Научная статья на тему 'Туризм как технология социальной работы'

Туризм как технология социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1992
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ТУРИЗМ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / TOURISM / SOCIAL FUNCTIONS / SOCIAL TECHNOLOGIES / SOCIAL TOURISM / TOURISM FOR PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS / TOURISM AS A TECHNOLOGY OF SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аникеева Ольга Александровна

В достижении социально гармоничного состояния общества используются различные социальные технологии. Опыт социальных учреждений и общественных организаций показывает, что привлечение к туристской деятельности разных социальных групп может дать значимый социальный эффект. В России накоплен определенный опыт детского, молодежного и семейного туризма, туризма для пожилых граждан, а также паратуризма. Все они используются как технологии в социальной работе с данными группами населения. Они по организации и проведению отличаются от методов и технологий в других видах туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To achieve socially harmonious state of society, various social technologies are used. Experience of social institutions and social organizations shows that the involvement of the tourist activity of different social groups can provides significant social benefits. In Russia, there is some experience in children, youth and family tourism, tourism for old people, as well as in paratourism. All of them are used as technologies in social work with these groups. They differ from the methods and technologies in other kinds of tourism, depending on the organization and conduction of it

Текст научной работы на тему «Туризм как технология социальной работы»

производительности труда и повышению заработной платы одного работающего. Для того чтобы избежать негативных последствий преобразований, изменения следует проводить поэтапно.

В статье выделены и подробно описаны 4 этапа внедрения организационных изменений на предприятиях гостиничного хозяйства:

1. 2. 3.

Современный туризм оказывает огромное влияние на психологическое, эмоциональное и физическое состояние человека. Это и рекре-

1) проведение диагностики;

2) оценка факторов, влияющих на сотрудников в ходе проведения изменений;

3) комплектация резерва развития предприятия гостиничного хозяйства;

4) следование алгоритму внедрения на предприятиях гостиничного хозяйства организационных изменений.

ативное влияние (восстановление физических, психических и душевных сил), и познавательное (расширение кругозора, познание мира),

Литература

Ivona Vrdoljak, Ivana Bukvic. New management practice in the hotel business — the case of the hotel excelsior, 2004. Джон П. Коттер. Впереди перемен. М.: Олимп-Бизнес, 2007.

Развитие гостиничных компаний в Великобритании, 1980—2003. Документ, представленный на 8-й Европейской Бизнес Ассоциации. Секция «История». Конференция 16—18 сентября 2004, Барселона, Испания.

УКД 316. 42

| ТУРИЗМ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аникеева Ольга Александровна, кандидат исторических наук, профессор кафедры психологии и социальной работы, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

To achieve socially harmonious state of society, various social technologies are used. Experience of social institutions and social organizations shows that the involvement of the tourist activity of different social groups can provides significant social benefits. In Russia, there is some experience in children, youth and family tourism, tourism for old people, as well as in paratourism. All of them are used as technologies in social work with these groups. They differ from the methods and technologies in other kinds of tourism, depending on the organization and conduction of it.

В достижении социально гармоничного состояния общества используются различные социальные технологии. Опыт социальных учреждений и общественных организаций показывает, что привлечение к туристской деятельности разных социальных групп может дать значимый социальный эффект. В России накоплен определенный опыт детского, молодежного и семейного туризма, туризма для пожилых граждан, а также паратуризма. Все они используются как технологии в социальной работе с данными группами населения. Они по организации и проведению отличаются от методов и технологий в других видах туризма.

Keywords: tourism, social functions, tourism, social technologies, social tourism, tourism for people with special needs, tourism as a technology of social work

Ключевые слова: туризм, социальные функции туризма, социальные технологии, социальный туризм, туризм для лиц с особыми потребностями, туризм как технология социальной работы

и коммуникативное (расширение круга общения, понимание культуры других стран и народов). Туризм помогает раскрыть способности и интересы человека, порою скрытые до поры до времени от него самого. В прошлом многие путешественники начинали писать дорожные заметки и статьи, рассказы или стихи, в настоящее время путешествие может стать началом увлечения фотографией, рисунком, живописью, началом коллекционирования и т. д. Это значит, что туризм может стать отправной точкой в развитии творческих способностей человека, повысить уровень его самореализации и самооценки.

Проблемы развития туризма как технологии в социальной деятельности оказались в не совсем привычном положении — практика значительно опережает теорию. Статья основана на авторском социальном исследовании ряда социальных организаций Москвы и Московской области. Методы исследования — наблюдение, экспертный опрос, анализ апробированных программ и технологий работы (в том числе и авторских программ и технологий), социологический анализ текущей документации клубов и общественных организаций.

В практике можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это социальная работа с детьми, подростками и молодежью. Здесь накоплен самый большой опыт. На втором месте — паратуризм, это направление развито неравномерно: с одной стороны, существует спортивный паратуризм, связанный со специальной подготовкой хорошо обученных спортсменов (в основном, получивших травмы уже во взрослом возрасте; как правило, у них за плечами — опыт участия в большом спорте), с другой, есть массовый паратуризм, который только набирает обороты и опирается, в основном, на общественные и благотворительные организации. На третьем месте у практиков социальной работы стоит туризм для пожилых граждан. Такие направления, как оздоровительный туризм, экотуризм, этнотуризм и даже туризм семейный, — в зачаточном состоянии в нашей стране. Хотя исследование показывает, что и этот опыт можно найти и систематизировать.

Сначала проанализируем технологии социальной работы с детьми, подростками и молодежью, технологии, применяемые в паратуриз-ме и работе с гражданами пожилого возраста.

В социальной работе с детьми, подростками и молодежью технологии, основанные на туризме, имеют особое значение и распространение. Причины этого очевидны:

1) используется стремление подрастающего поколения к познанию окружающего мира, причем к познанию не столько кабинетному и книжному, сколько основанному на своем опыте. Конечно, имеет значение и стремление молодых к путешествиям, установка на некоторую долю романтики, стремление к перемене мест и обстоятельств;

2) туризм — деятельность коллективная, что также соответствует особенностям возраста — стремлению собираться в группы, проверить себя в каком-либо испытании, стремление к причастности к какой-либо группе. Это неосознанное, но запрограммированное в объективных процессах социализации стремление социальной и социо-культурной самоидентичности — найти «своих» и определиться по отношению к окружающему миру;

3) стремление показать себя и добиться признания, особого, соответствующего личным запросам молодого человека и его личностному самоопределению социального статуса в группе, — все это как нельзя лучше вписывается в туристскую деятельность. Социальные работники, тренеры и инструкторы туризма, работающие с молодежью, высоко ценят возможность помочь в личностном становлении молодому поколению без прямого нравоучительства и назиданий.

Опыт работы ряда молодежных и подростковых клубов заслуживает внимательного изучения. В ряде случаев он насчитывает не одно десятилетие и проходит через разные социально-политические и экономические условия: от советских, где формализированный идеологический контроль партийно-государственного аппарата сопровождался повышенным вниманием к социальному, психологическому и физическому здоровью молодежи, до современных, когда отсутствие идеологического давления сопровождается полным отсутствием интереса к проблемам молодых особенно на муниципальном уровне, где, собственно и действуют большинство молодежных клубов и организаций [6]. В данной статье делается попытка краткого анализа (общего очерка) этого

опыта с целью проследить процесс технологи-зации этой деятельности.

Основным объектом анализа стал молодежно-подростковый клуб «Романтик» (Сергиево-Посадский район Московской области). Клуб существует более 20 лет. Выросло не одно поколение его постоянных участников. Возглавлял его все эти годы Олег Максимиллианович Гакер. Характерной особенностью деятельности клуба является стабильность, преемственность, стремление к последовательному сохранению традиций и принципов деятельности, и в то же время — к разработке инновационных технологий. Базовые социальные технологии основываются именно на туризме.

Технологии работы распределяются по трем периодам. Первый период — начальный или стартовый, длится около года. Ведущая группа технологий базируется на командообра-зовании на основе туристской деятельности. Организатор собирает группу подростков, которая включает ребят разного социального статуса: один из самых важных принципов — не делить подростков по уровню и направленности социализации (неблагополучные и благополучные приходят для общения, путешествий, ради своих увлечений, а не потому, что их направили для исправления, хотя в практике клуба и такие ситуации также имеют место). Другой принцип — никто не может приходить выпившим, с запахом пива или алкоголя. В дни прихода в клуб подростки и молодые люди не курят (во всяком случае, во время пребывания в клубе) — это правило все приходящие принимают добровольно и неукоснительно. Нарушителя просят покинуть клуб до принятия ими правил пребывания в клубе. Клуб работает всю неделю — работают самые разные кружки. Их состав зависит от инициатив руководителей кружков. Оплата за работу имеет место, но она не настолько велика, чтобы содержать штат постоянных работников. В основном, руководители кружков — это молодежь, проходящая практику, молодые (и не очень) активисты, добровольные помощники, учителя, социальные работники и психологи.

При этом на базе клуба можно получить вполне официальную профессиональную консультацию психолога, социального работника, социального педагога по самым разным вопросам воспитания и образования. На базе клуба уже много лет действует общественная организация — союз молодых психологов Сергиево-

Посадского района. Они проводят здесь свои встречи, обмениваются опытом, организуют семинары и консультации.

Самая активная деятельность клуба приходится на выходные дни — все отправляются в поход. Это могут быть однодневные походы — по местам, связанным с краеведческой историей, по местам паломническим (тропа Преподобного Сергия) или местам боевой славы (например, в сторону Яхромского плацдарма) или походы экологической направленности (программа «Родники России»), они проводятся и зимой, и летом. Это могут быть обычные походы, в том числе с ночевкой в лесу. Руководители клуба утверждают — ничто так не дает возможность увидеть проблемы (начинающиеся или уже застарелые, укоренившиеся) в поведении детей, подростков и молодежи, как их поведение в коллективной работе в походе.

В течение года ребята учатся ставить палатки, разжигать костер, готовить пищу, убирать за собой мусор, мыть посуду. В походе встречаются разные непредвиденные ситуации. Руководитель группы может иногда в порядке эксперимента организовывать некоторые «неожиданности», например, преодоление препятствия, которое потребует физических усилий, которыми часто обладают не совсем благополучные подростки, и усилий творческих, умственных — решить какую-либо прикладную задачу, с этим заданием, как правило, лучше справляются ученики, которые хорошо учатся. При этом командный зачет идет «в общую корзину», если в походе есть некоторая соревновательность. Члены соревнующихся групп учатся совместно преодолевать препятствия. Одновременно группы могут выполнить и некоторые социально полезные действия — например, в ходе акций «Родники России» молодые экологи чистили и благоустраивали родники и подходы к ним, а в походах по местам боевой славы приводили в порядок памятные места, обелиски, памятники погибшим землякам.

Самые стабильные посетители клуба «Романтик» — отдельные дети, подростки и молодежь (школьники, учащиеся колледжа или ПТУ, а также студенты), но клуб может выполнить заказ школы или колледжа, или вуза. Это может быть целенаправленная акция (школы и вузы проводят профилактические акции «молодежь — за здоровый образ жизни»,

«молодежь — против наркотиков» и т. д.). К сожалению, эта деятельность носит характер отдельных мероприятий (часто «для галочки»). Тем не менее, эти акции служат привлечению подростков и молодежи в клуб, поэтому руководители и активисты клуба сотрудничают и дружат со школами, колледжами и вузами района.

Такая работа по командообразованию, совмещенная с программами развития личности, образовательными и творческими проектами, идет весь год. В ее ходе формируется актив — ребята, обученные элементарным навыкам взаимодействия в походе, они знают и понимают друг друга, признают правила действия в коллективе, добровольно и неукоснительно принимают правила жизни клуба. Это своего рода игра, где правила обязательны для всех. Самые опытные вступают в негласное сообщество «старожилов-гусей», среди которых есть уже два поколения ветеранов.

Летом наступает второй этап программы (технологии) — группа отправляется в длительный автономный поход. Как правило, это места с очень красивой природой — эстетические мотивы в воспитании коллектива подростков играют самостоятельную и немалую роль. Но одновременно это места, удаленные от торговых точек, там подростки не могут купить спиртное, пиво или сигареты, не говоря о других соблазнах современной молодежи. В классических технологиях срок такого похода должен продолжаться 40 дней. Однако практика (в том числе, связанная с финансированием таких походов) не позволяет реализовать ее полностью — срок сокращается до 2—3 недель. В поход отправляются дети и подростки, молодежь — около 20 человек.

