DOI: 10.12731/2218-7405-2014-2-8 УДК 372.879.6
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ НА КОЛЯСКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
Кукушкина С.Е.
В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Занятие лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности - социальной занятости и достижений.
В статье подробно рассмотрены основные элементы программы «Спортивные танцы на колясках», в частности цель, задачи, принципы компоненты. Реализация предложенной программы позволила добиться определенных результатов и сформировать соответствующие выводы, которые отражены в данной статье.
Разработанная программа поможет специалистам в области физической подготовке, а также работникам, которые связаны с внедрением инклюзивного образования в России и других странах приобщить детей к спортивным танцам, открыть им новые грани для саморазвития, сделать процесс социализации более эффективным.
Ключевые слова: Адаптивный спорт, реабилитация, спортивные танцы на колясках, интеграция, социализация.
ADDITIONAL EDUCATION PROGRAM "SPORT WHEELCHAIR DANCES
FOR CHILDREN WITH LOCOMOTOR SYSTEM DISORDERS"
Kukushkina S.E.
The article considers structure and contents of additional education program "Sport wheelchair dances for children with locomotor system disorders" in sport and technical aspects. Training classes for persons with locomotor system disorders can be considered not only as a tool of their rehabilitation but as constant form of life activity - social occupation and achievements.
The article describes key elements of the "Sport wheelchair dances", in particular, aim, tasks, principles, components. Realization of proposed program allowed to achieve definite results and form corresponding conclusions which are formulated in this article.
The program will help specialists in the sphere of physical training, and inclusive education specialists in Russia and other countries to involve children in sport dances, open new perspectives for their self-development, make the process of their socialization more efficient.
Keywords: Adaptive sport, rehabilitation, wheelchair sports dances, integration, socialization.
В рамках проведения исследования и разработки рекомендаций, при моем личном участии была разработана программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющая спортивно-техническую направленность, предназначена для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их интеграции в общество, также как интеграцию через трудовую деятельность и образование.
Спортивные танцы на колясках - это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всём мире, включающий в себя
интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие, именно в танце можно познать свой дух, своё тело, выразить своё настроение и эмоции в эстетической форме. При обучении спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать, что дети не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому задачи воспитательной работы включено: раскрытие и развитие возможностей у данной категории детей, и создание у них уверенности в собственных силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации [4].
Спортивное направление танцев на колясках активно развивается в мире и, в частности, в России. Широкое распространение информация о спортивных танцах на колясках приобрела в современных средствах массовой информации, а также в специализированной литературе. Необходимо отметить, что на современной педагогической и инклюзивной арене практически отсутствует методическая литература по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках. Существующие программы по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках преимущественно носят частный характер. Необходимость создания соответствующей образовательной программы позволяет рассматривать проблему методического обеспечения детей спортивным танцам на колясках, как наиболее актуальную и новую.
В данной статье мы хотим подробно описать основные положения разработанной нами программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках».
Программа базируется на работах ряда исследователей: Лозко Е.П., Андреева Н.Г., Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Рачицкая А.И., Васильев К.Б., Волкова И.В., Алова Г.И., Кукушкина С.Е., Шалаевская Ю.В.
Цель программы явилась необходимость социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и повышение их качества жизни через систему занятий спортивными танцами на колясках.
В основу разработки программы нами были положены задачи разработанные Евсеевым С.П. [2], Добряковым И.В., Щедриной Т.Г. [1].
Общие задачи:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи:
- коррекция и развитие координационных способностей -согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на
изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;
- коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;
- компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранных функций в случае невозможности коррекции;
- профилактика и коррекция соматических нарушений - осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно - сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
- коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
- коррекция психических нарушений в процессе деятельности -зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.;
- коррекция нарушений статики и локомоций путём последовательного разрешения вышеперечисленных задач, а также систематической тренировки равновесия тела, опороспособности конечностей, развития координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах
Разработанная нами программа основывается на принципах АФК разработанных Шапковой Л.В. [5].
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип системности и последовательности в практическом овладении основами танцевального мастерства;
- принцип доступности подразумевает обучение движениям от простого к сложному, постепенное усложнение учебного материала;
- принцип наглядности, привлечение образного восприятия, использование показа;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;
- принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребёнком и его окружением, прежде всего с родителями.
