Научная статья на тему 'К вопросу возрождения и развития социального туризма в Российской Федерации'

К вопросу возрождения и развития социального туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
972
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИСТ / SOCIAL TOURISM / PUBLIC FINANCING / TOURIST PRODUCT / SOCIAL TOURIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич, Костромина Наталья Владимировна

Уровень развития социального туризма, как составляющей части туризма в целом, отражает общее состояние социальной сферы в стране. Несмотря на пристальное внимание государства к данной сфере в последние годы, социальный туризм пока таким вниманием в нашей стране обойден. Кроме того, цели социального туризма вступают в противоречие с тотальной коммерциализацией туристской деятельности в России. Развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, как на федеральном, так и региональном уровнях. Для возрождения социального туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций. Зарубежный опыт свидетельствует, что практика социального туризма может быть сохранена и при рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development level of social tourism as an integral part of tourism reflects the general state of social sphere in Russia. Despite the governments recent intense attention to this sphere, social tourism still lacks attention. Besides, the aims of social tourism contradict with comprehensive commercialization of tourist activities in Russia. The development of social tourism in Russia and its regions is hindered by practically complete absence of legal support in the sphere. The need for reorganization and improvements in social tourism management system is evident both at the federal and regional levels. To restore social tourism in Russia, new conceptual approaches are needed, based on reasonable balance of national interests, citizens interests and those of tourism organisations. Foreign experience proves that social tourism practice can be preserved in a market economy as well.

Текст научной работы на тему «К вопросу возрождения и развития социального туризма в Российской Федерации»

УДК: 338.484.5

К ВОПРОСУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федулин Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «РГУТиС»,

Костромина Наталья Владимировна, начальник отдела размещения заказа,

контрактной и претензионной работы, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The development level of social tourism as an integral part of tourism reflects the general state of social sphere in Russia. Despite the government's recent intense attention to this sphere, social tourism still lacks attention. Besides, the aims of social tourism contradict with comprehensive commercialization of tourist activities in Russia. The development of social tourism in Russia and its regions is hindered by practically complete absence of legal support in the sphere. The need for reorganization and improvements in social tourism management system is evident both at the federal and regional levels. To restore social tourism in Russia, new conceptual approaches are needed, based on reasonable balance of national interests, citizens' interests and those of tourism organisations. Foreign experience proves that social tourism practice can be preserved in a market economy as well.

Уровень развития социального туризма, как составляющей части туризма в целом, отражает общее состояние социальной сферы в стране. Несмотря на пристальное внимание государства к данной сфере в последние годы, социальный туризм пока таким вниманием в нашей стране обойден. Кроме того, цели социального туризма вступают в противоречие с тотальной коммерциализацией туристской деятельности в России. Развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, как на федеральном, так и региональном уровнях. Для возрождения социального туризма потребуются новые концептуальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций. Зарубежный опыт свидетельствует, что практика социального туризма может быть сохранена и при рыночной экономике.

Keywords: social tourism, public financing, tourist product, social tourist

Ключевые слова: социальный туризм, государственное финансирование, туристский продукт, социальный турист

Современный туризм — это мощная индустрия, выделяющаяся среди других отраслей экономики высокой эффективностью, устойчивым развитием и интенсивно развивающаяся в периоды относительного благополучия общества, отсутствия войн и иных катаклизмов. Рационально организованная индустрия туризма генерирует в туристских регионах стран рабочие места для местного населения, развивает смежные с туризмом отрасли, а также обеспечивает приток в регион денежной массы и инвестиционных средств, и как следствие,

пополняет бюджеты регионов и государств за счет налоговых поступлений.

Для качественного развития туристской сферы необходим комплексный, системный подход, учитывающий взаимосвязи между элементами туризма и факторами, которые оказывают доминирующее влияние на его развитие.

Под туризмом обычно понимают временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в места временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных,

религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в месте временного пребывания.

По мнению многих исследователей, туризм следует рассматривать как явление, которое сформировалось в древние времена и просуществовало вплоть до XIX века, а непосредственно в XIX веке начался новый этап его развития и формирования, за что он получил громкий титул «феномен XX века».

Существует множество субъективных определений туризма, среди которых наиболее распространены следующие:

• туризм — это социальное явление XX века, метод познания духовных и материальных ценностей, созданных природой и человеческой цивилизацией (в экономическом отношении это одна из самых динамично развивающихся отраслей);

• туризм — это временная смена человеком места проживания;

• туризм — это один из простых способов привлечения иностранной валюты в страну и т. д.

Все приведенные определения имеют право на существование как отражающие разные стороны туризма, который действительно относится к чрезвычайно многосторонним явлениям.

Сегодня при определении туризма следует принять во внимание следующие критерии:

1) временная смена места проживания и пребывание в другом месте (место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания);

2) оплата деятельности туриста в посещаемом месте не производится (главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой в посещаемом месте).

В данной статье внимание будет уделено такой категории, как социальный туризм.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сказано: «туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют

получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Практика проведения социальных туров в России и за рубежом показывает, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами. Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развития соответствующей инфраструктуры.

