Научная статья на тему 'Основные направления деятельности отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями ГУ РА «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям»'

Основные направления деятельности отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями ГУ РА «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1120
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНОТЕРАПИЯ / ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ / ВИБРОМАССАЖ / ВОДОЛЕЧЕНИЕ / ГИДРОМАССАЖНЫЕ ВАННЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АРТТЕРАПИЯ / МУЛЬТТЕРАПИЯ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / MECHANIC THERAPY / THERAPEUTIC MASSAGE / VIBRATION MASSAGE / HYDROTHERAPY / HOT TUBS / REHABILITATION / ART THERAPY / MULTTHERAPY / FINE MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

Вопросы, связанные с реабилитацией детей-инвалидов и их адаптации к нормальным условиям жизни, приобретают все большую актуальность и значимость. В статье рассматриваются основные направления деятельности отделения реабилитационного центра, показаны некоторые инновационные методы, дающие эффективные результаты и используемые в Красногвардейском реабилитационном центре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends of the work of the department of rehabilitation of children with disabilities of SI of the RA "Krasnogvardeysky territorial center of social care of family and children"1

Issues related to the rehabilitation of children with disabilities and their adaptation to the normal conditions of life are gaining relevance and validity now. This article discusses the main directions of the activity of the department of the rehabilitation center, some innovative methods that deliver results and used in Krasnogvardeysky rehab have been shown.

Текст научной работы на тему «Основные направления деятельности отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями ГУ РА «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям»»

УДК 316.346.2-053.2 (470.621)

ББК 60.55 Т-91

Тутаришев Альберт Казбекович, соискатель, ассистент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, т.: 8(906)4386764.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ГУ РА «КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»

(из опыта работы Центра)

(рецензирована)

Вопросы, связанные с реабилитацией детей-инвалидов и их адаптации к нормальным условиям жизни, приобретают все большую актуальность и значимость. В статье рассматриваются основные направления деятельности отделения реабилитационного центра, показаны некоторые инновационные методы, дающие эффективные результаты и используемые в Красногвардейском реабилитационном центре.

Ключевые слова: механотерапия, лечебный массаж, вибромассаж, водолечение, гидромассажные ванны, реабилитация, арттерапия, мульттерапия, мелкая моторика.

Tutarishev Albert Kazbekovich, competitor, assistant of the Department of Physical Education of Adygh State University, tel.: 8 (906) 4386764.

MAIN TRENDS OF THE WORK OF THE DEPARTMENT OF REHABILITATION OF

CHILDREN WITH DISABILITIES OF SI OF THE RA "KRASNOGVARDEYSKY TERRITORIAL CENTER OF SOCIAL CARE OF FAMILY AND CHILDREN"

(From the experience of the Centre)

(reviewed)

Issues related to the rehabilitation of children with disabilities and their adaptation to the normal conditions of life are gaining relevance and validity now. This article discusses the main directions of the activity of the department of the rehabilitation center, some innovative methods that deliver results and used in Krasnogvardeysky rehab have been shown.

Keywords: mechanic therapy, therapeutic massage, vibration massage, hydrotherapy, hot tubs, rehabilitation, art therapy, multtherapy, fine motor skills.

В настоящее время имеется тенденция к созданию и развитию различных психологопедагогических реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких государственных учреждений является «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям» - в дальнейшем - Центр.

Основной контингент Центра - это дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушениями разной степени опорно-двигательного аппарата, которые сопровождаются интеллектуальными и сенсорными нарушениями, дети с болезнью Дауна, а также имеющие выраженные нарушения слуха, зрения, ограниченные способности к обучению и общению.

Являясь многопрофильным учреждением, отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ставит своей целью оказание детям комплексной медицинской, социально-педагогической и социально-психологической помощи, обеспечение их максимально возможной адаптации к жизни в обществе, обучению, труду.

За первое полугодие 2013 года в отделении прошли курс реабилитации 138 детей с ограниченными возможностями.

