Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-инвалидов и подготовка их к овладению словесным языком (из опыта работы реабилитационных центров Республики Адыгея)'

Социальная адаптация детей-инвалидов и подготовка их к овладению словесным языком (из опыта работы реабилитационных центров Республики Адыгея) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1545
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИППОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ / ADAPTATION / HIPPOTHERAPY / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / COMMUNICATION / REHABILITATION / COORDINATION OF MOVEMENTS / EMOTIONAL DISCOMFORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович, Тутаришева Мариат Каспотовна

Вопросы, связанные с адаптацией детей-инвалидов к нормальным условиям жизни, интеграция их в общество, приобретают всё большую актуальность и значимость. Это связано с тем, что с каждым годом растет количество детей-инвалидов. В статье рассматриваются методы и приёмы адаптивной работы реабилитационных центров Республики Адыгея, показаны некоторые инновационные методы, имеющие эффективные результаты и используемые в указанных центрах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович, Тутаришева Мариат Каспотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues related to the adaptation of disabled children to normal living conditions, their integration into society, are becoming increasingly relevant and significant. This is due to the fact that the number of disabled children is growing every year. The article considers methods and techniques of adaptive work of rehabilitation centers of the Republic of Adygea, shows some innovative methods that have effective results and are used in these centers.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-инвалидов и подготовка их к овладению словесным языком (из опыта работы реабилитационных центров Республики Адыгея)»

УДК 8-1-5 ББК 81.02 Т-91

Тутаришев Альберт Казбекович, старший преподаватель кафедры физического воспитания; ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», т.: 8(906)438 6764;

Тутаришева Мариат Каспотовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, т.: 8(960)4496582

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ПОДГОТОВКА ИХ К ОВЛАДЕНИЮ СЛОВЕСНЫМ ЯЗЫКОМ (из опыта работы реабилитационных центров Республики Адыгея)

(рецензирована)

Вопросы, связанные с адаптацией детей-инвалидов к нормальным условиям жизни, интеграция их в общество, приобретают всё большую актуальность и значимость. Это связано с тем, что с каждым годом растет количество детей-инвалидов. В статье рассматриваются методы и приёмы адаптивной работы реабилитационных центров Республики Адыгея, показаны некоторые инновационные методы, имеющие эффективные результаты и используемые в указанных центрах.

Ключевые слова: адаптация, иппотерапия, социализация, социальная адаптация, адаптивная физическая культура, коммуникация, реабилитация, координация движений, эмоциональный дискомфорт.

Tutarishev Albert Kazbekovich, a senior lecturer of the Department of Physical Education of FSBEIHE "Adygh State University", tel.: 8 (906) 438 6764;

Tutarisheva Mariat Kaspotovna, Candidate of Philology, a leading researcher of the Adygh Republican Institute of Humanitarian Studies named after T.M. Kerashev, tel.: 8 (960) 4496582

SOCIAL ADAPTATION OF DISABLED CHILDREN AND THEIR TRAINING FOR LITERARY LANGUAGE ACQUISITION (from the experience of the rehabilitation centers of the Republic of Adygea)

(reviewed)

Issues related to the adaptation of disabled children to normal living conditions, their integration into society, are becoming increasingly relevant and significant. This is due to the fact that the number of disabled children is growing every year. The article considers methods and techniques of adaptive work of rehabilitation centers of the Republic of Adygea, shows some innovative methods that have effective results and are used in these centers.

Key words: adaptation, hippotherapy, socialization, social adaptation, adaptive physical culture, communication, rehabilitation, coordination of movements, emotional discomfort.

Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Она направлена на восстановление здоровья,

трудоспособности, социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе.

Важность социально-реабилитационной работы среди инвалидов, процессы их социализации и социальной адаптации приобретает с каждым днём всё более сложный характер и большую значимость, поэтому требуют особенно сложных исследований [1, с. 43-44]. На современном этапе все больше растёт число инвалидов, в связи с этим увеличивается внимание к каждому из них независимо от его физических, психических, интеллектуальных способностей.

В государственной социальной политике Республики Адыгея (РА) особое место занимает проблема реабилитации в отношении детей-инвалидов: требуется дальнейшее совершенствование услуг по комплексной их реабилитации, ускорении темпов работ по адаптации к условиям жизни, среды.

Адаптация происходит на трёх уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. Термин «социальная адаптация» происходит от лат. socialis «общественный» и adapto «приспособляю», т.е. это - процесс интеграции человека в общество. Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой, находящегося в нестандартных, трудных ситуациях в семейном отношении или из-за болезни. Другими словами, под социальной адаптацией понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания человека к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Особо стоит вопрос об адаптации детей с психологическими травмами, инвалидами. Им необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. Социальная адаптация этой категории детей является наиболее сложной, т.к. это - дети с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптационный процесс может проходить в различных обстоятельствах в зависимости от состояния здоровья ребёнка, семьи или бытовых условий. Этот процесс можно разделить на два этапа:

Первый этап процесса адаптации ребенка в микросоциальной среде - в семье и ближайшем социальном окружении.

