Научная статья на тему 'Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов'

Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
839
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННАЯ ВРОЖДЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / CORRECTION-DEVELOPING PROGRAMS / THE SOCIAL ADAPTATION OF INVALIDS / INNATE BY MENTAL BACKWARDNESS MODERATELY EXPRESSED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Владимир Александрович, Ланд Юлия Борисовна

Анализируется значение коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов c умеренной степенью врожденного умственного недоразвития. На фоне разработанной программы показана положительная динамика в их адаптации. Это доказывается развитием у них любознательности, творческого интереса, положительных эмоций, социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Владимир Александрович, Ланд Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of the correction-developing programs for the social adaptation of invalids with the moderate degree of the innate mental underdevelopment is analyzed. Positive dynamics in their adaptation is shown on the example of the designed program. It is proven by development of inquisitiveness, creative interest, positive emotions, social activity.

Текст научной работы на тему «Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов»

В. А. Яковлев, Ю. Б. Ланд

Роль коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов

Анализируется значение коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации инвалидов c умеренной степенью врожденного умственного недоразвития. На фоне разработанной программы показана положительная динамика в их адаптации. Это доказывается развитием у них любознательности, творческого интереса, положительных эмоций, социальной активности.

Ключевые слова: коррекционно-развивающих программы, социальная адапта- ция инвалидов, умеренно выраженная врожденная умственная отсталость.

До настоящего времени подвергается сомнению вопрос о целесообразности реабилитации инвалидов c умеренной умственной отсталостью в условиях психоневрологических интернатов, так как считается, что у них невозможно достичь полной или частичной реабилитации.

Конкретные цели реабилитации в зависимости от многих обстоятельств могут быть различными. В одних случаях это совершенствование навыков самообслуживания для повышения уровня адаптации в условиях психоневрологического интерната, в других же - это трудоустройство на штатную должность вне интерната для возможности интеграции в общество.

С раннего детства, воспитываясь в закрытых специальных учреждениях, умственно отсталые дети постоянно находятся в неблагоприятных средовых условиях. К ним относятся: отсутствие семейного типа отношений, изоляция от здоровой среды, однообразие условий существования, недостаток внешних впечатлений, окружение людьми со схожими проблемами, а также отсутствие индивидуального подхода в коррекционновоспитательной работе вследствие дефицита персонала и других причин. Это приводит к дисгармоничному развитию личности, к формированию расстройств поведения, которые вначале проявляются как неосознанная, а затем осознанно-утрированная форма протеста. Данные расстройства, безусловно, мешают социальной адаптации и ограничивают жизненные перспективы молодых людей, проживающих в психоневрологических интернатах [3].

Одним из учреждений, где осуществляется внедрение программы по социальной реабилитации, является психоневрологический интернат № 11 департамента социальной защиты населения г. Москвы. Он рассчитан на 650 мест и состоит из трех четырехэтажных корпусов, соединенных переходами. В настоящее время в интернате проживают 650 инвалидов, из них 52% - это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет c умеренной умственной отсталостью.

В этом учреждении c целью повышения качества жизни молодых людей c умеренной степенью интеллектуального недоразвития, их соци-ально-средовой и социально-трудовой адаптации была разработана и реализуется коррекционно-развивающая программа социальной реабилитации обеспечиваемых.

Программа предполагает обеспечение всех личных и социальных возможностей развития во всех сферах жизнедеятельности человека:

в области образования, профессиональной ориентации, повседневных потребностей, свободного времени, жилища, партнерства и общения Нами поставлена задача - оценить влияние разработанной нами программы социальной реабилитации на возможности более успешной адаптации в пределах интерната и интеграции в общество 130 молодых инвалидов с умеренной умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате. Возраст обследуемых находился в пределах от 18 до 24 лет. Средний возраст составлял 21 год. Программа проводилась в течение 2-х лет. Общая характеристика молодых людей с нарушениями интеллекта представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Общая характеристика обследуемых