Программа включает в себя следующие компоненты:
- ритмика - необходима для овладения простейшими ритмами, развитие координации движений;
- хореография - изучает основные позиции рук, корпуса, головы, основные танцевальные движения и фигуры спортивного танца;
- спортивные танцы - компонент, включающий латино-американскую программу и европейскую программу;
- техника владения спортивной коляски - основной компонент программы в состав, которого входит обучение свободному владению спортивной коляски;
- ОФП процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
Ожидаемые результаты обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по программе.
- использование в повседневной жизни, неформальной обстановке, в проведении досуга знания, умения и навыки, полученные во время обучения;
- активная позиция детей в различных мероприятиях коллектива: конкурсах, соревнованиях по спортивным танцам на колясках, фестивалях и т.д.;
- понимание детьми значения общеразвивающих упражнений и правильно выполнять упражнения общефизической подготовки;
- преодоление неуверенности в себе, выработка стремления к победе (в турнире, конкурсе, фестивале);
- формирование коммуникативных навыков, понятия о культуре общения и поведения в коллективе, расширение опыта социального взаимодействия;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определённой системы проверки его функционирования. Данная проблема широко освещена в работах Шитиковой Г.Ф. [6], Курамшина Ю.Ф.[3].
Таблица 1.
№ Вид контроля Задача Период Способы (формы) контроля
1. Входной контроль Фиксация педагогом уровня усвоения материала прошлого года 1 раз в год в начале учебного года Наблюдение на учебном занятии
2. Предварител ьный контроль Анализ готовности к соревнованиям, конкурсам, фестивалям Перед выступлением на конкурсах, фестивалях, проверка готовности к данным мероприятиям Наблюдение, Открытый урок
3. Теку щий контроль Фиксация педагогом уровня усвоения изучаемой темы, результатов, четверти, полугодия По итогам изучаемой темы, четверти, полугодия Демонстрация индивидуальных достижений на учебных занятиях, в конце четверти, полугодия
4. Пром ежуточный контроль Отслеживани е роста исполнительского мастерства учащихся 1 раз в год Соревнования, фестиваль, конкурс
5. Итого вый контроль Подведение итогов на конец учебного года Май Итоговое занятие с фиксацией результатов за год
Мониторинг качества освоения образовательной программы позволяет не только фиксировать результаты: знания, умения, навыки, но и в соответствии с полученными данными корректировать образовательную деятельность, выбор педагогом различных форм, методов и средств в работе с детьми имеющими ограничения в здоровье и нет [5].
Формы организации учебно-воспитательного процесса
- групповая форма обучения, при которой учащиеся получают теоретические и практические знания, навыки и умения имея возможность для закрепления изученного. Занятия ведут два педагога (один педагог ведёт занятие на спортивной коляске, другой стоя) - для демонстрации закрепления учебного материала, более целостного восприятии танцевальных фигур;
- самостоятельные занятия - занятия для самостоятельного закрепления навыков и умений танцевального мастерства;
- индивидуальная работа с учениками предусмотрена для подготовки их к фестивалям, конкурсам, соревнованиям.
Методы обучения
Использование перечисленных ниже методов обучения способствует эффективной организации учебного процесса, побуждению обучающихся к деятельности продуктивного, творческого, поискового характера:
- наглядно-демонстративный метод включает в себя демонстрацию учителем или учениками упражнений, отдельных фигур, вариаций, посещений соревнований, фестивалей, с участием других спортивных коллективов, показ видеоматериалов;
- словесный метод включает в себя рассказ (об известных исполнителях, музыке, танцевальных образах и т.д.), описание (перечисление и раскрытие признаков характерных для того или иного движения), объяснение (изложение учебного материала, движения которого будут исполняться), беседа (диалогическая форма изложения и освоения учебного материала).
- объяснительно-иллюстративный показ танцевальных движений с объяснениями и комментариями;
- практический (упражнения - многократное повторение движений с целью формирования и совершенствование танцевальных умений и навыков);
- проблемно-поисковый метод включает в себя совместный с детьми поиск новых движений, перестроений, образов.
