УДК 338.48 БКК 65.433
Магомедова Н. И. — к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит-2» Дагестанского государственного университета народного хозяйства, с.н.с. НИИ Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства,
Magomedova N.I. - Ph.D.Sci., assistant professor of the department «Finance and cred-it-2» Dagestan State University of the economy, Senior Researcher SRI management, economics, politics and sociology of Dagestan State University of the economy
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РД
SOCIAL TOURISM AS AN ELEMENT OF SOCIAL POLICY OF RD
В современное время экономического развития России в условиях ориентации перехода на активное развертывание и инвестирование в развитие несырьевых отраслей хозяйства особое место занимает индустрия туризма и рекреации с учетом ее социальной составляющей. Для поступательного развития и роста государства важное значение имеет уровень и качество жизни населения, его оздоровление и отдых. При этом на первое место должно выходить формирование условий доступности
____и Т-Ч и
туристических и рекреационных услуг для всех категорий граждан. В этой связи особенное внимание должно уделяться развитию социального и безбарьерного (доступного) туризма, как отрасли рыночной экономики, имеющую социальную ориентированность.
Ключевые слова: социальный туризм, безбарьерный туризм, проблемы и перспективы развития, инструменты реализации политики государства, социально уязвимое и малообеспеченное население, льготный отдых, «отпускные чеки», финансирование.
In modern times the economic development of Russia in the conditions of transition to the active orientation of the deployment and investment in the development of non-primary sectors of the economy occupies a special place of tourism and recreation industry in view of its social component. For sustainable development and growth of the state is important to the level and quality of life of the population and its rehabilitation and recreation. At the same time in the first place should go to create conditions and the availability of tourist recreational services for all citizens. In this regard, special attention should be paid to the development of social and barrier-free (available) tourism as a sector of the market economy with social orientation.
Keywords: social tourism, barrier-free tourism, problems and prospects of development tools for implementation of policy, vulnerable and poor population, discount vacation, «vacation checks», financing.
По своей сути, социальный туризм (social tourism) - чисто экономическая категория, представляющая собой субсидируемые государством средства на социальные нужды всех видов туризма, выделяемых с целью обеспечения условий молодежи дошкольного, школьного возрас-
тов, людей пожилого и пенсионного возраста, инвалидам, ветеранам войны и труда и другим гражданам из малообеспеченных семей и находящихся на социальном обеспечении государства.
Исследования мирового опыта развития социального туризма показали его приоритетность и значительную государственную поддержку со стороны государств. Успех индустрии туризма зарубежных стран зависит от того, насколько уделяется внимание государства этому сектору экономики. Социальная политика этих стран осуществляется не только декларированными разработками социальных программ, правового обеспечения, созданием и обеспечением гарантий, но и реальным их претворением в решениях поставленных социальных задач. Инструменты, используемые для координации и контроля в целях реализации государственной политики в отношении малообеспеченных граждан и инвалидов зарубежных стран включают помимо формирования доступной инфраструктуры, но и ряд мероприятий по устранению всевозможных барьеров, в том числе и развитие отдельных государственных институтов, которые осуществляют координацию и контроль государственной политики по отношению в этому слою граждан. Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., которая целиком посвящена проблемам социального туризма, обозначает социальный туризм «дизайнером общества и двигателем экономического развития».
Как известно, Республика Дагестан является трудоизбыточным регионом с преобладающей частью малообеспеченных граждан из многодетных семей, огромным количеством учащихся школьников и студенческой молодежи, инвалидов, детей-сирот, пенсионеров. Уровень доходов населения за 2013-2014 гг. составлял 20209 руб. на душу населения, в то время как в среднем по России составлял за тот же период 26 тыс. рублей, а по центральному округу около 50 тыс. рублей. Численность населения, имеющая среднедушевые денежные доходы ниже границы, установленной на основании фактического уровня денежных доходов населения, за тот же период составляла более 60%, а ниже прожиточного более 10%. В структуре населения, нуждающегося в социальной поддержке, 12% составляют пенсионеры, 30% населения дошкольного, школьного и студенческого возраста, данные о количестве инвалидов и детей-сирот отсутствуют. Приведенные данные свидетельствуют о наличии огромного числа потенциальных туристов, за счет обслуживания огромного количества которых республика может получить дополнительный доход. К тому же, важно понимать об огромном эффекте при духовной работе и образовании тесного сплетения и большого понимания между полноценными людьми и инвалидами. Еще одним фактором развития социального туризма в регионе служит снижение уровня без-
работицы за счет образовавшихся дополнительных рабочих мест, вовлеченных в данную сферу. С учетом такого положения в регионе развитие социального и безбарьерного туризма и активное формирование эффективной социальной политики в этом направлении приобретает особую значимость, поскольку от уровня развития социального туризма зависит общее состояние социальной сферы в регионе в частности. Анализ состояния и перспектив развития социального и доступного туризма в регионах России позволяет сделать вывод, что данный вид туризма как форма социально-экономической поддержки должен иметь всеохватывающее распространение и доступность для всех социально уязвимых слоев населения.
