Научная статья на тему 'Социальный туризм в России: проблемы и перспективы развития'

Социальный туризм в России: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5153
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL TOURISM / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / SOCIAL PROGRAMS / ОТПУСКНЫЕ ЧЕКИ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / INCOMES / ИНВАЛИДЫ / PEOPLE WITH DISABILITIES / VACATION CHECKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрижова О.С., Праздникова Н.Н.

В статье рассматривается понятие социального туризма. Обосновывается необходимость создания системы социального туризма. Анализируются наиболее острые проблемы и возможные перспективы его развитие в Российской Федерации. Рассматривается положительный опыт ряда регионов России по реализации программ развития социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TOURISM IN RUSSIA: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF DEVELOPMENT

The article discusses the concept of social tourism. The necessity of establishing a system of social tourism. Examines the most pressing problems hindering its development in the Russian Federation and the possible prospects. Considered a positive experience.

Текст научной работы на тему «Социальный туризм в России: проблемы и перспективы развития»

УДК 379.875

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

О. С. Стрижова, Н. Н. Праздникова

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

SOCIAL TOURISM IN RUSSIA: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF DEVELOPMENT

O. S. Strizhova, N. N. Prazdnikova

В статье рассматривается понятие социального туризма. Обосновывается необходимость создания системы социального туризма. Анализируются наиболее острые проблемы и возможные перспективы его развитие в Российской Федерации. Рассматривается положительный опыт ряда регионов России по реализации программ развития социального туризма. Ключевые слова: социальный туризм, проблемы развития социального туризма, социальные программы, отпускные чеки, доходы населения, инвалиды.

The article discusses the concept of social tourism. The necessity of establishing a system of social tourism. Examines the most pressing problems hindering its development in the Russian Federation and the possible prospects. Considered a positive experience. Key words: social tourism, the problems of the development of social tourism, social programs, vacation checks, incomes, people with disabilities.

В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением отдыха и поддержания здоровья становится для нашего населения наиболее актуальным. Однако значительная часть россиян имеет низкие доходы и, соответственно, не может позволить себе полноценный отдых. Как правило, в эту категорию входят многодетные семьи, молодежь, бюджетники и пенсионеры. Молодежь является наиболее мобильной группой населения, так как в основном нет бремени семейных забот, имеет достаточно продолжительные каникулы в разные сезоны года и к тому же здоровье позволяет принимать участие во всех видах путешествий. Молодые люди хотят путешествовать, познавать мир, открывать для себя новые города и страны, знакомиться с интересными людьми, но пока далеко не все могут позволить себе купить турпакет и отправиться в долгожданное путешествие, поэтому важно сделать отдых доступным для данной группы населения. Для государственной поддержки путешествий малоимущих слоев населения еще в 70-х гг. ХХ в. появился «социальный туризм», как отражение тенденции, связано с осмыслением социальной роли туризма на уровне международного сообщества [3]. На данном этапе развития научного знания понятие «социальный туризм» не имеет однозначного толкования в научной и специальной литературе, а также в нормативно-правовых документах. Наибольшее распространение к трактовке данного понятия получили два подхода — широкий и узкий [2]:

- Социальный туризм в широком понимании отражает массовый характер потребления туристских услуг. Суть его в том, чтобы сделать туризм доступным для как можно большего количества людей.

- Согласно узкому подходу социальный туризм — деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоев населения, с целью реализации их прав на отдых, в той или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды и/или иных источников финансирования.

В СССР в силу политических особенностей туризм не рассматривался как экономически значимая отрасль. Советское государство рассматривало социальный туризм как неотъемлемую часть своей со-

циальной политики. Система советского типа социального туризма базировалась на всеобщем равном доступе к туристским услугам. Социальная составляющая заключалась в том, что через профсоюзные комитеты предприятий и учреждений частично или полностью оплачивался отдых работников и членов их семей, т. е. осуществлялась дотация за счет средств социального страхования и бюджетных источников. В меньшей степени путевки распространялись путем прямой реализации потребителю через бюро путешествий и экскурсий, которых тогда насчитывалось чуть меньше 1000 по всей стране. В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник»). Туризм в СССР не был включен в систему государственного планирования, отсутствовало специальное туристское законодательство. Массовый внутренний социальный туризм в то время не способствовал формированию качественной туристской инфраструктуры международного уровня. Туристские организации были освобождены от уплаты подоходного налога и других обложений, им предоставлялись государственные банковские кредиты на льготных условиях и скидки с транспортных тарифов [3].

После распада СССР в нашей стране наступил принципиально новый период развития туризма. Туризм стал в меньшей степени рассматриваться как средство отдыха и укрепления здоровья и все больше привлекал внимание властей как источник дополнительных поступлений в бюджет. В 1996 году был принят первый в истории России Закон о туризме («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Понятие социального туризма, приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности, сформулировано в законе следующим образом: «туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [1].

В Российской Федерации к настоящему времени профсоюзы утратили свои былые позиции как фактора развития социального туризма в новой России, а государственный орган, отвечающий за развитие туризма (Ростуризм) на протяжении многих лет, вплоть до 2008 г., демонстрировала свою несостоятельность в решении этой проблемы. Таким образом, попытки реформирования советской распределительной системы социального туризма в новых условиях не привели к положительным результатам. До сих пор подавляющая часть населения страны, несмотря на законодательно продекларированный приоритет государственной поддержки социальному туризму, не имеет доступа к благам туризма. По разным оценкам в настоящее время реально пользуется возможностями социального туризма не более 5 % населения, а более 40 миллионов пенсионеров практически не имеют доступа к туристским благам. Только каждый четвертый россиянин в 2013 году выезжал на отдых по стране или за рубеж. Подавляющая часть населения не могла в полной мере воспользоваться своим отпуском, проводя время на даче или дома. Главная причина — недостаток материальных средств. По данным Росстата численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2013 году составила 17 миллиона человек, или 12 %о от общей численности населения, а соотношение доходов 10 %% наиболее обеспеченного населения и 10 %% наименее обеспеченного населения составило 16,4 раза. Поэтому бедность — одна из острейших проблем современной России, не позволяющая обеспечить простейшие и доступные условия отдыха. Между тем, в России есть ресурсы для развития социально-оздоровительного туризма — надо лишь создать механизмы разносторонней помощи гражданам, финансовое или физическое состояние которых ограничивает их возможности для туризма [3].

В нашей стране существует Российская Ассоциация социального туризма. Она учреждена 16 августа 1991 года в порядке преобразования Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям и является единственной организацией в стране, занимающейся проблемами развития социального туризма. Пока в нашей стране социальный туризм развивается островками в рамках отдельных организаций, предприятий, регионов и не обрел характер повсеместного явления. Здесь имеются свои проблемы [4];

1. Для развития социального туризма необходим импульс со стороны государства, поскольку для запуска социальных программ нужно обеспечить выделение финансовых средств, особенно на стадии пилотных проектов.

2. Социальная политика — это прерогатива, прежде всего и главным образом Минсоцразвития, а Федеральное агентство по туризму находится в ведении Министерства культуры РФ. Вследствие

этого возникает потребность в создании механизмов взаимодействия. У нас в стране значительные средства выделяются на социальную поддержку населения, но какая часть этих средств идет конкретно на отдых — это вопрос пока без ответа. Возможно, что такого рода взаимодействия можно будет легче осуществлять на региональном уровне.

