Научная статья на тему 'Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов в условиях дополнительного образования (художественно-эстетическое направление)'

Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов в условиях дополнительного образования (художественно-эстетическое направление) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1641
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ / REHABILITATION / SOCIAL STATUS / PSYCHOEMOTIONAL / SOCIAL ADAPTATION / CREATIVE POTENTIAL / INTEGRATION / ART AND THERAPEUTIC / ART AND ESTHETIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

Социально-психологический аспект реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет различные направления. В данной статье показаны деятельность одного из направлений дополнительного образования арт-терапевтического (художественно-эстетического) и его положительное воздействие на социально-психологическую реабилитацию детей-инвалидов (из опыта работы Красногвардейского Центра реабилитации детей-инвалидов Республики Адыгея).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тутаришев Альберт Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological rehabilitation of disabled children in the conditions of additional education (art and esthetic direction)

Social and psychological aspects of rehabilitation of children with handicaps have various directions. In this article art and therapeutic (art and esthetic) direction and its positive impact on social and psychological rehabilitation of disabled children (from the experience of the Krasnogvardeysky Center of rehabilitation of disabled children of the Republic of Adyghea) have been revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов в условиях дополнительного образования (художественно-эстетическое направление)»

УДК 796.01:612 ББК 75.09 Т-91

Тутаришев Альберт Казбекович, соискатель, ассистент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, т.: 8(906)4386764.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (художественно-эстетическое направление)

(рецензирована)

Социально-психологический аспект реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет различные направления. В данной статье показаны деятельность одного из направлений дополнительного образования - арт-терапевтического (художественно-эстетического) и его положительное воздействие на социальнопсихологическую реабилитацию детей-инвалидов (из опыта работы Красногвардейского Центра реабилитации детей-инвалидов Республики Адыгея).

Ключевые слова: реабилитация, социальный статус, психоэмоциональный, социальная адаптация, творческий потенциал, интеграция, арт-терапевтический, художественно-эстетический.

Tutarishev Albert Kazbekovich, competitor, assistant lecturer of the Department of physical training of the Adygh state university, tel.: 8(906)4386764

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN IN THE

CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION (art and esthetic direction)

(reviewed)

Social and psychological aspects of rehabilitation of children with handicaps have various directions. In this article art and therapeutic (art and esthetic) direction and its positive impact on social and psychological rehabilitation of disabled children (from the experience of the Krasnogvardeysky Center of rehabilitation of disabled children of the Republic ofAdyghea) have been revealed.

Keywords: rehabilitation, social status, psychoemotional, social adaptation, creative potential, integration, art and therapeutic, art and esthetic.

Социализация, адаптация и реабилитация детей-инвалидов в современном обществе приобретают все большую актуальность и значимость. При этом социальная и психолого-педагогическая реабилитации должны воздействовать не только на устранение отдельных недостатков, улучшение отдельных черт характера, но и на целостную личность [1, с. 44]. Поэтому эти процессы охватывает всю систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических аспектов, которые направлены на создание комплексной психолого-педагогической среды, устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Конечной целью реабилитации детей-инвалидов является восстановление их социального статуса, упрочение психоэмоционального благополучия, максимальная социальная адаптация с дальнейшей интеграцией в общество. Кроме этого, реабилитационная работа должна быть ориентирована на формирование у детей уважения к самому себе, полноценной личности детей-инвалидов, «чувства собственного достоинства, уверенность в своих возможностях, иметь возможность предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете [1, с. 45]. В этих целях в реабилитационных центрах Республики Адыгея составляются специальные программы

дополнительного образования. Они имеют различные направления: творческие,

художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др. «Дополнительное образование -это многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее значительным социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом» [2, с. 9]. В данной статье мы остановимся на художественно-эстетическом направлении дополнительного образования, осуществляемого в Красногвардейском реабилитационном центре «Доверие». Вся программа и занятия направлены на развитие творческих способностей, фантазии, творческого потенциала детей и поддержку юных талантов, развитие умения работать в команде, успешной интеграции в среду здоровых сверстников, формирование толерантного отношения здоровых людей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительные занятия проводятся в специальных кабинетах, а мероприятия -в общественных местах: районном Доме культуры, районной библиотеке, в парке, в школах и др. Кроме работников Центра, в проведении мероприятий принимают участие учителя школ, работники Дома культуры, библиотекари, просто жители района.

