мышц (стайерские задатки). Для единоборцев характерна скорость восстановления после нагрузки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Полученные данные основаны на незначительных выборках спортсменов в каждой группе, и поэтому можно говорить только о первоначальном опыте таких исследований. Тем не менее, некоторые особенности свойств нервной системы в связи с тем или иным видом спорта, совпадают с экспертной оценкой тренеров.
2. Некоторые психологические качества, ожидаемые у представителей тех или иных видов спорта, не всегда подтверждаются. Возможно, что эти качества обусловлены не задатками на генетическом уровне, а сформировались в процессе деятельности. Например, у ориентировщиков можно было бы ожидать наличие устойчивости к дискомфорту, эмоционально-психологическую устойчивость, решительность в стрессовых ситуациях, но эти качества проявляются только у сильнейших спортсменов, а значит, они обусловлены спортивным отбором и тренированностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дроздовский, А.К. Особенности психофизиологической адаптации паралимпийцев к высокогорью и их связь со свойствами нервной системы / А. К Дроздовский, И. А. Громова, К.Г. Коротков // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 4 (56). - C. 41-43.
REFERENCES
2. Drozdovskiy, A.K, Gromova, I.A and Korotkov, K.G.(2013), "Features of psychophysiological adaptation of Paralympic athletes to the Highlands and their relation with the properties of the nervous system", Adaptive physical education, No. 4 (56), pp. 41-43.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2014.
УДК 796.41:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА
КОЛЯСКАХ
Светлана Евгеньевна Кукушкина, учитель, Татьяна Владимировна Ветвицкая, руководитель психологической службы, педагог-психолог, медицинский психолог, Елена Владимировна Крыжко, кандидат психологических наук, руководитель медицинской службы, врач психотерапевт, ГБОУ № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» (ГБОУ «Центр «Динамика»),
Санкт-Петербург
Аннотация
В образовательном и тренировочном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одним из важных компонентов сотрудничества является общение. Посредством психологического сопровождения учащихся с ОВЗ и учителей (тренеров), танцующих на колясках, возможно, выявлять и преодолевать психологические барьеры, развивать стилевые характеристики общения. В рамках психологического сопровождения разработана и осуществляется программа, которая включает в себя психологическое консультирование (как индивидуальное, так и групповое), психологическую коррекцию «психологических мишеней», практические семинары, лекции с целью информирования детей с ОВЗ, учителей (тренеров) по вопросам индивидуальных особенностей развития личности и особенностей общения в целом.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, танцы на колясках.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p217-221
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM THROUGH THE TRAINING TO WHEELCHAIR
DANCE
Svetlana Evgenievna КнктНкта, the teacher, Tatyana Vladimirovna Vetvickaya, director of psychological services,
educational psychologist, clinical psychologist, Elena Vladimirovna Kryhzko, the candidate of psychological sciences, director of medical service, psychotherapist, Public budgetary educational institution No. 616 of the Admiralty district of St. Petersburg
"Habilitation center with individual forms of learning "Dynamics", St. Petersburg
Annotation
In the educational and training process of students with disabilities one of the most important components of cooperation is communication. Through psychological support of the students with disabilities and teachers (coaches), dancing in wheelchairs, perhaps, to identify and overcome the psychological barriers, to develop a style of communication. Within psychological support the program has been developed and implemented including the psychological consultation (both individual, and group), psychological correction of "psychological targets", practical seminars, lectures for the purpose of informing the children with limited abilities of health, teachers (trainers) concerning specific features of development of the personality and features of communication in general.
Keywords: psychological support, limited abilities of health, wheelchair dances.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития личности в образовательном процессе является одной из приоритетных практически во всех направлениях психологических исследований: в специальной психологии, возрастной психологии, психологии развития, педагогической психологии, спортивной психологии, педагогике и других. Большинство исследователей считает, что важную роль в развитии личности учащегося играют не только родители, но также педагоги и психологи. Психологическое сопровождение открывает разные перспективы личностного роста индивидуума, помогая ему войти в «зону развития», которая ему будет доступна. Это создает предпосылки для развития личности и перехода к самостоятельной деятельности, самопомощи.
Психологическое сопровождение, по определению Н.Г. Осуховой, - это специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства»: безопасных условий, где становится возможным выход из негативного отчуждения от себя, других людей, мира в целом, реконструкция субъективного образа мира и восстановление связи человека с самим собой, миром людей и обществом. Он предусматривается на всех этапах профессиональной деятельности педагога [4].