В соответствие с федеральным законом от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» социальный туризм в РФ является формально приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. В результате рыночных преобразований произошел переход социального туризма в коммерческий, лишенного социальных ориентиров, социальных целей, что в результате привело в возникновению дорогого туристского продукта, исчезновению доступного туризма. Если взять за пример развития туризма в республике в период СССР, то можно отметить, что существует огромная разница с рынком туристских услуг в современное время. Туризм в советское время был государственной политикой, направленной на рекреацию здоровья населения всей страны. Он был не только не доходным, но и затратным, по подсчетам можно было сравнить с расходами на вооружение. Однако сегодня финансовая поддержка туризма уже не дотируется государством, как раньше, и поэтому даже цены на авиабилет из центра России в Махачкалу, например, превышают в два раза, чем перелет в страны Западной Европы. А, как известно, социальный туризм может развиваться в активной форме только при достаточной государственной поддержке и наличии соответствующей инфраструктуры.
Дороговизна существует и в стоимости самих санаторно-курортных путевках, которые раньше финансировались из средств профсоюзных фондов. Такие фонды в настоящее время практические отсутствуют и механизм финансирования льготного отдыха исчез. Проявление социального туризма обнаруживается при установлении льготных тарифов на воздушные и иные перевозки для молодежи, льготные прейскуранты на размещение определенных категорий туристов. Существующий льготный отдых характеризуется низким уровнем обслуживания, который оставляет желать лучшего. На низкооплачиваемые путевки сам персонал мест отдыха абсолютно не заинтересован в предоставлении услуг высокого или хотя бы надлежащего уровня.
Еще одной особенностью социального туризма в регионе является отсутствие большинства закрепленных за организациями, а иногда и принадлежащих им баз отдыха, пансионатов и санаторий. Основная часть названных мест отдыха в настоящее время находится в руках частных собственников, поэтому говорить о льготном отдыхе не приходится.
Если отдельно проанализировать отдых детей в оздоровительных лагерях, то здесь правительством проводится активная политика по ежегодной подготовке детских лагерей к летнему сезону. Несмотря на уменьшение объема финансирования к открытию в летнюю оздоровительную кампанию (ЛОК) в 2015 году включено 85 учреждений, из которых 50 с дневным пребыванием и 35 загородных стационарных (в 2014 г. - 116 летних оздоровительных учреждений: 54 загородных и 62 с дневным пребыванием). В целях улучшения условий отдыха и оздоровления детей в летнюю оздоровительную кампанию 2015г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан подготовлен Приказ «О проведении внеплановых проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2015 года»; даны предложения к проекту Постановления Правительства Республики Дагестан «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в РД в 2015 году». По предварительным данным отдыхом и оздоровлением в 2015 году планируется охватить -30000 детей, 13000 - в загородных учреждениях и 17000 - в учреждениях с дневным пребыванием (в 2014 г. общее число отдохнувших составило 38209 детей).
Тем не менее, и в этом направлении имеются свои «болевые точки». Оздоровительные компании проводятся с нарушениями, во многих лагерях отсутствуют элементарные условия пребывания, слабая материально-техническая база большинства летних оздоровительных учреждений республики, значительная часть фонда зданий функционально устарела и не отвечает гигиеническим требованиям. 80% лагерей построены в 60-70 годы прошлого века. Ежегодно в лагерях ведутся лишь текущие ремонты в период подготовки, в то время как необходимо строительство новых современных корпусов, пищеблоков, медицинских пунктов. Многие медицинские блоки ЛОУ не отвечают требованиям по набору, площади и оборудованию помещений. Ежегодно препятствием к своевременному открытию ЛОУ является неудовлетворительная подготовка пищеблоков. До 40% оздоровительных учреждений в недостаточном объеме обеспечены производственным, холодильным и технологическим оборудованием и необходимым набором помещений. Не решаются вопросы очистки
канализационных стоков во всех лагерях, особенно лагерях, расположенных на побережье Каспийского моря.
По-прежнему, как и в других направлениях развития туристской индустрии, в социальном туризме актуальной является проблема нехватки квалифицированных кадров, вожатых в лагерях, которые могли бы на достойном соответствующем уровне осуществлять свои функции, как того требует современная практика.
