Научная статья на тему 'Роль семьи в социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы реабилитационных центров республики Адыгея)'

Роль семьи в социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы реабилитационных центров республики Адыгея) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4119
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ / CORRECTION / REHABILITATION / SOCIAL ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL REHABI-LITATION / ARTS AND CRAFTS / FAIRY-TALE -THERAPY / GAME-THERAPY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

В статье рассматривается роль родителей и их участие в социально-пси-хологической реабилитации детей-инвалидов, находящихся как на стационарном, так и на заочном отделениях реабилитационных центров Республики Адыгея.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the role of parents and their participation in social and psychological rehabilitation of the disabled children-patients of the rehabilitation centers of the Republic of Adyghea has been considered.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы реабилитационных центров республики Адыгея)»

УДК 796.01:612 ББК 75.09 Т-91

Тутаришев Альберт Казбекович, соискатель, ассистент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет, т.: 8(906)4386764.

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (из опыта работы реабилитационных центров Республики Адыгея)

(рецензирована)

В статье рассматривается роль родителей и их участие в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, находящихся как на стационарном, так и на заочном отделениях реабилитационных центров Республики Адыгея.

Ключевые слова: коррекция, реабилитация, социальная адаптация,

психологическая реабилитация, декоративно-прикладное искусство, сказкотерапия, игротерапия.

Tutarishev Albert Kazbekovich, competitor, assistant of the Department of Physical Training of FSBEIHPE “Adygh state university”, tel.: 8(906)4386764.

THE ROLE OF A FAMILY IN SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION

OF CHILDREN WITH HANDICAPS (from the experience of the rehabilitation centers of the RA)

(reviewed)

In the article the role of parents and their participation in social and psychological rehabilitation of the disabled children-patients of the rehabilitation centers of the Republic of Adyghea has been considered.

Keywords: correction, rehabilitation, social adaptation, psychological rehabi-litation, arts and crafts, fairy-tale -therapy, game-therapy.

В реабилитационной работе с детьми-инвалидами большое место занимают родители, так как именно к родителям ребенок испытывает наибольшее доверие, поэтому ведущую роль в социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья отводится семье.

Семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации [1, с. 85]. При этом в процессе развития ребенка большую роль играют условия, создаваемые родителями в семье. В связи с этим деятельность специалистов, осуществляющих реабилитационные мероприятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна быть направлена не только на ребенка, но и на членов семьи, в которой он воспитывается. Из этого следует, что участие родителей в социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами является важнейшей задачей специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Известно, что специализированные реабилитационные центры создаются с целью оказания комплексной медико-социальной, психолого-педагогической помощи детям,

имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, а также консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению труду. В этой работе большая ответственность возлагается не только на специалистов, сотрудников центра, но и на родителей.

Приоритетными задачами в области социального обслуживания детей-инвалидов являются установление тесных связей детей и родителей, предупреждение их семейного благополучия и социальная их реабилитация. А для этого необходимо дальнейшее развитие и оптимизация сети специализированных учреждений, предоставляющих разнообразные услуги детям-инвалидам и их семьям.

Органы государственной власти Республики Адыгея, а также реабилитационные центры республики принимают конкретные меры по социальной защите детей-инвалидов, созданию достойных условий проживания и развития семьи. Они подчеркивают, что в сложившейся ситуации важнейшим направлением в социальной и медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является непосредственная работа не только с детьми, но и их родителями, так как: 1) семья - это основной очаг ребенка, где он родился, растет, где его окружают самые близкие ему люди, которым он больше доверяет, к которым он больше привязан; 2) семья - это основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Семья является основой всех социальных институтов [2, с. 4].

С пониманием роли родителей и всей семьи в работе с детьми-инвалидами строят свою деятельность государственные органы и специализированные центры республики. В связи с этим они проводят большую работу с родителями.

