Научная статья на тему 'Актуальные аспекты развития социального туризма: теория и практика'

Актуальные аспекты развития социального туризма: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2179
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИКЛАДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ) / SOCIAL TOURISM / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / MULTI-LEVEL / SOCIAL POLICY / APPLIED RESEARCH (SOCIAL RESEARCH ON THE LOCAL LEVEL)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донскова Л.И.

Разработаны основные теоретические положения и концепции социального туризма, подчеркивается его социальная значимость в современных условиях. В качестве объекта исследования социальный туризм рассматривается как часть социально-экономической туристской системы, для которой характерны принципы внутренней (самоорганизации) и внешней организации. Анализ состояния социального туризма проведен на основе статистических материалов, а также авторского исследования на материалах Алтайского края. Вопросы организации и управления социальным туризмом как многоуровневой системой позволяют обосновать основные положения механизма управления, а именно как взаимодействие государственного, рыночного и общественного механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AKTUAL ASPECTS OF SOCIAL TOURISM DEVELOPMENT: THЕORY AND PRACTICT

The basic theoretical positions and the concept of social tourism are developed, stressed the social importance in modern conditions. Social tourism as the object of study and as a part of socioeconomic tourism system, is characterized by the principles of self-organization and organization. Analysis of the status of social tourism is studied on the basis done of statistics, as well as it’s the author’s research on the example of the Altai region. The questions of organization and management of social tourism as a multilevel systems allow you to justify the substantive provisions of the mechanism management, such as interaction between the State, market mechanism and public self-regulation.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты развития социального туризма: теория и практика»

УДК 338.48

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Л. И. Донскова

Алтайский государственный университет

Аннотация. Разработаны основные теоретические положения и концепции социального туризма, подчеркивается его социальная значимость в современных условиях. В качестве объекта исследования социальный туризм рассматривается как часть социально-экономической туристской системы, для которой характерны принципы внутренней (самоорганизации) и внешней организации. Анализ состояния социального туризма проведен на основе статистических материалов, а также авторского исследования на материалах Алтайского края. Вопросы организации и управления социальным туризмом как многоуровневой системой позволяют обосновать основные положения механизма управления, а именно как взаимодействие государственного, рыночного и общественного механизмов. Ключевые слова: социальный туризм, социально-экономическая система, многоуровневая система, социальная политика, прикладное исследование (социологическое исследование на местном уровне).

THE AKTUAL ASPECTS OF SOCIAL TOURISM DEVELOPMENT:

^ORY AND PRACTICT

L. I. Donskova

Altai State University, Barnaul

Abstract. The basic theoretical positions and the concept of social tourism are developed, stressed the social importance in modern conditions. Social tourism as the object of study and as a part of socioeconomic tourism system, is characterized by the principles of self-organization and organization. Analysis of the status of social tourism is studied on the basis done of statistics, as well as it's the author's research on the example of the Altai region. The questions of organization and management of social tourism as a multilevel systems allow you to justify the substantive provisions of the mechanism management, such as interaction between the State, market mechanism and public self-regulation. Key words: social tourism, socio-economic system, multi-level, social policy, applied research (social research on the local level).

Актуальность. Роль и значение социального туризма для человека определяются реализацией конституционных прав граждан в области социальной сферы: осуществляются меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, развитию физической культуры, спорта и туризма, а также в санитарно-культурной сфере. Для любой страны важное значение имеет прежде всего туризм внутренний и въездной, при этом социальный туризм относится к внутреннему туризму. С социальным туризмом ассоциируются слои населения с низкими доходами, не позволяющими им самостоятельно получать туристские услуги во время отдыха и путешествий. К таким лицам в первую очередь относятся члены многодетных семей, сироты, воспитанники школ-интернатов и детских домов, лица с ограниченными возможностями, пенсионеры и малоимущие граждане. Особенность социального туризма в том, что он предполагает оказание государственной (или иной) помощи населению во время отдыха и путешествий.

В нашей стране в период плановой экономики сложилась развитая сеть социального туризма, так называемая система общественного туризма, который занимал свыше 80% всего туристского оборота. При этом финансовая помощь осуществлялась профсоюзами и другими общественными организациями. Отметим особенности этого периода: деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг, ориентир был на однообразные типы услуг, а также формы и методы в обслуживающей деятельности.

Переход России на новые условия хозяйствования сопровождался разрушением системы социального туризма. Трансформация экономической, политической, социальной систем отразилось на человеке и обществе, а также экономике и ее структуре. В первую очередь произошли изменения в соотношении государственно-правовых механизмов воздействия и рыночных принципов экономики. Без государственной поддержки самостоятельное развитие туристской отрасли привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма, но главное — практически исчез адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Коммерциализация туристических и оздоровительных услуг, не обеспеченная соответствующими доходами населения, сделали их недоступными широким слоям населения. Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Из сферы отдыха, оздоровления, путешествий практически исчез туризм для социально незащищенных категорий населения, что способствует углублению социального неравенства и росту числа групп, нуждающихся в государственных пособиях и дотациях. Потребность людей в отдыхе становится менее удовлетворенной, что влечет за собой и другие проблемы: вопросы сохранения и профилактики здоровья населения, рационального использования свободного времени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, снижение жизненной активности и межличностных контактов.

Исторические и объективные предпосылки изменений, происходящие в обществе и экономике нашей страны в целом, характеризуют общее состояние туристской деятельности и ряд проблем, связанных с социальным туризмом. Недостаточно теоретических разработок, методологических исследований и современных форм и способов предоставления социального отдыха в новых условиях. Для возрождения и развития социального туризма необходимо разработать систему его организации и управления им, соответствующую новой модели развития экономического и государственного устройства нашей страны. К тому же в исследованиях теоретиков и практиков в развитых странах мира при решении проблем туристской деятельности наметилась тенденция увеличения социальной составляющей, что последовательно расширяет подходы к исследованию (социологический, системный, комплексный и т. д.). В научных исследованиях повышается роль социальной составляющей в туристской деятельности при решении проблем в контексте гуманизации, социологизации экономики и общественной жизни в целом.

Подчеркивая социально-гуманистическую роль туризма, отметим, что любой вид туризма (познавательный, экологический, оздоровительный и др.) оказывает влияние как на участников отдыха, так и на общество в целом. В ведущих странах мира исследования в туризме отражают характеристики современной экономики и общества. Изучается так называемое постиндустриальное, информационное общество (или общество с новой экономикой). Общественные и экономические изменения, происходящие в последнее время в развитых странах, влияют на сферу туризма, его динамику и структуру. Интенсификация потребления услуг социально-культурного характера и увеличение туристических услуг в структуре потребления отражаются на человеке и обществе в целом. Повышается его образовательный и культурный уровень, что последовательно расширяет спектр потребностей населения. Повышая свой образовательный, культурный уровень, укрепляя свое здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению духовного мира собственной личности (человеческого капитала), а также образовательного и культурного потенциала всего общества.

В связи с этим стоит задача теоретико-концептуального обоснования и методологического обеспечения исследования социального туризма как элемента общественной системы. Необходимо не только научно рассматривать социальный туризм и представлять его как системный объект, но и обосновать систему управления, в которой отражаются экономические и социальные изменения, происходящие в нашей стране.

Вопросам исследования проблем туризма и его социальной роли, а также социального туризма посвящены работы и современные публикации отечественных авторов (Д. З. Наркулова, Е. В. Шеше-гова, Е. Н. Трофимов, П. Д. Павленок, А. В. Бабкин, А. А. Мальцева, Е. Г. Теличева, Н. М. Блаженкова, В. И. Котелкин, В. В. Коваленко, Ю. С. Путрик, Н. А. Соколова, И. С. Кабиров, В. А. Михайлов, Е. Б. Андреева, Е. В. Алексеева, А. Е. Тарасов и др.). Анализ научных публикаций о проблемах социального туризма показал, что в них можно выделить ключевые аспекты — это государственное регулирование, социальная политика, социальная защита, региональное управление, инновации. Анализируя правовые, общественные и экономические аспекты социального туризма, авторы подчеркивают его значение на уровне регионов в решении социально-экономических проблем.

Понятие «социальный туризм» не имеет однозначного толкования в научной литературе и нормативно-правовых документах. Социальный туризм (social tourism) относится к внутреннему туризму, его можно рассматривать как экономическую и социальную категории.

Социальный туризм Д. З. Наркулова характеризует так: «Все виды туристских путешествий малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения, финансируемых из средств, выделенных только на социальные нужды со стороны государственного бюджета, государственных и негосударственных фондов, спонсоров, предприятий туризма и физических лиц» [8]. Такая односторонняя трактовка туризма, как экономической категории и вида деятельности, на сегодняшний день с возрастанием роли гуманизации и социологизации экономики считается устаревшей и неэффективной [6].

Изучая социальную сферу, Е. Н. Трофимов определяет социальный туризм как «совокупность воззрений и явлений, проистекающих из участия в туризме малообеспеченных слоев населения, что становится возможным в результате применения четко определенных социальных мер» [12].

Социальный туризм как систему П. Д. Павленок характеризует следующим образом: это совокупность социокультурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, включая льготы, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристского отдыха [10].

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ приведено следующее определение: «Туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [1].

Итак, можно обобщить: социальный туризм — это любой вид туризма, которому присущи социально-экономические черты, при этом он выступает как научное направление и вид практической деятельности:

• часть внутреннего туризма, при этом охватывает блок туристической деятельности, целью которой является предоставление комплекса услуг (питание, проживание, охрану здоровья, различные развлекательные и оздоровительные услуги, транспортные и услуги связи) для социально незащищенных категорий населения;

• туризм представляет собой часть социально-экономической системы, в которой за счет взаимосвязанных элементов в отношениях и процессах создаются условия для удовлетворения социальных и духовных потребностей определенных категорий населения (при оказании финансовой помощи для отдыха и оздоровления) в рамках организованной деятельности, что приводит к повышению уровня образования, духовного развития и качества жизни. Для данной системы характерны свойства экономической и социальной систем.

Социальный туризм и его высокая общественная роль в жизнедеятельности человека и общества позволяют обосновать характерные черты социальной системы: множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях в процессе удовлетворения потребностей и образующих единое целое. Социальный туризм, как и любая другая система, характеризуется основными элементами: внешняя и внутренняя среда, связи, отношения, структура, процессы функционирования и развития. Особенности формирования внутренней среды туризма как системы состоят в том, что наряду с объективными параметрами большое значение имеют субъективные: квалификация персонала, стили управления, властные отношения, настроение конкретного человека, организационная культура, информация и др. На протекающие в системе «туризм» процессы оказывают влияние внешние факторы: природные, политические, социальные, экономи-

ческие, технологические. Для успешного существования системы «туризм» необходимо поддерживать баланс между внутренней и внешней средой, входными параметрами, компонентами «вход — процесс — выход». Социальный туризм как системный объект стремится к состоянию равновесия и гармонизации общества, желает поддерживать единство и внутреннюю координацию своих частей, иметь средства для определения достижения целей и мобилизации своих ресурсов, приспосабливаться к своему окружению.

Социальному туризму как системному объекту присущи как общие черты социально-экономической системы, так и специфические.

Первое — туризм представляется многослойной системой специфического социально-экономического явления и вида предпринимательской деятельности, результатом ее функционирования является удовлетворение потребностей туристов в многообразных услугах и товарах туристского назначения, основными свойствами которых являются комплексность и специфичность. Для системы характерны свойства экономической и социальной систем.

Второе — социальный туризм является частью системы «туризм», основная цель которого — создание условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают финансовую поддержку. В этом случае социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия.

Третье — система имеет структуру, которая поддерживается связями и отношениями. Для сохранения целостности система должна развиваться при наличии долгосрочной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях. Для системы характерны свойства социальной системы — самоорганизация и саморегулирование.

Четвертое — система является многоуровневым объектом управления, в которой нормативная система характеризует правовые нормы, законодательную базу, финансовые и кадровые документы. За счет этого возможно обеспечение системы источниками ее финансирования, а также распределение финансовых средств среди малоимущих категорий лиц.