Второй этап адаптации ребенка зависит от более широкой социальной среды - это учреждение, где находится ребенок вне дома: дошкольное учреждение, специальный реабилитационный центр, интернат и др.

Реабилитация (восстановление) и адаптация (приспособление) тесно взаимосвязаны. Хотя может показаться, что это разные процессы, но они преследуют одну цель: улучшить всесторонне по мере возможности здоровье детей-инвалидов и приспособить их к условиям среды, жизни.

Суть низкой социально-психологической адаптированности детей заключается в эмоциональном дискомфорте, склонности к несоблюдению норм и правил, в отсутствии волевого контроля эмоциональных реакций; импульсивности, агрессивности, тревожности, которые затрудняют их общение с окружающими и создают значительные сложности при их воспитании; а также в отсутствии коммуникативных навыков, несформированности коллективной деятельности, т.е. в неумении жить спокойно,

нормально в коллективе; встречаются частые конфликты со сверстниками, в семье, работниками центра; у них отсутствует познавательный интерес, низкий уровень школьной мотивации, слабое развитие памяти, внимания, воображения; нехватка внимания со стороны родителей, неэффективные методы воспитания, гипо- или гиперопека.

В связи с этим в государственной социальной политике РА особое место занимает проблема реабилитации в отношении детей-инвалидов: требуется дальнейшее совершенствование услуг по их комплексной реабилитации, ускорению темпов работ по их адаптации к условиям жизни, среды. Поэтому вопрос об адаптации детей-инвалидов органы власти РА всегда держат в поле зрения. Приоритетной задачей в области социального обслуживания детей является предупреждение семейного неблагополучия, социальная поддержка, адаптация и реабилитация детей-инвалидов [2, с. 42].

В деле адаптации к окружающей среде, к своим сверстникам и комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья одним из важнейших элементов считается спорт, так как физическая активность - одно из необходимых условий жизни, причем, не только физической, но и социальной и социально-психологической.

Так, в концепции государственной политики в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов к условиям жизни отмечено, что физическая культура выполняет реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата, повышения работоспособности, удовлетворения потребности в общении, восстановления психологического статуса. Поэтому инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, так как она помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в разных (в зависимости от их возможностей) мероприятиях, закаляет организм и даёт здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры.

В разработанной в 2000 г. Концепции государственной политики в области физической реабилитации и социальной адаптации детей и взрослых инвалидов отмечено, что физическая культура - это особая область культуры, которая выполняет реабилитационные и адаптивные функции.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) содержит отдельную статью «Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами». В ней отмечено, что занятия инвалидов физкультурой и спортом являются непременным и определяющим условием их всесторонней реабилитации и социальной интеграции. В связи с этим одним из необходимых условий в развитии интеграции детей-инвалидов в общество и самыми перспективными направлениями социальной адаптации детей-инвалидов считается адаптация с помощью физической культуры, физических упражнений, так как спорт, приобщение к различным видам искусства, раскрытие творческого потенциала, использование средств культуры и спорта делает ребёнка более свободным, раскрепощённым, что является признаком социальной адаптации.

Адаптация детей происходит эффективнее и быстрее, когда они участвуют в мероприятиях, проводимых совместно со специалистами и родителями. Поэтому хорошие результаты в социальной адаптации детей дают проводимые в реабилитационных центрах

РА (Майкоп, Красногвардейск) такие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как проведение «Дня здоровья», спортивных эстафет, мероприятие «Мама и я - спортивная семья» и др. В результате всего этого снижается тревожность детей, неуверенность в себе, дети постепенно начинают общаться между собой в игре, в совместных действиях. Это все способствует более быстрой адаптации детей к коллективу, их интеграции в общество.

Особенностью определения термина «физическая адаптивная» является то, что эта деятельность предназначена как средство физической культуры адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что основным направлением адаптивной физической культуры является воздействие на организм как биологического, так и социального факторов, которые способствуют формированию двигательной активности человека, стимулируют необходимые двигательные координации, способности, направленные на жизнеописание, развитие и совершенствование организма.

Основными направлениями работы социального педагога реабилитационных центров является содействие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие навыков общения и социального поведения, расширение коммуникативного и поведенческого опыта. В этих целях не только социальный педагог, а все специалисты отделения используют в своей работе разнообразные формы и методы, эффективные современные приемы.

Среди детей-инвалидов с выраженной интеллектуальной недостаточностью наблюдается такое основное речевое нарушение, как системное недоразвитие речи тяжёлой и средней степени тяжести. У детей с ограниченными возможностями преобладают общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, логоневроз. При таком количестве заболеваний совместно приходится работать всему коллективу реабилитационных центров.