Реабилитационной работе предшествует всестороннее диагностическое обследование в целях выявления и квалификации болезней детей, установления степени их нарушения и причин, которые позволяют выявить отклонения от нормы в развитии каждого ребенка, пробелы в знаниях. При этом медицинское обследование проводится с участием врачей разных специальностей.

В зависимости от показаний обследования и с учетом особенностей болезней детей

работниками Центра составляются программы реабилитации детей, которые включают все аспекты медико-социальных, социально-педагогических и социально-психологических услуг. Как справедливо отмечается в специальной литературе, сложность структуры дефекта и крайняя неоднородность контингента детей, имеющих комплексные нарушения, обуславливают необходимость создания единой научно-практической базы инновационных достижений специальной педагогики, специальной психологии, медицины.

Система комплексной реабилитационной работы в Центре включает в себя деятельность разных специалистов: невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога, учителя, воспитателя, инструктора ЛФК и др. Каждый из них осуществляет специально разработанную программу коррекционно-развивающей направленности с учетом последних достижений педагогики, психологии, методики.

Для успешной реабилитации детей-инвалидов нужны соответствующие современные методики, оборудование, медикаменты, условия. В некоторой степени решению данной проблемы способствовала реализация мероприятий республиканских целевых программ «Дети-инвалиды», «Дети Адыгеи», государственным заказчиком которых является Министерство труда и социальной защиты населения страны. В этом отношении Центр имеет хорошее оснащение. Этому свидетельствуют проводимые мероприятия.

Одним из направлений деятельности Центра является медико-социальная реабилитация, которая представлена лечебной физкультурой, механотерапией, физиотерапевтическими процедурами, различными видами массажа. Курс лечебного массажа прошли в первом полугодии 2013 года 87 детей. Лечебный массаж осуществляется ручным и аппаратным способом. Аппаратный массаж проводится с использованием термотерапевтических кроватей-массажеров «Ки§аВе81;», вибромассажера для стоп. Физиотерапевтические процедуры получают преимущественно дети, страдающие энурезом, хроническими заболеваниями ЛОР-органов, часто болеющие дети. В отделении функционирует кабинет водолечения, где используются водно-тепловые ванны с добавлением морской соли или эфирных масел. Они оказывают расслабляющий эффект, а также используются для лечения воспалительных заболеваний. Гидромассажные ванны оказывают тонизирующее воздействие, способствуют укреплению мышечной системы.

В Центре имеется оборудование для проведения жемчужных ванн, которые назначают детям с вегето-сосудистой дистонией, астено-невротическим синдромом, различными поражениями центральной нервной системы.

Занятия по лечебной физкультуре проводятся специальным инструктором индивидуально и групповым методом. Детей подбирают в группы по однородности заболевания, возрасту и степени приспособленности к физическим нагрузкам. Занятия по лечебной физкультуре повышают тонус организма ребенка; стимулируют физиологические процессы, способствующие восстановлению функций пораженной системы или органа; предупреждают прогрессирование заболевания и возможные осложнения.

Для занятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, в частности ДЦП, используется тренажер Гросса, который способствует более быстрому формированию необходимых двигательных навыков, активизации самостоятельных движений; развитию координации, мотивации к овладению движениями, улучшению общего психического состояния ребенка. В первом полугодии 2013 года инструктором по лечебной физкультуре были оказаны услуги 88 детям, из которых 39 - дети-инвалиды.

Социально-педагогическое направление Центра включает в себя логопедическую коррекцию, занятия с учителем-дефектологом, с социальным педагогом, с педагогом дополнительного образования, инструктором по труду. У детей-инвалидов с выраженной умственной отсталостью основное речевое нарушение - это системное недоразвитие речи тяжелой и средней степени тяжести.

