В. А. Яковлев, Ю. Б. Ланд
Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов
Анализируется значение коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов c умеренной степенью врожденного умственного недоразвития. На фоне разработанной программы показана положительная динамика в их адаптации. Это доказывается развитием у них любознательности, творческого интереса, положительных эмоций, социальной активности.
Ключевые слова: коррекционно-развивающих программы, социальная адапта- ция инвалидов, умеренно выраженная врожденная умственная отсталость.
До настоящего времени подвергается сомнению вопрос о целесообразности реабилитации инвалидов c умеренной умственной отсталостью в условиях психоневрологических интернатов, так как считается, что у них невозможно достичь полной или частичной реабилитации.
Конкретные цели реабилитации в зависимости от многих обстоятельств могут быть различными. В одних случаях это совершенствование навыков самообслуживания для повышения уровня адаптации в условиях психоневрологического интерната, в других же - это трудоустройство на штатную должность вне интерната для возможности интеграции в общество.
С раннего детства, воспитываясь в закрытых специальных учреждениях, умственно отсталые дети постоянно находятся в неблагоприятных средовых условиях. К ним относятся: отсутствие семейного типа отношений, изоляция от здоровой среды, однообразие условий существования, недостаток внешних впечатлений, окружение людьми со схожими проблемами, а также отсутствие индивидуального подхода в коррекционновоспитательной работе вследствие дефицита персонала и других причин. Это приводит к дисгармоничному развитию личности, к формированию расстройств поведения, которые вначале проявляются как неосознанная, а затем осознанно-утрированная форма протеста. Данные расстройства, безусловно, мешают социальной адаптации и ограничивают жизненные перспективы молодых людей, проживающих в психоневрологических интернатах [3].
Одним из учреждений, где осуществляется внедрение программы по социальной реабилитации, является психоневрологический интернат № 11 департамента социальной защиты населения г. Москвы. Он рассчитан на 650 мест и состоит из трех четырехэтажных корпусов, соединенных переходами. В настоящее время в интернате проживают 650 инвалидов, из них 52% - это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет c умеренной умственной отсталостью.
В этом учреждении c целью повышения качества жизни молодых людей c умеренной степенью интеллектуального недоразвития, их соци-ально-средовой и социально-трудовой адаптации была разработана и реализуется коррекционно-развивающая программа социальной реабилитации обеспечиваемых.
Программа предполагает обеспечение всех личных и социальных возможностей развития во всех сферах жизнедеятельности человека:
в области образования, профессиональной ориентации, повседневных потребностей, свободного времени, жилища, партнерства и общения Нами поставлена задача - оценить влияние разработанной нами программы социальной реабилитации на возможности более успешной адаптации в пределах интерната и интеграции в общество 130 молодых инвалидов с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате. Возраст обследуемых находился в пределах от 18 до 24 лет. Средний возраст составлял 21 год. Программа проводилась в течение 2-х лет. Общая характеристика молодых людей с нарушениями интеллекта представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Общая характеристика обследуемых
Распределение
По полу женского пола - 43,8%
мужского пола - 56,2 %
По возрасту от 18 до 21 года - 66,2%
от 22 до 24 лет - 33,8%
По наличию нарушений поведения с нарушениями поведения - 50%
без нарушений поведения - 50%
При исследовании личностных особенностей и двигательной сферы установлено, что у 69 человек хорошо развита двигательная сфера, их движения точны и координированы, но они имеют значительные нарушения в эмоционально-личностной сфере. В других случаях (31 человек) значительная неуклюжесть сочетается с успехами в социальном взаимодействии, хорошей механической памятью и способностью к обучению. Некоторые (30 человек) не были способны овладеть речью и пользоваться ей при подсказке, хотя неплохо понимают обращенную речь и с удовольствием включаются в трудовую деятельность
Общими же для всех обследуемых были следующие особенности: недоразвитие двигательной сферы, дефицит общей осведомленности, конкретность мышления, речевое недоразвитие, нарушение внимания и памяти, эмоционально-волевые нарушения разной степени выраженности.
Одним из элементов программы явилась дифференциации контингента по корпусам, отделениям, палатам. Основные критерии при расселении проживающих: возраст, клинический диагноз и наличие сопутствующих соматоневрологических расстройств, особенности взаимоотношений про-
живающих между собой. Так, один из корпусов занимают только молодые инвалиды с умеренной умственной отсталостью, с которыми работают воспитатели. На основе сохранных психических функций и положительно развитых сторон личности составляется план коррекционных и развивающих занятий индивидуально для каждого молодого человека. При составлении плана работы выделяются первоочередные задачи в рамках программы социальной реабилитации. Для каждого проживающего они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков.
В программе выделены следующие направления: личностное (формирование адекватного образа «Я», способности к самопониманию, коррекция недостатков характера); интеллектуальное (формирование и закрепление учебных навыков, развитие познавательных психических процессов, речи, общей осведомленности, стимулирование познавательной деятельности); морально-нравственное (усвоение норм и правил поведения в обществе, развитие коммуникативной компетентности); трудовое (развитие знаний о профессиях, развитие трудовой мотивации, развитие и совершенствование трудовых и социально-бытовых навыков, стимулирование творческих способностей); правовое направление и безопасность (усвоение элементарных знаний об устройстве российского государства и правил поведения во внештатных ситуациях); экономическое (формирование представлений об основных экономических категориях, цене, деньгах).
Использовались как разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые занятия, так и методы работы: объяснение и убеждение, заучивание, тренинги, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые игры, просмотр кинофильмов и телевизионных передач, совместное посещение общественных мест, совершение покупок, поездки в транспорте и пр.
