УДК 316.37 Д 725 Н. М. ДРАНИЧНИКОВА, Е. В. КУФТЯК, О. М. СОЛОМАТОВА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
В статье представлена модель территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвстидов с физическими нарушениями в возрасте от 2 до 18 лет в Костромской области, разработанная в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», реализуемого в соответствии с Программой сотрудничества Евросоюза и России.
Проблема инвалидности актуальна не только на федеральном уровне, но и на региональном уровне. В Костромской области уделяется большое внимание детям-инвалидам и их семьям. Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, работая в рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» и областной целевой программы «Дети Костромской области» на 2007 -2010 годы, обеспечивает условия для предоставления льгот семьям детей-инвалидов, развивает сеть детских реабилитационных учреждений, которые предоставляют комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных услуг детям с ограниченными возможностями. Работа с данной категорией детей в области ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Масштабность проблемы инвалидности и организации помощи лицам с ограниченными физическими и психическими возможностями подтверждает как мировая, так и отечественная статистика. Численность детей в возрасте до 18 лет по Костромской области составила на 1 января 2007 г. 129082 человек, что соответствует 18,7 % от общей численности населения области. По данным на 01.01.2007 г. в органах социальной защиты населения Костромской области состояло на учете 3018 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, что соответствует 2,3 % детского населения. За 2007 год впервые установлена инвалидность 263 детям (138 - мальчикам, 125 - девочкам). Динамика изменения за последние 17 лет количества лиц в возрасте до 18 лет, получающих пенсию по инвалидности, представлена ниже в таблице 1.
Таблица 1
Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет,
получающих социальные пенсии (на конец года)*
Г оды
1990 1995 2000 2002 2005 2006 2007
Количество, чел. 795 2000 3195 3327 3147 2921 2820
* до 2000 г. - в возрасте до 16 лет
Развитие в нашей стране и за рубежом идеи комплексной реабилитации получили в определении понятия, выявлении механизмов реабилитации, изучении основных причин, вызывающих отклонения в развитии и поведении ребенка, создании интеграционных образовательных, воспитательных, социальных, лечебно-оздоровительных программ, рассмотрении процесса социальнопедагогической и психологической реабилитации детей с ослабленным здоровьем. В то же время реальность показывает, что подход к реабилитации детей-инвалидов зачастую остается в своей основе чисто медицинским, что усугубляет социальную депривацию ребенка и затрудняет интеграцию его в общество. Очевидно, что необходим пересмотр организации процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Несмотря на решение большого ряда проблем комплексной реабилитации детей-инвалидов, вне поля зрения остаются вопросы создания системы реабилитационных мер, способствующих восстановлению здоровья и ограничений жизнедеятельности. В связи с этим возникают противоречия между:
- значимостью максимально возможного процесса интеграции детей с физическими нарушениями в общество и отсутствием институтов и механизмов ее достижения;
- созданием условий для развития потенциальных возможностей ребенка-инвалида посредством комплексной реабилитации детей и отсутствием непрерывности и преемственности в обеспечении системы комплексной реабилитации;
- признанием необходимости реабилитационных мероприятий и недостаточной разработанностью концептуальных основ и алгоритма организации процесса реабилитации детей-инвали-дов;
- необходимостью участия родителей в процессе комплексной реабилитации как одного из важнейших условий ее эффективности и отсутствием научно-методической базы для разработки программ обучения родителей и включения их в реабилитационный процесс.
Необходимость поиска новых подходов к решению названных проблем актуализировалась в результате происходящих изменений социально-политической ориентации государства, которые произошли в начале 90-х годов XX века, особенностью которых было то, что российское общество в своем отношении к детям с ограниченны-
ми возможностями здоровья начало переходить на новый уровень - гуманистический. Вместе со сменой ценностных установок изменились и цели общественной и государственной деятельности в сфере социальной политики, вышли приоритеты полного социального вовлечения инвалидов в жизнь их общества, выдвинулись более гуманные идеи: самодостаточности, равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья с нормальными людьми при осуществлении комплексной их реабилитации.