Известно, что одним из направлений коррекционно-развивающей работы является стимуляция двигательной активности, расширение функциональных возможностей кистей рук, совершенствование тонкой моторики и графических навыков, профилактика недостатков двигательного развития. Этому всему способствуют проводимые дополнительные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика данных видов занятий состоит в том, что они позволяют обеспечить большое разнообразие ручных операций, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук, способствующих развитию психофизических функций детей с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 60].

Очень интересное мероприятие было проведено в Красногвардейском центре под названием «Приглашаем на Мультидвор, которое способствует получению положительных эмоций. В дни каникул ребята из Центра «Доверие» побывали на Мультидворе. Перед просмотром мультфильма зрителей развлекали скоморохи. Вместе с ним они совершали веселое путешествие в страну Мульти-Пульти, во время которого отвечали на вопросы викторины, участвовали в конкурсах и подвижных играх. После этого ребята с удовольствием смотрели классические мультипликационные ленты. В конце представлений директор МБУК вручал ребятам диски с мультипликационными фильмами и обещал им, что каждый месяц он ждет ребят в гости на бесплатные просмотры мультиков.

Отличительной особенностью таких занятий является проявление и выражение детьми своих творческих способностей при помощи движений, слов, музыки, образов и т.д. Мульттерапия формирует у детей элементарные представления о мультипликации, содействует обогащению словарного запаса, развитию связной речи, улучшению мелкой моторики рук, усидчивости, они направлены на творческую социализацию детей средствами коллективной анимационной деятельности. В процессе занятий у детей активизируется познавательная деятельность, образное и художественное мышление и воображение.

В фойе районного Дома культуры интересно прошла выставка творческих работ воспитанников Центра. «Чудеса детского творчества» - так называлась выставка, на которой были представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, обучающиеся в «Детской школе искусств», называли свою выставку «Волшебная кисточка»

Воспитанники Центра представили свои работы на суд зрителей. Посмотрев на работы ребят, можно с уверенностью сказать, что в каждом рисунке присутствует

волшебство. Принимали участие 40 детей с ограниченными возможностями здоровья, их родители, сотрудники Центра, гости праздника - всего присутствовало 340 чел.

Часто Центр проводит занятия в творческой мастерской под названием «Солнышко смеется». Целью занятия является: развитие коммуникативных навыков, интеграция в среду здоровых сверстников, приучение к совместной деятельности. Здесь дети учатся рисовать на прозрачном мольберте, а также на стекле. Это способствует психологической реабилитации детей.

Очень интересно прошел конкурс рисунков на асфальте под названием «Живет на всей планете народ веселый - дети!» Присутствовали дети, родители, сотрудники Центра - 60 чел. Открыли праздник два неразлучных друга Клоун Таврилка и клоунесса Чудилка. Они пригласили на сцену организаторов и спонсоров праздника, представили зрителям членов строгого, но справедливого жюри. Жюри определило тему рисунков. Ребята должны были нарисовать дом, в котором они живут, свою семью, своих самых близких друзей. Дети быстро сориентировались, все проявили смекалку. За полчаса площадка преобразилась и запестрела красочными рисунками детей. На рисунках ребятам удалось передать самое главное, что семья - это, где тебя любят, это души человек, это близкие люди, это вера, надежа, любовь, это те люди, которые поддержат в трудную минуту, кто дарит тепло и заботу, это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда поймут. И неудивительно, что в каждом рисунке подчеркивалась роль, значение семьи и в каждом рисунке светило солнце! Выявить победителей конкурса было очень трудно, все рисунки были неповторимы и никого не оставили равнодушным. В этот день не остался без внимания ни один участник, все были награждены призами. Мероприятие закончилось девизом: «Живет на всей планете народ веселый - дети!» Социальный педагог в своей работе составляет программы: «Азбука общения» (развитие коммуникативных навыков, воспитание культуры общения), «Мир вокруг нас» (расширение представлений детей об окружающем мире, обучение способности ориентироваться в нем).