3. Третья проблема — это выработка форм реализации социальных программ в сфере туризма. В качестве примера можно привести практику отпускных чеков, которые выдаются работникам предприятий, организаций и учреждений именно для отдыха в сети участвующих в проекте объектов тур-индустрии и отдыха. В России, по мнению бывшего главы Ростуризма Александра Радькова, может появиться система отпускных чеков. Условный эмиссионный центр будет выпускать их в обращение, после чего предприятия будут оптом закупать чеки, причем потраченные ими средства не будут облагаться налогом на прибыль. Затем сотрудники предприятий смогут выкупить чеки за 30, 50 или 70% от стоимости путевки (в зависимости от социальных льгот и других обстоятельств), и санатории, отели и рестораны будут принимать эти чеки в счет оплаты услуг, предоставленных отдыхающим. Форма оплаты туров аналогичными чека на протяжении десятилетий действует во Франции, Швейцарии, Италии и ряде других европейских стран. В свое время туризм в Швейцарии начал развиваться за счет таких отпускных чеков. Послевоенная Франция была в руинах, но там этими чеками простимулировали развитие внутреннего туризма. Появились новые объекты, которые стали центрами привлечения туристов с различных регионов мира. Введение этой системы создаст серьезный стимул для того, чтобы туристические услуги были востребованы круглогодично. Однако пока это только идея, Росту-ризм рассматривает и другие варианты привлечения туристов в отечественные здравницы в низкий сезон. Один из них уже вынесен на межведомственное обсуждение и заключается в предоставлении социальных вычетов отдыхающим в межсезонье. То есть человеку, покупающему туристическую путевку, могут вернуться 13% от ее стоимости за счет социального вычета из подоходного налога [4].

4. Другая проблема — специализированные кадры. Здесь сказался многолетний «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма, что естественным образом привело к дефициту профессионального туристского опыта, как пример — обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами зрения или слуха. На подготовку профессионального специалиста уйдет минимум четыре года [4].

5. Эффективность развития социального туризма для ограниченно дееспособных лиц, в том числе для инвалидов требует развитие соответствующей инфраструктуры. Надо признать, что в России инфраструктура для организации туризма для инвалидов практически отсутствует. Имеющиеся в некоторых общественных местах пандусы не снимают проблему дискомфортного, а чаще невозможного, перемещения людей, например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В результате ущемляются конституционные права и интересы этих людей в их желании путешествовать и постигать Родину [4]. По данным Минздравсоцразвития РФ, ежегодно численность инвалидов в нашей стране увеличивается на 1 млн чел. и к 2015 году их количество может превысить 15 млн чел.

Между тем необходимо решать вопросы по снятию административных барьеров, мешающих развитию социального туризма. В Москве для того, чтобы вывести школьников за пределы школы на небольшую экскурсию необходимо заполнить 30 бумажек, а за пределы региона — 50. Вице-президент РСТ, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин уверен, что в стране пока очень слабо задействован такой важный ресурс социального туризма как оздоровление населения в санаторно-курортных организациях. Их число за последние 10 лет сократилось почти на 20%, тем не менее, около 2 тыс. санаториев успешно работают, в них ежегодно получают лечение и отдыхают почти 8 млн человек [6].

Несмотря на имеющиеся проблемы, социальный туризм в РФ активно развивается в 30-40 регионах. Положительные результаты реализации социальных программ в туризме достигнуты в Санкт-Петербурге, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском, Красноярском краях, Астраханской области и других субъектах Федерации. Многие считают, что развивать социальный туризм целесообразно в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Сейчас, в отсутствие единой государственной системы развития социального туризма отдельные регионы реализуют свои программы, в том числе по поддержке отдыха и лечения граждан [6]:

1. В Москве почти половина бюджета города идет на поддержку социально незащищенных слоев населения. Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству успешно реализуется программа «Безбарьерный туризм в Москве» для инвалидов и маломобильных групп. Этот комитет активно работает над организацией туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья. По некоторым данным сейчас в Москве порядка 1,2 млн инвалидов. Эти люди не всегда выходят из дома. И наша обязанность дать им возможность увидеть свой город, свою страну и мир. Для них создаются условия на вокзалах и аэропортах. В Московском метрополитене только новые станции оборудованы для инвалидов. Однако сейчас есть служба метрополитена, в которую можно обратиться заранее, и она окажет помощь. Этот комитет разрабатываем специальные туристские программы для инвалидов, которые включают в себя также встречу на вокзале, трансфер, размещение в отелях. На сегодняшний день около 40 отелей имеют номера для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но этого мало хотя бы потому, что все эти отели имеют не менее 4 звезд и наших соотечественникам не всегда по карману. Хостелы и трехзвездочные отели таких услуг предоставить не могут. В этой связи Правительством Москвы принято постановление, согласно которому все строящиеся и реконструируемые отели в столице обязаны иметь возможности для приема инвалидов» [6].