Оказываемые услуги в реабилитационных учреждениях Костромской области способствуют достижению определенной динамики психофизического состояния детей и восстановлению их здоровья и ограничений жизнедеятельности. Однако, как показывают наблюдения и данные обследований специалистов ГУ ОРЦ «Лесная сказка», при повторном поступлении на комплексную реабилитацию отмечается снижение достигнутой ранее динамики в психомоторном и социальном развитии детей с физическими нарушениями, ухудшение здоровья и развитие вторичных отклонений. Анализируя возможные причины снижения достигнутого уровня развития, обращается на себя внимание, отсутствие преемственности и непрерывности предоставления реабилитационных услуг ребенку с физическими нарушениями по месту жительства.
Таким образом, существует ряд проблемных зон в складывающихся условиях предоставления и осуществления реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями:
- недостаточная подготовленность или отсутствие специалистов по работе с детьми с физическими нарушениями;
- отсутствие реабилитационной базы в учреждениях социальной защиты населения (специально оборудованных кабинетов, помещений, реабилитационного оборудования);
- недостаточное взаимодействие учреждений и семьи в вопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- отсутствие межведомственного взаимодействия и координирующего органа по проведению комплексных реабилитационных мероприятий в муниципальных образованиях.
Основанием для разработки модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями послужил ряд причин.
1. Ухудшение детского здоровья, увеличение численности детей с проблемами психофизического развития, нуждающихся в комплексной реабилитации.
2. Растущая потребность семьи, воспитывающей ребенка, в квалифицированной помощи специалистов разных профилей по месту жительства.
3. Необходимость ранней диагностики нарушений моторного развития и своевременного оказания медико-социальной и психолого-педа-гогической помощи детям с ограниченными возможностями.
4. Отсутствие организационно-методическо-го обеспечения для реабилитации детей-инвали-дов с физическими нарушениями.
5. Необходимость реализации принципов непрерывности, преемственности и комплексного подхода в реабилитации детей на основе взаимодействия и координации деятельности специалистов разного профиля в воспитании, обучении и лечении детей-инвалидов с физическими нарушениями.
Поиск путей разрешения указанных противоречий и существующих проблем определил актуальность разработки модели в рамках реализации пилотного проекта «Обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями в возрасте от 2 до 18 лет в Костромской области» на базе ГУ ОРЦ «Лесная сказка» в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», реализуемого в соответствии с Программой сотрудничества Евросоюза и России.
Структура трехуровневой модели территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями представлена на рисунке 1.
Общими принципами формирования и реализации разрабатываемой модели и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвали-да являются:
индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода нарушения у данного ребенка;
- преемственность реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего;
- последовательность в проведении реабилитационных мероприятий с учетом особенностей развития нарушения у ребенка-инвалида, возможностей его социально-средового окружения, организационных аспектов реабилитационного процесса;
- непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий, обеспечение постоянного проведения реабилитационных мероприятий, в том числе, в тех случаях, когда ребенок находится вне реабилитационного (медицинского) учреждения;
комплексность означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, социальных, социокультурных, образовательных, психологических, психотерапевтических, правовых и др.;
- сочетание индивидуального и коллективного в системе реабилитационных мероприятий, при этом доля того или иного компонента зависит от особенностей (психологических, личностных) ребенка-инвалида (и его родителей).
Организация работы на региональном уровне по пилотному проекту осуществляется Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства, Департаментом здравоохранения и Департаментом образования и науки, ФГУ Главным бюро медико-социальной экспертизы, Костромским государственным университетом имени H.A. Некрасова в пределах своей компетенции на основании разработанных порядков и положений. Координацию деятельности органов и учреждений осуществляет рабочая группа по реализации проекта основании Распоряжения губернатора Костромской области от 27.08.2007 № 63-ра. Группу возглавляет заместитель главы Администрации области.
Для достижения создания системы территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями необходимо в каждом муниципальном образовании создать эффективную комплексную систему, обеспечивающую доступность, непрерывность получения детьми-инвалидами реабилитационных услуг.