При организации социального туризма государство участвует в проведении единой государственной социальной политики, в которой особое внимание обращается на такие социальные группы населения: дети, подростки, инвалиды, представители старшего поколения, члены многодетных семей [5].

Социальная политика в области туризма на государственном и региональном уровнях направлена на обеспечение и реализацию конституционных прав граждан на отдых, восстановление здоровья, путешествия, пользование достижениями культуры, медицинскую помощь, творчество и другое, особенно для населения с низким уровнем дохода, лиц молодого и старшего возраста. Если рассматривать прямое и непосредственное участие государства, то в большей степени оно касается законодательно-правовых вопросов, в том числе финансирования (бюджет, внебюджетные фонды). Если рассматривать косвенное регулирование, то оно касается механизма стимулирования для предприятий, организаций, предоставляющих услуги отдыха, оздоровления, развлечения для социально незащищенных категорий населения, с помощью различных инструментов (налогообложение, инвестиции в туристский сектор, государственные дотации, гранты, льготные займы и др.).

Для формирования управления социальным туризмом как системным объектом необходимо учитывать следующие положения: объект обслуживающего воздействия — человек; существование экономических и общественных отношений с окружающей средой; внутренние подсистемы выполняют определенные функции, за счет которых система сохраняет устойчивость, постоянство. Для системы характерны принципы самоорганизации и организации.

Систему организации и управления социальным туризмом в государстве возможно рассмотреть на макро-, мезо- и микроуровнях, т. е. представить себе многоуровневую модель системы. Российская специфика позволяет систему «туризм» как объект управления представить по схеме: государство — регион — предприятие (организация).

На каждом уровне системы содержание функций в целом обусловлено спецификой задач, которые выполняются на данном уровне. Системный подход к распределению функций и задач многоуровневой системы по схеме: макро- мезо- микро- (государство — регион — организация). В резуль-

тате формируется вектор целей подуровня, который согласуется с векторами вышестоящего уровня и задает приоритетные направления для нижестоящей подсистемы. Осуществляются следующие функции: на общегосударственном уровне — стратегические; на региональном уровне — тактические; на местном уровне — оперативное обслуживание граждан [3].

Основные задачи: на макроуровне — разработка социальной политики, ее контроль, распределение полномочий и обязанностей (субъектов управления), а на микроуровне — исполнение данной политики и осуществление контроля за ней. Необходимо подчеркнуть процессы, взаимоотношения, происходящие в системе на разных уровнях, и представить структуру системы. Связи элементов (подсистем) могут разделяться на иерархические, функциональные, межфункциональные. Взаимодействие субъектов социально-экономической деятельности предполагает их единство в решении тех или иных социальных проблем. Например, социальная реабилитация инвалидов может осуществляться с привлечением организаций здравоохранения, санаториев, пансионатов и туристических комплексов [3].

Для оценки развития системы можно предложить группу показателей, с помощью которых оценивается эффективность мер социальной поддержки населения. Используя целевой подход, можно оценить экономическую и социальную эффективность туризма. Экономический эффект от развития туризма в стране, регионе характеризуется следующими показателями: доля услуг в ВВП (ВРП), количество занятых в туристской индустрии, число отдыхающих, что обусловливает и социальную функцию. Подчеркнем социальную цель, к примеру, разработка турпродукта, которым могут воспользоваться люди с более низким уровнем доходов, а также экологический турпродукт, способствующий охране окружающей среды. Обобщающим показателем предлагаем считать «доступность» — это качественный показатель, который включает ряд элементов: техническая оснащенность, инфраструктура, наличие квалифицированного персонала, доходы, затраты, цена, потребности населения и т. д.

Обеспечение комплексного управления системой «социальный туризм» включает как координирующие и интегрирующие функции государственных органов, так и применение широкого спектра средств общественных согласований, механизма взаимодействия всех участников социально-экономических отношений. Сочетание методов государственного регулирования с методами общественной регуляции и саморегуляции граждан актуализирует активное участие самих граждан, общественных организаций, творческих союзов, фондов, профессиональных сообществ и др.

Исследование развития социального туризма с учетом экономических и общественных изменений в России и особенностей туристской деятельности позволяет более глубоко и аргументированно обосновать проблемы и их причины. Общее состояние туристской деятельности и ряд проблем, связанных с социальным туризмом, характеризуют сдерживающие факторы: недостаток правового обеспечения, низкий уровень жизни, отсутствие инфраструктуры и системы организации и управления социальным туризмом в регионах и стране в целом. Не все категории граждан могут пользоваться социальными путевками по ряду причин: низкий уровень дохода («люди не имеют возможности купить даже очень дешевую льготную турпутевку» [7]); отсутствие адресности и контроля предоставления льготных путевок (лица с достаточно высоким заработком пользуются льготными туристскими услугами). Постоянно растущие тарифы на транспорт, продукты питания, цены на различные услуги опережают рост доходов населения, что сокращает число потенциальных туристов [2].

Еще одна негативная черта туризма в нашей стране — это почти одинаковая цена турпоездки внутри страны и за рубеж при значительном отставании от других стран по уровню обслуживания и сервиса. Невысокий уровень потребления социально-культурных услуг, особенно для представителей старшего поколения и других социальных групп населения, приводит к снижению уровня социального, духовного, физического развития человека и качества жизни в целом. Отличительной особенностью уровня жизни населения является глубокая дифференциация по регионам и территории проживания. Регионы не получают достаточного финансирования со стороны правительства для развития данной сферы. Социальный отдых чаще всего — это лечебно-оздоровительный, однако по сути льготный вид отдыха — это прежде всего вовлечение граждан в туристские отношения при получении услуг отдыха [11].

Слабое регулирование социальных процессов снижает доступность для общей массы населения получения отдыха и оздоровления, доступ к культурным и общественным благам в целом, что усиливает региональные диспропорции и появление многочисленных деструктивных явлений в обще-

стве. Одновременно это связано с социальными разногласиями в обществе и неэффективной системой социального туризма как общедоступного отдыха и оздоровления.

Государственное регулирование социального туризма осуществляется за счет реализации социальной политики, в основе которой лежат законодательно установленные правила и нормы, определяющие реальный уровень доступности для населения слуг отдыха и оздоровления на определенной территории.

В системе управления социальным туризмом приоритетно воздействовать не верхними звеньями, а нижними уровнями, причем с привлечением тех субъектов, чьи интересы затрагивают результаты управленческих преобразований. В этом случае важно учитывать реальные условия и социально-экономическое своеобразие территории, ее ресурсный потенциал, уровень развитости инфраструктуры, кадровую обеспеченность, готовность субъектов деятельности к реализации новаций и т. д. Перевод полномочий на нижний уровень обусловлен тенденцией децентрализации управления. Именно на этом уровне необходимо обеспечить доступность социальных услуг, особенно для социально незащищенных категорий населения, с помощью государственных дотаций. При этом государство стремится освободиться от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг, отводя себе роль законодателя и посредника [4].

Социальный туризм на уровне региона в современный период — это сложная система, имеющая структуру, связи, отношения, для которой характерны принципы самоорганизации и организации. Для реализации этих принципов важно сочетать методы государственного регулирования с методами общественной регуляции и индивидуальной саморегуляции, а также осуществлять взаимодействие всех участников в социальном туризме.

На региональном уровне основные задачи — это исполнение социальной политики, задаваемой федеральным уровнем управления, и формирование собственной политики для решения задач, обусловленных спецификой территории и состоянием факторов окружающей среды. В программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения. В настоящее время создаются и реализуются целевые региональные программы в социальной сфере: «здоровый образ жизни», экологические с привлечением детей, подростков, лиц старшего поколения, ветеранов войн, инвалидов и др.

На уровне социальных организаций осуществляется деятельность в разных секторах (государственный, коммерческий, общественный) по вопросам организации туристического обслуживания населения, в которых может осуществляться их совместная деятельность. Все они в совокупности представляют собой управляющую систему социального туризма населения.

