы врачевания. Например, очень распространенным было использование различных видов искусства для лечения болезней, т.к. люди давно заметили их лечебное воздействие на больной организм. Поэтому врачи, педагоги, философы старались разгадать тайны влияния музыки, танцев, живописи на восстановление различных функций организма, а также на развитие духовного богатства человека.

Так, Пифагор, Аристотель, Платон высоко оценивали воздействие музыки на людей и считали, что она обладает лечебной силой. Действительно, практика доказала их правоту. Пифагор считал, что человек способен находить «верный ритм во всех видах жизнедеятельности - в речи, пении, жестах, танцах, в мыслях, поступках...». Демокрит отмечал целительное воздействие звучания разных музыкальных инструментов на человека и советовал слушать флейту для излечения опасных инфекционных заболеваний. Платон рекомендовал для усиления действия лечебных трав от головной боли использовать пение и музыку. Это всё говорит о том, в лечебном процессе высоко оценивалась вокалотерапия [1, с. 11].

Известно также, что с давних времен для лечения от разных болезней использовалась и танцетерапия. Доказательством этому считается итальянский танец тарантелла, который возник для излечения от укусов паука-тарантула. Считалось, что с помощью движений в «бешеном» темпе «вытанцовывался» яд из организма [Там же, с. 12].

Особенно широко использовались музыка и танцы как лечебное средство на Востоке: в китайской медицине; в индийской философии и др.

Итак, лечебное воздействие искусства на человеческий организм в основном идет от Платона, Пифагора, Аристотеля.

Официальное использование музыкотерапии началось в начале 19 в. в психиатрической клинике Франции. В России специальные исследования В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова и других подтвердили терапевтическое положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, центральную, нервную.

Одним из самых распространенных методов социокультурной реабилитации является арт-терапия. Действительно, как показывает практика, положительные эмоции

от использования арт-терапевтических методов общения с искусством (танцами, музыкой, художественными произведениями и др.) оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, поднимает жизненные и творческие силы. Поэтому использование в последние годы арт-терапии все больше включается в коррекционно -развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях. Это придает ей статус целого научного направления.

Использование искусства в лечении и коррекции достигло значительных успехов в последние годы в России, в том числе и в Республике Адыгея (РА). Так, на современном этапе широко используется искусство в коррекционной работе (в том числе и в психотерапии) с детьми, имеющими отклонения в развитии. В реабилитационной работе с детьми-инвалидами особое место занимает социокультурная реабилитация, так как искусство связано с развитием эстетических потребностей человека, с расширением общего и художественного кругозора, с активизацией творческих способностей ребенка, оказывает большое влияние на воспитательный процесс: способствует нравственному, эстетическому, этическому воспитанию ребенка, является средством формирования его мышления, воображения. Это подтверждает, что, кроме целительных воздействий, искусство играет в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и социально-педагогическую роль.

Основными задачами реабилитационной и адаптивной работы спецучреждений являются: формирование чувства жизнерадостности, веры в свои силы, овладение чувством безопасности, восстановление адаптационных способностей и др. Понимая значительную роль искусства для реабилитации детей-инвалидов и с целью повышения эффективности проводимых реабилитационных мероприятий специалистами центров разрабатываются и реализуются в коррекционной работе разнообразные методы и приёмы, программы, предусматривающие использование различных видов искусства. Так, в последние десятилетия для творческой социализации детей, кроме традиционных методов, используется и такая новая система оздоровления, как танцетерапия, музыкотерапия, мульттерапия, сказкотерапия, драмотерапия и др. Они используются в специализированных учреждениях РА как дополнительные реабилитационные методы при работе с детьми-инвалидами.

Среди нетрадиционных форм социокультурной реабилитации детей-инвалидов определенное место занимают музыкотерапия и танцетерапия. В специальной литературе существуют разные интерпретации термина «танцетерапия», поэтому используются разные термины: условно-рефлекторная терапия, изо-музыко-танцетерапия, интегративная танцевально-двигательная терапия и др. Несмотря на то что вопрос о танцетерапии и музыкотерапии в научной теории до сих пор не получил достаточного освещения, тем не менее всеми специалистами признается и опыт подтверждает, что искусство (в частности, музыка и танец) являются одним из средств коррекционной (медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, адаптационной) работы в специализированных реабилитационных центрах.

Содержанием музыкального воспитания детей во всех группах является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, освоение некоторых исполнительских навыков [2, с. 67]. Музыкотерапия и танцетерапия представляют собой метод, в котором активно используются они в качестве средства реабилитации

эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и при коммуникативных затруднениях. Реабилитация средствами музыкотерапии и танцетерапии направлена на формирование и развитие у детей навыков пения, танцевальных движений, умения слушать и понимать характер и содержание музыкальных произведений, формирование интереса к музыке, базовой культуры у ребенка.

Планируя занятия, работники центра всегда помнят о повышенной утомляемости детей. Как известно, дети быстро устают, утрачивают интерес, становятся вялыми и раздражительными. Поэтому коррекционная и адаптационная работа проводится свободно, при этом стараются использовать музыкальные произведения и танцы, вызывающие интерес у детей и которые привлекательны для них. Это важный фактор в создании хорошего настроения.

При составлении программы по любой деятельности также обязательно учитываются возрастные особенности детей, диагноз, задачи всестороннего развития и специфика музыкального и танцевального искусства.

Хотя в реабилитационных центрах музыкотерапией занимается музыкальный руководитель, им реализуется программа музыкально-эстетического развития детей, он несёт самую большую ответственность, тем не менее и другие работники стараются использовать (по мере возможности) музыку, танцы на своих занятиях. Так, в Майкопском центре реабилитации функционируют программы по музыке «Радуга», танцам - «Учимся танцевать». На ежедневных занятиях, кроме слушания музыки и пения, дети обучаются игре на шумовых инструментах, им прививаются навыки ролевого участия в театрализованных представлениях. Все занятия по танцу проходят под музыку. Это способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных -формирует способность к концентрации. Результатами занятий детей музыкой является их участие в различных фестивалях и их победы.

Так, группа детей с ограниченными возможностями здоровья принимала участие в Республиканском фестивале художественного творчества детей-инвалидов «Шаг навстречу!» В номинации «Игра на инструментах» участница из Красногвардейского района заняла 3 место, остальные дети получили дипломы и поощрительные подарки.

В реабилитационные учреждения поступают дети с различными заболеваниями, связанными с нарушением умственного и психофизического развития: с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, зрения, слуха, детским аутизмом и др. В большинстве случаев основной диагноз осложнен вторичными дефектами.

Несмотря на указанные трудности, все работники стараются содействовать формированию личности у детей, учат их жить с ограниченными возможностями здоровья полноценной жизнью. В этих целях специалисты отделений стараются использовать в своей работе разнообразные средства, формы, эффективные современные методики реабилитационной педагогики через создание целостно-психологического комплекса.

Доказательством этому может служить пример: воспитанник Майкопского центра Н. (лет четырнадцати с ДЦП) еле передвигался. Был очень замкнутым, скованным, застенчивым. Благодаря старанию и приложению всех усилий работников центра (музыкального руководителя, физрука, социального работника, психолога, логопеда и

др.), он исполнил сложнейший адыгейский танец (конечно, с некоторыми недостатками, неточностями) на фестивале, который проходил в республике. Самое главное, что у него получилось то, чего он хотел, прошли стеснение, скованность, движения стали более лёгкими. Это большое достижение для воспитанников, всех работников центра и родителей.

Кроме дневных и стационарных занятий, специалистами реабилитационных учреждений Майкопа и Красногвардейска в функционирующих в летний период на базе учреждений в детских оздоровительных лагерях, организуется работа различных кружков, в том числе кружок «Музыкальный калейдоскоп» и танцевальный кружок «Учимся танцевать». «Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь». [3, с. 15].

Таким образом, как показывает опыт, целебное воздействие музыки и танца на организм человека доказано. В специальной современной литературе отмечено и опыт работы в реабилитационных центрах РА подтверждает, что эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение [4, с. 41]. Танцы учат детей выражать чувства и эмоции через движения, снимают скованность, барьеры, ребенок чувствует себя свободным. И музыка, и танцы отвлекают детей от своих болезней, не дают им «уйти в себя», тем самым отвлекает их от волнений, переживаний, страха, связанных с незнакомой обстановкой, людьми, а это способствует социально-психологической и социальной адаптации детей-инвалидов.

Итак, занятия музыкой, танцами положительно влияют на здоровье человека, тем более на детей-инвалидов: они повышают уровень и степень социальной адаптации детей-инвалидов, помогают им преодолеть одиночество, скованность, вызывают радостные эмоции, способствуют адаптации детей к среде, к сверстникам, улучшаются их отношения к ним, родителям.

Сегодня в психологической и педагогической науках идет поиск конкретных технологий, способствующих нормализации психоэмоционального здоровья людей. Описать все стороны социокультурной реабилитации детей-инвалидов в одной маленькой статье невозможно. Не претендуя на полное решение данной проблемы, мы остановились только на некоторых её аспектах, а именно на использование таких элементов, как музыкотерапия и танцетерапия в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов: методическое пособие / под ред.

B.И. Ломакина-Румянцева, В.С. Шипулиной. Москва, 2003. 144 с.

2. Садовская Т.С. Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. №5(35).

C. 66-74.

3. Ткачук Е.Г. Психологическая реабилитация воспитанников социального приюта на занятиях музыкой // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. 2007. №2. С. 10-16.

4. Мельник Т.Н. Музыкальные занятия в системе педагогической реабилитации детей раннего возраста с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата в психоневрологическом отделении стационара // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. №3(39).

Literature:

1. Socio-cultural rehabilitation of disabled children: a methodical manual / Ed. by V.I. Lomakin-Rumyantsev, V.S. Shipulina. Moscow, 2003. 144p.

2. Sadovskaya T.S. The role of music in the development of disordered functions in children with cerebral paralysis // Correctional pedagogy: theory and practice. 2009. № 5 (35). P. 66-74.

3. Tkachuk E.G. Psychological rehabilitation ofpupils of a social shelter in music classes //Bulletin of psychosocial correctional and rehabilitation work. 2007. № 2. P. 10-16.

4. Melnyk T.N. Musical studies in the system of pedagogical rehabilitation of young children with the pathology of the central nervous system and the musculoskeletal system in a psychoneurological department of a hospital // Correctional pedagogy: theory and practice. 2010. № 3 (39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.