Научная статья на тему 'Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах для будущих специалистов в области спортивного бального танца'

Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах для будущих специалистов в области спортивного бального танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1802
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ХОРЕОГРАФИЯ / БИОМЕХАНИКА / ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / SPORTS BALLROOM DANCING / CHOREOGRAPHY / BIOMECHANICS / BODY-MOVEMENT EXERCISE / PERFORMANCE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратов Тарас Андреевич

В статье поднимается проблема необходимости использования в вузах научно-теоретических знаний и достижений биомеханики при разработке тренажёрного класса для будущих специалистов спортивного бального танца. Даётся краткая характеристика биомеханики как науки, её генезиса и исторических трансформаций. Приводятся некоторые примеры синтеза науки и искусства. Изложена краткая характеристика спортивного бального танца как направления хореографического искусства. Сделан краткий анализ техники спортивного бального танца, его критериев и сущности исполнительского мастерства. Рассмотрены примеры анализа танцевальной фигуры как системы телесно-двигательных упражнений. Рассматривается проблема роли преподавателя в процессе обучения, в создании условий для обучения, направленных на максимально качественное восприятие студентом полученной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMECHANICS AS A TECHNOLOGY OF CHOREOGRAPHIC TRAINING FOR FUTURE SPECIALISTS OF SPORTS BALLROOM DANCE IN UNIVERSITIES

In the article there is a speech about the need to use scientific theoretical knowledge and achievements of biomechanics in the creation of choreographic training for future specialists of sports ballroom dancing in universities. A brief description of biomechanics as a science, its genesis and historical transformations. Some examples of the synthesis of science and art. Short characteristic of ballroom dance as a choreographic system. Made a brief analysis of the techniques of sports ballroom dance, its criteria and the essence of performance skills. Several examples of the analysis of dance figures as a system of body-movement exercises. There are some reflections on the role of the teacher in shaping the learning process, creating learning environment, designed to maximize the student’s perception of the information receiving. Great attention is paid to the process of assessment by the teacher of individual peculiarities of students, their creativity, physical and technical training in the field of ballroom dancing.

Текст научной работы на тему «Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах для будущих специалистов в области спортивного бального танца»



СПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ БИОМЕХАНИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА

УДК 378:793.38 Т. А. Скуратов

Московский государственный институт культуры

В статье поднимается проблема необходимости использования в вузах научно-теоретических знаний и достижений биомеханики при разработке тренажёрного класса для будущих специалистов спортивного бального танца. Даётся краткая характеристика биомеханики как науки, её генезиса и исторических трансформаций. Приводятся некоторые примеры синтеза науки и искусства. Изложена краткая характеристика спортивного бального танца как направления хореографического искусства. Сделан краткий анализ техники спортивного бального танца, его критериев и сущности исполнительского мастерства. Рассмотрены примеры анализа танцевальной фигуры как системы телесно-двигательных упражнений. Рассматривается проблема роли преподавателя в процессе обучения, в создании условий для обучения, направленных на максимально качественное восприятие студентом полученной информации.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, хореография, биомеханика, телесно-двигательное упражнение, исполнительское мастерство.

T. A. Skuratov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

BIOMECHANICS AS A TECHNOLOGY OF CHOREOGRAPHIC TRAINING FOR FUTURE SPECIALISTS OF SPORTS BALLROOM DANCE IN UNIVERSITIES

In the article there is a speech about the need to use scientific theoretical knowledge and achievements of biomechanics in the creation of choreographic training for future specialists of sports ballroom dancing in universities. A brief description of biomechanics as a science, its genesis and historical transformations. Some examples of the synthesis of science and art. Short characteristic

СКУРАТОВ ТАРАС АНДРЕЕВИЧ - аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

SKURATOV TARAS ANDREEVICH - doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: s.gutsan@mail.ru © Скуратов Т. А., 2017

of ballroom dance as a choreographic system. Made a brief analysis of the techniques of sports ballroom dance, its criteria and the essence of performance skills. Several examples of the analysis of dance figures as a system of body-movement exercises. There are some reflections on the role of the teacher in shaping the learning process, creating learning environment, designed to maximize the student's perception of the information receiving. Great attention is paid to the process of assessment by the teacher of individual peculiarities of students, their creativity, physical and technical training in the field of ballroom dancing.

Keywords: sports ballroom dancing, choreography, biomechanics, body-movement exercise, performance skills.