Ввиду территориальной протяженности Костромской области (с севера на юг на 260 км, а с запада на восток - на 400 с лишним километров;
общая величина территории составляет 60,1 тыс. кв. км) базовое учреждение пилотного проекта ГУ ОРЦ «Лесная сказка» удалено от городов и районов области, поэтому реализация задач проекта осуществляется на опорных площадках ГУ ОРЦ «Лесная сказка» в четырех муниципальных образованиях области городах Мантурово, Ша-рья, Нерехта, Галич (представлено на схеме 1).
Опорная площадка создается в муниципальном образовании на базе учреждений системы
социальной защиты населения - комплексных центрах социального обслуживания населения или социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, с целью организации работы по созданию системы реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями на муниципальном уровне. Каждая опорная площадка распространяет свою деятельность на шесть -восемь муниципальных образований, территориально приближенных к опорной площадке.
Схема 1
Распределение опорных площадок с учетом территориального принципа
Базовое учреждение пилотного проекта
Государственное учреждение Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка»
Опорные площадки ГУ ОРЦ «Лесная сказка»
В муни ципальных образован иях Костромской области
г. Мантурово, г. Шарья, г. Г алич, г. Нерехта
ОГУ Мантуровский ОГУ Шарьинский ОГУ Галичский ОГУ Нерехтский
социально- социально- комплексный комплексный
реабилитационный реабилитационный центр центр
центр для центр для социального социального
несовершеннолетн несовершеннолетних обслуживания обслуживания
их «Феникс» населения № 1 населения
Терр итории, закрепленные за опорными площадками
г. Мантурово, г. Ш арья, г. Г алич, г. Нерехта,
Мантуровский, Шарьинский, г. Буй, г. Волгореченск,
Межевской, Поназыревский, Г аличский, Красносельский,
Макарьевкий, Павинский, Буйский, Костромской,
Кологривский, Пыщугский, Кадыйский, Островский,
Нейский, Октябрьский, Чухломской, Сусанинский,
Парфеньевский Вохомский Антроповский, Судиславский
муниципальные муниципальные Солигаличский муниципальные
районы районы муниципальные районы
районы
Выбор муниципальных образований обоснован обязательными условиями: функционированием в городах учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги; наличием специалистов разного профиля, оказывающих реабилитационные услуги детям-инвалидам и их семьям.
При открытии опорной площадки соблюдены следующие принципы.
1. Территориальный принцип - позволяет
реализовать деятельность в границах определенной территории, обеспечивая максимальную доступность и приближенность реабилитационных услуг к месту проживания ребенка-инвалида.
2. Принцип межведомственного взаимодействия - позволяет создать единое реабилитационное пространство с целью взаимодействия учреждений разного ведомства для комплексного решения задач по реабилитации детей-инвалидов
на муниципальном уровне.
3. Принцип согласованности действий - позволяет на основе соглашения о сотрудничестве между всеми ведомствами, оказывающими реабилитационные услуги детям-инвалидам по месту жительства, интегрировать усилия учреждений разных ведомств для реализации ИПР ребенка-инвалида.
4. Принцип ответственности - позволяет распределять сферы компетентности и ответственности между поставщиками реабилитационных услуг, реализующими ИПР ребенка-инвалида по месту жительства.
При организации комплексной реабилитации детей-инвалидов на муниципальном уровне важно соблюдение ряда условий, которые обеспечивали непрерывность, преемственность и территориальную доступность реабилитационных услуг при реализации ИПР.
Во-первых, наличие органов власти (управления) и нормативных актов, осуществляющих и регламентирующих организацию комплексной реабилитации детей-инвалидов по месту жительства (рис. 1).
Во-вторых, наличие в муниципальном образовании: учреждений, организаций - поставщиков реабилитационных услуг; отделения реабилитации при КЦСОН; укомплектованность учреждений специалистами по реабилитации; оснащенность процесса реабилитации: наличие оборудования, программ реабилитации; перечня обязательного набора реабилитационных мероприятий, предоставляемых поставщиками.
