Научная статья на тему 'Опыт изучения профессионально важных качеств в различных видах спорта на основе свойств нервной системы спортсменов'

Опыт изучения профессионально важных качеств в различных видах спорта на основе свойств нервной системы спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ДИАГНОСТИКА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанцев Сергей Александрович, Вальковский Владислав Андреевич

Изучение типологических особенностей свойств нервной системы представляет интерес в связи выявлением задатков и склонностей спортсменов на этапе начальной подготовки и ранней спортивной специализации. В статье сделана попытка сравнения психологических особенностей спортсменов в различных видах спорта на основе свойств нервной системы с помощью комплекса аппаратуры «Прогноз-1.0», разработанного в НИИФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казанцев Сергей Александрович, Вальковский Владислав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of studying the professionally important qualities of various sports based on the properties of the nervous system of athletes

Study of the typological features of properties of the nervous system is of interest for identifying the potential and inclinations of the athletes at the stage of the initial training and early sports specialization. The article seeks to compare the psychological characteristics of athletes of different sports on the basis of their properties of the nervous system through a set of “Prognoz-1.0", developed in the St. Petersburg scientific institute of physical culture.

Текст научной работы на тему «Опыт изучения профессионально важных качеств в различных видах спорта на основе свойств нервной системы спортсменов»

REFERENCES

1. Ismiyanov, V.V. (2014), "Analysis of the of allocations of students-orphans in the context of studying the problems adapting them to the educational environment", Scientific and theoretical journal "Bulletin of the Buryat State University" release "Pedagogy", No.1 (2), pp. 59-62.

2. Ismiyanov, V.V. (2014), "Adaptation of students-orphans to the educational environment by the organization of sports activity", Scientifically-methodical magazine Physical training: Education. Formation. Training, No. 1, pp 13-16.

Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.01.2015.

УДК 796:159.9

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА НА ОСНОВЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

СПОРТСМЕНОВ

Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Владислав Андреевич Вальковский, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Изучение типологических особенностей свойств нервной системы представляет интерес в связи выявлением задатков и склонностей спортсменов на этапе начальной подготовки и ранней спортивной специализации. В статье сделана попытка сравнения психологических особенностей спортсменов в различных видах спорта на основе свойств нервной системы с помощью комплекса аппаратуры «Прогноз-1.0», разработанного в НИИФК.

Ключевые слова: основные свойства нервной системы, диагностика, спортивная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p214-217

EXPERIENCE OF STUDYING THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF VARIOUS SPORTS BASED ON THE PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM

OF ATHLETES

Sergey Aleksandrovich Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladiclav Andreevich Valkovskiy, the post-graduate-student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Study of the typological features of properties of the nervous system is of interest for identifying the potential and inclinations of the athletes at the stage of the initial training and early sports specialization. The article seeks to compare the psychological characteristics of athletes of different sports on the basis of their properties of the nervous system through a set of "Prognoz-1.0", developed in the St. Petersburg scientific institute of physical culture.

Keywords: basic properties of the nervous system, diagnostics, sports activities.

ВВЕДЕНИЕ

Дроздовским А.К. [1] было выделено 29 психологических особенностей, которые разделены на четыре группы:

I. Особенности интеллектуальной деятельности.

II. Особенности индивидуального стиля деятельности.

III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности.

IV. Особенности психомоторики.

Цель работы: Выявить закономерности в проявлении типологических особенностей свойств нервной системы в выборке спортсменов из различных видов спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было проведено исследование с помощью комплекса «Прогноз 1.0» типологических особенностей свойств нервной системы у спортсменов различных групп видов спорта: единоборства: бокс, борьба (6 чел.); игровые виды спорта: волейбол, гандбол (11 чел.), виды группы выносливости: бег на длинные дистанции (8 чел.), спортивное ориентирование (16 чел.).

В эксперименте участвовали студенты НГУ им П.Ф. Лесгафта, обучающиеся на соответствующих кафедрах и имеющие спортивную квалификацию от 2-го разряда до мастера спорта. Количество испытуемых 41 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования представлены в виде табл.1, в которой отражена степень выраженности психологических качеств.

