Научная статья на тему 'Формирование организационной модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Орловской области'

Формирование организационной модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / INTEGRATION / MEDICAL AND SOCIAL HELP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семянников Дмитрий Владимирович

В статье анализируется статистика количества детей-инвалидов по Орловской области за 2012-2015 гг., что позволило предложить возможность построения организационной модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Орловской области, на примере опыта Костромской области. Автором представлена региональная система социальной защиты детей-инвалидов, приведены причины, послужившие для разработки такой модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семянников Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the statistics on the number of disabled children in the Orel region in 2012-2015, that allowed to offer the construction possibility of organizational model of territorial accessibility of complex rehabilitation for children with disabilities in the Orel region, based on the experience of the Kostroma region. The author provides a regional system of social protection of children with disabilities; the reasons for the development of this model of territorial accessibility of complex rehabilitation of children with disabilities are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование организационной модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Орловской области»

УДК: 364.444: 364.262 DOI: 10.12737/20551

Семянников Дмитрий Владимирович, магистрант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г.Орел)

e-mail: semyannikov.dima@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируется статистика количества детей-инвалидов по Орловской области за 2012-2015 гг., что позволило предложить возможность построения организационной модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Орловской области, на примере опыта Костромской области. Автором представлена региональная система социальной защиты детей-инвалидов, приведены причины, послужившие для разработки такой модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, психологическая реабилитация, дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, интеграция, медико-социальная помощь.

SEMYANNIKOV D.M., Master Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: semyannikov.dima@yandex.ru

FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL MODEL OF TERRITORIAL ACCESS TO COMPREHENSIVE REHABILITATION OF DISABLED CHILDRENOPPORTUNITIES IN OREL

The article analyzes the statistics on the number of disabled children in the Orel region in 2012-2015, that allowed to offer the construction possibility of organizational model of territorial accessibility of complex rehabilitation for children with disabilities in the Orel region, based on the experience of the Kostroma region. The author provides a regional system of social protection of children with disabilities; the reasons for the development of this model of territorial accessibility of complex rehabilitation of children with disabilities are presented.

Keywords: social and pedagogical rehabilitation, psychological rehabilitation, children with disabilities, integration, medical and social help.

В современном обществе дети с ограниченными возможностями - это самая незащищенная часть общества, самая нуждающаяся в поддержке и помощи. Проблема инвалидности актуальна не только на федеральном уровне, но и на региональном уровне.

Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики России в Орловской области по состоянию на 1 января 2012 г. было зарегистрировано детей-

инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии в количестве 2923, в 2013 г. - 2883 чел., в 2014 г. - 2935 чел., в 2015 г. -2959 чел. [6]

В Орловской области эффективно развивается система социальной защиты детей-инвалидов. Региональным законодательством предусмотрены единовременные и ежемесячные денежные выплаты, и пособия в целях недопущения снижения уровня жизни семей с

134 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 5» ISSUE № 2 • 2016

детьми. С 1 января 2015 г. все виды пособий проиндексированы на 1,055. Всего региональным законодательством для различных категорий семей с детьми предусмотрено 10 видов различных денежных выплат. На эти цели в бюджете области 2015 г. выделяется 492,9 млн. рублей.

Отметим, социальная служба материнства и детства Орловской области представлена 18 учреждениями: из них 4 центра социальной помощи семье и детям, 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, (в том числе 4 - межрайонных), кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский» и реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Кроме данных структурных подразделений, услуги семьям с детьми оказывают 24 отделения по работе с семьей и несовершеннолетними, функционирующие в составе центров социального обслуживания населения.

Современные исследователи отмечают, что идеи комплексной реабилитации для детей получают все большее и большее развитие как за рубежом, так и в России. В настоящее время работа ведется по таким направлениям как:

- выявление механизмов такой реабилитации;

- изучение основных причин, вызывающих отклонения в развитии детей;

- создание интеграционных образовательных, воспитательных, социальных лечебно-оздоровительных программ;

- рассмотрение процесса социально-педагогической и психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями [5, с.208].

Однако зачастую подход к реабилитации детей-инвалидов выступает с медицинским уклоном, при этом затрудняется процесс социальной депривации ребенка и его интеграция в жизнедеятельность современного общества.

Заслуживает внимания «Модель территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями», предложенная в одноименной статье такими исследователями как Н.М. Драничникова - координатор проекта «Система реабилитационных

услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ» по Костромской области, Е.В. Куфтяк -кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова, региональный эксперт проекта и О.М. Соломатова - директор ГУ областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка», руководитель регионального пилотного проекта [5, с.208-209].

В их статье представлена модель территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями в возрасте от 2 до 18 лет в Костромской области, разработанная в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», реализуемого в соответствии с Программой сотрудничества Евросоюза и России [5, с.210].