В-третьих, наличие банка данных на детей-ин-валидов с физическими нарушениями, информации о социальном статусе ребенка-инвалида и его потребности в реабилитационных услугах и форме их предоставления. В-четвертых, обеспечение получения ребенком-инвалидом реабилитационных услуг, близких к месту его проживания.
В-пятых, наличие структуры, обеспечивающей взаимодействие ведомственных органов и учреждений, по вопросам развития системы комплексной реабилитации детей-инвалидов и осуществляющей контроль над предоставлением реабилитационных услуг, за их качеством.
Координацию взаимодействия между участниками реабилитационного процесса (учреждениями и организациями - поставщиками реабилитационных услуг) осуществляет межведомственный координационный совет (МКС) в сфе-
ре реабилитации детей-инвалидов, деятельность и состав, которого утверждает глава муниципального образования. МКС согласовывает перечень и объем услуг учреждений разных ведомств, необходимых для проведения реабилитационных мероприятий.
Территориальный отдел социальной защиты населения муниципального образования совместно со специалистами опорной площадки обеспечивает выявление потребности ребенка-инва-лида и его семьи в услугах, необходимых для проведения реабилитационных мероприятий, а также составление (планирование) реабилитационных мероприятий в соответствии с ИПР, разработанных федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения.
Специалистами по результатам консультаций формируется карта реабилитации, составляется социальный паспорт семьи ребенка-инвалида; по итогам консультаций оформляются рекомендации; определяются обязательства учреждений муниципального образования по проведению реабилитационных мероприятий и оказанию социальных услуг ребенка-инвалида и его семьи. Согласовываются и утверждаются период и форма реабилитации, перечень реабилитационных мероприятий, перечень и объем услуг, необходимых для проведения реабилитационных мероприятий; формируется и утверждается реабилитационный маршрут с указанием сроков исполнения по каждому реабилитационному мероприятию; определяется прогнозируемый результат проведения реабилитационных мероприятий.
На основании Постановления главы муниципального образования «О перечне учреждений-поставщиков реабилитационных услуг» и «Перечне реабилитационных услуг», руководители данных учреждений приказом назначают специалистов по реабилитации, которые входят в состав междисциплинарной команды по реабилитации. На первичном уровне учреждения - поставщики реабилитационных услуг обеспечивают проведение реабилитационных мероприятий, оформленные в виде реабилитационного маршрута, в полном объеме, в утвержденные сроки, с привлечением специалистов междисциплинарной команды (соответствующей квалификации) для получения намеченных результатов.
Лштистрш* Кастро косое ойшта
ГУОРЦ
;Десшшшн
Лдмкн^страдия *^Щ|ЙЯ№Ж?П? оСр»о»«утя
Ctoqpwuc
ПегшдкА
НОИ!
«Левая
С^ушаюе ДО&ЭШ1ШШ зштрз игпо
Социальная адаптация и интеграция ребенка-инвалида невозможна без адаптации его семьи, поэтому специалисты работают не только непосредственно с ребенком-инвалидом, но и с членами его семьи - родителями, братьями и сестрами. Им оказывается информационно-методическая, психолого-педагогическая, организационная помощь, включая помощь в трудоустройстве как родителей, так, впоследствии и самих инвалидов. Формы работы разнообразны: патронаж семей, индивидуальное консультирование, групповые тренинги и обучающие семинары, коррекционные занятия, досуговые и культурно-массовые мероприятия, выставки творческих работ детей и родителей, семейные праздники. В результате семья становится одним из немаловажных действующих компонентов в индивидуальной программе реабилитации ребенка, формирует семейное реабилитационное пространство, в котором происходит психическое и физическое развитие ребенка-инвалида.
После выполнения реабилитационных мероприятий или истечения установленного срока реабилитации в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида вносится соответствующая запись о выполнении или невыполнении мероприятия.
Несмотря на определенные успехи, на наш взгляд, процессы, происходящие, в целом, в сфере развития комплексной реабилитации, и, в частности, реализации пилотного проекта, страдают от следующих моментов: отсутствие нормативно-правовой базы в области реабилитации детей-инвалидов; недостаточно развитая система комплексной реабилитации и недооценка значимости социальной и иной реабилитации; отсутствие научно-методических основ комплексной реабилитации; недостаточной помощи семье ребенка-инвалида.