Учитель-дефектолог занимается с детьми индивидуально или в мини-группах. Работа ведется по индивидуальным программам и направлениям на сенсорное развитие, развитие психических процессов, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, формирование у детей в доступной форме учебных навыков, педагогической коррекции. Большую помощь для подготовки детей к школе имеет функционирование в отделении Центра клуба, который называется «Дорожка к успеху». Основная цель клуба -

психолого-педагогическая подготовка детей 5-7 лет к школьному обучению. В рамках работы клуба учитель-дефектолог, логопед и психолог проводят индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на формирование у ребенка психологической готовности и положительной мотивации к школьному обучению, развитие мелкой моторики, познавательных процессов, формирование усидчивости. Результатом работы клуба является успешная адаптация ребенка к школьному обучению.

Специалисты отделения используют в своей работе разнообразные формы и методы, современные методики. Так, психологом используется компьютерная программа «EffectonStudio», которая позволяет осуществлять комплексную психологическую диагностику детей, проводить коррекционно-развивающие занятия в занимательной интерактивной форме.

В специальной литературе отмечается, что адаптация ребенка в стационарном учреждении и реабилитационном центре, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей в значительной степени зависит от того, насколько специалисты данных служб помогут ему осознать свою самоценность. Низкая самооценка тормозит адаптацию ребенка к новым условиям жизни. Устранению такого недостатка в работе центров способствует один из основных методов, используемого специалистами в реабилитационной центре Красногвардейска, который называется мульттерапия. Это - эффективный инновационный метод арттерапии, основанный на совместной работе взрослых и детей. Целью применения мульттерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями является содействие реабилитации и творческой социализации детей средствами коллективной анимационной деятельности. На подгрупповых занятиях социальный педагог знакомит детей с понятием анимации; дети совместно выбирают сюжет будущего мультфильма, придумывают героев и декорации, осваивают работу с вебкамерой, учатся записывать звук, делать компьютерный монтаж, отрабатывают навыки работы в компьютерной программе. В результате занятий у детей развиваются психические процессы, мелкая моторика, усидчивость, расширяется кругозор, совершенствуются навыки межличностного общения, умение работать в команде; повышается самооценка, формируется мотивация к достижению цели, улучшается эмоциональное состояние.

Важное место в работе Центра занимает создание целостной системы дополнительного образования. Педагог дополнительного образования осуществляет творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями средствами изобразительного и декоративноприкладного творчества, реализуя программы «Калейдоскоп» (для дошкольников), «Удивительная кожа» (овладение детьми трудовыми навыками работы с кожей), «Бисероплетение» (обучение детей навыкам работы с бисером), «Картины из пластилина», «Умелые руки» (формирование трудовых навыков, ознакомление с техникой работы швейной машины с различными материалами. Проведение дополнительных занятий способствует развитию мышления, воображения, мелкой моторики рук, глазомера; умению строить логическую последовательность действий, определять приемы работы и инструменты, необходимые для ее выполнения; воспитанию общей культуры труда, аккуратности, художественного вкуса, усидчивости; развитию активности и самостоятельности; расширению кругозора детей, совершенствованию координации движений. Дети обучаются навыкам ухода за волосами, ногтями, кожей лица и рук и др.

Результаты проведенной работы показывают, что специалисты отделения постоянно повышают свою квалификацию, изучают и внедряют в практическую деятельность новые формы и методы работы; являются участниками конкурсов профессионального мастерства. Они часто занимают призовые места по разным направлениям работы в реабилитационном центре.

Литература:

1. Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / М.В. Жигорева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - №27 (3).

2. Кузнецова Г.В. Проблема детей с двигательными нарушениями в условиях массового сада / Г.В. Кузнецова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - №4(46).

3. О положении детей в Республике Адыгея. - Майкоп, 2009.

References:

1. Zhigoreva M.V. Modular system of correctional psychological and educational assistance to children with complex physical disorders // Correctional Pedagogy: theory and practice. 2008. № 27

(3).

2. Kuznetsova G. V. The problems of children with movement disorders in mass kin-dergarten / G.V Kuznetsova // Correctional Pedagogy: theory and practice. 2011. №4 (46).

3. About the situation of children in the Republic of Adyghea. Maikop, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.