Для цитирования: Скуратов Т. А. Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах будущих специалистов в области спортивного бального танца // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 235-246.

Профессиональная подготовка будущих специалистов в сфере хореографического искусства и спорта, в частности спортивных бальных танцев, неразрывно связана с физическим совершенствованием человеческого тела, а именно — с развитием координации движений. Научный интерес к изучению движений менно в танце появился относительно недавно.

Еще в 1760 году Ж. Ж. Новерр, балетмейстер и реформатор классического балета, первый теоретик балета, в своих «Записках о танце и балете» высказал мнение о том, что танец тесно связан с высоким искусством живописи в синтезе с законами природы, то есть должен быть естественным [12]. Однако даже в наше время «естественность» в хореографическом искусстве является достаточно редким явлением. Это связано с тем, что, стараясь удовлетворить желание общества видеть на сцене так называемую «яркую картинку», балетмейстеры и постановщики, педагоги и репетиторы пренебрегают естественностью при постановке и подготовке хореографического материала.

Безусловно, хорошие хореографические данные, высокий уровень испол-

нительского мастерства танцовщиков, а именно - растяжка, широкий танцевальный шаг, гибкость и пластичность корпуса, скорость исполнения пируэтов и их число, - делают любое хореографическое действо зрелищным, так же как и высокая мотивация, самоконтроль танцовщика, научно-теоретическая база самой танцевальной системы и качественное соблюдение всех её требований на практике гарантируют достижение высоких результатов в хореографическом искусстве.

За время своего существования хореографическое искусство накопило достаточный объём теоретических знаний о движении. Так, например, труды Р. фон Лабана, Н. А. Бернштейна, С. М. Волконского, техника У. Лэрда в спортивном бальном танце содержат в своей теоретической основе определённые принципы, оригинальные идеи исследования танцевального движения и методики обучения.

Большим упущением, как мы полагаем, является отсутствие системы дидактических условий, ведущих к оптимальным результатам профессиональной подготовки педагога и хореографа. Хореографическое искусство и хореографи-

ческая педагогика должны опираться на закономерности, ведущие принципы, категории, критерии и практический опыт науки, в том числе биомеханики, которая непосредственно изучает движение, в том числе и танцевальное. Конечно же, споры о связи науки и искусства, по всей видимости, будут продолжаться столько, сколько будут существовать наука и искусство. Но ясно одно — без основных, «естественных» законов и принципов биомеханики хореография развиваться не сможет, более того - сами танцевальные техники лишатся объективности и научной обоснованности.

Обратимся к истокам появления биомеханики, её природе. Известно, что на движение как феномен обратили внимание ещё тогда, когда единственным методом изучения являлось примитивное наблюдение. Таким наблюдением раньше всех начали пользоваться художники, которые стремились как можно точнее изобразить движение в рисунке. Особенности движений также исследовали изобретатели летательных аппаратов. При этом они подробнейшим образом изучали полёт птицы. Так, благодаря наблюдениям за естественным механическим движением живых существ начала зарождаться биомеханика.

Сегодня биомеханику - науку о движении - принято считать одной из самых старых ветвей биологии. Историческому становлению её как науки способствовали накопленные знания в области философии, физики, теоретической и прикладной механики, анатомии, а развитие технического прогресса позволило вывести биомеханику из науки «наблюдений» в науку «точных расчётов и результатов».

В своем труде «Части, движения и перемещение животных» Аристотель заложил основу того, что в дальнейшем, спустя много веков, назовут биомеханикой [1]. В своих научных трактатах он описывал животный мир и закономерности движения животных и человека. Он писал о частях тела, необходимых для перемещения в пространстве (локо-моции), о произвольных и непроизвольных движениях, о мотивации движений животных и человека [2].

Первой научной работой в области биомеханики движений человека следует считать опыты величайшего медика (после Гиппократа) римской школы гладиаторов - Клавдия Галена, который являлся личным врачом императора Марка Аврелия. Он писал: «В общей совокупности частей всё находится во взаимном согласии и всё содействует деятельности каждой из них [цит. по: 14]». Основной его труд - «О назначении частей человеческого тела». Гален экспериментально показал, что конечность попеременно то сгибается внутренними, то разгибается наружными мышцами; установил связь работы мышц человека с движениями в суставах; обратил внимание на группы мышц, работающих в одном и противоположном направлениях, так называемые мышцы синергисты и антагонисты; ввёл понятие о мышечном тонусе.

