УДК 376
Л. Ф. Тихомирова, А. Э. Симановский
Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы инклюзивного образования
L. F. Tikhomirova, A. E. Simanovsky
Available Environment for Children with Health Disabilities: Problems of Inclusive Education
Прошедшая 26-27 ноября 2015 г. Межрегиональная научно-практическая конференция была посвящена проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. Конференция была организована совместно Департаментом образования Ярославской области, Ярославским государственным педагогическим университетом им. К. Д. Ушинского и Институтом развития образования Ярославской области. В работе конференции приняли участие ученые, руководители органов управления образованием и образовательных организаций, педагоги общеобразовательных и специальных образовательных организаций, методисты, медицинские работники, психологи. Всего было зарегистрировано 185 человек из разных регионов Российской Федерации: Москвы, Костромы, Костромской области, Иванова, Ярославля, Ярославской области.
На пленарном заседании прозвучали доклады гостей: директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ г. Москва С. В. Алехиной, заведующей кафедрой специальной педагогики и психологии профессора ФГБОУ КПО «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова» Е. Н. Куфтяк, а также ярославских ученых и практиков: заведующей кафедрой олигофренопедагогики профессора Л. Ф. Тихомировой, заведующего кафедрой специальной коррекционной педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО доцента Н. Н. Посысоева, заместителя директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям» Я. В. Репина, заместителя директора по УВР МОУ СОШ № 3 г. Рыбинска Ярославской области О. Н. Соколовой. Все доклады были посвящены организации здоро-вьесберегающей, безбарьерной, доступной среды
для детей с ограниченными возможностями здоровья и различным формам и особенностям различных моделей инклюзивного (включающего) образования.
Работа секций на конференции сосредоточилась на главных аспектах инклюзивного образования. В первой секции - «Организация доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» - обсуждались проблемы социализации и включающего образования для детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости (доклад А. Л. Саватеевой), включения общеобразовательных школ в процесс инклюзивного обучения (доклад Н. М. Бурыкиной), организации инклюзивного образования в сельской школе (доклад Л. Б. Паутовой). Поделилась опытом формирования безбарьерной среды в образовательных организациях города гостья из г. Волгореченска Костромской области О. В. Хасанова.
Работа второй секции - «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ» - была посвящена факторам и методам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций. Так, О. В. Бучина (МОУ СОШ № 72) рассказала о значении и методах формирования благоприятного психологического климата в классе, а И. Н. Бутылкина (СОШ № 3, г. Рыбинск) - об использовании сенсорной комнаты как средства коррекции. Особенностям организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях были посвящены доклады И. П. Филипповой, Н. С. Усаниной и
Е. В. Сергеевой. В работе секции также приняли участие и выступили с докладами представители
© Тихомирова Л. Ф., Симановский А. Э., 2015
кафедры специальной (коррекционной) педагогики Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского А. Э. Симановский, Л. А. Вачеян и М. Д. Иванова.
Третья секция - «Социально-педагогические и медицинские аспекты инклюзивного образования детей с ОВЗ» - сосредоточилась на социально-педагогических аспектах инклюзивного образования. Несколько докладов были посвящены организации социального партнерства педагогов и родителей и работе со сложными (алкоголизиро-ванными) семьями: доклады Е. Н. Ромашкиной (МДОУ детский сад № 209 г. Ярославля), Л. Ф. Тихомировой (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль), А. Л. Саватеевой (СКОШИ № 8, г. Ярославль) С. А. Медведевой (ГОАУ ИРО, г. Ярославль). Факторам и условиям социального воспитания обучающихся в школах-интернатах и общежитиях были посвящены доклады И. Г. Назаровой (ГОАУ ЯО ИРО, г. Ярославль) и Л. В. Суходольской (ГОУ ЯО Михайловская школа-интернат, Ярославский район, ЯО). Т. Н. Адеева, представитель Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, рассказала об исследовании социальных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Четвертая секция - «Подготовка педагогических кадров для работы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ» - обсуждала вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (этому были посвящены доклады Г. В. Отрошко (ГОАУ ИРО, г. Ярославль) и Е. А. Тишиновой (СКОШИ № 8, г. Ярославль), а также проблему подготовки тьюторов для системы инклюзивного образования Ярославской области (доклад Е. С. Червяковой (ГОАУ ЯО ИРО, г. Ярославль).
«Круглые столы», проведенные 27 ноября в образовательных организациях (школе-интернате № 8, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», МДОУ № 109), позволили участникам конференции познакомиться с опытом организации доступной среды и методами коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ.
По окончании конференции была принята резолюция, в которой были сформулированы основные решения конференции:
- Поддержать ежегодное проведение Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России».
- Определить возможность получения образования обучающимися с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (при совместном обучении) в рамках всех вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Ускорить принятие профессиональных стандартов педагога-психолога и тьютора. Предусмотреть поддержку деятельности образовательных организаций по воспитанию у обучающихся толерантности к детям с ОВЗ (просмотр фильмов, занятия по пониманию инвалидности «Уроки доброты»).
- Департаменту образования поднять вопрос о введении повышающих коэффициентов нормативов финансового обеспечения образования и руководителям образовательных организаций: создания специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ и лицами с инвалидностью в соответствии со статьей 99 273-ФЗ.
- Предусмотреть проведение мониторинга в целях осуществления статистического учета детей с ОВЗ и с инвалидностью в целях своевременного принятия управленческих решений по созданию специальных условий образования и инклюзивной образовательной среды с учетом мнения общественных организаций.
- Обеспечить введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Поддерживать использование сетевой формы реализации образовательных программ для обеспечения возможности освоения обучающимся с ОВЗ образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций.
- Реализовать дополнительные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; предоставить методическую помощь организациям, реализующим адаптированные образовательные программы и индивидуальные учебные планы обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; реализовать программы профессиональной подготовки для лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Разработать и ввести во все программы повышения квалификации педагогических работников информацию об организации инклюзивно-
Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы инклюзивного образования
го образования и введении новых ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.
— Проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ, в том числе через организацию конкурсов педагогического мастерства.
— Способствовать продвижению идей инклюзивного образования, принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе через поддержку реализации социально ориентированных
проектов (совместно с образовательными организациями).
— Проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях инклюзивного образования.
Также была отмечена важность проведения подобных конференций на регулярной основе и выражена уверенность, что рекомендации, изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования.