Научная статья на тему 'Специфика реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Орловской области'

Специфика реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
619
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES / DISABLED CHILDREN / INTEGRATION / SOCIAL PROTECTION / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семянников Дмитрий Владимирович

В статье анализируется статистика количества детей-инвалидов как на федеральном уровне, так и в Орловской области за 2012-2015 гг. Представлен краткий анализ реализации государственной политики в области социальной защиты населения на уровне региона. Также проведен анализ регионального законодательства, определяющего основные направления деятельности органов власти Орловской области по реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семянников Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the statistics of number of disabled children both at the federal level, and in the Orel region for 2012-2015 is analyzed. The short analysis of realization of state policy in the field of social protection of the population at the level of the region is presented. The analysis of the regional legislation is carried out, defining main activities of authorities of the Orel region on realization of regional policy in the sphere of social protection of disabled children.

Текст научной работы на тему «Специфика реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Орловской области»

УДК 304-056.24(470.319) DOI: 10.12737/18846

Семянников Дмитрий Владимирович,

магистрант государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (Российская Федерация, г. Орел). e-mail: semyannikov.dima@yandex.ru

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируется статистика количества детей-инвалидов как на федеральном уровне, так и в Орловской области за 2012—2015 гг. Представлен краткий анализ реализации государственной политики в области социальной защиты населения на уровне региона. Также проведен анализ регионального законодательства, определяющего основные направления деятельности органов власти Орловской области по реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, интеграция, социальная защита, реабилитация.

Semyannikov D. V., Master student of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), е-mail l-kuzneczova@inbox.ru

SPECIFICS OF REALIZATION OF REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF SOCIAL PROTECTION OF DISABLED CHILDREN IN THE OREL REGION

In the article the statistics of number of disabled children both at the federal level, and in the Orel region for 2012-2015 is analyzed. The short analysis of realization of state policy in the field of social protection of the population at the level of the region is presented. The analysis of the regional legislation is carried out, defining main activities of authorities of the Orel region on realization of regional policy in the sphere of social protection of disabled children.

Keywords: children with limited opportunities, disabled children, integration, social protection, rehabilitation.

Государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства являются конституционными ценностями России как социального государства. Каждый ребенок имеет право своевременно получать всё необходимое для удовлетворения его жизненных потребностей, согласно международным и конституционным требованиям. Для создания достойных условий жизни для детей-инвалидов

требуется больше средств и усилий, поэтому одной из основных задач государства в настоящее время является развитие системы их правовой защиты.

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

В нашей стране, как и во всем мире, инвалидов. В России частота детской инвалид-наблюдается тенденция роста числа детей- ности ежегодно увеличивается (см. табл. 1)

Таблица 1 — Динамика численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии в РФ и Орловской области в 2012— 2015 гг.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Абсолютное отклонение, +■ - Темп роста, в %

В целом по России 560 422 567 825 57 9574 604 850 44 428 107,9

в т.ч. по Орловской области 2 923 2 883 2 935 2 959 36 101,2

Политика государства в сфере социальной защиты детей-инвалидов представляет собой систему экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих детям-инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются наряду с общими нормами социального права также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

В Орловской области эффективно развивается система социальной защиты детей-инвалидов. Региональным законодательством предусмотрены единовременные и ежемесячные денежные выплаты и пособия в целях недопущения снижения уровня жизни семей с детьми. С 1 января 2015 г. все виды пособий проиндексированы на 1,055. Всего региональным законодательством для различных категорий семей с детьми предусмотрено 10 видов различных денежных выплат. На эти цели в бюджете области 2015 г. выделяется 492,9 млн. рублей.

Постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 г. № 479 утвержде-

Анализ указанных статистических данных позволяет заключить, что за период 2012— 2014 гоов. произошло увеличение количества детей-инвалидов по всей России на 44 428 чел., или на 7,9%1. По Орловской области статистические данные по количеству детей-инвалидов также имели тенденцию к увеличению - темп роста составил 101,2%. Для наглядности представим динамику детской инвалидности в России и в Орловской области за 2012— 2015 гг. на рис. 1.

2883

579574

2959

604850

620000 600000 580000 560000

540000 560422 567825 520000

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

■ по России ■ по Орловской области

Рисунок 1 - Динамика численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии в Российской Федерации и Орловской области в 2012— 2015 гг.

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.12.2015)

на государственная программа Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области», в соответствии с которой основной целью в области социальной защиты детей инвалидов было поставлено увеличение к концу 2016 года доли детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего количества семей, имеющих право на данную услугу, на 10 % к уровню 2012 года1.

Стоит отметить, что реализация государственной политики в области социальной защиты населения является одной из основных задач Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, который организует работу Управления социальной защиты населения области, стационарных учреждений социального обслуживания населения, геронтологических центров, социально-реабили-тационных центров для несовершеннолетних, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также центров помощи семье и детям, центров социального обслуживания населения, центров социальной профилактики и реабилитации инвалидов, центра социально-психологической реабилитации жителей Орловской области, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, реабилитационно-спортивного центра инвалидов. В области действуют: три дома-интерната для детей с физическими недостатками, а также умственно отсталых детей; четыре центра социальной помощи семье и детям; 15 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, включая межрайонные и областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; один реабилитационно-спортивный центр инвали-

1 Постановление Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 r. № 479 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области» (с изменениями от 30 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс]/ —URL: base.garant.ru/ 28520396/ (дата обращения: 25.02.2016)

дов; два центра социальной профилактики и реабилитации инвалидов; один кризисный центр помощи женщинам и детям.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в Орловской области Указом Губернатора региона 8 октября 2012 г. № 406 утверждена «Стратегия действий в интересах детей в Орловской области на 2012— 2017 годы».

Согласно данному нормативно-правовому акту, который призван обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Орловской области, обозначены следующие ключевые аспекты2:

- постановка проблемы социальной исклю-ченности уязвимых категорий детей, к которым относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении;

- реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования. Развитие инклюзивного образования, так как «во всем мире данная форма получения знаний признается как наиболее гуманная система образова-ния»3;

- оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов;

2 Указ Губернатора Орловской области от 8 октября 2012 г. № 406 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 20122017 годы» [Электронный ресурс]// — URL: http:/Лэase.garant.ш/2851944Шxzz41YE0SBpX(дата обращения: 25.02.2016).

3 Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. — № 4. — С 14.

- постановка проблемы снижения количества детей-инвалидов, воспитывающихся в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения Орловской области. В рамках решения данной проблемы в негосударственном общественном образовательном учреждении «Детская деревня SOS-Лаврово» 70 детей-сирот из разных районов области адаптируются в рамках модели семейного воспитания;

- выделение основных задач по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, а именно:

во-первых, обеспечение: в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду; всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилита-ционно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни;

во-вторых, реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей»1;

1 Дакал А.В. Формирование Государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст // Вестник государ-ственного и муниципального управления. 2014. — № 1. — С.83.

в-третьих, создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

Указом Губернатора Орловской области от 26 сентября 2014 г. №370 «О мерах по совершенствованию основных направлений социальной политики в Орловской области на период до 2024 года» были выделены параметры плана развития Орловской области и деятельности органов власти региона до 2024 г., основной целью которых является совершенствование ведущих направлений социальной политики области. Применительно к сфере социальной защиты детей-инвалидов таковыми направлениями обозначены2:

1. Сфера здравоохранения и социальной защиты, которая включает:

- разработку дополнительных механизмов использования средств регионального материнского (семейного) капитала для семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- разработку «дорожной карты» комплексного внедрения 1Т-технологий, включая телемедицину, в сфере здравоохранения Орловской области на 2015—2014 гг., в т.ч. и в сфере здравоохранения детей с ограниченными возможностями;

- подготовку предложений по обеспечению доступности объектов и услуг организаций социальной сферы для инвалидов и маломобильных групп населения к 2017 г.

2. Сфера физической культуры и спорта. Данное направление включает подготовку предложений по реализации комплекса мер, направленных на увеличение доли людей с ограниченными возможностями, занимающихся спортом, до 7,3% от общего числа инвалидов.