В мрачный период Средневековья развитие наук приостановилось. Под гнётом Церкви, подавляющей всяческий интерес к чему-либо, связанному с телесной жизнью, не могло и речи идти об изучении тела человека и его движений. После долгого застоя во всех науках выдающемуся деятелю эпохи Возрожде-

ния, художнику, механику, инженеру и естествоиспытателю Леонардо да Винчи первому пришла мысль о применении законов механики к исследованию движений живых существ. Он придавал особое значение точным наукам в изучении движений человека. Леонардо да Винчи является основоположником функциональной анатомии, составной части биомеханики. Он впервые описал функции некоторых костей и нервов, не только описал топографию мышц, но и значение каждой мышцы для движения тела.

XIX век — новый этап развития биомеханики физических упражнений, связанный с именами братьев Эдуарда и Вильгельма Вебер. Эдуард был анатомом, а Вильгельм — физиком. Они провели классические опыты по изучению ходьбы человека с использованием всех доступных в то время возможностей. Кроме визуального наблюдения, они применяли экспериментальные способы измерения: горизонтальные линейки, катетометры — прибор для измерения вертикальных расстояний, часы с терциями (1/60 сек.). Им удалось определить наклон и вертикальные перемещения туловища, скорость ходьбы, длину и частоту шагов. В биомеханике мышц до сих пор справедлив принцип, впервые сформулированный Э. Вебером: «Сила мышц, при прочих равных условиях, пропорциональна её поперечному сечению [цит. по: 7]». Свои исследования они опубликовали в 1836 году в Геттингене. Работа называлась «Механика двигательного аппарата человека» [цит. по: 7].

Исследования таких ученых, как Эдвард Майбридж, Этьен-Жюль Марей, Вильгельм Брауне и Отто Фишер, ознаменовали новый этап в изучении движе-

ний человека и животных. Им на помощь пришло новейшее изобретение — фотография: использование фотоаппаратов, фоторужья позволяло наглядно изучать положения конечностей человеческого тела при беге, ходьбе, прыжке.

Осенью 1899 года русский физиолог Иван Сеченов начал читать в Московском университете курс физиологии рабочих движений человека. Позднее данный курс был изложен в его монографии «Очерки рабочих движений человека» (1901), в которой были подробно рассмотрены следующие вопросы: работа опорно-двигательного аппарата как рабочей машины (формы суставов, плечи сил, тяги мышц), механика мышечного сокращения (факторы, определяющие силу мышцы), биомеханические свойства мышцы (в частности, упругие свойства мышцы), функции верхней и нижней конечностей человека как рабочей машины. Кроме этого, детальному биомеханическому анализу были подвергнуты некоторые физические упражнения: сгибание рук в висе, приседание и вставание на одной ноге («пистолет»).

Создателем теоретической основы современной биомеханики — учения о двигательной деятельности человека и животных, можно по праву считать Николая Александровича Бернштейна. Созданная Н. А. Бернштейном теория многоуровневого управления движениями, в том числе локомоциями человека, положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к среде, Н. А. Бернштейн объединил биомеханику и нейрофизиологию в физиологию движений.

Понятие Н. А. Бернштейна о двигательной задаче как психической основе действий человека открыло пути изучения высших уровней сознания в двигательной деятельности человека. Подверглись подробной разработке вопросы формирования, строения и решения двигательной задачи. Эти вопросы стали рассматриваться в тесной связи со строением двигательного состава действия как системы движений [4].

В 30-е годы ХХ века Н. А. Бернштейн определил разницу движения животного и движения человека. Его фундаментом является то, что человек никогда не выполняет просто движение. Он выполняет двигательные действия, которые сопряжены с мотивацией, программированием действия и контролем его качества [5]. Это связано с тем, что человек наделён разумом, понимает смысл действия и его цель.

В сферу искусства термин «биомеханика» пришёл благодаря В. Э. Мейерхольду, который, как известно, развивал символистскую концепцию «условного театра» и разработал особую методологию актёрского тренажа - биомеханику, в которой нашли применение принципы конструктивизма. Он изучал двигательную деятельность тела актёра, которая складывалась из двигательных действий, как цепь из звеньев. Именно он утверждал, что, наравне с получаемыми навыками тела, существуют внутренние «естественные» навыки, помогающие наполнить техническое упражнение жизнью: «Биомеханика стремится экспериментальным путём установить законы движения актёра на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения

игры актёра [11]». Данное исследование Мейерхольда является ярчайшим примером синтеза науки и искусства, того самого «естественного» начала в искусстве.