Уровень развития социального туризма как составляющей части туризма, в целом, отражает общее состояние социальной сферы в стране. Несмотря на пристальное внимание государства к данной сфере в последние годы, социальный туризм пока таким вниманием обойден.

В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм в Российской Федерации является формально приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.

В Монреальской декларации Генеральной Ассамблеи международного бюро социального туризма (1996) сформулированы также основные принципы социального туризма:

• нацеленность на совместное решение социальных задач, способствующих уважению и развитию человека, повышенное чувство солидарности и братства;

• доступность туризма для всех, включая семьи, молодежь, пожилых людей, малообеспеченный слой населения и лиц с ограниченными средствами;

• неотъемлемым элементом предлагаемого туристского продукта является добавленная стоимость неэкономического характера, (речь идет об участии социальных расходов, трансфертных платежей в оплате туристских услуг);

• значимый и устойчивый социальный туризм может существовать только при наличии долгосрочной социальной политики в области туризма, включающую прямую государственную поддержку и др. Приведенное выше определение и цели социального туризма вступают в противоречие с тотальной коммерциализацией туристской деятельности в России.

По данным зарубежных исследований, Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место в мире по уровню качества жизни. Туризм на коммерческой, рыночной основе для части населения недоступен.

Рассмотрим данные вторичных исследований по вопросам организации социального туризма в регионах России.

В социально-экономическом отношении Забайкальский край является одной из неблагополучных территориальных единиц. Согласно данным туристической фирмы «Вокруг света», объем туристов, въезжающих в Забайкальский край, увеличивается (преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни, иностранные туристы), а количество жителей Забайкальского края, пользующихся услугами туризма, уменьшается. По мнению исследователей, данная тенденция связана с низким уровнем жизни населения края, возрастанием цен на туруслуги и уменьшением доходов большей части населения.

Особенно обделенными в данной ситуации оказываются социально уязвимые категории жителей региона: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми и др.

Ростовская область стала первым субъектом Южного федерального округа, в котором организация социальных туров осуществляется за счет бюджетных средств в рамках реализации областной целевой программы развития туризма. В 2009 году на эти цели из средств областного бюджета было выделено 800 тыс. руб.

Экскурсии для инвалидов, ветеранов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и других социально незащищенных категорий граждан проводятся турфирмами по госзаказу Минэкономики Ростовской области. Совместная деятельность органов исполнительной власти Ростовской области и представителей турбизнеса состоит не просто в помощи социально незащищенным категориям граждан, а в обеспечении их равными с другими гражданами возможностями, предусмотренными

Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.

Рассмотрим далее проект «Социальный туризм», разработанный в одном из районов Астраханской области.

В Трусовском районе Астраханской области стартовал проект «Социальный туризм». Разработанный специалистами Управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Трусовскому району проект «Социальный туризм» направлен на определенную категорию — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, эту информацию предоставила пресс-служба министерства социального развития и труда Астраханской области.

В основу концепции развития социального туризма в Приморском крае положена система комплексных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для возрождения социального туризма и его дальнейшего развития.

В Башкортостане реализуется Республиканская целевая программа развития социального туризма, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2011 года № 138 (с изменениями от 23 сентября 2011 года № 335).

Программа развития социального туризма в Республике Башкортостан предполагает объем финансирования в 2011 году 36,9 млн руб. До конца 2011 года ею должны были воспользоваться не менее 3 тыс. пенсионеров и инвалидов, проживающих в Республике Башкортостан.

Программой предусматривается предо -ставление пенсионерам и инвалидам субсидий за счет бюджетных средств для оплаты 70% от стоимости туристских путевок, но не более 11100 руб. на одну путевку.

Стать участниками Программы могут граждане, зарегистрированные и проживающие на территории Республики Башкортостан: мужчины, достигшие возраста 60 лет; и женщины, достигшие возраста 55 лет, имеющие право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также граждане, признанные инвалидами в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Сегодня развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обе-

спечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом как на федеральном, так и региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, устарели и не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственного строя.

Социальный туризм (по определению) может активно развиваться при достаточной государственной поддержке и наличии соответствующей инфраструктуры.

В условиях плановой экономики дотационный принцип распространялся не только на внутренние социальные маршруты, но и на самодеятельный, походный и спортивный туризм, а также на международные поездки.

Социальный туризм в условиях рыночной экономики, к сожалению, порождает и ряд негативных факторов:

1) туристские льготы для социальных туристов носят дискриминационный характер по отношению к другим категориям населения;

2) социальный туризм по определению является бюджетно-затратным;

3) социальный туризм в его нынешнем виде нерентабелен и не стимулирует инвестиционную деятельность и развитие туристских предприятий;

4) низкая стоимость социальных туров не отвечает общепринятому стандарту качества туристского продукта;

5) социальные туры, как правило, реализуются вне основного сезона в качестве доза-грузки объектов инфраструктуры туризма;

6) социальные туры не распространяются на зарубежные путешествия;

7) низкий уровень благосостояния социальных туристов не стимулирует их расходы на дополнительные услуги, в том числе в сфере индустрии развлечений и др.