Так как система управления социальным объектом характеризует отношения с внешней средой и внутренние процессы (цели, структура, механизм, человек), то в региональном управлении социальным туризмом важно установить цели; создать оптимальную структуру, в которую интегрировать иерархические, функциональные, межфункциональные связи; сочетать в механизме управления общественное регулирование и целевое управление, а также взаимоотношения между уровнями и интеграцию социальных организаций (государственных, коммерческих, общественных); обеспечить деятельность персонал, выполняющий его необходимые функции на всех уровнях системы управления.

В обеспечении нормативного единства в развитии системы «социальный туризм» и всех ее элементов принципиальное значение имеют социальные стандарты, которые специфичны в системе здравоохранения, образования, социальной защиты, а также воспроизводства населения, его отдыха и оздоровления.

В развитии социального туризма его организации и финансирования существуют положительные примеры на уровне отдельных регионов, например, законы «О поддержке развития туризма в Санкт-Петербурге» от 2003 г.; «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» 2012 г.; а также подобные программы в Астраханской, Ростовской, Тюменской областях, Хабаровском крае и некоторых других регионах [5, 7, 9]. Вклад в развитие социального туризма вносят Всероссийское общество инвалидов, Российская ассоциация социального туризма, негосударственные пенсионные фонды и другие организации [5, 7]. Некоторые регионы активно занимаются разработкой и реализацией социальных туристских программ и маршрутов: Центр молодежного туризма «Росомаха»

на Камчатке, программы «Старшее поколение Хабаровского края», «Социальный туризм для граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Для более глубокого изучения проблем социального туризма было проведено монографическое исследование в Алтайском крае. В крае за последние годы туристский поток превысил 2 млн человек. Объем туристов, въезжающих в Алтайский край, увеличивается, но это преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни, иностранные туристы, а количество жителей края, пользующихся услугами туризма, уменьшается. Данная тенденция связана с низким уровнем жизни населения края, возрастанием цен на туруслуги и уменьшением доходов большей части жителей.

В рамках социальной политики Алтайского края принято региональное соглашение о выделении средств для обеспечения работников и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, планируется предусматривать социальные льготы и гарантии работникам, особо выделяя следующие категории: многодетные семьи, одинокие матери и отцы, беременные женщины, женщины, имеющие детей, инвалиды.

В отдельных районах и муниципальных образованиях разрабатываются туристические маршруты для социальных групп населения с полным или частичным финансированием из бюджета, но эти мероприятия, как правило, носят разовый характер или приурочены к тем или иным событиям или праздникам. В сфере молодежной политики действует конкурсы социально значимых проектов на предоставление грантов губернатора. Например, социальный проект активного туризма разработан в Алтайском региональном отделении Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России совместно с Детско-юношеским спортивным клубом по работе с детьми и Бийским отделением Всероссийского общества глухих (получил грант губернатора Алтайского края).

Статистический анализ проблем социального туризма проведен на основе метода экспертных оценок и анкетирования населения. В качестве экспертов были директора и ведущие специалисты санаториев, представители туристической деятельности, организаций социальной сферы. Для оценки мер по поддержке социального туризма введен критерий «важно/не важно» (шкала «очень важно — важно, но не первая необходимость — не так важно»). В результате расчетов, на взгляд экспертов, со стороны властей наиболее важны: Целевая программа о социальном туризме в регионе, турпро-дукт для целевой аудитории (пенсионеров, инвалидов, детей), важность информирования населения о социальном туризме, финансовая поддержка и помощь в получении субсидий, государственные и муниципальные заказы. Такие меры поддержки, как организация координационного центра, оказание помощи в продвижении продукции на региональный и иные рынки, организация выставок и ярмарок, по их оценкам, важны, но не являются первой необходимостью. Информацию опроса экспертов о степени важности элементов системы «социальный туризм» необходимо учитывать при разработке модели развития социального туризма в Алтайском крае.

Опрос населения (2016 г., 950 чел.) проведен с целью выявления отдыха по социальным путевкам (как часто отдыхали, сколько денег доплачивали, какая организация предоставила отдых, какие, по их мнению, были недостатки и каковы рекомендации). Приведем краткие выводы. Среди всех респондентов примерно 90% отдыхали по социальной путевке хотя бы раз в жизни. Среди опрошенных были инвалиды (3%), пенсионеры (24%), работающие (30%), студенты (которые пользовались социальными путевками в школьные годы, когда ездили в детские оздоровительные лагеря) и др. По результатам опроса видно, что большинству опрошенных социальные путевки предоставляет Фонд социального страхования (39%), работодатель (26%), что можно признать положительным фактом.