Использование биомеханического подхода в процессе обучения исполнительскому мастерству в хореографии, в частности в спортивном бальном танце, позволяет анализировать движение, понимать основную роль определённых мышц, задействованных в движении, развивать двигательные качества, необходимые для достижения высокого уровня профессиональной компетентности. Все наши размышления подтверждаются результатами некоторых, к сожалению, немногочисленных для всей хореографии исследований специалистов. Остановимся на отдельных из них.

Так, необходимость использования знаний биомеханики обоснована Е. Е. Навиславской в статье «Актёрское мастерство и пластическая выразительность в хореографии [13]». Биомеханика представлена как наука о рычаге человеческого тела, изучающая виды и взаимодействие рычагов в теле человека при выполнении технических действий. Выявлена ценность биомеханики для хореографии - создание и закрепление автоматизмов. Наравне с автоматизмами тела, существуют автоматизмы внутренние, наполняющие хореографические движения естественностью. Безусловно, при подготовке специалистов-хореографов высокого уровня, «автоматизация» и закрепление материала в так называемой мышечной памяти играет важную роль.

Схожую позицию, но связанную непосредственно с танцевальным движением, мы обнаруживаем в концепции

Р. Р. Магомедова. Так, в статье «Элементарный биомеханический анализ профессионально-ориентированной двигательной пластики студентов хореографов [10]» он проводит краткий анализ биомеханических профессионально-ориентированных физических упражнений для того, чтобы студент мог овладеть рациональной техникой выполнения упражнений, понимать его медико-физическую составляющую. Используя формулы и модели, приведённые в данной статье, мы можем проанализировать многие движения и танцевальные «па» в спортивном бальном танце.

К сожалению, прямых научных исследований о биомеханике в системе спортивного бального танца нам не удалось обнаружить.

Правда, нельзя не отметить труд С. Н. Кошелева «Биомеханика спортивного танца (Европейская программа) [8]». Работа педагога, судьи и успешного танцора посвящена теоретическим основам биомеханики спортивного бального танца и затрагивает только танцы Европейской программы, но это уже является первой попыткой в плане теоретического изучения основ движения в спортивном бальном танце, что, безусловно, должно стать опорой в практической деятельности педагогов-тренеров, исполнителей и судей.

Спортивные бальные танцы в хореографическом искусстве занимают очень неоднозначное положение. Во-первых, многие не могут сопоставить искусство и приставку «спортивный», во-вторых, не все специалисты воспринимают спортивный бальный танец как самостоятельное хореографическое направление, со своей школой исполнительского мастерства и

художественной идеей, считая его бытовым (социальным) явлением.

Действительно, становление бального танца шло не одно столетие. Его прародителем были придворные танцы на королевских балах. Музыкальные произведения великих композиторов легли в основу европейской программы танцев.

Латиноамериканская программа танцев сформировалась не в Европе (исключением является пасодобль, зародившийся во Франции). Бразильская самба, кубинские румба и ча-ча-ча, американский джайв — и по сей день являются стандартизированными танцами латиноамериканской программы.

Начало становления научно-теоретической базы бального танца приходится на XX век. Британская ассоциация учителей бального танца (1892) и Имперское общество учителей танца (1904), при котором в 1924 году был создан Совет по бальным танцам, заложили основу для развития этого танцевального направления, разработали основные идеи и стандартизировали технику исполнения. Можно сделать вывод, что бальный танец объединил национальные истоки и идею каждого танца, трансформируя их в определённую техническую систему исполнения, а не использовал другие танцевальные системы в качестве создания собственной техники, как это было в народно-сценическом танце, который глубоко связан с классическим танцем в методиках обучения.

Спортивная составляющая бальных танцев сегодня способствует постоянному развитию и модернизации техники спортивных бальных танцев, а также двигательных способностей и исполнительского мастерства танцоров. Можно с

уверенностью сказать, что синтез спорта и искусства дал бальным танцам новый виток развития.