Стоит отметить, что специфика деятельности органов власти Орловской области по реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов заключается в том, что внутренняя политика региона в данной

2 Указ Губернатора Орловской области от 26 сентября 2014 г. № 370 «О мерах по совершенствованию основных направлений социальной политики в Орловской области на период до 2024 года» (с изменениями от 31 марта 2015 г.)// Орловская правда от 3 октября 2014 г. — № 133.

сфере представляет собой целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения эффективности и развитие системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями.

В деятельности органов власти Орловской области по реализации региональной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов можно выделить ряд взаимосвязанных элементов, где важную роль играют как нормативно-правовые акты федерального уровня, так и акты региональных органов власти. «У государства имеется возможность использовать в своей молодежной политике такие важные ресурсы, как:

а) общенациональная идеология - система взглядов, идей, в которых выражается отношение к существующим в обществе проблемам и противоречиям;

б) система права, нормативно закрепляющая базовые параметры идеального проекта (образа) молодежной когорты, отвечающего вызовам истории и потребностям развития общества в целом»1.

Однако требуют дальнейшего совершенствования такие направления, затрагивающие проблемы детей-инвалидов как: образование, наука, культура, туризм, занятость, регулирование трудовых отношений и социальное партнерство.

Так как формирование эффективной социальной политики связано с реализацией принятых Президентом Российской Федерации указов, то в результате модернизации социальной политики в сфере образования «будут достигнуты следующие показатели: увеличится удельный вес численности детей от 3 до 6 лет, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования; все дети-инвалиды, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность

1 Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. 2015. — №8. — С. 76.

получения общего образования в такой форме; будет обеспечено подключение 90% школ к высоко) скоростному Интернету и т.д.»2. Поэтому необходимо развивать и популяризировать такой компонент общего и профессионального образования как «социальное образование, содержание которого предполагает профессиональную социализацию, то есть подготовку субъектов социальной работы. Такой вид деятельности невозможен без контакта между ее исполнителями, вот почему Международная Федерация социальных работников (IFSW) ставит перед ними такие задачи: способствовать развитию социальной работы как профессии посредством сотрудничества с учетом профессиональных ценностей, стандартов, этики, прав человека, обучения и условий работы и др.»3.

Большое значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет специальная государственная политика, направленная на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.

Библиография:

1.Байрамов В.Д., Тюрин А.В. Социальное проектирование инклюзивной среды профессионального образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 4. С. 14-20.

2. Бакалдина Е.С. Формирование эффективной социальной политики в Российской Федерации: политологический аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 108-110.

3.Дакал А.В. Формирование государственной политики в сфере защиты прав детей: междисциплинарный контекст // Вестник

2 Бакалдина Е.С. Формирование эффективной социальной политики в Российской Федерации: политологический аспект // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 3. — С. 109.

3 Малик Е.Н., Санькова О.А. Институционализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. — № 1. — С. 59.

государственного и муниципального управления. — 2014. — № 1. — С.80-88.

4.Малик Е.Н., Санькова О.А. Институционализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 59-63.

5.Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. 2015. — № 8. — С. 74— 81.

References:

1.Bajramov V.D., Tyurin A.V. (2013) Social'noe proektirovanie inklyuzivnoj sredy professional'nogo obrazovaniya // Srednerusskij vestnik obshche-stvennyh nauk. — № 4. — S.14—20. (In Russ.).

2.Bakaldina E.S. Formirovanie ehffektivnoj social'noj politiki v Rossijskoj Federacii: politologicheskij aspekt // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. — 2014. — № 3.— S.108— 110. (In Russ.).

3.Dakal A.V. (2014) Formirovanie Gosudarstvennoj politiki v sfere zashchity prav detej: mezhdisciplinarnyj kontekst // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. № 1. — S.80— 88. (In Russ.).

4.Malik E.N., San'kova O.A. (2013) Institucion-alizaciya professional'nogo obucheniya v oblasti social'noj raboty v usloviyah modernizacii ros-sijskogo obrazovaniya // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. № 1. S. 59-63. (In Russ.).

5.Merkulov P.A., Malik E.N., Eliseev A.L. Kon-servativnaya modernizaciya gosudarstvennoj mo-lodezhnoj politiki kak faktor ustojchivogo razvitiya sovremennoj Rossii // Vlast'. 2015. —№ 8. — S. 74— 81. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.