Многие родители даже не знают, как вести себя с детьми, как им помочь, не хотят выводить детей на улицу по разным причинам (боятся насмешек соседей, их детей). Это чувство развито у каждой нации, но особенно у адыгов. Видимо, это зависит от их психологических особенностей. Необходимо отметить, что нахождение ребенка в спецучреждении, в коллективе, с другими детьми (здоровыми и больными) развивает его, предоставляет возможность для раскованного его общения с детьми и взрослыми, участия их в самых различных видах деятельности. Однако работа родителей с детьми, как дома, так и в спецучреждении необходима.

Как отмечается в литературе, многочисленные психологические исследования, проводимые специалистами, говорят об отсутствии у многих родителей «активной позиции в отношении важности родительского вклада в процесс реабилитации» [3, с. 43]. Однако в последнее время появляются труды, направленные на улучшение работы родителей с детьми-инвалидами.

С учетом важности вклада родителей, всей семьи в процесс социальнопсихологической реабилитации детей-инвалидов строят свою работу сотрудники Красногвардейского территориального центра «Доверие». Так, директор Л.В. Адаменко и работники центра считают, что одним из важных направлений их деятельности является работа специалистов центра с родителями. Суть этого направления заключается в установлении гармонии между родителями и детьми, особенно это важно для детей-инвалидов. Действительно, в жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает норму общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья; в

семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Став взрослыми, дети повторяют все, что было в семье их родителей.

Особого внимания заслуживает вопрос организации реабилитационной работы родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все специалисты, сотрудники и родители вместе разрабатывают тактику (план) лечения и дозировку занятий; в то же время продолжается медикаментозная терапия, обсуждаются новые методики. Поэтому работа не только педагога-дефектолога, сотрудников, но родителейдетей-инвалидов должна быть построена на основе рекомендаций специалистов с учетом особенностей болезни (болезней) ребенка, а также его неврологических и психологических особенностей. Все специалисты, сотрудники центра оказывают всяческую помощь родителям в воспитании, развитии и реабилитации детей. Особый подход требуется тем семьям, в которых воспитываются больные дети.

Важно учитывать тот факт, что состав родителей неодинаков, он всегда разнороден по образованию, компетенции, развитию. В связи с этим в структуру работы центра включен вопрос о специальном обучении родителей. Для усиления роли семьи в воспитании детей, обучении их разным видам деятельности в Красногвардейском территориальном центре «Доверие» созданы клуб «Родительская академия» и проект «Смежная профессия».

Работа специалистов центра с родителями - это сотрудничество, обучение. В рамках клуба «Родительская академия» специалисты центра проводят для родителей (особенно сложных больных) различные виды занятий: групповые или индивидуальные. Это могут быть лекции, семинары, беседы на различные темы, которые имеют отношение к болезням детей, их лечению и реабилитации, психологические тренинги. И родители вместе с детьми охотно включаются в различные виды деятельности центра: играют, соревнуются, занимаются с ними прикладным искусством, трудовым обучением. На этих занятиях родители делятся своими успехами с другими родителями, задают интересующиеся их вопросы, показывают различные приемы взаимодействия с ребёнком. Родители радуются малейшим успехам их детей.

Правильная организация досуга в семье, воспитывающей ребенка-инва-лида, способствует ускорению и облегчению реабилитации детей. Так, дети и их родители в реабилитационном центре «Доверие» привлекаются к участию в различных социально значимых мероприятиях. Это такие досуговые мероприятия, как организация музыкальных вечеров (музыкотерапия), проведение спортивных (в том числе и семейных) мероприятий, проведение «Мастер-класса», круглых столов, диспутов, организация выставок творческих работ, изготовленных детьми-инвалидами с помощью специалистов и родителей, создание кукольного театра (сказкотерапия), постановка детских спектаклей,проведение различных игр (игротерапия) и др. Эти мероприятия способствуют активизации деятельностиродителей и детей, они облегчают социальную, медицинскую и психологическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым помогают не только детям, но и самим родителям.