2. Интересный опыт организации социального туризма накоплен в Башкортостане, где предусмотрено субсидирование за счет средств бюджета республики части стоимости турпутевок, выдаваемых определенным категориям населения [5]. Активно развивать социальный туризм начали развивать с 2011г, а на сегодняшний день приняли специальную программу социального туризма до 2016 года. Согласно Программе каждый выбирает маршрут по своему усмотрению, подготовлены десятки туров. Участники Программы:

— граждане пожилого возраста (мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие 55 лет);

— инвалиды;

— дети-инвалиды с сопровождающими их лицами;

— инвалиды-колясочники с сопровождающими их лицами

Размеры софинансирования из республиканского бюджета стоимости туристских путевок предусмотрены в следующих размерах:

• 70% от стоимости, но не более 11800 рублей на одну путевку — по маршрутам социальных туров Республики Башкортостан;

• 50% от стоимости, но не более 8428 рублей на одну путевку — по маршрутам Российской Федерации;

• 30% от стоимости, но не более 5057 рублей на одну путевку — по маршрутам зарубежных стран;

• 70% от стоимости, но не более 11800 рублей на одну путевку — по туристским путевкам для инвалидов-колясочников, детей-инвалидов и сопровождающих их лиц.

Оставшуюся часть от стоимости туристкой путевки участники Программы оплачивают самостоятельно путем перечисления денежных средств на счет туроператора

В 2011 году программой Республиканской целевой программы развития социального туризма в Республике Башкортостан смогли воспользоваться около трех тысяч пенсионеров Башкортостана из 30 тысяч изъявивших желание (2 988 человек). Большинство из них отдохнуло в пределах республики (1 931 человек). Побывали в Турции 281 человек. Ознакомились с городами Санкт-Петербург и Казань 776 человек [5]

3. Также социальный туризм развивается на ведомственном уровне. Например, в системе МВД существует специальный приказ по организации социального туризма работников за счет ведомства.

4. Фрагментом социального туризма можно считать и утвержденные Правительством России в 2009 году авиационные квоты, предусматривающие скидку 50 и более процентов на перелет из районов Сибири и Дальнего Востока в Москву и курортные зоны для пенсионеров и молодежи до 23 лет [6].

Таким образом, правительству России следует рассмотреть вопрос о создании системы социального туризма с учетом европейского опыта. Она должна ориентироваться на привлечение к активному отдыху наибольшего процента населения: пенсионеров, молодежи, семей с низкими доходами, инвалидов и др. Также многие предлагают не ограничивать социальный туризм внутренним рынком, должна быть предусмотрена и возможность выезда российских граждан за рубеж.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об основах туристской деятельности Российской Федерации : Федеральный закон: по состоянию на 1 марта 2007 года: включая изменения, вступающие в силу с 1 июня 2007 года. — Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2007. — 32 с.

2. Котелкин В. И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 5. — 2005. — Вып 2. — С. 44-47.

3. Путрик Ю. С. Развитие социального туризма в СССР и Российской Федерации (70-е г. ХХ в. — начало XXI в.) // Известия АлтГУ. — 2008. — № 60. — Т. 5. — С. 169-173.

4. Трофимов Е. Н. «Социальный фактор в индустрии туризма» // IX Международный форум «инвестиции в человека» / Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.csr-nw.ru

5. Комитет Совета Федерации по социальной политике [Электронный ресурс]. — URL: http://social.council.gov.ru.

6. Новости туризма для профессионалов от РСТ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ratanews.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.