Относительно к исследуемому региону тормозом развития социального туризма особенно среди школьного и студенческого населения является криминогенная и небезопасная ситуация в РД. Многие родители просто отказываются отправлять детей в летние лагеря из страха и боязни, что с ребенком может что-то случиться.
Особенностью деятельности организаций социального туризма является отсутствие извлечения прибыли, а мировая практика развития социального туризма доказывает высокое качество при предоставлении туристских услуг. В связи с этим объекты сферы социального туризма в РД систематически сталкиваются со следующими проблемами качественного характера:
- формирование новой или адаптация к имеющейся материально-технической базе с учетом современных условий;
- отсутствие отвечающей современным требованиям нормативно-правовой базы;
- информационные и психологические проблемы отдыхающих в сфере социального туризма;
- высокие требования по качеству обслуживания в сфере социального туризма;
- формы и методы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и другие.
Представляется, что для разворачивания и дальнейшего развития социального туризма в республике требуются новые качественные подходы, в основе которых должны лежать интересы государства, граждан и объектов туристической индустрии в соответствующем балансе (например, система государственно-частного партнерства).
Сфера социального туризма является той частью социально-экономического развития, в которой взаимодействуют социокультурные объекты и участники, а также принципы, цели, средства, что обеспечивает социально нуждающимся слоям населения возможности использования туристского отдыха. Для обеспечения доступности туристского отдыха необходима разработка государственной социальной туристской политики, которая будет направлена на создание законодательной базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров по
организации информационной работы и оказания помощи различным слоям населения в реализации своих прав на отдых.
В целях приобщения граждан пожилого возраста и инвалидов к культурному наследию региона, расширения кругозора, укрепления духовного и физического здоровья, а так же пополнения своего внутреннего ресурсного состояния, необходимо разработать целевую программу «Развитие социального обслуживания населения в РД» и на основе ее организовать предоставление услуги «Социальный туризм», которая станет одной из перспективных форм социальной работы в центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которая способствует не только укреплению и расширению социальных контактов, но и сплочению пожилых людей, взаимоподдержке, а также формированию позитивного самовосприятия и в конечном итоге, выбору позитивной стратегии старения.
Следующим направлением в развитии социального туризма в Дагестане является внедрение системы «отпускных чеков» как наиболее масштабного и эффективного инструмента социальной политики в туризме (яркий пример Франция). В результате внедрения и развития данной системы социальный туризм в РД сможет успешно не только развиваться без государственных дотаций или частных пожертвований, но и быть движущим фактором серьёзных процессов экономического и социального развития на национальном и региональных уровнях.
Также в последующем необходимо решать проблемы доступности объектов туризма для лиц с ограниченными возможностями. Ведь если обратить внимание на все имеющиеся на территории республики места отдыха и санаторно-курортного лечения, то можно заметить отсутствие специализированных транспортных средств для перемещения инвалидов, приспособленных гостиничных номеров, кафе, ресторанов, санузлов в общественных местах, парковок для автомобилей инвалидов; беспрепятственного доступа к архитектурным, историческим достопримечательностям, паркам, театрам, музеям и т.д.; специально разработанных программ обслуживания: экскурсий, мероприятий, выставок и т.д.; особого вспомогательного оборудования для инвалидов всех категорий (с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, незрячих и слабовидящих, глухих и слабослышащих); специально обученного персонала, обеспечивающего безопасность и, в случае необходимости, сопровождение туриста.
Самой острой проблемой социального туризма является финансирование. Кроме этого существует проблема отсутствия разработанных маршрутов социального туризма для различных категорий граждан. Таким образом, совершенствование специфики развития социального туризма состоит в укреплении законодательной
базы, поиска средств финансирования, решения проблем обслуживания на местах социальных туристов различных категорий и разработке программ развития социального туризма в РД.
Особенно важно понимать актуальность развития социального туризма в РД с учетом его конкурентных преимуществ, а именно возвратности средств через заработную плату, налоги и т.д. восстановление человеческого капитала, не важно какой категории (дети, взрослые, инвалиды) выступает основным фактором социально-экономического развития в современных условиях. Развитие социального туризма абсолютно необходимо, выгодно, а самое главное экономически обоснованно.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №1Э2-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
2. Павленок П. Д. Основы социальной работы. Учебник. Москва, ИНФРА-М, 1999 г.
3. Яковлева К. Г. Институциональные основы развития социального и безбарьерного туризма. // Автореферат дисс. Санкт-Петербург, 2012 г.
4. http://www.obzor-smi.ru/?com=articles&id=10132&page=article
5. http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/na_zasedanii_kchs_obsujden_vopros_o_sostoyanii_poj.html
6. http ://www.dagmintrud .ru/novosti-ucherezhdeniy/6929/