Научная статья на тему 'Специфика развития социального туризма в Российской Федерации'

Специфика развития социального туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2539
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / ПРОГРАММА / МОДЕЛЬ / TOURISM / SOCIAL TOURISM / LEGISLATION / SOCIAL TOURISM SUPPORT / PROGRAM / MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабиров И. С.

В статье расссмотрены теоретические аспекты развития социального туризма в РФ, приведены нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального туризма, исследованы зарубежный опыт поддержки социального туризма, представлена модель организации социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITY OF SOCIAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article views theoretical aspects of social tourism development in Russia, lists normative-legal acts regulating the sphere of social tourism, studies foreign experience of social tourism support, and presents the model of social tourism organization.

Текст научной работы на тему «Специфика развития социального туризма в Российской Федерации»

УДК 338.48:379.85

И.С. КАБИРОВ,

кандидат экономических наук, доцент

Чистопольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань), г. Чистополь, Россия

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье расссмотрены теоретические аспекты развития социального туризма в РФ, приведены нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального туризма, исследован зарубежный опыт поддержки социального туризма, представлена модель организации социального туризма.

Ключевые слова: туризм; социальный туризм; законодательство; поддержка социального туризма; программа; модель.

В научных исследованиях ряд авторов (А.Ю. Александрова, Ю.А. Барзыкин, В.Г. Гуляев и др.) уделяют внимание феномену современного туризма. Туризм обеспечивает приток денежных средств, увеличивает доходы предприятий ту-риндустрии, в том числе и смежных, пополняет бюджеты различных уровней, способствует созданию дополнительных рабочих мест, оказывает влияние на повышение уровня жизни населения, укрепляет многообразные связи между странами (регионами). Туризм на современном этапе становится благоприятной средой, в которой общество потребляет ценности и рекреационные ресурсы.

К началу XXI в. туризм стал одним из мощных катализаторов подвижности современного общества. Так, если в 1950 г количество международных туристских прибытий по всем странам мира насчитывалось на уровне 25 млн человек, то уже к 2011 г. число туристов во всем мире достигло 983 млн человек.

Одним из ключевых направлений современного туризма и социальной политики страны, по нашему мнению, является социальный туризм, обеспечивающий возможность удовлетворения потребностей в туристском продукте (услуге) определенных категорий населения. Социальный туризм отражает массовый характер потребления туристского продукта (услуги) и представляет собой туризм низкодоходных слоев современного общества. Развитие туризма помогает выполнению определенных функций социального характера, создающих благоприятные условия для развития современного общества. Вышеназванное и определило актуальность исследования.

В ст. 37 Конституции РФ сказано, что каждый гражданин имеет право на отдых. В ст. 39 отмечено, что поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность1.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) сказано, что «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей»2.

Анализируя исторический опыт, следует отметить, что в СССР преобладал социальный туризм, набольший масштаб которого был достигнут в 1990-е гг. Социальный туризм, на долю которого приходилось порядка 80% внутреннего туризма и 50% международного туристского обмена, реа-лизовывался организациями профсоюзов, а также республиканскими и территориальными органами. Однако в последние годы несколько тысяч объектов социального туризма, предоставлявших ранее услуги широким слоям населения, приостановили свою деятельность, а туроператоры стали направлять российских граждан за рубеж,

1 Конституция РФ: Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 декабря.

2 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. - № 49. - Ст. 5491.

чему способствовал ряд моментов. Недостаток инвестиционных ресурсов не дал возможности произвести реконструкцию материальной базы внутреннего туризма, в том числе его социальной инфраструктуры. Значительная часть предприятий социального туризма была акционирована и изменила профиль своей деятельности. Многие предприятия стали банкротами. Оставшиеся действующие предприятия социального туризма компенсировали недогрузку в своей работе высокими ценами при низком качестве туристского продукта. Вследствие этого цены внутреннего социального тура существенно выше стоимости зарубежных туров соотечественников в Турцию, Египет, Болгарию и т.д. Однако следует не упускать из виду, что при равенстве цен качество туристского продукта в этих странах значительно выше.

