^ Социально-культурная деятельность bill! 01 1
К^ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ БАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ
УДК 364.048.6
А. Н. Пивторак, О. П. Кутькина
Алтайский государственный институт культуры
В статье выявляются и обосновываются возможности и влияние бальной хореографии на процесс реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Авторами определена необходимость создания комплексной системы реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; эксплицирован термин «социально-культурная реабилитация». В процессе исследования были рассмотрены уровни танцевально-двигательной терапии. На примере авторской программы «Танцы на колясках» определена эффективность бальных танцев в процессе социально-культурной реабилитации в интеграционных и социализирующих аспектах.
Ключевые слова: социально-культурная реабилитация, бальные танцы, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, танцевально-двигательная терапия, «танцы на колясках».
A. N. Pivtorak, O. P. Kutkina
Altay State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Yurina str., 277, 656055, Barnaul, Altaysky Region, Russian Federation
THE SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF THE PEOPLE WITH FUNCTION BREACHES OF THE SUPPORTING AND MOTOR ORGANS BY MEANS OF THE BALLROOM CHOREOGRAPHY
The opportunities and influence of the ballroom choreography on the rehabilitation process of the people with function breaches of the supporting and motor organs is revealed and based. The necessity of the creation of the complex rehabilitation system for the people with function breaches of the supporting and motor organs is determined by the authors; the term "social and cultural rehabilitation" is explicit. The levels of dancing and motor therapy as an example of the author's programme "Wheelchair dancing" were examined in the process of research. The effectiveness of the ballroom dancing in integral and social aspects in the process of social and cultural rehabilitation is determined.
'ПИВТОРАК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - аспирант, ассистент кафедры хореографии хореографического факультета Алтайского государственного института культуры PIVTORAK ALEXANDR NIKOLAEVICH - graduate student, assistant of the Department of Choreography,
the Faculty of Choreography, the Altai State Institute of Culture
2КУТЬКИНА ОЛЕСЯ ПЕТРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной
работе Алтайского государственного института культуры KUTKINA OLESYA PETROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Vice-rector for Academic Affairs, the Altai State Institute of Culture
e-mail: alexandr-pivtorak@mail.ru1, kutkinao@list.ru2 © Пивторак А. Н., Кутькина О. П., 2018
Keywords: social and cultural rehabilitation, ballroom dancing, function breaches of the supporting and motor organs, dancing and motor therapy, "wheelchair dancing".
Для цитирования: Пивторак А. Н., Кутькина О. П. Социально-культурная реабилитация людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 131-136.
Социально-культурная деятельность является неотъемлемой частью мировой культуры и обязательным условием эволюции социума. Среди ключевых задач социально-культурной деятельности - формирование условий для социализации и самореализации личности. На современном этапе одним наиболее динамично развивающимся направлением социально-культурной деятельности является социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы людей с инвалидностью долгое время не являлись первостепенными, но принятая в декабре 2006 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН Конвенция о правах инвалидов способствовала актуализации проблем инвалидов в разных социальных сферах.
Одной из тенденций современности является увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами. Так, по последним официальным подсчётам в России их число составляет 662 тыс. человек. Из них в процентах от общей численности инвалидов: инвалиды I группы - 19,5%, инвалиды II группы - 36,7%, инвалиды III группы -43,9% [6]. Одной из важнейших задач в процессе социализации людей с ограниченными возможностями здоровья является их адаптация к условиям социума. Следует отметить, что только немногие люди с инвалидностью ведут или стараются вести полноценный образ жизни: имеют досуговые увлечения, посещают театры, занимаются спортом. При этом значительной части ин-
валидов не удаётся пройти процессы адаптации и социализации. Особенно это касается тех, кто приобрёл инвалидность после травмы. Эти люди, как правило, впадают в депрессию, закрываются ото всего мира.
Однако люди с инвалидностью - часть человеческого потенциала мира и России. Общие принципы Конвенции декларируют «защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод», «равенство возможностей» инвалидов и их «полное и эффективное вовлечение и включение в общество» [2].
В свете этого приоритетную значимость приобретает развитие комплексной системы реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а в частности - социально-культурной реабилитации лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Именно комплексная реабилитация способствует раскрытию потенциала людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, их повторной социализации и даёт возможность ощутить себя полноправным членом общества.