В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Глазкова Т.В. рассматривает сопровождение с точки зрения мультидисциплинар-ности: «Психолого-педагогическое сопровождение - это создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения и развития ребенка и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия» [3].
Психологическое сопровождение учителей, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, позволяет педагогам преодолевать психологиче-
ские барьеры, связанные с готовностью к работе с такими детьми, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, особыми детьми и их родителями.
Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. То есть, как учитель относится к ребенку, как понимает его, зависит то, как ребенок относится к учителю [1].
Проблема изучения особенностей отношения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к учителю адаптивной физкультуры (АФК) является одной из актуальных в специальной психологии, педагогике и спортивной психологии. Актуальность обусловлена значительной распространенностью и постоянным ростом количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА), желающих заниматься спортом, и восприятия ими личности учителя (тренера) в процессе сопровождения в условиях спортивной (танцевальной) деятельности.
В сфере изучения личности детей с ПОДА остро стоит проблема, связанная с исследованием эмоционального отношения к себе, к учителю (тренеру), так как эмоциональный аспект во взаимоотношениях является базовым во взаимоотношениях.
Нами предпринято изучение процесса психологического сопровождения субъектов образовательного процесса - учащихся с детским церебральным параличом (ДЦП) и последствиях оперативного лечения по поводу спинномозговой грыжи грудопоясничного отдела позвоночника, для проникновения в специфику процесса сопровождения.
Детский церебральный паралич и патология последствия оперативного лечения по поводу спинномозговой грыжи грудопоясничного отдела позвоночника можно рассматривать как модель влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов у детей, и в частности на формирование эмоциональной сферы. Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации к условиям внешней среды, изучение его имеет научное и практическое значение, т.к. это один ведущих факторов в процессе сопровождения в учебном процессе. Ведущая роль в психогенезе патологического развития личности принадлежит реакции на осознание и переживание дефекта, изоляции от общества сверстников и особому отношению окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Важным становится изучение особенностей личности учащихся с ОВЗ и их, т.к. полученные данные несут в себе реабилитационную и абилитационную направленность, для обеспечения в дальнейшем успешности социально-психологической адаптации детей этой категории и для более успешной интеграции их в общество.
В исследовании [2] принимали участие дети с ОВЗ, имеющие диагноз - детский церебральный паралич (ДЦП - спастическая диплегия) и спинномозговой грыжи грудо-поясничного отдела позвоночника обучающиеся в очной форме 20 человек в возрасте от 13 до17 лет (15,0±2,8). В исследовании приняли участие 8 учителей (тренера). Принимавшие участие в исследовании учителя адаптивной физической культуры, работают в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика». Возраст учителей от 20 до 55 лет (средний возраст 34,0±5,6).
В задачу исследования входило исследовать отношения детей с ОВЗ к себе и к учителям адаптивной физической культуры (тренерам) и исследовать личностные особенности учителей (тренеров) адаптивной физической культуры (АФК), работающих на базе коррекционной школы VI вида.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В своих ответах на анкету Е.И. Рогова «Учитель глазами ребенка» 77 % учеников с ОВЗ отметили высокий уровень компетенции учителя дополнительного образования (ДО) как специалиста. Только в 40% случаев дети с ОВЗ отметили эмоциональность педагога (в данной анкете под эмоциональностью понимается степень симпатии ученика к учителю). Поведенческий компонент общения был продемонстрирован в 32% случаев. Это позволяет предположить, что существуют трудности в реальном взаимодействии учителя АФК и ученика с ДЦП в рамках дистанционного обучения.
По результатам цветового теста отношений (по А.М. Эткинду) ученики с ОВЗ дали положительную оценку учителям АФК (тренерам) в 42% случаев. Нейтральное отношение к учителю (тренеру) экспериментальной группы было выявлено у 55% учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья. Отрицательное отношение к учителям АФК, работающим в рамках ДО, выявлено в 3% случаев у учеников с ОВЗ.
Отношение к себе у учащихся с ОВЗ, занимающихся танцами на колясках, мы интерпретировали через призму эмоционально-личностного отношения, так у 58% испытуемых отмечается принятия себя, у 40% нейтральное отношение к себе, у 2% отрицательное отношение к себе, к своей деятельности, связанной со спортивной деятельностью.