Действие всего комплекса негативных факторов привело к тому, что уровень развития социального туризма в нашей стране по основным показателям за последние годы снизился в разы, а доля социальных туристов составляет не более 5%. Такое резкое снижение численности внутренних туристов объясняется тем, что в условиях полной коммерциализации туризма стало экономически невыгодным развивать социальный туризм, который перестал отражаться статистикой.

По нашему мнению, проблему финансирования социального туризма можно было бы решить путем введения льготного налогообложения, действующего в системе малого предпринимательства. Налоговая составляющая является важным механизмом государственного регулирования социального туризма в стране. Для этого необходимо уменьшение количества федеральных и местных налогов для объектов инфраструктуры социального туризма. Снижение налогового бремени позволит восстановить и оживить объекты, предприятия и учреждения туризма, а через дополнительные услуги создать новые рабочие места и пополнить местный и региональные бюджеты. Кроме того, следовало бы принять соответствующую федеральную целевую программу, направленную на урегулирование социального туризма в стране и ее регионах.

Безусловно, разрушение социального туризма и упадок курортного дела в России стали серьезными факторами ухудшения показателей здоро-

вья нации, а также средней продолжительности жизни. Так, до 1990 г. средняя продолжительность жизни населения СССР составляла 69 лет, а к 2000 г. она снизилась до 65 лет. Поэтому восстановление системы массового санитар-но-курортного лечения и отдыха, возрождение российских курортов в новых экономических условиях представляется важной общенациональной задачей. Развитие социального туризма особенной актуально на этапе кризисного состояния экономики, в моменты социальных депрессий, что во многом соответствует современной ситуации в России.

Социальный туризм вносит решающий вклад в соблюдение прав человека на отдых, свободу передвижения, охрану здоровья, физическую и духовную реабилитацию малообеспеченных категорий граждан. Социальный туризм сглаживает противоречия между разнообеспеченными слоями общества, повышает социальную и политическую стабильность государства. Социальный туризм благотворно влияет и на социально-экономическое положение страны (региона). При потреблении социального продукта денежный оборот происходит внутри страны, что способствует расширению налоговой базы, тем самым увеличивается спрос на товары местных производителей, стимулируется развитие местного производства и сферы услуг. Развитие социального туризма содействует возрождению малых городов, способствуя созданию и сохранению новых рабочих мест и решению проблем занятости. Тем самым социальный туризм стимулирует развитие въездного туризма, что в конечном итоге позволяет снизить удельный вес выездного туризма, а значит - оздоровить платежный баланс по статье «Поездки». В нашей стране по данной статье на протяжении ряда лет отмечается отрицательное сальдо (в 2011 г. - 20,9 млрд долл. США). Социальный туризм позволил бы частично предотвратить утечку твердой валюты из страны (региона).

Профессор Д.Ю. Каримова отмечает, что «социальный туризм фактически консолидирует общество, обеспечивает концепцию его устойчивого развития ...» [1, с. 6].

Интересен зарубежный опыт в области поддержки социального туризма. Примером высокого уровня развития массового социального туризма может служить опыт индустриально

развитых стран. Так, по данным ЮНВТО, государственное финансирование национальных туристских администраций и основных программ социального туризма реализуется во Франции (Национальное агентство отпускных чеков), в Испании (действует Программа «Туризм для старшего поколения»), в Великобритании (Программа «Семейный отдых»), в Венгрии (применяется система отпускных чеков), в Чехии (Программа «Путешествия без барьеров»), в Италии (учрежден Оборотный фонд туристских ссуд и сбережений) и др. В зарубежных странах правом социального туризма пользуются многочисленные категории населения: инвалиды, пенсионеры, безработные, многодетные семьи, школьники и студенты, граждане с низким уровнем доходов и др. В некоторых странах дополнительно таким правом пользуются государственные служащие, военнослужащие и члены их семей, беженцы и вынужденные переселенцы и др.