Распределение

По полу женского пола - 43,8%

мужского пола - 56,2 %

По возрасту от 18 до 21 года - 66,2%

от 22 до 24 лет - 33,8%

По наличию нарушений поведения с нарушениями поведения - 50%

без нарушений поведения - 50%

При исследовании личностных особенностей и двигательной сферы установлено, что у 69 человек хорошо развита двигательная сфера, их движения точны и координированы, но они имеют значительные нарушения в эмоционально-личностной сфере. В других случаях (31 человек) значительная неуклюжесть сочетается с успехами в социальном взаимодействии, хорошей механической памятью и способностью к обучению. Некоторые (30 человек) не были способны овладеть речью и пользоваться ей при подсказке, хотя неплохо понимают обращенную речь и с удовольствием включаются в трудовую деятельность

Общими же для всех обследуемых были следующие особенности: недоразвитие двигательной сферы, дефицит общей осведомленности, конкретность мышления, речевое недоразвитие, нарушение внимания и памяти, эмоционально-волевые нарушения разной степени выраженности.

Одним из элементов программы явилась дифференциации контингента по корпусам, отделениям, палатам. Основные критерии при расселении проживающих: возраст, клинический диагноз и наличие сопутствующих соматоневрологических расстройств, особенности взаимоотношений про-

живающих между собой. Так, один из корпусов занимают только молодые инвалиды с умеренной умственной отсталостью, с которыми работают воспитатели. На основе сохранных психических функций и положительно развитых сторон личности составляется план коррекционных и развивающих занятий индивидуально для каждого молодого человека. При составлении плана работы выделяются первоочередные задачи в рамках программы социальной реабилитации. Для каждого проживающего они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков.

В программе выделены следующие направления: личностное (формирование адекватного образа «Я», способности к самопониманию, коррекция недостатков характера); интеллектуальное (формирование и закрепление учебных навыков, развитие познавательных психических процессов, речи, общей осведомленности, стимулирование познавательной деятельности); морально-нравственное (усвоение норм и правил поведения в обществе, развитие коммуникативной компетентности); трудовое (развитие знаний о профессиях, развитие трудовой мотивации, развитие и совершенствование трудовых и социально-бытовых навыков, стимулирование творческих способностей); правовое направление и безопасность (усвоение элементарных знаний об устройстве российского государства и правил поведения во внештатных ситуациях); экономическое (формирование представлений об основных экономических категориях, цене, деньгах).

Использовались как разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые занятия, так и методы работы: объяснение и убеждение, заучивание, тренинги, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые игры, просмотр кинофильмов и телевизионных передач, совместное посещение общественных мест, совершение покупок, поездки в транспорте и пр.

Занятия проходят 2 - 3 раза в неделю. Время занятий варьируется от 30 минут до 1 часа 30 минут. К занятиям поочередно привлекаются все молодые люди с умеренной умственной отсталостью. Для занятий в интернате оборудованы следующие кабинеты: рисования, рукоделия, швейного дела, домоводства, трудотерапии, музыкальный класс, кабинет психолога, сенсорная комната, компьютерный класс и спортивный зал. На территории располагаются футбольная и волейбольная площадки.

В 2009 году проживающие нашего интерната приняли участие во всех соревнованиях, организованных департаментом социальной защиты населения г. Москвы. Соревнования проводились по следующим видам спорта: пионербол, волейбол, баскетбол и стритбол, настольный теннис, плавание, футбол и мини-футбол, лыжные гонки, дартс, легкая атлети-

ка, бадминтон, настольные игры (шашки и домино), «Веселые старты», бочче, флорбол. В этих соревнованиях приняли участие 220 проживающих интерната, при этом заняли 154 призовых места в личном зачете и 44 командных призовых места.

Для ослабленной категории лиц ежедневно проходят физкультурные занятия в «группах здоровья». Направления работы: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные развлечения. Также на территории интерната проводятся соревнования для лиц, которые по разным причинам не могут выезжать на городские состязания.

Кроме того, в интернате проводят занятия тренеры спортивных школ. Работают секции бадминтона, софтбола, велоспорта, баскетбола, волейбола, футбола, тенниса, бочче, художественной гимнастики. Тренировки по велоспорту проходят как на территории интерната, так и на велодроме «Марьинский». Молодые инвалиды также посещают секции дзюдо и конного спорта.