По своей сути, спортивный бальный танец является дуэтным (парным) видом танца. Безусловно, существуют многодуэтная (8 пар) форма - формейшн, но основной единицей является пара и её исполнительский уровень. Партнёр и партнёрша свои индивидуальные умения и исполнительские навыки в синтезе с парным взаимодействием создают конечный продукт - спортивную бальную пару. Попытаемся определить, как должен выглядеть процесс физического воспитания и исполнительской подготовки в спортивном бальном танце.

Процесс обучения спортивному бальному танцу в вузе в рамках предметах «Исполнительское мастерство» неразрывно связан с тренировочной (спортивной) составляющей.

Но прежде чем понять, что мы должны развивать у студентов, необходимо ознакомиться с целями и задачами хореографической дисциплины, сформулированными согласно установкам и требованиям как «Закона об образовании в РФ», так и государственного образовательного стандарта. Так, в ООП по специальности «Руководство любительским хореографическим коллективом (спортивный бальный танец)» при изучении дисциплины «Исполнительское мастерство» конкретизируются следующие цели и задачи:

• овладение студентами знаниями и навыками в технике, стиле и манере спортивно-бального танца;

• развитие у студентов творческого мышления и потенциала руководителей любительских коллективов через освое-

ние лучших образцов, методик и техник различных направлений бального танца;

• формирование профессиональных навыков и умений в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства в бальном танце.

Более того, именно в рабочей программе и в самой ООП определяются конкретные профессиональные компетенции, которые формирует данная дисциплина у студентов.

В нашем случае - это способность руководить художественно-творческой деятельностью коллектива с учётом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды. К особенностям состава коллектива можно отнести уровень исполнительского мастерства танцоров. Чем выше этот уровень, тем профессиональней, конкурентоспособней и привлекательней коллектив в целом. Рассмотрим методы выработки технических навыков и развития двигательных способностей.

Поскольку современный спортивный бальный танец является «молодым» хореографическим направлением, в его педагогической базе отсутствует общепринятая единая методика преподавания техники танца.

Так, в обучении спортивному бальному танцу в некоторых случаях мы можем пользоваться техникой джазового танца и современных направлений хореографического искусства, так как они помогают расслаблению корпуса танцора. Более того, можно использовать технику классической и народной хореографии, поскольку они наиболее эффективно развивают силу мышц и танцевальные навыки.

Существуют различные методы и приёмы обучения, помогающие педагогу развить те или иные способности студента-исполнителя, в частности такие технические действия, как «сгибание и разгибание колен (спуски и подъёмы)», «работа стопы», «сокращение и растяжение сторон (пластика корпуса)» и другие. При использовании этих методов необходимо обращать внимание на то обстоятельство, что любой метод обучения в руках определённого педагога приобретает специфику его личности, качеств, свойств, способностей. Другими словами, сколько преподавателей, столько и подходов при использовании того или иного приёма, метода, средства или технологии. Общим является то, что все действия, выполняемые исполнителем, должны помогать и способствовать грамотному, комфортному движению (танцеванию) с рациональным использованием физических сил и энергии. Именно этот основополагающий принцип биомеханики необходим во всех методах обучения исполнительскому мастерству в хореографии.

Поскольку мы имеем дело с «живым организмом», телом танцора, именно из биомеханики мы можем черпать ту научно-теоретическую базу, которой не хватает в педагогике хореографии в целом. Именно движение и его сущность являются основным объектом исследования биомеханики.

Существует отдельный раздел в биомеханике — «биомеханика хореографических упражнений», который исследует закономерности двигательных действий при выполнении хореографического тренажа, элементов танцевальной композиции, определяет перспективы развития способностей танцовщиков. А такие рас-

пространенные танцевальные термины, как равновесие, устойчивость, баланс, являются стандартными терминами и в биомеханике. Хореографическое понятие «растяжка» описано в биомеханике как один из видов мышечной деформации, а любое техническое действие в хореографии (батман, «восьмёрка» тазобедренного сустава и другие) являются не чем иным, как телесно-двигательным упражнением. Значимость телесно-двигательного упражнения определяется осмыслением его цели и назначения.

Рассмотрим некоторые примеры взаимосвязи биомеханики с танцевальной техникой в спортивном бальном танце, наиболее ярком, разнохарактерном, сложно-координационном виде танца.

В основе обучения лежит принцип биомеханики, а именно системно-структурный подход к изучению движений. При этом упражнение предстает как система двигательных действий. Основатели советской биомеханики Н. А. Берн-штейн и Д. Д. Донской заложили главные принципы осмысления телесно-двигательного упражнения:

• принцип структурности построения системы двигательных действий;

• принцип целостности действия;

• принцип целенаправленности действий [4; 5; 7].

