НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 376
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОБСУЖДЕНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В сообщении представлена информация о межрегиональной научно-практической конференции, обсуждавшей проблемы специального и инклюзивного образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: научно-практическая конференция, специальное образование, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.
16 мая 2013 г. в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», посвященная 15-летию специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология». Организатором конференции выступила кафедра специальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии.
На конференции собрались представители вузовской науки, практики специального образования (заведующие детскими учреждениями, методисты, педагоги-психологи, медицинские психологи, логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги, социальные работники, социальные педагоги, воспитатели и т.д.), преподаватели, аспиранты, студенты из нескольких регионов России (Кострома, Костромская область, Москва, Ярославль).
В работе конференции участвовали представители учреждений здравоохранения (Костромской медицинский центр психотерапии и практической психологии), образования (дошкольные образовательные учреждения - детские сады комбинированного вида, ОГКОУ школа-интернат 1-11 вида, ОГКОУ школа-интернат Ш-1У вида, ОГКОУ школа-интернат У-У1 вида, ОГКОУ школа VIII вида № 3, ОГБОУ ДПО Костромской областной институт развития образования), сферы социальной защиты и помощи человека (ГКУ «ОСРНЦ «Добрый дом», «Романовский реабилитационный центр»). Всего в конференции приняли участие 156 человек.
Всего было заслушано шесть докладов на пленарном заседании, проведено две секции по актуальным проблемам специального образования и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, круглый стол, посвященный практической работе специалистов, три мастер-класса.
Пленарное заседание открыла профессор Т. А. Басилова (Москва) выступив с докладом на
тему «О проблемах специального и инклюзивного образования детей с выраженными нарушениями зрения и слуха». Докладчик представил результаты изучения изменений в составе московской школы для глухих за 17 лет наблюдений. Было подчеркнуто, что отмечается увеличение слепоглухих с выраженными интеллектуальными проблемами, испытывающих огромные трудности в обучении и функционирующих на низком уровне.
Пленарный доклад Е.В. Куфтяк (Кострома) «Семья «особого» ребенка в клинической психологии семьи» был посвящен рассмотрению специфических особенностей семьи, воспитывающей детей с отклонениями в развитии на разных этапах семейного развития. Были раскрыты особенности эмоционального состояния матерей и процесса взаимодействия с досрочно родившимся ребенком, особенности удовлетворенности браком и семейного поведения на разных этапах жизненного цикла семьи ребенка с ЗПР, особенности родительского отношения в семьях с проблемным членом семьи, будь то взрослый (страдающий психическими расстройствами) или ребенок (с интеллектуальной недостаточностью).
Доклад Н.В. Новоторцевой (Ярославль) был посвящен теме «Региональные проблемы логопедического сопровождения речевого развития детей дошкольного и школьного возраста». В нем были раскрыты задачи, содержание, направления и структура логопедического сопровождения речевого развития детей.
Доклад А.Г Самохваловой (Кострома) «Специфика затрудненного общения детей с нарушениями зрения и слуха» был посвящен рассмотрению специфики коммуникативных трудностей у детей, имеющих нарушения зрения и слуха. В классификации коммуникативных трудностей выделены базовые, содержательные, инструментальные, рефлексивные трудности.
О.М. Соломатова (п. Чистые Боры, Костромская область) в докладе «Обеспечение территори-
© Куфтяк Е.В., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
129
альной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов» представила модель территориальной доступности комплексной реабилитации детей-инвалидов с физическими нарушениями в возрасте от 2 до 18 лет в Костромской области, разработанную в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации», реализуемого в соответствии с Программой сотрудничества Евросоюза и России.
Пленарный доклад С.А. Хазовой (Кострома) «Психические ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» был посвящен проблеме истощения личностных ресурсов в ситуации пролонгированного (хронического) стресса, на примере родителей, воспитывающих детей с ДЦП. Отмечено, что результатом истощения ресурсов является временное снижение эффективности при решении других задач, эмоциональная отстраненность.
На первой секции «Актуальные проблемы и перспективы специального и инклюзивного образования» (ведущие Е.В. Мальцева, Н.М. Иванова) был рассмотрен широкий круг вопросов, освещающих современное состояние и перспективы развития специального и инклюзивного образования в России и Костромском регионе (А.Н. Смо-лонская, Е.А. Иванова); проблемы социализации детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (М.В. Хали-ярова, Н.В. Холодникова, И.П. Филиппова); современные технологии работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (Е.С. Теплякова, И.В. Гундорова).
Работа второй секции была посвящена теме «Ребенок с ограниченными возможностями: междисциплинарный подход, механизмы выявления и сопровождения» (ведущие И.В. Тихонова, С.А. Хазова). Участниками обсуждались актуальные вопросы о дифференциально-диагностических критериях патохарактерологического формирования личности в детском и подростковом возрасте (И.В. Тихонова), освещалась проблема диагностики эмоционального благополучия дошкольников с ЗПР (Т.Н. Адеева). Важное место в работе секции занимало обсуждение вопросов организации
эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, разработки индивидуального маршрута социализации детей с нарушениями интеллекта в условиях специального образовательного учреждения Ш-1У вида (С.А. Баранова), а также проблемы сопровождения семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации, в системе профилактики безнадзорности и социального сиротства (М.А. Сизова)
Заседание круглого стола посвящалось обсуждению опыта практической работы специалистов (ведущая Т.Н. Адеева). Вниманию участников была предложена практическая разработка Е.В. Запары по использованию рабочей тетради в работе по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Н.Б. Пьянкиной представлена разработка использования образовательной технологии развития критического мышления на уроках русского языка в школе 1-11 вида. О.А. Корса-новской показан материал о возможностях использования оборудования Лекотеки в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Значительное внимание уделено обсуждению опыта психолого-педагогичес-кой реабилитации детей - инвалидов в ГУ ОРЦ «Лесная сказка», представленного О.А. Кругловой (п. Чистые Боры). Е.В. Малышевой (Ярославль) представлен метод проектов как средство формирования профессиональной готовности студентов -будущих дефектологов к взаимодействию с семьей.
Прошла работа трех мастер-классов «Сказко-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (М.С. Голубева), «Фонетическая ритмика как средство стимуляции формирования и закрепления речевых навыков у дошкольников со слухоречевыми нарушениями» (О.А. За-летнева, Н.А. Кудрявцева), «Создание математической предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» (Н.Ю. Лебедева).
Библиографический список
1. Актуальные проблемы специального образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.В. Куфтяк. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 136 с.
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19