Важно также знать не только отношение родителей к своим детям, а также -отношение детей к своим родителям, близким. Поэтому в проведении различных праздников принимают участие не только дети, но и родители, сотрудники Центра «Доверие». На одном из праздников был организован конкурс рисунков на асфальте. Перед детьми поставлена была задача: нарисовать на асфальте, как они представляют свой

дом, в котором они живут, свою семью, своих самых близких людей. За полчаса площадка преобразилась и запестрила красочными рисунками детей. Каждый ребенок показал свое понимание семьи, отношение к своей семье и ее членам. Через рисунки детям удалось передать главное, что семья - это, где тебя любят, это огонек души, это близкие и любящие люди, которые всегда готовы поддержать и помочь, это вера, надежда, любовь, этоисточник доброты и тепла, это место, куда хочется возвращаться всегда. Удивительно то, что в каждом рисунке светит солнце.

Сотрудники центра стараются сблизить родителей и детей, для этого организуются специальные мероприятия. Так, в центре было организовано красочное тематическое мероприятие, посвящённое 8 Марта под названием «Моя милая мама», «Я и моя семья» и др.

Под руководством специалистов и при поддержке и помощи родителей дети, посещавшие отделение реабилитации, принимали участие в различных творческих конкурсах, выставках. Так, выставка творческих работ, выполненных под руководством педагога дополнительного образованияЧувилка Е.А. и с помощью родителей, была представлена в рамках Международной акции «В поддержку инвалидов и сирот», проходившей в г. Дубай (ОАЭ). Воспитанники этого же педагога - дети-инвалиды -приняли участие в Международном фестивале, проходившем в г. Сочи Краснодарского края, где представили выставку своих творческих работ. Работа одного из участников отмечена дипломом 1 степени. При выполнении всех работ, представленных детьми-инвалидами, активное участие принимали родители. Они помогали физически и поддерживали морально. Это все способствует более успешной социальнопсихологической реабилитациидетей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе такой деятельности дети учатся работать самостоятельно и в обществе, приобретают навыки общения с другими детьми и взрослыми, тем самым расширяется круг их общения. От этого они получают моральное удовлетворение и физически развиваются, становятся более раскованными и жизнерадостными.

Очень важную роль играет и проект «Смежная профессия», в ходе реализации которого многие родители, воспитывающие детей-инвалидов, получили возможность приобрести новые профессиональные навыки. В рамках данного проекта 55 родителей детей-инвалидов из разных районов Адыгеи прошли обучение по специальностям: швея, парикмахер, оператор, ПВМ, специалист по декоративно-прикладному искусству, что позволит им работать на дому, совмещая свою деятельность с уходом за ребенком.

Свидетельством хорошей организации работы центра «Доверие» с родителями является и то, что уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов в ходе инспекторской проверки посетил центр «Доверие» Красногвардейского района, дал хорошую оценку работе центра и положительно оценил работу клуба «Родительская академия» и проекта «Смежная профессия» [4, с. 5].

Сегодня правительство Российской Федерации и органы государственной власти Республики Адыгея много делают для формирования качественно новой политики в отношении инвалидов. Необходимо отметить, что при этом в первую очередь предстоит изменить само отношение к инвалидам в нашем обществе, которое должно воспринимать их как равных своих членов. Это возможно в том случае, если общество решит одну нелегкую задачу: сформировать в обществе толерантное отношение к инвалидам. Без этого невозможно решить проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья. Эту задачу может решить совместная работа сотрудников специализированных

учреждений, родителей и всего общества в целом.

Литература:

1. Виноградова А.В. Клуб «Родительская академия» как площадка реабилитации детей с ограниченными возможностями и поддержки их семей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2012. №2. С. 85-89.

2. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие. М., 2001. 192 с

3. О положении детей в Республике Адыгея. Майкоп: Качество, 2008.

References:

1. Vinogradova A.V. “Parental academy” club as a platform for the reha bilitation of children with handicaps and family support //Bulletin ofpsychological and rehabilitation work. 2012. No. 2. P. 85-89.

2. Levchenko I.Y. Technologies of training and education of children with violations of the motor apparatus: textbook for students. M., 2001. 192p.

3. On the position of children in the Republic of Adyghea. Maikop: Quality, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.