На протяжении многих лет руководители клуба «Романтик» реализуют социальную технологию «контролируемая чрезвычайная ситуация как способ ранней диагностики девиантного поведения». Заключается она в том, что в ситуации походной, максимально отдаленной от городской, явно проявляются латентные черты характера детей и подростков, то, что в повседневных обстоятельствах скрыто от внешнего взгляда. Необычность обстановки заставляет подростков опираться на свои сильные стороны, но одновременно выявляет пробелы в воспитании и образовании. Кроме того, подростки не имеют возможности подкрепить свои негативные потребности в спиртном, табаке

или наркотике, в результате чего проявляется необычность поведения, заметная даже в том случае, если начинающаяся девиация была глубоко замаскирована, спрятана (сознательно или подсознательно) от окружающих.

Возглавляет группу руководитель клуба, который имеет лицензированное право на ведение туристской деятельности (в частности, на проведение водных байдарочных походов). Кроме того, в состав группы входит врач (или медик — медсестра, например). Особенностью — «ноу-хау» клуба — является участие в походе психолога или социального педагога, которые работают в группе «под прикрытием». Они проводят игровую деятельность в походе, которая не только помогает сплочению коллектива, но и направлена на преодоление конфликтности, на выявление скрытых (или открытых) форм девиантного повеления (агрессии, тунеядства — стремления жить за счет работы других, конфликтности, заниженной или завышенной самооценки и т. п.). Выявленные ситуации частично разрешаются уже в ходе самого похода.

Это должен быть именно специально обученный сотрудник, так как он должен уметь применять такие классические технологии, как социальная диагностика, разработка программы личностной и групповой реабилитации и адаптации, преодоления или профилактики конфликтов. Особые навыки должны быть у такого специалиста в выявлении и преодолении конфликтогенных ситуаций в семье (в поход ходят и родители с детьми, и молодые супруги). Особенностью деятельности психолога или социального педагога является скрытость — всякие действия воспринимаются естественно, они не кажутся вторжением в личный мир каждого. Другая особенность — в том, что в поход отправляются группы смешанные: в них есть дети разного возраста (каждый получает поручения и обязанности в соответствии с возрастными и личными возможностями), разные по социальному статусу (благополучные и не очень благополучные, в том числе по направлению КДН — Комиссии по делам несовершеннолетних, ребята из полных и неполных семей). Работа с ними требует комплексных навыков у руководителей групп.

Третий этап работы наступает после похода. Задача первая — не пропустить время — закрепить все положительные наработки, накопленные в работе с детьми и подростками

в походе, разработать программу социальной адаптации, реабилитации по технологиям диагностики, проработанным в походе. Вся программа реабилитации детей, подростков и молодежи проходит в течение двух лет, подкрепляясь длительными и кратковременными походами, различными социальными технологиями в течение двух лет. Разумеется, и срок программы — средний, он рассчитывается для каждого случая индивидуально. Самое замечательное свойство данных социальных технологий в том, что они позволяют решать задачи долговременные, не просто проводить отдельные акции, но проводить именно программу реабилитации, результаты которой пусть не исчисляются тысячами участников какого-либо мероприятия, но дают твердый социальный эффект. Пока клуб не провел достаточной исследовательской работы, численность реабилитированных подростков не выявлена, одно ясно — это даже не сотни, а тысячи ребят, которые надежно встали на социально позитивный путь развития, стали достойными членами общества.

Как видим, проанализированный практический опыт основывается на туристской деятельности, представляет собой многолетний опыт и апробированную социальную технологию, которая может быть не только выявлена, проанализирована и описана, но и передана для использования в других общественных организациях.

Аналогичный опыт (может быть несколько менее технологизированный) применяют и другие общественные организации и молодежно-подростковые клубы. Автором проанализирован опыт ряда аналогичных организаций г. Подольска. Среди них — Центр социальной реабилитации подростков и молодежи «Юность», поисковые и спортивные клубы-организации. Подольский район известен особым вниманием к молодежным проблемам. Технологии, применяемые здесь, также относятся к разновозрастным группам и по этой причине становятся особо сложными для управления, но более эффективными по социальной результативности. Применяются технологии местного краеведческого туризма, преобладают военно-спортивные и поисковые технологии, широко используются соревновательные командные технологии в группах со смешанным социальным составом.