Таблица 1

Особенности психической деятельности на основе исследования

типологических особенностей свойств нервной системы_

Выраженность Выраженность Выраженность Выраженность

Особенности психической деятельности качества в % качества в % качества в % качества в %

в группе п=6 в группе п=11 в группе п=8 в группе п=16

I. Особенности интеллектуальной деятельности

1. Быстрота формирования зрительного образа 0 27 24 37.5

2. Память произвольная (на знаковую информацию) 50 54.5 87.5 75

3. Память непроизвольная 66.6 45.5 12.5 25

4. Концентрация внимания: 16.6 36.4 0 6

5. Переключаемость внимания 66.6 45.5 12.5 25

6. Быстрота ассоциативных и мыслительных 50 45.5 12.5 25

процессов:

7. Тип мышления Преимуще- Преимуще- Преимуще- Преимуще-

ственно худо- ственно худо- ственно худо- ственно мысли-

жественно- жественно- жественно- тельный

мыслительный мыслительный мыслительный

8. Критичность мышления 16.6 36.6 12.5 31.2

II. Особенности индивидуального стиля деятельности

9. Длительность настройки 0 9 0 12.5

10. Темп начала деятельности 50 45.5 12.5 25

11. Темпы обучаемости 50 45.5 0 25

12. Доминирующий аспект деятельности преимуще- преимуще- преимуще- преимуще-

ственно испол- ственно испол- ственно испол- ственно оце-

нительный нительный нительный ночный

13. Приспособляемость к динамичным ситу- 50 18 0 12.5

ациям

14. Склонность к состязательности, к лидер- 33.3 27 12.5 18.7

ству

III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности

15. Эмоционально-психическая устойчи- 16.6 9 12.5 12.5

вость

16. Приспособляемость к неблагоприятным 50 18 62.5 50

факторам внешней среды

17. Быстрота принятия решений в значимых 16.6 18 0 18.7

ситуациях (решительность):

18. Смелость в стрессовых ситуациях: 16.6 36.4 37.5 31.2

19. Усидчивость (устойчивость к статиче- 30 27 62.5 25

ским позам)

Особенности психической деятельности Выраженность качества в % в группе п=6 Выраженность качества в % в группе п=11 Выраженность качества в % в группе п=8 Выраженность качества в % в группе п=16

20. Терпеливость, упорство (работа на фоне утомления): 50 45.5 25 50

21. Устойчивость к состоянию монотонии 16.6 18 62.5 50

22. Выносливость (работа до появления утомления): 30 27 25 18.7

IV. Особенности психомоторики

23. Двигательная память, техника движений: 50 45.5 75 75

24. Чувство равновесия, координация движений: 66.6 63.6 75 56.2

25. Скорость сложной реакции 30 72.7 37.5 81.2

26. Скорость напряжения мышц 66.6 45.5 12.5 25

27. Скорость расслабления мышц 50 63.6 75 68.8

28. Скорость процессов восстановления после нагрузки 66.6 45.5 12.5 25

29. Скорость простой двигательной реакции 16.6 45.5 37 37.5

Из таблицы следует, что выраженность отдельных психологических качеств существенно различается, как в выборке спортсменов одной группы видов спорта, так и между разными группами. Поскольку в эксперименте участвовали спортсмены различного уровня спортивной квалификации, то можно говорить не об обученности спортсменов, а об их склонности к конкретному виду спорта.

1. Особенности интеллектуальной деятельности. У спортсменов группы единоборств наибольшая выраженность наблюдается в таких качествах как непроизвольная память и переключаемость внимания. Несколько меньшая выраженность наблюдается в свойствах произвольной памяти (на знаковую информацию) и в быстроте формирования ассоциативных и мыслительных процессов. У спортсменов группы игровых видов спорта преобладает произвольная память, хотя и не так значительно. У спортсменов группы выносливости, в том числе и у ориентировщиков, произвольная память значительно преобладает, в то время как непроизвольная память в этих видах спорта не проявляется. Характерно, что во всех видах спорта преобладает тип мышления художественно-мыслительный (по И.П. Павлову), в то время как у ориентировщиков преобладает мыслительный тип.