Однако в этой сфере существует и ряд проблем. В частности, наблюдается формальное исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4], который выдвигает конкретные требования и конкретизирует терминологию инвалидности и права людей с инвалидностью на реабилитацию. С точки
= Социально-культурная деятельность
зрения авторов, разрешению обозначенной проблемы будет способствовать разработка целостной системы, включающей как методы физиологической реабилитации, так и механизмы психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. К этому процессу должны привлекаться специалисты из различных сфер, поскольку только унификация научных знаний из разных областей в единую методологическую систему сделает её эффективной. На современном этапе это является приоритетной задачей социальной политики государства.
Достижения современной медицины и физической культуры в деле реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата являются весьма значительными, они способствуют восстановлению способностей людей с инвалидностью к независимому социальному функционированию, что обеспечивает их надёжную интеграцию в современный мир. Значительную роль в решении задач социализации инвалидов играет социально-культурная деятельность, отличающаяся высокой степенью экспрессивности. С точки зрения авторов, одним из эффективных способов социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья является система многопрофильной комплексной реабилитации, предусматривающая дополнение традиционных реабилитационных методик технологиями социально-культурной деятельности. Обращение авторов к вопросам социально-культурной реабилитологии и организации социально-культурной деятельности для социально незащищённых групп населения является обоснованным и актуальным.
Реабилитация средствами социально-культурной деятельности - это «комплекс мероприятий и процесс, имеющий
целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-до-суговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счёт расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду» [1]. Социально-культурная реабилитация личности представляет собой целенаправленный, педагогически ориентированный процесс преодоления физически дезадаптационных механизмов организма и асоциальных установок личности, а также создания социально-нравственных установок поведения и деятельности на основе применения технологического комплекса социально-культурной деятельности.
Существует множество способов социально-культурной реабилитации, особое место в них занимает танцевально-двигательная терапия (танцетерапия, танцевальная терапия). Бальные танцы как средство социально-культурной реабилитации инвалидов вызывают всевозрастающий интерес у исследователей. Это обусловлено тем, что в социально-культурной реабилитации в качестве коррекционного средства используется потребность человеческого организма в движении, которая реализуется посредством танца. С помощью танца преодолевается гиподинамия, развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются интеллектуальный и эстетический уровни. Танцевально-двигательная терапия - это прежде всего взаимоотношения между телом и разумом. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и ха-
рактера наших движений, которые отражают черты личности.
Танцевально-двигательная терапия имеет три уровня:
• реабилитационный - движения под музыку по мере своих возможностей, коммуникация с партнёром, фристайл;
• уровень выздоровления - более активные занятия по разучиванию определённых танцевальных движений, умелое управление коляской под музыку, создание отдельных хореографических вариаций;
• спортивный - исполнение бальных танцев (пять европейских и пять латиноамериканских), регулярные тренировки, участие в соревнованиях, образование элитных пар, которые тренируются по 5-8 часов в день [5, с. 164].
С. Е. Кукушкина, изучающая роль спортивных танцев в реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отмечает, что «при обучении бальным танцам на колясках людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать, что люди не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому в задачи воспитательной работы включено: раскрытие и развитие возможностей у данной категории и создание у них уверенности в собственных силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации» [3].
Реабилитация посредством бальных танцев происходит не только на физиологическом уровне - в процессе соревнований любого масштаба, объединяющих спортсменов-инвалидов разных танцевальных категорий, возраста, из разных городов и стран, интегрирующим началом является честная борьба, максимальное проявление своих физических и духовных возмож-
ностей, взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие. На соревнованиях по бальным танцам интеграция проявляется не только в единении спортсменов на колясках, но и других заинтересованных участников события: тренеров, представителей команд, зрителей и т.д. Спортивные достижения (просто участие) в соревнованиях человека с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - это результат его деятельности, личной активности, проявления воли и характера, способ самоутверждения и самореализации.
Бальные танцы играют особую роль в процессе социализации, они являются источником формирования и гармоничного развития личности. Занимаясь бальными танцами, «танцор на коляске» входит в ту или иную роль в зависимости от характера танца, вживается в разнообразные образы (испанский танец «Болеро» - роль тореадора и т.п.), вступает в общение с другими танцорами, познаёт внутренний мир и отношения людей, их взаимодействие, переживает поражения и радость побед. Бальные танцы активизируют внимание, память, снимают умственное утомление, создают творческую атмосферу и помогают преодолеть застенчивость.