В качестве основных изменений, которые необходимо осуществить в системе социального отдыха, респонденты выделили следующее: расширить перечень лечебно-оздоровительных и дополнительных услуг, чаще внедрять новшества, вводить лечебно-оздоровительные программы в социальную путевку, а также повышать компетентность обслуживающего персонала. Можно сделать вывод, что социальный сервис в Алтайском крае способен удовлетворять потребности отдыхающих, но улучшать существующую базу можно и нужно.

Во время проведения опроса мы столкнулись с такой проблемой, как неинформированность населения о социальных путевках. Многие люди даже не знают, что имеют полное право воспользоваться данным видом туризма. Также существует доля граждан, которые не способны оплатить даже часть стоимости путевки при условии ее предложения от организации. Поэтому данные проблемы нужно решать на уровне экономической и социальной политики государства в целом, а также на местном

уровне. Пока данные проблемы не начнут решать, социальный туризм не получит желаемого распространения на территории нашей страны.

Выводы и рекомендации. Результаты исследований социального туризма, несмотря на его специфику, позволяют оценить связи регионального управления с социальным отдыхом как слабые, выявить незначительную инновационную составляющую в этой сфере. Каждый регион должен быть нацелен на проведение собственной политики, опирающейся на природные, культурно-исторические факторы, уровень развития региона и другие особенности. Улучшить существующую ситуацию в социальном туризме на региональном уровне возможно за счет разработки и реализации целевой региональной программы в рамках региональной политики, обеспечения частно-государственного партнерства, развития инфраструктуры туристической деятельности, стимулирования участия представителей малого и среднего бизнеса в межрегиональных и международных туристических проектах. Для совершенствования планирования и управления туризмом в регионе с выраженной рекреационной специализацией предлагаем использовать программно-целевой подход.

Региональная целевая Программа развития социального туризма основана на туристской специализации территории и на реальном опыте туриндустрии в регионе. Главная идея данной Программы — создание условий для развития массового внутреннего туризма, направленного на социально незащищенные категории населения как целевые сегменты. Для обеспечения доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, необходимо сбалансировать государственное регулирование, рыночный механизм и общественное самоуправление. Для этого важно совершенствовать систему управления туризмом как на федеральном, так и на региональном уровнях: законодательно сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг, заинтересовать через систему льгот предпринимателей по формированию и реализации социально ориентированных недорогих туров по Алтайскому краю и России в целом. К этому относится прямая и косвенная долевая поддержка социального туризма со стороны государства, негосударственных фондов, туристских предприятий и заинтересованных организаций; в системе социальной защиты населения предоставлять скидки на туры в строгой зависимости от уровня дохода определенной семьи [6]. Для эффективного развития социального туризма в будущем, по нашему мнению, необходимо усилить такие меры: обеспечение финансовой поддержки со стороны государства, совершенствование законодательно-нормативной деятельности, особенно на региональном уровне, создание равных возможностей для доступа к социальному отдыху, а также формирование критериев адресности при распределении путевок. Данные положения можно назвать элементами «самофинансирования» и «самоуправления» [2].

Для будущего развития социального туризма, на наш взгляд, важен такой аспект, как инновации и инновационные подходы к его развитию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций. Для восстановления социального туризма необходимы инновационные подходы, модели, направления, механизмы и конкретные меры решения в стране проблем социального туризма [5]. Применение различных типов новаций в социальной системе представляет собой самоорганизацию структуры на различных уровнях, однако различают особенности самоорганизации системы на макро- и микроуровнях. Вначале изменения должны быть внедрены на микроуровне, т. е. между агентами взаимодействия подсистем, а затем уже на макроуровне. Механизм управления на микроуровне способствует стабильности на макроуровне, т. е. инновация будет действовать на уровне всей социальной системы [3].