Современная практика работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития речи весьма разнообразны. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные и слабо изученные проблемы. К ним можно отнести различные нарушения речи. Проблема по оказанию реальной помощи с комплексными нарушениями усугубляется тем, что наблюдается некоторая односторонность в оказании помощи со стороны специалистов [3, с. 5].

В реабилитационных центрах РА широко распространена система индивидуальных занятий для детей с тяжёлыми двигательными, речевыми, психическими нарушениями. Реабилитационная или коррекционная работа над речевыми дефектами нарушает чтение, тормозит обучение. Поэтому в такой ситуации для решения данной проблемы, т.е. развития речи дезадаптированных воспитанников в реабилитационных центрах, учитель работает в тесном контакте с логопедом, психологом, социальным работником по внеклассным мероприятиям, медиком и др. по индивидуально разработанной программе. Программу составляют сами работники центров. Они включают в программу различные темы, способствующие развитию речи детей. Это такие темы, как: «Сказкотерапия», «Азбука общения», «По дороге к азбуке», «Театральная деятельность», «Подготовка к школе» и др.

Указанная программа способствует развитию речи, формирование у детей умения свободно и грамотно описывать окружающий мир, формирование у детей фонематического слуха и др. Большая работа проводиться в реабилитационных центрах

по работе над дефектами и различными нарушениями речи, над овладением детей словесным языком. До этого вначале знания даются с помощью отдельных жестов и специального наглядного материала [4, с. 67]. По мере работы переходят к словесному языку, формируется и развивается понимание более сложного речевого материала, постепенно у них развивается речь, расширяется словарный запас, появляется интерес к общению с детьми, взрослыми. Одновременно логопед и другие специалисты работают над исправлением дефектов речи, которые доставляют детям большие трудности в усвоении школьной программы.

У таких детей с дефектами речи в силу специфики заболевания недостаточно сформированы коммуникативные навыки, у них дефицит общения с людьми. Поэтому особенно им нужна адаптация к своим сверстникам, к окружающим людям, так как дети нуждаются в общении. Работники, понимая всё это, стараются не упустить время для адаптации детей к словесному языку.

Развитию речи, коммуникативных навыков, совершенствованию умений общения, обогащению словарного запаса детей, умению мыслить и излагать материал логично, расширению кругозора детей способствует мульттерапия - эффективный инновационный метод арттерапии, которая основана на совместной работе взрослых и детей. Как показывает практика, значительные улучшения в исправлении дефектов речи детей и её развитии наблюдаются при индивидуальной работе, поэтому с детьми данной категории учителя и психологи, социальные работники проводят большую работу. Они работают индивидуально с детьми по определенной программе. Хотя особую ответственность несет учитель-дефек-толог за работу с детьми с задержкой психического развития, педагогической запущенностью, с речевыми дефектами, которые доставляют трудности в усвоении школьной программы, но для успешной адаптации ребенка к школьному обучению работает весь коллектив указанных реабилитационных центров для детей-инвалидов.

Социальной адаптации детей к окружающему миру, в окружении детей, взрослых, своих родителей способствуют проведение различных мероприятий, которые стали традицией, где дети чувствуют себя полноценными членами общества, общаются со своими сверстниками, представителями различных организаций, власти и др. Такие мероприятия способствует социальной реабилитацией детей-инвалидов.

Одним из результативных приемов социальной адаптации детей к окружающей среде, к коллективу, к людям, животным является занятие иппотерапией, которая проводится в реабилитационных центрах РА. Она помогает детям с разными болезнями. Так, Колесников Алексей из Майкопского центра страдает многими болезнями: органическое расстройство психики, легкая умственная отсталость, значительные нарушения общей и мелкой моторики, координация движений. Посещая занятия иппотерапией на протяжении полугода, отметилась положительная динамика в когнитивной и эмоционально-волевой сферах: значительно улучшилась координация движений, снизился уровень тревожности, страха перед людьми и животными; мальчик стал более самостоятельным, преодолел коммуникативные трудности. В результате проведенных занятий отмечается развитие физической активности всех детей с ограниченными возможностями, укрепление мышц, развитие координаций движений,

частичное восстановление нарушенных функций организма; улучшается эмоциональное состояние многих детей, появляются предпосылки для успешной социальной адаптации.

От родителей детей с ограниченными возможностями получены только положительные отзывы о физическом и эмоциональном состоянии их детей после занятий иппотерапией.