Иные технологии применяются в организации туристской деятельности для граждан пожилого возраста. Здесь опыт накоплен в большей степени в московских общественных объединениях и социальных службах, например, в Центре социального обслуживания «Фили-Давыдково» или общественной организации Well group. Организация туристских поездок и походов для этой возрастной группы требует особых технологий. Здесь надо выделить технологии кратковременных туристских поездок (поездки выходного дня, двух-трехдневные поездки по близлежащим достопримечательностям, самые краткие — однодневные поездки) и поездки относительно длительные, в том числе выездной туризм.

В практике организации туризма для пожилых граждан остается традиционным включение их в обычную туристическую группу, что не совсем правильно по ряду причин. Первая — социально-демографическая, она заключается в особенностях здоровья, психики, особенностях восприятия окружающего мира. Пожилым людям нельзя строить туристскую деятельность с равными физическими и психическими нагрузками с молодыми, следует учитывать и особенность интересов этих граждан.

Вторая причина в том, что учет особенностей пожилого возраста требует и особой организации, и специального сопровождения, в том числе медико-социального.

Третья причина — финансовая. Дело в том, что по итогам маркетинговых исследований часть граждан пожилого возраста готова оплачивать свои путешествия самостоятельно или с помощью родственников. Но таких состоятельных граждан все-таки очень немного (около 10—15%). Для расширения социальной базы туризма можно расширить данную группу с помощью ряда технологий социально-экономической направленности: привлечения средств общественных фондов (смешанное финансирование), поездки в межсезонье, привлечение пожилых граждан специальными социально-медицинскими проектами или системой льгот. Все эти технологии хорошо апробированы за рубежом.

Технологии социальной работы в сфере туризма для пожилых граждан (по опыту зарубежных стран) требуют специальной организации. Прежде всего, создаются специальные группы, близкие по возрасту. Опытные со-

трудники разрабатывают маршруты с учетом физических возможностей, интересов, потребностей и культурно-образовательного уровня участников туристских поездок. Иногда это проблемы особенные, есть даже такое направление — ностальгический туризм. Например, такое направление активно развивается в Калининградской области, куда предпочитают ездить пожилые граждане Германии, вспоминая довоенный Кенигсберг. Аналогов такого туризма немного, но и его не стоит сбрасывать со счетов.

Пожилые граждане интересуются определенными историческими местами, имеют культурные и социальные предпочтения. Их интересует особая экскурсионная программа и особые места для досуга. И, конечно, должна быть обеспечена определенная доля безопасности и медико-социального сопровождения. Зарубежный опыт показывает, что в группах пожилых туристов сопровождающий специалист должен владеть и особенными навыками преодоления конфликтов, которые в данной возрастной группе имеют особый характер.

Для организации кратковременных туристских поездок для пожилых также следует учитывать возможности и потребности указанной категории туристов. Это могут быть поездки экологические, рекреационные (выход на природу с умеренной долей физических нагрузок), краеведческого или историко-патриотическо-го характера, очень популярные в советский период. Надо иметь ввиду, что за годы социально-экономических и политических реформ, за годы кризиса, сопровождавшиеся резким падением уровня жизни, сформировался отложенный спрос на туристское обслуживание, причем объектами туристского интереса выступают либо привычные для старшего поколения места, либо те, которые были недоступны в советское время и остаются малодоступными сегодня.

Российский опыт организации туризма для пожилых пока еще очень невелик. Однако очевидно, что эта деятельность имеет профессиональную специфику, требует особых технологий и особой подготовки кадров.

Наконец, следует хотя бы вкратце осветить технологии организации туристской деятельности для лиц и групп с ограничениями возможностей жизнедеятельности (ОВЖ). Здесь довольно велики различия в группах лиц с ОВЖ (колясочники или спинальники, лица

с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие, лица с отклонениями психического здоровья и др.). Все они могут иметь неповрежденную или частично пораженную интеллектуальную сферу, вести активный или пассивный образ жизни и т. д., иметь или не иметь социальных потребностей или устремлений, быть адаптированными к социуму или оставаться в изоляции.

Для каждой из этих групп нужны свои технологии, туристские программы (особенно рекреативного и оздоровительного характера). Специалисты высоко ценят организацию туристской деятельности для преодоления изоляционизма в отношении к лицам и группам с ОВЖ, а также значение этой деятельности для активизации позиций самих инвалидов, актуализации их творческого потенциала, для формирования социально благоприятной среды для их реабилитации, расширения их круга общения, личностного развития и образования, в том числе профессионального.