Причинами, послужившими для разработки такой модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов явились:

- динамика увеличения детей-инвалидов по региону;

- растущая потребность семей, воспитывающих детей-инвалидов, в квалифицированной помощи специалистов различного профиля по месту своего жительства;

- необходимость в ранней диагностике нарушений развития ребенка и своевременного и доступного оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями;

- необходимость реализации принципа непрерывности, преемственности и комплексного подхода в реабилитации детей-инвалидов на основе взаимодействия и координации деятельности специалистов различного профиля в обучении, лечении и воспитании таких детей и пр.

Полагаем, что эти основания для необходимости создания подобной системы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями необходимо проецировать во всех регионах нашей большой страны, в которых по-

добные модели еще не созданы, в т.ч. и в Орловской области.

По аналогии проекта, предлагаемого Н.М. Драничниковой, Е.В. Куфтяк и О.М. Соломатовой был спроектирован пилотный проект «Обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с в Орловской области» на базе Бюджетного учреждения Орловской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», которое создано в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 15 июня 2011 года № 244-р и является правопреемником областного государственного учреждения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Структура модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей-

инвалидов в Орловской области представлена на рисунке 1.

В настоящее время основными целями деятельности «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Орла являются:

- оказание детям и подросткам в возрасте до 18 лет, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, социально-психологической, социально педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и

труду;

- социальная поддержка семей, воспитывающих детей и подростков, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии.

БУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Опорные площадки БУ «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными

I

Г.Ливны МКОУ для детей, нуждающихся в

психолого-педагогической и медико-социальной пом ощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

1о£гя

П. Нарышкино БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района»

возможностями» в муниципальных образованиях Орловско^области

Г. Болхов

ОГСУ СО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»

П. Верховье

БУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Верховского района"

I

П. Кромы БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кромского района"

Территории, закрепленные за опорными площадками

Ливенский, Колпнянский, Дол-жанский и Покровский районы

Урицкий, Сосков-ский, Шаблыкин-ский и Орловский районы

Болховский, Знаменский и Хотынецкий районы

Верховский, За-легощенский, Новодеревень-ковский, Красно-зоренский, Мцен-ский, корсаов-ский, Новосиль-ский районы

Кромской, Свердловский, трос-нянский, Глазунов-ский и Дмитровский районы

Рисунок 1 - Распределение опорных площадок с учетом территориального принципа

136 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATЮN •VOLUM 5» ISSUE № 2 • 2016

МОЛОДЁЖЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Отметим, что данное учреждение, организуя социальную работу с детьми-инвалидами в условиях системы социальной защиты функционирует на основании Конституции РФ 1993 г. [1], ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ, ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2], ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3], ФЗ от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [4] и др. Так же основу деятельности «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Орла составляют внутренние документы учреждения, а именно Устав БУ «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями», распорядительные документы учреждения (приказы, распоряжения и пр.), планы работ, программы по социальной работе с детьми инвалидами и др.

В составе «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» функционируют:

- стационарное отделение (на базе ООО «Санаторий-профилакторий «Лесной»);

- отделение комплексной реабилитации;

- отделение социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Таким образом, «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» предоставляет услуги детям-инвалидам в условиях стационарного учреждения и нестационарного учреждения, а именно - отделений комплексной реабилитации и социального сопровождения семей, воспитывающих детей инвалидов.

Стоит отметить, что выбор в качестве опорной площадки БУ «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» в муниципальных образованиях Орловской области является примерным и должен быть основан, прежде всего, с особенностями функционирования учреждений, которое может предоставить комплекс реабилитационных

услуги детям с ограниченными возможностями и их семьям.

Полагаем, что основными началами построения такой организационной модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Орловской области, должны явиться принципы:

- территориальности, позволяющий грамотной и эффективно реализовать комплексную реабилитацию в рамках прилегающей территории, обеспечить доступность посещения таких центров и пр.;

- создания единого реабилитационного пространства с целью взаимодействия учреждений для решения поставленных задач;

- согласованности и сотрудничества между ведомствами и учреждениями, оказывающими услуги по реабилитации детям с ограниченными возможностями и их семьям;

- ответственности, которые предполагает распределение сфер компетентности и ответственности между субъектами оказания реабилитационных услуг по месту жительства ребенка-инвалида.

Библиография:

1. Драничникова Н.М., Куфтяк Е.В., Соломатова О.М. Организационная модель территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - №1. - С. 208- 215.

References:

1. Dranichnikova N.M., Kuftiak E.V., Solomatova O.M. Organizatsionnaia model' territorial'noi dostupnosti kompleksnoi reabilitatsii detei-invalidov s fizicheskimi narusheniiami // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia Gumanitarnye nauki: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Akmeologiia. Iuvenologiia. Sotsiokinetika. - 2009. -№1. - S. 208 - 215. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.