Большое место в социально-психологической реабилитации детей занимают дополнительные занятия по музыке. Музыкотерапия оказывает положительное влияние на ребенка, вызывая радостные эмоции, активные действия, создает основу контакта между детьми. Реабилитация средствами музыкотерапии направлена на формирование и развитие у детей навыков пения, танцевальных движений, умения слушать и понимать характер и содержание музыкальных произведений, воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков ролевого участия в театрализованных представлениях, формирование базовой культуры ребенка. Она развивает «личностные качества, самостоятельность, познавательную активность, способствует раскрепощению детей, углубленных в себя, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации».[4, с. 66] Музыкальный руководитель проводит музыкальные часы, кукольные театры, тематические занятия, игры-викторины, развлечения. В соответствии с индивидуальными программами реабилитации музыкальные занятия посещали 33 ребенка.

Как подтверждает опыт, художественно-эстетическое направление улучшает психическое самочувствие, повышает самооценку, социометрический статус, эмоциональную микросферу, коррекцию способов общения с другими людьми; обогащает духовную жизнь детей, осознают чувства через искусство и творчество; предоставляет каждому ребенку возможности наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности через творчество; развивает у детей моторику рук, активность, самостоятельность, инициативу, воображение, гибкость, оригинальность мышления, развивает познавательный интерес к искусству, способствует развитию самоуверенности, успешной интеграции в среду сверстников; у детей воспитывается чувство доброты, ответственности, развивается эстетический вкус. При этом создается благоприятная

комплексная психолого-педагогическая среда, которая обеспечивает гармоничное развитие личности больного ребенка, в конечном счете - формирование у него способности социального функционирования [5, с. 64].

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициаторы осуществляют меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. Так, в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике изданы Указ Президента Российской Федерации, в котором Федеральная программа «Дети России» утверждена в качестве президентской, а также «Дети-инвалиды», Указ Президента Республики Адыгея «Дети Адыгеи» и др.

Литература:

1. Савина Л.Ю. Особенности социализации и адаптации лиц с ограниченными возможностями в процессе реабилитационных воздействий // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. №5(41).

2. Володина Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в системе дополнительного образования в ЦПМСС «Раменки» // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. №4.

3. Стогова В.А. Программа по дополнительному образованию (для детей с ДЦП, ЗПР и легкой умственной отсталостью) Студия художественно-эстетической направленности «Волшебная ниточка // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. №6(30).

4. Садовская Т.С. Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. №5(35).

5. Кузнецова Г.В. Проблемы детей с двигательными нарушениями в условиях массового сада // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2011. №4(46).

References:

1. Savina L.Yu. Features of socialization and adaptation of people with handicaps in the course of rehabilitation influences //Correctional pedagogics: theory and practice. 2010. No. 5 (41).

2. Volodina N. A. Psychological and pedagogical support of younger school students in the system of additional education in CPMSS “Ramenki”//Correctional pedagogics: theory and practice, 2010. No. 4.

3. Stogova V.A. The program for additional education (for children with cerebral spastic infantile paralysis, and light intellectual backwardness) Studio of art and esthetic orientation “A magic thread”//Correctional pedagogics: theory and practice. 2008. №6 (30).

4. Sadovskaya T.S. The role of music in the development of disturbed functions in children with a cerebral palsy //Correctional pedagogics: theory and practice. 2009. №5 (35).

5. Kuznetsova G. V. Problems of children with motor apparatus violations in the conditions of a mass kindergarten //Correctional pedagogics: theory and practice. 2011.№4 (46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.