1. Отсутствие нормативно-правовой базы в области реабилитации детей-инвалидов.
Несмотря на определенные достижения в разработке нормативных и правовых документов, регламентирующих работу по оказанию реабилитационных услуг инвалидам, в настоящее время в России нет единой комплексной системы реабилитации детей-инвалидов. Ее создание -важная и актуальная задача современного этапа комплексной реабилитации детей-инвалидов.
2. Недостаточно развитая система комплексной реабилитации и недооценка значимости со-
циальной и иной реабилитации.
В последние годы в обществе произошел отход от осознания инвалидности как чисто медицинской проблемы, появилось понимание социального аспекта инвалидности, и было немало сделано для создания и развития комплексной системы реабилитации инвалидов. Развивается система различных учреждений, оказывающих помощь и осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов. Однако при всей совершенно очевидной необходимости этих учреждений, социальная, психологическая и педагогическая реабилитация в них является как бы неким продолжением медицинской, где ребенок-инвалид остается включен в среду «себе подобных». Система комплексной реабилитации способствует достижению наиболее оптимальной интеграции детей-инвалидов в общество, а также снижению последствий увеличения численности инвалидов. Однако проблемы значимости комплексной реабилитации детей-инвалидов в России остаются еще не до конца осознанными.
3. Отсутствие научно-методических основ комплексной реабилитации.
Принципы комплексности реабилитации и интеграции подразумевают совмещение разных видов реабилитации и одновременное вовлечение инвалидов в среду здоровьгх людей. Однако учреждений, предоставляющих комплексные услуги реабилитации недостаточно, а вопросы взаимодействия различных учреждений в процессе реабилитации ребенка-инвалида, например, общеобразовательного и лечебного учреждения, всерьез пока не рассматривались.
4. Недостаточная помощь семье ребенка-инвалида.
Семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Однако, семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Потребность в оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти
семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятного реабилитационного пространства для ребенка в семейной среде. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Однако, отсутствуют научно-методическая база для разработки программ обучения родителей и алгоритм включения их в реабилитационный процесс.
Организационная модель территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями разработана для последующего внедрения в практику деятельности реабилитационных учреждений системы социальной защиты населения с целью повышения качества предоставления реабилитационных услуг инвалидам с нарушением опорно-двигательных функций.
УДК 316.37 М 186 В. Ф. МАЛЕНЧУК ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОСУЖДЕННОГО И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНУЮ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
В статье рассматривается проблема развития нравственно-психологических качеств личности осужденного, различные аспекты процесса ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Ключевые слова: ресоциализация, нравственно-психологическая устойчивость.
В настоящее время наблюдается чрезвычайно высокая подвижность рынка труда и востребованность в специалистах, способных мобильно менять профессию, самостоятельно принимать решения, ломать сложившиеся стереотипы, быть готовыми к саморазвитию и самообразованию.
На современном этапе обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Достижение обществом этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных целей возможно при модернизации содержания и технологий образования взрослых путем построения и реализации системы опережающего образования, являющейся необходимым условием развития человека и общества.
Среди специфических задач Федеральной службы исполнения наказаний, одной из важней-
ших является подготовка осужденных к ресоциализации в обществе. Практически все проблемы обучения осужденных в последнее время рассматриваются с позиции оценки его адаптивных функций в момент пребывания в местах лишения свободы и возможностей ресоциализации в дальнейшем. При этом процесс ресоциализации в условиях перехода общества к информационному этапу развития имеет свои особенности и специфику.
Проблема развития нравственно-психологических качеств личности осужденного, наказания и исправления также исследовалась ведущими психологами и педагогами.
Следует отметить подход к научному осмыслению этой проблемы И.М. Сеченова, создавшего учение о рефлекторной природе психики. Он писал: «Целиком перекладывать вину за противоправное поведение на преступника нецелесообразно, т. к. это ожесточит его самого и общество против него. Правильнее было бы исходить
© В.Ф. Маленчук, 2009
215