Научная статья на тему 'Социальный туризм в России: современное состояние, перспективы (на региональном примере)'

Социальный туризм в России: современное состояние, перспективы (на региональном примере) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1982
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СУЩНОСТЬ И ВИДЫ / ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донскова Л.И.

Разработаны основные теоретические положения и концепции социального туризма, рассматривае-мого как часть внутреннего туризма, при этом подчеркивается социальная значимость и специфические особенности в современных рыночных условиях. Исследование социального туризма: правовые, эконо-мические, социальные вопросы, анализ современного состояния, статистическое наблюдение социаль-ного туризма на примере Алтайского края позволяют выявить разноплановые тенденции, проблемы и сформировать перспективные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный туризм в России: современное состояние, перспективы (на региональном примере)»

В музее-панораме «Бородинская битва» детям предлагается интерактивная программа «Солдатская сказка», когда школьники могут примерить на себя военную форму, изучат оружейные приемы, будут маршировать под барабанную дробь и споют солдатские песни.

Таким образом, изменения в общественной жизни, связанные с началом информационной эпохи, привели к необходимости внедрения инновационных форм экскурсионной деятельности. Информационная революция происходит на фоне постоянного роста благосостояния населения и насыщения потребителя различными услугами, экскурсионные учреждения вступают в жестокую конкурентную борьбу за потребителя, поэтому, вынуждены не только усовершенствовать качество, но также искать способы произвести впечатление на своих потребителей. Современные экскурсоводы вынуждены учитывать реалии сегодняшнего дня и ориентироваться на изменившиеся потребности экскурсантов. Вместо групповых экскурсий все чаще приходится проводить индивидуальные, вместо классических - интерактивные. Подачу материала приходится сокращать и видоизменять. Экскурсовод из человека, обладающего определенной суммой знаний переходит в разряд менеджеров (не смотря на всю неприязнь российской интеллигенции к этому пришлому слову), организующих по сути самостоятельный процесс ознакомления экскурсантов с объектами туристского интереса.

Список литературы

1. Булыгина, И. И. Патриотический туризм как эффективное средство воспитания / И. И. Булыгина // Профессиональное образование в России и за рубежом : материалы Межрегион. молодеж. науч.-образ. форума «Патриотизм, образование, студенчество». Кемерово, 2 нояб. 2016 г. - Кемерово : Кузбасский рег. ин-т развития профес. образования, 2016. - № 4 (24). - С. 22-25.

2. Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 гг. ) : учеб. пособие / В. В. Дворниченко. -Москва, 1985.

3. Булыгина, И. И. Развитие туризма в Саратовской области в ХХ веке / И. И. Булыгина // Приволжский торгово-экономический журнал. - 2014. - № 5 (39). - С. 86-97.

4. Пекар, В. Введение в экономику впечатлений [Электронный ресурс] / В. Пекар. - Режим доступа: http://www.pekar.in.ua/ExperienceEconomics.htm (дата обращения: 13.04.2017).

5. Семеновских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] / Т. В. Семеновских // Науковедение. - 2014. - Вып 5. - С. 1-10. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 13.04.2017).

УДК 338.482.22(571.150)

Л. И. Донскова Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

(НА РЕГИОНАЛЬНОМ ПРИМЕРЕ)

Разработаны основные теоретические положения и концепции социального туризма, рассматриваемого как часть внутреннего туризма, при этом подчеркивается социальная значимость и специфические особенности в современных рыночных условиях. Исследование социального туризма: правовые, экономические, социальные вопросы, анализ современного состояния, статистическое наблюдение социального туризма на примере Алтайского края позволяют выявить разноплановые тенденции, проблемы и сформировать перспективные направления.

Ключевые слова: социальный туризм, сущность и виды, основные тенденции, социально-экономическая система, статистическое наблюдение (социологическое исследование на местном уровне).

L. I. Donskova Altai State University, Barnaul: Russia

SOCIAL TOURISM IN RUSSIA: TODAY'S STATE, PROSPECTS (REGIONAL CASE)

The basic theoretical positions and the concept of social tourism considered as part of domestic tourism are developed. The social significance and specifics in modern market conditions are emphasized. The investigation of social tourism: the legal, economic, social issues, the analysis of the contemporary state of statistical observation, social tourism based on the example of the Altai region reveal different trends, problems and generate prospective directions.

Keywords: social tourism, nature and types, key trends, socioeconomic system, statistical monitoring (sociological research at local level).

Туризм в современном мире характеризуется высокими темпами развития, возрастающей ролью для любого государства, его экономики и общества в целом. При этом важно подчеркнуть его социальное значение в развитии человека, формировании уровня и качества его жизни. Для любой страны важное значение имеет, прежде всего, туризм внутренний и въездной, при этом социальный туризм относится к внутреннему. К получателям услуг социального туризма относятся социальные категории граждан, в первую очередь многодетные семьи, сироты, воспитанники школ-интернатов и детских домов, школьники, обучающаяся и работающая молодежь, инвалиды, пенсионеры и малоимущие граждане. Особенность социального туризма в том, что он предполагает оказание государственной помощи (или иной) населению во время отдыха и путешествий.