В августе 2009 г. 50 проживающих нашего интерната выезжали в спортивно-оздоровительный лагерь «Дубки» Московской области. В сентябре 9 человек выезжали в спортивно-оздоровительный лагерь «Вита» в городе Анапа, где проводились тренировки по велоспорту. В ноябре-декабре 21 человек прошли в Рузе реабилитационно-тренировочную программу «Открытие» от благотворительного оздоровительного фонда «Клуб «Приключение» под руководством Д.И. Шпаро.

Безусловно, компенсаторные возможности и способность к обучению молодых людей с умственной отсталостью различны. Освоение всех пунктов программы доступно проживающим с достаточно высокими компенсаторными возможностями. После успешного освоения программы они самостоятельно выходили за пределы интерната, совершали покупки, посещали культурно-развлекательные и спортивные мероприятия, были трудоустроены в интернате и вне его на штатных должностях, продолжали свое образование в специализированных учебных заведениях.

Молодым людям с более выраженным интеллектуальным недоразвитием и невысокими компенсаторными возможностями данная программа предлагалась выборочно, ставились посильные задачи, что позволяло им успешнее адаптироваться и включиться в трудовую или творческую деятельность внутри отделения, интерната, они меньшее количество времени проводили в бездействии.

В связи с особенностью психической деятельности умственно отсталых людей, склонной к угасанию без постоянного подкрепления, обучение проходило непрерывно, потенциальные возможности систематически подкреплялись и стимулировались. Распределение обследуемых

молодых инвалидов с умеренной умственной отсталостью в процессе реализации программы по степени интеграции в социальную среду представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Степень интеграции 2007 год 2008 год 2009 год

В пределах отделения 50 чел. (38,5%) 33 чел. (25,4%) 30 чел. (23 %)

В пределах интерната 80 чел. (61,5%) 80 чел. (61,5%) 69 чел. (53 %)

Работают на штатных должностях в интернате 0 12 чел. (9,2 %) 18 чел. (13,8 %)

Работают в других учреждениях 0 5 чел. (3,8 %) 13 чел. (10 %)

Анализ представленных данных дает основание считать, что в результате реализации программы, проводимой в течение двух лет, отмечена положительная динамика по всем направлениям.

В настоящее время 18 молодых людей с умеренной умственной отсталостью трудоустроены на штатных должностях в интернате (санитара-ми-уборщиками). 13 молодых людей успешно трудятся в других учреждениях (в сфере обслуживания). Трем молодым людям предоставлено собственное жилье, и они успешно справляются с самостоятельным проживанием. Обследование в этом направлении продолжается.

Можно утверждать, что у лиц с умеренной умственной отсталостью в юношеском и зрелом возрасте (18-24 лет) наблюдается достаточное развитие любознательности, творческого интереса, положительных эмоций, социальной активности, что может быть использовано как адаптационный потенциал для коррекционно-развивающих занятий с целью получения положительного эффекта их социальной интеграции и максимально возможной реабилитации.

Библиографический список

1. Ануфриев А.К. Компенсация и адаптация как биосоциальная основа реабилитации психически больных // Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудовая реабилитация лиц с психическими заболеваниями. - М., 1974.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.-Воронеж, 1995. - С. 79-93 .

3. Дементьева Н.Ф., Розенцвайг В.М. Клинико-социальные особенности инвалидов с умственной отсталостью, проживающих в психоневрологическом интернате, в связи с задачами социально-трудовой реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. № 3. С. 34-41.

4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

5. Опыт работы Психоневрологического интерната № 16 // Организация медикосоциальной помощи инвалидам, проживающим в специализиро-ванных стационарных учреждениях социальной защиты населения г. Мос-квы. - М., 2004. - С. 24-36.

6. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

7. Розенцвайг В.М. Формы и методы социально-трудовой реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах. // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2009. № 2. С. 48-62.

8. Специальное олимпийское движение в России:1999-2003гг. итоги и направ-ления работы: Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической кон-ференции. - М., 2003.

9. Тиганов А.С. Патология психического развития. - М., 1994. - С.10-35.

10. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализа-ция людей с нарушениями интеллекта. - СПб., 2005. - С. 47-53, 335-350.

11. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. - М., 2003. - С. 353378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.