После проведенного исследования социального туризма можно сделать вывод, что количественные (объективные) и качественные (субъективная оценка) результаты в комплексе позволяют оценить состояние и сравнить отдельные регионы. Несмотря на разноплановые тенденции, ориентация социального туризма на развитие внутреннего туризма позволит решить как социальные, так и экономические проблемы регионов. Механизм управления социальным туризмом как общественной подсистемой может превратиться в систему мер по защите элементарных прав человека на достойный уровень жизни, развитию духовных ценностей различных социальных слоев. Прежде всего от этого выиграют социально незащищенные категории населения, что, безусловно, можно рассматривать как фактор повышения уровня и качества жизни каждого человека и общества в целом.

Библиографический список

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 49. — Ст. 5491.

2. Алексеева Е. В., Тарасов А. Е. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России // Инновационная наука: международный научный журнал. — 2015. — № 11. — С. 149-151.

3. Донскова Л. И. Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 388. — С. 59-64.

4. Донскова Л. И. Методологические аспекты исследования системы «сервис» // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. — 2011. — № 2. — С. 52-59.

5. Кабиров И. С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. — Экономика. — 2013. — № 1. — С. 79-83.

6. Котелкин В. И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 5. — 2005. — Вып. 2. — С. 44-47.

7. Михайлов В. А. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики (Санкт-Петербург). — 2008. — № 4 (28) — С. 546-548.

8. Наркулова Д. З. Особенности услуг социального туризма в Узбекистане и пути их развития // Наука и современность. — 2011. — № 12/3. — С. 211-215.

9. Путрик Ю. С. Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992-2013 гг. // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. — 2013. — № 2. — С. 97-106.

10. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие. — 2-е изд. — М., 2004. — 428 с.

11. Соколова Н. А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения // Вестник Омского университета. — Серия «Право». — 2007. — № 3 (12). — С. 99-106.

12. Трофимов Е. Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАТ. — 2014. — № 3. — С. 3-11.

Bibliogaphy and notes

1. Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii : Federal'nyj zakon ot 24 noyabrya 1996 g. № 132-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1996. — № 49. — St. 5491.

2. Alekseeva E. V., Tarasov A. E. Sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya social'nogo turizma v Rossii // Innovacionnaya nauka: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. — 2015. — № 11. — S. 149-151.

3. Donskova L. I. Sistemnyj podhod k issledovaniyu upravleniya sociokul'turnym obsluzhivaniem naseleniya kak dvuhurovnevoj sistemoj // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — № 388. — 2014. — S. 59-64.

4. Donskova L. I. Metodologicheskie aspekty issledovaniya sistemy "servis" // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i upravleniya. — 2011. — № 2. — S. 52-59.

5. Kabirov I. S. Specifika razvitiya social'nogo turizma v Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. — EHkonomika. — 2013. — № 1. — S. 79-83.

6. Kotelkin V. I. Sootnoshenie ehkonomicheskogo i social'nogo aspektov razvitiya turizma v Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. — Ser. 5. 2005. — Vyp. 2. — S. 44-47.

7. Mihajlov V. A. Pravovye osnovy social'nogo turizma v Rossijskoj Federacii // Problemy sovremennoj ehkonomiki. (Sankt-Peterburg). — 2008. — № 4 (28) — S. 546-548.

8. Narkulova D. Z. Osobennosti uslug social'nogo turizma v Uzbekistane i puti ih razvitiya // Nauka i sovremennost'. — 2011. — № 12/3. — S. 211-215.

9. Putrik YU.S. Social'naya politika gosudarstva i ee realizaciya v oblasti turizma v period 1992-2013 gg. // Gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo. — 2013. — № 2. — S. 97-106.

10. Pavlenok P. D. Teoriya, istoriya i metodika social'noj raboty: ucheb. posobie. — 2-e izd. — M., 2004. — 428 s.

11. Sokolova N. A. Social'nyj turizm v sisteme social'noj zashchity naseleniya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo". — 2007. № 3 (12). — S. 99-106.

12. Trofimov E. N. Social'nyj turizm v Rossii i v Evrope // Vestnik RMAT. — 2014. — № 3. — S. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.