Данный подход требует глубокого анализа для положительного воздействия на организм. Необходимо чётко определять сущность каждого из компонентов системы действий и его закономерностей. Качественное исполнение танцевальных элементов и их автоматизация приводит к преобразованию этих элементов в более сложные, что и составляет основу прогресса, развития и кон-

куренции в танцевальном спорте. Если нельзя достичь желаемого результата, то каждую танцевальную фигуру необходимо разбирать от истоков, анализируя и совершенствуя каждое действие или технический элемент. Надо понимать, что технический уровень танцора напрямую связан с его уровнем физической подготовленности. Именно методы биомеханики помогают усилить физическую готовность мышц к сложнокоординаци-онным действиям. Таким образом, овладение техникой и есть навыки управления танцевальными движениями.

Любая танцевальная фигура - это система, состоящая из последовательных суставных движений и мышечных сокращений. Изначально необходимо досконально выстроить форму и понять характер движений. Формой в нашем случае является направление движений, шагов, «рисунок» фигуры. Характер определяет суть движения во времени - медленно, быстро или в среднем темпе. Всё это относится к кинематическим характеристикам движений. Взаимодействие внутренних и внешних сил представляет собой динамические характеристики, состоящие из подгрупп - инерционные и силовые. Любое действие можно рассмотреть с позиции нескольких компонентов. Пространственный элемент несёт задачу движения в пространстве, временной - определяет, когда начинается движение, как долго длится, как согласуется с остальными движениями. Система телесно-двигательного упражнения носит открытый характер, что позволяет осуществлять неограниченный рост технического мастерства исполнителя.

Основной целью танцора является безошибочное выполнение упражнения

для достижения высокого уровня мастерства. Поскольку бальный танец - парный вид спорта, большую роль играет сенсорная функция. Её суть заключается в срочной оценке и последующей коррекции действий. Данный принцип приемлем для действий, которые длятся более 1 секунды [9]. В танцах такому типу действия соответствуют позировки или фигуры танца румба. В других же случаях фигура состоит из множества действий, которые длятся менее секунды, поэтому контроль качества значительно ослабевает. Отсюда следует, что необходимо развивать качество путём количественного повторения элементов в замедленном темпе (1/2, 1/4 темпа). Данный способ очень эффективен для развития мышечной памяти, что приводит к исполнению элементов рефлекторно и с высоким уровнем качества исполнения.

По своей структуре любой танец состоит из фигур. Фигура, в свою очередь, состоит из системы двигательных действий с определённой техникой исполнения - относительно требований бального танца как спортивной дисциплины. Решающим фактором выступает именно самоконтроль исполнителя. Любая фигура представляет собой модель постройки, в которой фундамент является основой последующего уровня и всего сооружения в целом: исполнитель не имеет права недооценивать или игнорировать общие требования и правила. Выделим некоторые этапы исполнения танцевальной фигуры.

На первом этапе необходимо проанализировать состав фигуры, количество действий, какими мышцами они осуществляются, а главное - для чего и каким образом происходит действие. Другими

словами, необходимо выделить исходное положение, путь следования и конечный результат — цель. В процессе совершенствования уровня мастерства исполнения танцевальных па важной целью является не исполнение фигуры или простого шага, а то, как они должны быть исполнены. Качество не должно быть позади простого желания выполнить действие. Если действие происходит без обращения внимания на качество, его необходимо приостановить. В данном вопросе огромную роль играет мотивация, ведь она

напрямую связана с контролем качества, который со временем трансформируется в результат.

Таким образом, подготовка будущего специалиста спортивных бальных танцев содержит в своей системе задачи, связанные с профессиональным обучением, воспитанием личности и развитием тела танцовщика, укреплением физических возможностей и двигательных навыков, а использование некоторых знаний и законов биомеханики добавит в процесс подготовки научность и объективность.

Примечания

1. Аристотель. О возникновении животных / пер. с греч., вступит. статья "Аристотель и античная эмбриология", с. 7—481 и прим. В. П. Карпова. Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. 252 с.

2. Аристотель. О частях животных : пер. с греч. / вступ. статья и прим. В. П. Карпова. Москва : Биомедгиз, 1937. 219 с.

3. Аронов А. А. Феномен гениальности в контексте соотношения биологического и социального факторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 18—22.