В современных условиях существовавшая ранее модель социального туризма практически невозможна. Для возрождения социального туризма потребуются новые концеп-

туальные подходы, основанные на разумном балансе интересов государства, его граждан и туристских организаций.

Зарубежный опыт свидетельствует, что практика социального туризма может быть сохранена и при рыночной экономике.

Богатые индустриально-развитые страны реализуют концепцию развития массового ин-дустриально-дифференцированного туризма социальной направленности.

Основываясь на вторичных данных, сделаем выводы, что 100-процентное государственное финансирование национальных туристских администраций и основных программ социального туризма реализуется в Австралии, Испании, Франции, Сингапуре, Тунисе, Малайзии, Канаде, Индии, Кении, Польше, Ливане, Ямайке, Шри-Ланке и других странах;

80—90-процентное финансирование осуществляется в Ирландии, Южной Африке, Колумбии, Чили, Египте и др.

Наибольшее внимание в Европе социальному туризму уделяется в Бельгии, Франции, Италии, Швейцарии, Испании, Австрии и Португалии.

За рубежом программы развития социального туризма характеризуются некоторыми общими целями:

— долевым характером финансирования программ развития социального туризма со стороны государства и негосударственных фондов (пенсионного, фонда трудовых советов предприятий, профсоюзов и др.);

— созданием системы государственной поддержки участников социального туризма за счет льготных или беспроцентных кредитов, субсидий, налоговых льгот и др.);

— использованием достижений в социальной сфере по улучшению уровня жизни и стандартов отдыха и оздоровления и др. Передовой зарубежный опыт подтверждает,

что доступ к социальному туризму открыт для многочисленных категорий населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, школьники и студенты, граждане с низким уровнем дохода, безработные и др. В некоторых странах дополнительно таким правом пользуются государственные служащие, военнослужащие и члены их семей, беженцы и вынужденные переселенцы, священнослужители и др.

В ряде случаев социальные льготы для некоторых категорий населения имеют усеченный характер.

Так, в большинстве стран Западной Европы школьники, студенты и молодежь до 25 лет пользуются значительными транспортными льготами. Студенты в системе социальных молодежных хостелов получают значительные скидки по размещению и питанию, члены международных студенческих союзов и ассоциаций получают дополнительные льготы на посещение культурных, спортивных и развлекательных заведений и экскурсий.

В Италии разработана эффективная система государственной поддержки туристской отрасли, в том числе социального туризма. Здесь туристская деятельность приравнена к деятельности промышленности и пользуется соответствующими налоговыми льготами, субвенциями и бюджетными отчислениями. Для эффективного функционирования социального туризма законодательством страны учрежден Оборотный фонд туристских ссуд и сбережений. Задачей данного фонда является льготное финансирование туристских поездок для населения, уровень доходов которого ниже устанавливаемых каждые три года нормативов.

Современная отечественная практика не гарантирует доступа к туристским услугам широких слоев населения и не может служить устойчивой базой для возрождения социального туризма.

В 2009 году творческим коллективом профессорско-преподавательского состава ФГО-УВПО «РГУТиС» была разработана научно-исследовательская тема «Анализ состояния туристского рынка, изучение международной практики оказания государственной поддержки социального туризма. Подготовка предложений для формирования развития социального туризма для детей, студентов и пожилых граждан».

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы.

Нормативно-правовая основа организации туризма и отдыха для социально-уязвимых категорий населения (детей, студентов и пожилых граждан) в Российской Федерации и в ее субъектах не ориентирована на предоставление специальных налоговых льгот и преференций в отношении социального туризма.

Практика развития туризма за рубежом показывает, что его эволюция пошла по направлению формирования концепции «туризм для всех», суть которой — обеспечение всеобщего доступа к туризму. Это, в свою очередь, предполагает проведение целевых мероприятий по обеспечению социальных категорий граждан услугами по организации отдыха, а также создание косвенных механизмов, стимулирующих создание дешевых туристских продуктов.

Страны СНГ в послереформенные годы развивали социальный туризм по централизованной модели, за счет государственных бюджетов. Однако современная экономическая ситуация заставляет пересмотреть этот принцип и перейти к внедрению механизмов со-платежей населения. Вместе с тем сохраняются элементы централизованной модели, в частности, при создании региональных и государственных структур по закупке социальных тур-пакетов и распределению их среди населения. Однако данный опыт нельзя назвать передо -вым, а данную модель развития социального туризма — перспективной.

Все вышеотмеченное говорит о необходимости включения социального туризма в концепцию «туризм для всех» как одного из основных элементов. Для внедрения в российские реалии данной практики необходимо рассмотреть все возможности применения зарубежного опыта организации социального туризма и разработать адаптационный механизм, учитывающий отечественные особенности.

Литература

1. Быстров С. А., Воронцова М. Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб: Издательский дом «Герда», 2008.

2. Гуляев В. Г., Селиванов И. А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. М.: Советский спорт, 2008.

3. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. М.: КНОРУС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.