С точки зрения распространённости бальных танцев как досугового увлечения и профессиональной деятельности очень важным является широкий диапазон категорий людей, занимающихся бальными танцами, с учётом возможностей осваиваемого репертуара, тренировочных баз, концертных площадок и т.п. Эстрадные возможности бальных танцев разнообразны, равно как и их видовая градация в спорте. Это создаёт немалый ресурс для реабилитации инвалидов, занимающихся бальными танцами. Важен и социально-психологический аспект бальных танцев, энергетика, зало-
= Социально-культурная деятельность
женная временем в эстетику, культуру, воплощённую в физических движениях. Этот потенциал раскрывается в процессе освоения танца и помогает людям, попавшим в различные психологические или жизненные проблемные ситуации, связанные с инвалидностью, найти выход посредством погружения в сущность хореографических занятий, связанных с красотой физического движения.
В процессе систематизации и аккумуляции существующих методик социально-культурной реабилитации нами была составлена программа по социально-культурной реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами бальной хореографии - «Танцы на колясках». Содержание программы состоит из нескольких разделов, в каждом из которых решаются индивидуальные задачи и достигаются соответствующие цели. Программа «Танцы на колясках» является средством для расширения возможностей людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, их раскрепощения и укрепления веры в себя, их социализации и интеграции в современное общество. Она была частично апробирована на базе КГБ-СУСО «Центральный дом-интернат для престарелых и инвалидов» города Барнаула.
В нашей опытно-практической работе деятельность по социально-культурной
реабилитации участников организовывалась таким образом, чтобы в процессе обучения каждый индивид расширял познавательный, мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и физиологический компоненты развития личности, необходимые для их дальнейшей социализации.
Практическим заключением программы являются выступления её участников с танцами бальной хореографии на различных публичных мероприятиях городского и других уровней, среди которых значимыми являются: Первый краевой конкурс красоты среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Ра-Свет» в 2016-2017 годах, выступление на конкурсе-фестивале «Солнечный бал» в 2016-2017 годах, а также участие и выступление в VIII Международном молодёжном управленческом форуме «Алтай. Точки Роста» в 2016 году.
Бальная хореография как особый вид искусства развивает двигательно-эстетиче-ские возможности человека. Современная практика танцетерапии свидетельствует, что бальные танцы способствуют улучшению не только физического состояния людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, но и психоэмоционального. Это подтверждает высокую степень эффективности бальной хореографии в процессе социокультурной реабилитации инвалидов.
Примечания
1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУКИ, 2004. 539 с.
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://base.garant.ru/2565085/
3. Кукушкина С. Е. Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» // Молодой учёный. 2014. № 5.1. С. 29-32. URL: https://moluch.ru/archive/64/10309/
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета : [веб-сайт]. Электрон. дан. 24 ноября 1995 года. URL: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html
5. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями : материалы международной научно-практической конференции, 30 ноября - 1 декабря 2000 года / отв. ред. А. Н. Колесин ; Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства ; Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Санкт-Петербург : ГАООРДИ, 2001. 220 с.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
References
1. Kiseleva T. G., Krasilnikov Yu. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.
2. Konventsiya o pravakh invalidov [Convention on the Rights of Persons with Disabilities]. Available at: https://base.garant.ru/2565085/
3. Kukushkina S. E. Programma dopolnitel'nogo obrazovaniya "Sportivnye tantsy na kolyaskakh dlya detey s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata" [The program of additional education "Sport dancing in wheelchairs for children with disorders of the musculoskeletal system"]. Young Scientist. 2014, no. 5.1, pp. 29-32. Available at: https://moluch.ru/archive/64/10309/
4. O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 24 noyabrya 1995 goda № 181-FZ [On Social Protection of Disabled Persons in the Russian Federation: Federal Law of November 24, 1995 No. 181-ФЗ]. Available at: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html
5. Kolesin A. N., ed. Tvorcheskaya reabilitatsiya detey, podrostkov i molodykh lyudey s osobymi potrebnostyami. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 30 noyabrya -1 dekabrya 2000 goda [Creative rehabilitation of children, adolescents and young people with special needs. Materials of the international scientific-practical conference, November 30 - December 1, 2000]. St. Petersburg, Published by St. Petersburg Association of Public Associations of Parents of Disabled
Children "GAOORDI", 2001. 220 p.
6. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
*