4. Бернштейн Н. А. О построении движений. Москва : Медгиз, 1947. 255 с.

5. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность : [сборник] / изд. подгот. И. М. Фейгенберг ; под ред. О. Г. Газенко . Москва : Наука, 1990. 494 с.

6. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России при императрице Елисавете Петровне / сост., подгот. текста, послесловие В. А. Харламовой. Санкт-Петербург : Гиперион, 2003. 336 с.

7. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика : [учебник для институтов физической культуры]. Москва : Физкультура и спорт, 1979. 264 с.

8. Кошелев С. Н. Биомеханика спортивного танца. Лекции. Москва, 2006.

9. Курысь В. Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения : учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300(62) — Физическая культура. Москва : Советский спорт, 2013. 366 с.

10. Магомедов Р. Р. Элементарный биомеханический анализ профессионально-ориентированной двигательной пластики студентов хореографов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. Выпуск № 4.

11. Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Москва : Искусство, 1968.

12. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / пер. А. А. Гвоздевой, примеч. и статья И. И. Соллертинского. Ленинград : Академия, 1927. 316 с.

13. Навиславская Е. Е. Актёрское мастерство и пластическая выразительность в хореографии // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 200. Педагогика высшей школы : интерактивные технологии в образовании и культуре

^ Образование в сфере культуры ВНТг 1

/ Министерство культуры РФ, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств ; под общ. ред. А. А. Смирновой ; ред.-сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 104-111.

14. Попов Г. И., Самсонова А. В. Биомеханика двигательной деятельности : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2014. 320 с.

References

1. Aristotel [Aristotle] O vozniknovenii zhivotnykh [On the origin of animals]. Ed. by V. P. Karpov. Moscow, Leningrad, Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1940. 252 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aristotel [Aristotle] O chastyakh zhivotnykh [About parts of animals]. Ed. by V. P. Karpov. Moscow, 1937. 219 p.

3. Aronov A. A. The phenomenon of genius in the context of the correlation of biological and social factors. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 18-22. (In Russian)

4. Bernshteyn N. A. O postroyenii dvizheniy [On the construction of movements]. Moscow, 1947. 255 p.

5. Bernshteyn N. A. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost' [Physiology of movements and activity]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1990. 494 p.

6. Vsevolodsky-Gerngross V. N. Teatr v Rossii pri imperatritse Elisovete Petrovne [Theatre in Russia with the Empress Elizoveta Petrovna]. St. Petersburg, Hyperion Publishing House, 2003. 336 p.

7. Donskoy D. D., Zatsiorsky V. M. Biomekhanika [Biomechanics]. Moscow, 1979. 264 p.

8. Koshelev S. N. Biomekhanika sportivnogo tantsa. Lektsii [Biomechanics of sports dance. Lectures]. Moscow, 2006.

9. Kurys V. N. Biomekhanika. Poznaniye telesno-dvigatel'nogo uprazhneniya [Biomechanics. Cognition of physical activity]. Moscow, Publishing house "Soviet sport", 2013. 366 p.

10. Magomedov R. R. Elementarnyy biomekhanicheskiy analiz professional'no-oriyentirovannoy dvigatel'noy plastiki studentov khoreografov [Elementary biomechanical analysis of professionally oriented motor plastics of students of choreographers]. The Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2007, issue 4.

11. Meyerhold V. E. Stat'i. Pis'ma. Rechi. Besedy [Articles. Letters. Speeches. Conversations]. Moscow, Art Publishing House, 1968.

12. Noverr Zh.-Zh. [Noverre Jean-Georges] Pis'ma o tantse [Letters of Dance]. Leningrad, Publishing house "Academia", 1927. 316 p.

13. Navislavskaya E. E. Acting skills and plastic expressiveness in the choreography. In: Smirnova A. A., Vilchinskaya-Butenko M. E., ed. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Tom 200. Pedagogika vysshey shkoly: interaktivnyye tekhnologii v obrazovanii i kul'ture [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. Vol. 200. Pedagogics of Higher Education: Interactive Technologies in Education and Culture]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University of Culture and Arts, 2013. Pp. 104-111.

14. Popov G. I., Samsonova A. V. Biomekhanika dvigatel'noy deyatel'nosti [Biomechanics of motor activity]. 3nd edition. Moscow, Publishing house "Academia", 2014. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.