Занятия проходят 2 - 3 раза в неделю. Время занятий варьируется от 30 минут до 1 часа 30 минут. К занятиям поочередно привлекаются все молодые люди с умеренной умственной отсталостью. Для занятий в интернате оборудованы следующие кабинеты: рисования, рукоделия, швейного дела, домоводства, трудотерапии, музыкальный класс, кабинет психолога, сенсорная комната, компьютерный класс и спортивный зал. На территории располагаются футбольная и волейбольная площадки.
В 2009 году проживающие нашего интерната приняли участие во всех соревнованиях, организованных департаментом социальной защиты населения г. Москвы. Соревнования проводились по следующим видам спорта: пионербол, волейбол, баскетбол и стритбол, настольный теннис, плавание, футбол и мини-футбол, лыжные гонки, дартс, легкая атлети-
ка, бадминтон, настольные игры (шашки и домино), «Веселые старты», бочче, флорбол. В этих соревнованиях приняли участие 220 проживающих интерната, при этом заняли 154 призовых места в личном зачете и 44 командных призовых места.
Для ослабленной категории лиц ежедневно проходят физкультурные занятия в «группах здоровья». Направления работы: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения. Также на территории интерната проводятся соревнования для лиц, которые по разным причинам не могут выезжать на городские состязания.
Кроме того, в интернате проводят занятия тренеры спортивных школ. Работают секции бадминтона, софтбола, велоспорта, баскетбола, волейбола, футбола, тенниса, бочче, художественной гимнастики. Тренировки по велоспорту проходят как на территории интерната, так и на велодроме «Марьинский». Молодые инвалиды также посещают секции дзюдо и конного спорта.
В августе 2009 г. 50 проживающих нашего интерната выезжали в спортивно-оздоровительный лагерь «Дубки» Московской области. В сентябре 9 человек выезжали в спортивно-оздоровительный лагерь «Вита» в городе Анапа, где проводились тренировки по велоспорту. В ноябре-декабре 21 человек прошли в Рузе реабилитационно-тренировочную программу «Открытие» от благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение» под руководством Д.И. Шпаро.
Безусловно, компенсаторные возможности и способность к обучению молодых людей с умственной отсталостью различны. Освоение всех пунктов программы доступно проживающим с достаточно высокими компенсаторными возможностями. После успешного освоения программы они самостоятельно выходили за пределы интерната, совершали покупки, посещали культурно-развлекательные и спортивные мероприятия, были трудоустроены в интернате и вне его на штатных должностях, продолжали свое образование в специализированных учебных заведениях.
Молодым людям с более выраженным интеллектуальным недоразвитием и невысокими компенсаторными возможностями данная программа предлагалась выборочно, ставились посильные задачи, что позволяло им успешнее адаптироваться и включиться в трудовую или творческую деятельность внутри отделения, интерната, они меньшее количество времени проводили в бездействии.
В связи с особенностью психической деятельности умственно отсталых людей, склонной к угасанию без постоянного подкрепления, обучение проходило непрерывно, потенциальные возможности систематически подкреплялись и стимулировались. Распределение обследуемых
молодых инвалидов с умеренной умственной отсталостью в процессе реализации программы по степени интеграции в социальную среду представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Степень интеграции 2007 год 2008 год 2009 год
В пределах отделения 50 чел. (38,5%) 33 чел. (25,4%) 30 чел. (23 %)
В пределах интерната 80 чел. (61,5%) 80 чел. (61,5%) 69 чел. (53 %)
Работают на штатных должностях в интернате 0 12 чел. (9,2 %) 18 чел. (13,8 %)
Работают в других учреждениях 0 5 чел. (3,8 %) 13 чел. (10 %)
Анализ представленных данных дает основание считать, что в результате реализации программы, проводимой в течение двух лет, отмечена положительная динамика по всем направлениям.
В настоящее время 18 молодых людей с умеренной умственной отсталостью трудоустроены на штатных должностях в интернате (санитара-ми-уборщиками). 13 молодых людей успешно трудятся в других учреждениях (в сфере обслуживания). Трем молодым людям предоставлено собственное жилье, и они успешно справляются с самостоятельным проживанием. Обследование в этом направлении продолжается.
Можно утверждать, что у лиц с умеренной умственной отсталостью в юношеском и зрелом возрасте (18-24 лет) наблюдается достаточное развитие любознательности, творческого интереса, положительных эмоций, социальной активности, что может быть использовано как адаптационный потенциал для коррекционно-развивающих занятий с целью получения положительного эффекта их социальной интеграции и максимально возможной реабилитации.
Библиографический список
1. Ануфриев А.К. Компенсация и адаптация как биосоциальная основа реабилитации психически больных // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация лиц с психическими заболеваниями. - М., 1974.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж, 1995. - С. 79-93 .
3. Дементьева Н.Ф., Розенцвайг В.М. Клинико-социальные особенности инвалидов с умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате, в связи с задачами социально-трудовой реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. № 3. С. 34-41.
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
5. Опыт работы Психоневрологического интерната № 16 // Организация медикосоциальной помощи инвалидам, проживающим в специализиро-ванных стационарных учреждениях социальной защиты населения г. Мос-квы. - М., 2004. - С. 24-36.
6. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
7. Розенцвайг В.М. Формы и методы социально-трудовой реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах. // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2009. № 2. С. 48-62.
8. Специальное олимпийское движение в России:1999-2003гг. итоги и направ-ления работы: Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической кон-ференции. - М., 2003.
9. Тиганов А.С. Патология психического развития. - М., 1994. - С.10-35.
10. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализа-ция людей с нарушениями интеллекта. - СПб., 2005. - С. 47-53, 335-350.
11. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. - М., 2003. - С. 353378.