Во многих странах программы развития социального туризма характеризуются общими принципами:

- широкое вовлечение в сферу туризма малообеспеченных людей, позволяющее организовать отдых каждого члена общества;

- долевой характер финансирования программ социального туризма со стороны государства и различных фондов;

- система государственной поддержки участников социального туризма.

В России некоторые ограниченные социальные льготы получают немногочисленные категории граждан в основном в качестве предоставления им санаторно-курортных услуг, в ряде случаев вне основного сезона. Большая часть населения страны не имеет возможности пользоваться туристскими услугами, в том числе лечебно-оздоровительными в связи с недостаточной платежеспособностью. Такие немногочисленные льготы не гарантируют доступа к туристским услугам широких слоев населения и не могут служить устойчивой базой для возрождения социального туризма.

В некоторых регионах нашей страны предпринимаются определенные шаги по поддержке социального туризма. Так, постановлением Правительства РБ разработана целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в

Республике Башкортостан» на 2012-2016 гг. Одна из ее подпрограмм «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 г. разработана в целях развития в регионе туризма для людей пожилого возраста и инвалидов, объем финансирования которой - более 100 млн руб. Планируется, что до конца нынешнего года данной подпрограммой воспользуются порядка шести тысяч пенсионеров и инвалидов. В Астраханской области существует проект «Социальный туризм», который направлен на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)», в которой отмечено, что поддержание и укрепление здоровья, а также восстановление работоспособности населения является одним из важных направлений развития нашего государства. Определенный вклад в решение проблем социального туризма вносят Всероссийское общество инвалидов, Российская ассоциация социального туризма, негосударственные пенсионные фонды и др.

Как считает В. Г. Гуляев, социальный туризм в условиях рыночной экономики порождает ряд негативных факторов:

- туристские льготы для социальных туристов носят дискриминационный характер по отношению к другим категориям населения;

- социальный туризм по его определению является бюджетно-затратным;

- социальный туризм в его нынешнем виде нерентабелен и не стимулирует инвестиционную деятельность и развитие туристских предприятий;

- низкая стоимость социальных туров не отвечает общепринятому стандарту качества туристского продукта;

- социальные туры, как правило, реализуются вне основного сезона в качестве дозагрузки объектов инфраструктуры туризма;

- социальные туры не распространяются на зарубежные путешествия;

- низкий уровень благосостояния социальных туристов не стимулирует их расходы на дополнительные услуги, в том числе в сфере индустрии развлечений и др. [2, с. 69].

По нашему мнению, ряд положений вышеназванного автора носят дискуссионный характер. В частности, социальные туры распространяются

по маршрутам зарубежных стран (подпрограмма «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 г).

Развитие социального туризма в нашей стране предполагает наличие законодательной базы. К основным нормативно-правовым актам, затрагивающим отношения в сфере социального туризма, относятся:

- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 09 января 1996 г. № 2-ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ (с изм. и доп.);

- Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. и доп.) и ряд др.

Следует отметить, что вышеназванные нормативно-правовые документы являются общими и не содержат комплексного механизма функционирования системы социального туризма на территории нашей страны. Реалии сегодняшнего дня таковы, что в правовом отношении отсутствует специальный закон «Социальный туризм в Российской Федерации», который определил бы основные положения развития данной сферы в стране и ее регионах. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, какая категория людей может получить от государства часть бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды с целью реализовать свое право на отдых. Кроме того, отсутствует программа развития социального туризма, нет и строки в государственном бюджете о финансировании социального туризма.

Разработанная нами модель организации социального туризма в стране представлена на нижеследующем рисунке.

Стратегия социально-экономического развития страны

Социальный туризм

X

Интересы органов власти * -* Партнерство Интересы бизнеса

Нормативно-правовое обеспечение

1

Инфраструктурное обеспечение

1

Финансово-кредитное обеспечение

1

Информационное обеспечение

+

Интересы населения

- создание новых рабочих мест;

- увеличение налоговых поступлений;

- рациональное использование туристских ресурсов;

- упрочнение культурных связей с другими регионами;

- сохранение здоровья населения;

- повышение уровня и качества жизни граждан и др.

