Научная статья на тему 'Танец как метод социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями'

Танец как метод социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2378
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук О.В., Собкалова Е.И.

В статье рассматривается один из методов социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством использования танца, который способствуют развитию потенциальных способностей и уверенности в себе и используется сегодня в целях наиболее эффективной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум. Автор подчеркивает, что комплекс реабилитационных мероприятий в танцевально-двигательной терапии направлен на решение задач, который обеспечивает людям с ограниченными возможностями их максимальную и полноценную социальную интеграцию в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковальчук О.В., Собкалова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses one of the methods of social and cultural rehabilitation of people with disabilities through the use of dance that contribute to the development of potential abilities and confidence, and is used today to more effectively integrate people with disabilities into society. The author emphasizes that the complex of rehabilitation activities in dance therapy aimed at solving problems that allows people with disabilities to their maximum and full social integration into society

Текст научной работы на тему «Танец как метод социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями»

УДК 364.4

ТАНЕЦ КАК МЕТОД СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

О.В. Ковальчук1), Е.И. Собкалова2)

1,2)Белгородский государственный национальный исследовательский университет

1)e-mail: kovalchuk@bsu.edu.ru

2)е-таП: 1162332@bsu.edu.ru

В статье рассматривается один из методов социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями посредством использования танца, который способствуют развитию потенциальных способностей и уверенности в себе и используется сегодня в целях наиболее эффективной интеграции людей с ограниченными возможностями в социум. Автор подчеркивает, что комплекс реабилитационных мероприятий в танцевально-двигательной терапии направлен на решение задач, который обеспечивает людям с ограниченными возможностями их максимальную и полноценную социальную интеграцию в общество.

Ключевые слова: танец, танцевально-двигательная терапия, социокультурная реабилитация, социализация людей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация людей с ограниченными возможностями имеет определенные особенности, определяемые характером ограниченных возможностей человека и объемом реабилитационных ресурсов общества. Социокультурная реабилитация играет большую роль в процессе интеграции личности в общество. Она позитивно воздействует как на отдельные навыки и свойства личности (мелкая моторика, коммуникативные навыки и др.) так и на личность в целом. Следовательно, в процессе формирования личности человека социокультурное направление реабилитации занимает ведущее место 1.

В целях наиболее эффективной интеграции людей с ограниченными возможностями в настоящее время широкую популярность приобретает реабилитация с помощью танца, которая способствуют развитию потенциальных способностей и уверенности в себе. Комплекс реабилитационных мероприятий в танцевально-двигательной терапии направлен на решение задач, который обеспечивает людям с ограниченными возможностями их максимальную и полноценную социальную интеграцию в общество. Тацевально-двигательная терапия, как одна из форм социокультурной реабилитации, может применяться при психическом недоразвитии, задержки психического развития, церебральном параличе, аутизме, эмоциональном нарушении, астеническом состоянии, с различными нарушениями слуха и речи.

С целью коррекции коммуникативных навыков, развития когнитивной сферы строится на образно-сюжетном танце, комплексе упражнений «импровизации» и адаптивной физкультуре. На занятиях в танцевальных комбинациях используются естественные для тела движения.

1 См.подробнее: Социальная сеть работников образования nsportal.ru: ред. Новожилова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» URL:

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2014/08/04/tantsevalnodvigatelnaya-terapiya.

На первом месте в реабилитации инвалидов стоит коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств. Ведь многие трудности адаптации инвалидов вызваны нарушением эмоциональной сферы личности. Вследствие, чего реабилитационный процесс через танец предполагает целенаправленную организованную систему психологических воздействий, в результате которого получаем следующий эффект: смягчение эмоционального дискомфорта у инвалидов; повышение их активности и самостоятельности; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Применение танца относится к активной форме реабилитации, в которой для инвалидов предоставляется возможность творчески самореализоваться. Это делает человека с ограниченными возможностями активнее и социально адаптироваными, а также низкий уровень удовлетворенности меняется на высокий.

В реабилитационном процессе людям с ограниченными возможностями, важно привить умения анализировать, планировать. Все это можно развить через анализ танца, деление его на составные части, вносить упражнения на разбор танцевальных фигур, считать и одновременно выполнять танцевальные комбинации.

Следовательно, на занятиях танцевально-двигательной терапии используются традиционные формы: упражнения и танцевальные игры на контактность в паре и группе, различные приемы для танцевальной импровизации, освоение несложных композиций парных и групповых танцев, элементы адаптированной физкультуры.

Особое влияние на развитие личности инвалида дает техника импровизации. Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Это техника восприятия импульсов движения и внутренних сигналов, техника релаксации и особое чувствование партнера, осознание собственного тела, пространства и времени в качестве элементов, из которых рождается композиция. Через индивидуальную «импровизацию» идет разговор с самим собой, во время которого возникают вопросы и ответы, предоставляется возможность выразить свои мысли и свои эмоции. Групповая импровизация помогает развить целостное видение ситуации и своего места в ней. Многие упражнения направлены на то, чтоб сохранять определенное состояние в меняющих условиях и этот навык сохранения достаточно легко переносятся на жизненные ситуации. Все это способствует развитию творческого потенциала, приобретению уверенности, развивается способность к более честному эмоциональному выражении в общении. У инвалида во время этих занятий проходит процесс исследования аспектов движений, пространства, фантазии, воображения. К такой форме занятий можно отнести Джеймс-Сейшен, где идет последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему.

На занятиях групповой формы положительно влияет привлечение волонтеров, что обеспечивает социальную адаптацию, как здорового человека, так и человека с физическими нарушениями. В этом случае происходит не только развитие творческих способностей, а также интеграции личности, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Инвалид становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем.

Иными словами, использование танца в социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями влияет на улучшение их когнитивных способностей, что значительно расширяет их функциональные возможности: улучшается чувство баланса, ритма, общее состояние, качественно изменяются показатели социального взаимодействия. Он также является значимым методом в

избавлении от чрезмерной тревожности, поскольку техника танцевальной терапии помогает справиться с вызывающими стресс чувствами, такими как гнев, увеличивает степень осознанности происходящего, улучшает эмоциональное состояние. Может использоваться в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса.

Список литературы

1. Козлов В.В. Интегративная танцевально - двигательная терапия / В.В Козлов, А.Е. Гришон, Н.И. Веремеенко // Терапия творчеством. - 2005. - С. 62.

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: ред. Новожилова А.С. «Танцевально-двигательная терапия» - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskienauki/library/2014/08/04/tantsevalnodvigatelnaya-terapiya, свободный. ( Опубликовано 04.08.2014 - 7.53).

DANCE AS A METHOD OF SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES

O.V. Kovalchuk1), E.I. Sobkalova2)

1,2)Belgorod state national research university

1)e-mail: kovalchuk@bsu.edu.ru

2)e-mail: 1162332@bsu.edu.ru

The article discusses one of the methods of social and cultural rehabilitation of people with disabilities through the use of dance that contribute to the development of potential abilities and confidence, and is used today to more effectively integrate people with disabilities into society. The author emphasizes that the complex of rehabilitation activities in dance therapy aimed at solving problems that allows people with disabilities to their maximum and full social integration into society

Keywords: dance, dance therapy, social rehabilitation, socialization of people with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.