В настоящее время лица и группы с ОВЖ ведут все более активный образ жизни. Зарубежный опыт показывает, что перспективы для них могут открываться довольно широкие. Наши российские сограждане с ОВЖ выходят из изоляции, учатся, работают, путешествуют. Однако сегодня они вынуждены так же, как пожилые граждане, приспосабливаться к общим группам (или группы вынуждены приспосабливаться к одному-двум инвалидам). По российскому законодательству часть из них имеет право на оплачиваемого сопровождающего, но в данный момент в этой роли преимущественно выступают близкие родственники или друзья. Это, с одной стороны, положительный факт — кто, как не близкие, лучше присмотрят за инвалидом. Но это и осложняет поездки. Отдельно путешествующим гражданам с ОВЖ трудно приспосабливаться к традиционным маршрутам, защищать свои права. Особые трудности их ожидают в нашей стране. При наличии сопровождающих родственников трудно формировать группы, ориентированные на это направление туризма. Более рациональными выглядят технологии, применяемые за рубежом: формирование специализированных групп со специальными маршрутами, медико-социальным сопровождением, с учетом интересов и пожеланий лиц с ОВЖ.

Однако было бы ошибкой не упомянуть проблемы в развитии этого направления туризма:

1) недоработанность нормативно-правовой базы, отсутствие специального закона о социальном туризме [1, 2, 3];

2) финансирование. В составе указанных социальных и социально-демографических групп есть граждане обеспеченные и самодостаточные, но их, к сожалению, не много. Маркетинговые исследования показывают, что часть граждан (и семей) готова оплатить свои поездки самостоятельно, другая часть может активизировать свои возможности при определенной поддержке общественных и государственных структур [7]. Зарубежный опыт показывает, что большие возможности есть у специальных общественных фондов социальной направленности, специализированных объединений населения, различных форм соучастия тур-бизнеса, разумеется, и при долевом финансировании за счет государственных средств и личных сбережений;

3) сложность взаимодействия разных социальных институтов общества, государственных и общественных структур, представителей разных форм собственности. Это проблема формирования инфраструктуры туризма для лиц и групп с особыми потребностями и для социального туризма [8];

4) формирование высокой культуры отдыха и досуга наших граждан, проблема восста-

новления лучшего из накопленного опыта в нашей стране [9]; 5) кадровая проблема, потому что разные виды и направления туризма, работа с разными социальными группами требует особенностей в профессиональной подготовке кадров. Кафедра психологии и социальной работы РГУТиС, учитывая общественный запрос, готова приступить к подготовке бакалавров социальной работы по профилю «социальная работа в сфере туризма и спорта».

Даже очень краткий обзор технологий, применяемых в ходе организации туристкой деятельности для различных групп населения с особыми потребностями, организации адаптивного и реабилитационного туризма показывает, что это большое направление, имеющие немалые перспективы развития. Надо учитывать, что развитие туризма как вида деятельности и направления бизнеса, так же, как и в других сферах деятельности, должно перейти в новую фазу [4]. От потребительского использования имеющихся ресурсов и пассивно рентных отношений пора переходить к позиции профессионально активной, формировать новую социальную среду — пространство туризма, расширять возможности различных социальных групп, использовать новые технологии туристской деятельности, а также, опираясь на российский и зарубежный опыт, вести активную социальную политику. Опыт и перспективы развития этого направления туризма и соответствующих им целевых социальных программ в России очень велик.

Литература

1. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 года № 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон РФ от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

3. Федеральный Закон РФ от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

4. Концепция инновационной политики Российской Федерации до 2020 года.

5. Андреева Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития // Вестник СГТУ. № 2 (13) Вып. 2. Саратов. 2006. С. 120-124.

6. Аникеева О.А., Лукьянова Е.А. Молодежная политика муниципальных образований: от патернализма к партнерству. М.: РГУТиС, 2009.

7. Назина Н.А., ПлатоноваН.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Социальный туризм. Подходы к проведению маркетинговых исследований // Маркетинг услуг. 2010. № 1.

8. СахарчукЕ. С. Социальные последствии развития туризма. М.: РГУТиС. 2009.

9. Соколова М.В. Психологическая мотивация в туризме / Объединенный научный журнал. 2006. № 15 (175). С. 32-38.

10. Усыкин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб. 2000. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.