Модель организации социального туризма

Как отмечает В.Г. Гуляев, при разработке модели возрождения и развития социального туризма возможны следующие варианты [2, с. 74]:

- эффективное лоббирование интересов граждан при принятии очередного бюджета страны, а также бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований, прямого финансирования социального туризма в рамках бюджетов социальной сферы. Данный вариант предполагает при высоком экономическом уровне развития страны, экономической и политической стабильности, признании социальной сферы наиболее преферентной, а сферы туризма - приоритетной сферой национальной экономики.

- поиск компромиссного варианта прямой и косвенной долевой поддержки социального туризма со стороны государства, негосударственных фондов, туристских предприятий и заинтересованных организаций. Для этого варианта характерно формирование источников развития социального туризма по долевому принципу, где основной удельный вес прямых инвестиций дол-

жен приходиться на внебюджетные фонды, фонды предприятий, банковско-финансовый сектор, страховые компании, зарубежных инвесторов.

- развитие социального туризма по схеме «Ту -ризм развивает туризм». Указанный вариант является наиболее жестким и предполагает развитие социального туризма за счет самой туристской сферы, которая практически находится в стадии становления.

Согласно вышеназванному автору, основой концептуальной модели возрождения и развития социального туризма наиболее вероятно может стать первый и второй варианты, т. е. прямая и косвенная государственная поддержка при активном долевом участии негосударственного сектора, а в перспективе - при участии капитала самой туристской отрасли.

Подводя итоги, отметим, что туризм на сегодняшний день имеет характер социальной ориентации целей развития современного общества. Мировой опыт свидетельствует о том, что социальный туризм, если государства и правительства

уделяют ему должное внимание, реализует меры государственной поддержки, может успешно развиваться в интересах широких слоев населения. В современных условиях советская модель социального туризма неосуществима. Для восстановления социального туризма необходимы инновационные подходы, модели, направления, механизмы и конкретные меры решения в стране проблем социального туризма. Развитие социального туризма могло бы способствовать решению весьма актуальной в настоящее время социальной задачи - преодоление все увеличивающихся различий в уровне жизни различных слоев населения страны.

Список литературы

1. Каримова Д.Ю., Каримов Б.М. Развитие социального туризма как нового подхода в интеграции общества // Туризм: право и экономика. - 2012. - № 1. - С. 2-5.

2. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.

В редакцию материал поступил 17.08.12

Информация об авторе

Кабиров Ильдар Сарварович, кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса, Чистопольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 422985, Россия, г. Чистополь, ул. 40 лет Победы, 32Ж, тел.: (4342) 4-33-09 E-mail: 55505_05@mail. ru

I.S. KABIROV,

PhD (Economics), associate professor Chistopol branch of Institute of economics, management and law (Kazan), Chistopol', Russia PECULIARITY OF SOCIAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article views theoretical aspects of social tourism development in Russia, lists normative-legal acts regulating the sphere of social tourism, studies foreign experience of social tourism support, and presents the model of social tourism organization.

Key words: tourism; social tourism; legislation; social tourism support; program; model.

References

1. Karimova D.Yu., Karimov B.M. Razvitie sotsial'nogo turizma kak novogo podkhoda v integratsii obshchestva (Social tourism development as a new approach of society integration), Turizm: pravo i ekonomika, 2012, No. 1, pp. 2-5.

2. Gulyaev V.G., Selivanov I.A. Turizm: ekonomika, upravlenie, ustoichivoe razvitie (Tourism: economics, management and stable development). Moscow: Sovetskii sport, 2008, 280 p.

Information about the author

Kabirov Il'dar Sarvarovich, PhD (Economics), associate professor of the chair of hospitality and tourism business, Chistopol' branch of Institute of economics, management and law (Kazan)

Address: 32 40 years of Victory str., 422985, Chistopol', Russia, tel.: (4342) 4-33-09

E-mail: 55505_05@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.