Можно привести некоторые отзывы родителей: «Хочу выразить огромную благодарность специалистам реабилитационных центров «Майкопский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних» за организацию занятий по иппотерапии. Мой ребенок, помимо остальных болезней, имеет проблемы с адаптацией в коллективе сверстников, с трудом идет на контакт с педагогами. Занятия по иппотерапии сын посещал с удовольствием. Работники заинтересовали ребенка, сумели наладить с ним контакт. Занятия вызывали у него положительные эмоции, значительно уменьшился страх перед людьми и животными, ребенок стал охотнее общаться с людьми, появилась некоторая самостоятельность. Занятия по иппотерапии положительно сказались на физическом состоянии и социальной адаптации». (Мама ребёнка Колесникова Алексея).

Перед отделением Центров по реабилитации детей стоит практическая задача: добиться, чтобы семья помогла больному ребенку лучше адаптироваться в окружающей среде. Главные задачи: формирование интереса к совместной деятельности, развитие коммуникативных способностей, формирование умений и навыков самообслуживания и оказание педагогической и психолого-социальной помощи семьям. Для этого психологи, педагоги, социальные работники проводят различные мероприятия: тренинговые и релаксационные занятия с детьми, стараются организовать различные культурные, досуговые. спортивные мероприятия.

Как сказано выше, физическая культура - это область культурных явлений со специфическим развитием и совершенствованием физического состояния людей. Вовлечение человека в сферу физической культуры требует от него самовыражения, познания, общения, оптимизации психофизического состояния, высокой работоспособности. Во время занятий спортом в организме человека происходит ряд адаптивных процессов, которые помогают ребенку приспособиться к условиям регулярной физической нагрузки.

Все проблемы, собственно семейные или коллективные, тесно взаимосвязаны. Черты характера, их отношения в семье переносят в коллектив, поэтому работники центра постоянно должны учитывать все проблемы во взаимосвязи и рассматривать их вместе, совместно составлять программы формирования социально-психологической адаптации. При этом работа может иметь разные направления, методы и приемы: семейные или коллективные отношения; разные формы: групповые, индивидуальные занятия и консультации с детьми, родителями; тренинги детско-родительских отношений и др. Программа тоже проводится поэтапно. Чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается с социокультурную деятельность, тем меньше он «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а больше привыкает рассчитывать на себя, на собственные способности, на инициативность, находчивость, на чуткость, честность и принципиальность. Поэтому данная категория детей остро нуждается в коррекционной работе. При этом особую значимость приобретает адаптивное физическое воспитание.

Интеграция детей-инвалидов в общество - это целенаправленный процесс передачи обществом опыта при их активном участии во все социальные системы, структуры, социумы, и связи, активное участие в основных направлениях жизни, и деятельности общества, подготовка их к полноценной жизни. В науке определены две основные задачи успешности процесса социальной адаптации и интеграции:

1) подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в общество;

2) подготовка самого общества к приёму таких людей.

В последнее время в России, в том числе и РА стали большое внимание обращать и довольно широко стала развиваться адаптивная физическая культура для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, этим вопросом вплотную занимаются спецучреждения в республике, их цель - оказание несовершеннолетним детям-инвалидам комплексной квалифицированной реабилитационной помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе. Социально-педагогическое направление в центрах включает в себя: логопедическую коррекцию, занятия с учителем-дефектологом, занятия с социальным педагогом.

Итак, адаптация в любом виде - это процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, что означает возможность приспособления человека к природным, производственным или социальным условиям. Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни, выступает в качестве важного компонента адаптивной реакции организма. Эффективность адаптации зависит от силы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Сила воздействия на организм различных факторов зависит от наследственных особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия факторов.

В целом значимость оздоровительно-реабилитационной физической культуры в связи с обостряющимися обстановками в современных условиях жизни, несомненно, взрастает. Поэтому в последние десятилетия в России, в том числе и в Республике Адыгея, довольно быстрыми темпами развивается адаптивная физическая культура для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья с целью оказания им комплексной квалифицированной реабилитационной помощи, обеспечения их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.

Литература:

1. Савина Л.Ю. Особенности социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями в процессе реабилитационных воздействий // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. №5(41). С. 43-47.

2. О демографической ситуации в Республике Адыгея. Майкоп: Качество, 2011.

3. Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психилого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. №5(35). С. 50-12.

4. Пашенцева Л.В. Подготовка ребёнка со сложным сенсорным нарушением к овладению словесным языком // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. №4(28). С. 67-75.

Literature:

1. Savina L. Yu. Features of socialization and adaptation of people with disabilities in the process of rehabilitation effects // Correctional pedagogy: theory and practice. 2010. № 5 (41). P. 43-47.

2. On the demographic situation in the Republic of Adygea. Maikop: Kachestvo, 2011.

3. Zhigoreva M.V. Modular system of correctional psycho-pedagogical assistance for children with complex developmental disorders // Correctional pedagogy: theory and practice. 2009. № 5 (35). P. 50-12.

4. Pashentseva L.V. Preparation of a child with a complex sensory disorder to mastering verbal language / / Correctional pedagogy: theory and practice. 2008. № 4 (28). P. 67-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.