2. Особенности индивидуального стиля деятельности. У единоборцев наблюдается выраженность таких качеств как: темп начала деятельности, темпы обучаемости и приспособляемость к динамичным ситуациям. У «игровиков» эти качества менее выражены. У единоборцев чаще встречается преобладание исполнительного типа деятельности над ориентировочным. Это говорит о том, что они чаще принимают решение до того, как его осмыслят. Оценочный тип деятельности в наибольшей степени проявляется у ориентировщиков, у них преобладает мышление над действием.

3. Устойчивость к неблагоприятным состояниям внешней среды и волевые особенности. Приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды у единоборцев выражена не явно. Хорошая приспособляемость у бегунов на длинные дистанции. Казалось бы, что у ориентировщиков толерантность к дискомфорту должна быть особенно ярко выражена, но, вероятно, это качество формируется в процессе обучения, а на уровне свойств нервной системы оно не диагностируется. У спортсменов группы выносливости (бег на длинные дистанции) хорошо развита усидчивость и монотония, в то время как у ориентировщиков склонность к монотонии менее выражена.

4. Особенности психомоторики. Здесь у всех видов спорта хорошо выражены двигательная память и техника движений, а также чувство равновесия и координации движений. У игровиков и ориентировщиков наблюдается выраженность скорости сложной (дифференцировочной) реакции. У единоборцев преобладает скорость напряжения мышц (спринтерские задатки), а в остальных группах преобладает скорость расслабления

мышц (стайерские задатки). Для единоборцев характерна скорость восстановления после нагрузки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Полученные данные основаны на незначительных выборках спортсменов в каждой группе, и поэтому можно говорить только о первоначальном опыте таких исследований. Тем не менее, некоторые особенности свойств нервной системы в связи с тем или иным видом спорта, совпадают с экспертной оценкой тренеров.

2. Некоторые психологические качества, ожидаемые у представителей тех или иных видов спорта, не всегда подтверждаются. Возможно, что эти качества обусловлены не задатками на генетическом уровне, а сформировались в процессе деятельности. Например, у ориентировщиков можно было бы ожидать наличие устойчивости к дискомфорту, эмоционально-психологическую устойчивость, решительность в стрессовых ситуациях, но эти качества проявляются только у сильнейших спортсменов, а значит, они обусловлены спортивным отбором и тренированностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздовский, А.К. Особенности психофизиологической адаптации паралимпийцев к высокогорью и их связь со свойствами нервной системы / А. К Дроздовский, И. А. Громова, К.Г. Коротков // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 4 (56). - C. 41-43.

REFERENCES

2. Drozdovskiy, A.K, Gromova, I.A and Korotkov, K.G.(2013), "Features of psychophysiological adaptation of Paralympic athletes to the Highlands and their relation with the properties of the nervous system", Adaptive physical education, No. 4 (56), pp. 41-43.

Контактная информация: kazantsevs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

УДК 796.41:159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА

КОЛЯСКАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлана Евгеньевна Кукушкина, учитель, Татьяна Владимировна Ветвицкая, руководитель психологической службы, педагог-психолог, медицинский психолог, Елена Владимировна Крыжко, кандидат психологических наук, руководитель медицинской службы, врач психотерапевт, ГБОУ № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» (ГБОУ «Центр «Динамика»),

Санкт-Петербург

Аннотация

В образовательном и тренировочном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одним из важных компонентов сотрудничества является общение. Посредством психологического сопровождения учащихся с ОВЗ и учителей (тренеров), танцующих на колясках, возможно, выявлять и преодолевать психологические барьеры, развивать стилевые характеристики общения. В рамках психологического сопровождения разработана и осуществляется программа, которая включает в себя психологическое консультирование (как индивидуальное, так и групповое), психологическую коррекцию «психологических мишеней», практические семинары, лекции с целью информирования детей с ОВЗ, учителей (тренеров) по вопросам индивидуальных особенностей развития личности и особенностей общения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.