Подводя итог статье, необходимо отметить, что реализации программы позволила нам добиться следующих результатов и сформировать соответствующие выводы:
1. Программа дополнительного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата « Спортивные танцы на колясках» подтвердила свою рентабельность посредствам успешной организации и эффективной реализации учебного процесса. Основываясь на полученных результатах, программа была усовершенствована и утверждена на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ЦТТ.
2. Дополнительно к программе разработаны методические рекомендации для тренеров, педагогов по организации и проведению занятий по спортивным танцам на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Реализованная программа позволила нам разработать исследовательский проект (рабочее название проекта «Спортивные танцы на колясках как средство реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата») направленный на усовершенствование системы учебно-тренировочного процесса через занятия спортивными танцами на колясках.
4. Программа позволила объединить детей с ПОДА в среду детей, не имеющих отклонений в развитии через занятия спортивными бальными танцами.
5. Одним из основных показателей эффективности программы являются реальные результаты спортивных достижений детей обучающихся по программе. Достоверность показанных результатов подтверждается протоколами соревнований и дипломами.
Список литературы
1. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. - 317 с.
2. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2-х томах / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева - 2-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
4. Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Лозко Е.П., Аксенова О.Э. Социализация и интеграция инвалидов опорно-двигательного аппарата с помощью адаптивного спорта, или о спортивных танцах «больных» людей «с ограниченными возможностями» / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» СПб: 2008. - №1 (33) с. 27 - 29.
5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой М.: советский спорт, 2009. - 608с.: ил.
6. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно - методическое пособие / СПб ГАФК им.П.Ф. Лесгафта СПб.,1997. - 59 с.
References
1. Dobryakov I.V., Shchedrin T.G. Vosstanovitel'noe lechenie detej s porazhenijami central'noj nervnoj sistemy i oporno-dvigatel'nogo apparata: Metodicheskie rekomendacii [Rehabilitation treatment of children with lesions of the central nervous system and musculoskeletal: Guidelines] / Ed. I.V. Dobryakova T.G. Shchedrin. St. Petersburg.: MAPS Publishing House, 2004. - 317.
2. Evseev S.P. Teorija i organizacija adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: Uchebnik v 2-h tomah [Theory and adaptive physical training organization: Textbook in 2 volumes ] /, ed. prof. S.P. Evseeva - 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Soviet Sport, 2005. - 296.
3. Kuramshin Y.F. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury: Uchebnik [Theory and Methodology of Physical Education: Textbook] / Ed. prof. Y.F. Kuramshina Moscow: Soviet Sport, 2003. - 464.
4. Kukushkin S.E., Sedakov M.A. Lozko E.P., Aksenov O.E. Socializacija i integracija invalidov oporno-dvigatel'nogo apparata s pomoshh'ju adaptivnogo sporta, ili o sportivnyh tancah «bol'nyh» ljudej «s ogranichennymi vozmozhnostjami» / Ezhekvartal'nyj periodicheskij zhurnal «Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura» [Socialization and integration of persons with disabilities of the musculoskeletal system through adaptive sports, or sports dancing "sick" people "disabled" / quarterly periodical "Adaptive physical culture"] St. Petersburg.: 2008. - № 1 (33) p. 27 - 29.
5. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: Uchebnik/pod obshh. red. prof. L. V. Shapkovoj [Private methods of adaptive physical
education: Textbook / Society. Ed. prof. L.V. Shapkova] Moscow: Soviet sport in 2009. - 608s.: Il.
6. Shitikova G.F. Metody kontrolja jeffektivnosti pedagogicheskogo processa na urokah fizicheskogo vospitanija: Uchebno - metodicheskoe posobie [Methods for monitoring the effectiveness of the pedagogical process physical education classes: Training - handbook] / St. Petersburg GAFK im.P.F. Lesgafta St. Petersburg., 1997. -59.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кукушкина Светлана Евгеньевна, аспирант
НГУ им. П. Ф. Лесгафта
ул. Декабристов, 35, г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kukushkina Svetlana Evgenievna, postgraduate student
National State Lesgaft University of Physical Culture, Sports and Health ul. Dekabristov, 35, St.Petersburg, Russia e-mail: [email protected]