Уровень самооценки и притязаний оценивался по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Уровень притязаний у 40% испытуемых является нереалистическим, некритическим отношением учащихся к собственным возможностям, у 30% учащихся средний уровень притязаний, у 30% испытуемых детей с ОВЗ отмечается низкий уровень притязаний, что может говорить о недооценки своего личностного потенциала. По высоте самооценки, можно сказать, что у 30% самооценка завышена, у 25% самооценка адекватная, на среднем уровне, у 45% учащихся с ОВЗ самооценка заниженная. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий
По тесту ЦТО (по А.М. Эткинду) у учителей АФК (тренеров) были получены следующие результаты. Так, по параметру «отношение к детям» в 72% положительная оценка, в 18% нейтральное отношение,10% случаях негативное отношение. По параметру «отношение к себе» у учителей АФК в 24% положительная оценка, 58% нейтральное отношение, 18% негативная оценка. По параметру «здоровье» учителя АФК показали положительную оценку в 30% случаях, в 54% случаях дали негативную оценку своего состояния здоровья, и в 12% случаях дали нейтральную оценку своего здоровья.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты в ходе экспериментального обследования позволяют говорить о трудности принятия себя и принятия окружения в целом, как у учащихся с ОВЗ так и у учителей (АФК) - тренеров
Ученики с завышенной и заниженной самооценкой, с завышенным и заниженным уровнем притязаний, составляют "группу риска". За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т. п. позволяет не прилагать никаких усилий.
ВЫВОДЫ. Участники учебно-тренировочного процесса учителя АФК (тренера) и учащиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями в общении, т. к. темп требований образовательного учреждения и тренировочного процесса достаточно интенсивный. При этом стоит, безусловно, учитывать личностные особенности участников образовательного процесса, которые не позволяют качественно общаться и принимать друг друга.
В рамках психологического сопровождения разработана и осуществляется программа, которая включает в себя психологическое консультирование (как индивидуальное, так и групповое), психологическую коррекцию «психологических мишеней», практические семинары, лекции с целью информирования детей с ОВЗ, учителей (тренеров) по вопросам индивидуальных особенностей развития личности и особенностей общения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бине, А. Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет / А. Бине, Т. Симон. -СПб. : Издательство «Астер-Х», 2004. - 48 с.
2. Ветвицкая, Т.В. Особенности личности учителя адаптивной физкультуры, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках дистанционного обучения / Т.В. Ветвицкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 3539.
3. Глазкова, Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук / Глазкова Т.В. - Иркутск, 2004. - 129 с.
4. Осухова, Н.Г. Человек в экстремальной ситуации: теоретическая интерпретация и модели психологической помощи / Н.Г. Осухова // Развитие личности. - 2006. - № 3. - С. 152-167.
REFERENCES
1. Bing, A. and Simone, T. (2014), Definition of I.Q. at children from 3 to 13 years, publishing house "Aster-X", St. Petersburg.
2. Vetvitckaya T.V. (2013), "Personality traits of the adaptive physical culture teachers working with the children with disabilities in the framework of distance education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 35-39.
3. Glazkova, T.V. (2004), Pedagogical maintenance of personal development studying at comprehensive school, dissertation, Irkutsk.
4. Osukhova, N.G. (2006), " Person in an extreme situation: theoretical interpretation and models of psychological assistance", Development of the personality, No3, pp. 152-167.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2015.
УДК 616-007
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Нина Львовна Умнякова, ассистент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме двигательной депривации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность рассматриваемой проблемы определена невозможностью реализации потребности детей в движениях, а также недостаточной двигательной активностью, связанной с их здоровьем, а так же с другими факторами, влияющими на проявление двигательной деприва-ции. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста разных нозологических групп. Оценка двигательной депривации определялась по разработанной шкале, которая состояла в описании степени выраженности фактора влияющего на двигательную депривацию, проводился сравнительный анализ с результатами детей, не имеющих отклонения в состоянии здоровья. Полученные результаты позволили выявить ведущий фактор у детей разных нозологических групп, а так же сообщают о существующей потребности в создании условий, где возможно снижение факторов, влияющих на двигательную депривацию детей.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, двигательная депривация.