Переход России на новые условия хозяйствования сопровождался изменениями в политической, экономической, общественной системах. В рыночных отношениях самостоятельное развитие туристской отрасли без государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма, но главное - практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Это повлекло разрушение сети социального туризма, так называемого общественного туризма в плановой экономике.

Применение подхода, основанного на приоритете оплаты самим населением услуг отдыха и оздоровления, позволяет выявить противоречие реальной ситуации, так как приводит к невыполнению 1(7)-й статьи Конституции РФ, в которой провозглашено: «Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это способствует углублению социального неравенства и росту числа групп, нуждающихся в государственных пособиях и дотациях.

В новых социально-экономических условиях развитие социального туризма сдерживается в первую очередь практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы, отсутствием новых форм и методов организации и предоставления услуг социального отдыха. В связи с этим особо актуальным является разработка теоретических положений о социальном туризме, практических исследований на местном уровне, что позволяет выработать механизм организации и управления социальным туризмом на федеральном и региональном уровнях.

В ведущих странах мира в исследованиях туризма учитывают тенденции развития современной экономики и общества, обусловленные переходом к так называемому постиндустриальному, информационному обществу (или обществу с новой экономикой). В научных исследованиях наметилась тенденция увеличения социальной составляющей при решении проблем туристской деятельности [1].

Вопросам исследования проблем туризма и его социальной роли, в том числе социального туризма посвящены работы и современные публикации отечественных авторов: Д. З. Наркулова, Е. В. Шешего-ва, Е. Н. Трофимов, П. Д. Павленок, А. В. Бабкин, А. А. Мальцева, Е. Г. Теличева, Н. М. Блаженкова, В. И. Котелкин, В. В. Коваленко, Ю. С. Путрик, Н. А. Соколова, И. С. Кабиров, В. А. Михайлов, Е. Б. Андреева, Е. В. Алексеева, А. Е. Тарасов и др.

Анализ научных публикаций о проблемах социального туризма показал, что в них можно выделить ключевые вопросы - это государственное регулирование, социальная политика, социальная защита, региональное управление, инновации. Анализируя правовые, общественные, экономические аспекты социального туризма, авторы подчеркивают его значение на уровне регионов в решении социально-экономических проблем.

Понятие «социальный туризм» не имеет однозначного толкования в научной литературе и нормативно-правовых документах. Социальный туризм (social tourism) относится к внутреннему туризму, его можно определять как экономическую и социальную категории.

Социальный туризм Д. З. Наркулова характеризует как экономическую категорию, который включает в себя все виды туристских путешествий малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения, финансируемых из средств, выделенных только на социальные нужды со стороны государственного бюджета, государственных и негосударственных фондов, спонсоров, предприятий туризма и физических лиц» [2]. Такая односторонняя трактовка туризма как вида деятельности на сегодняшний день с возрастанием роли гуманизации и социологизации экономики считается устаревшей и неэффективной [3].

Е. В. Шешегова в работе «О социальном туризме» подчеркивает социальное значение: «социальный туризм является эффективным средством оздоровления и духовного развития населения и признается одной из приоритетных государственных задач в сфере туризма» [4].

Социальный туризм как систему П. Д. Павленок характеризует - это совокупность социокультурных объектов и участников, а также принципов, целей, средств, включая льготы, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться возможностями туристского отдыха (1995 г.) [5].

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ приведено: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [6].

Итак, можно обобщить: социальный туризм - это путешествия граждан с целью отдыха и восстановления здоровья, которые оплачиваются полностью или частично государством, работодателем и/или иными источниками. В целом, социальный туризм - это любой вид туризма: познавательный, курортный, экологический, сельский и т. д., но доступный как можно большему количеству людей.

В социальном туризме подчеркнем специфические черты, которые возможно принимать за классификационные критерии: 1-й критерий - определенные категории населения, 2-й - это источники финансирования.

В своей работе Д. З. Наркулова выдвинула примерную классификацию социального туризма по трем направлениям:

1) с территориальной точки зрения;

2) по составу потребителей;

3) по источникам финансирования [2].

В нашем исследовании социальный туризм рассматривается как часть внутреннего туризма, для которого характерны общие черты социально-экономической категории, но имеет особенности и специфические черты.

Первое - это целевая направленность, вытекающая из «обязанности общества предоставить своим гражданам реальные, эффективные и недискриминационные возможности доступа к туризму. Это характеризует нормативную систему социального туризма, в которой права граждан конкретизированы в документах и правовых актах.

Второе: участники социального туризма - это определенные категории населения, прежде всего учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, малообеспеченные семьи, а также соответствующие категории работников предприятий, организаций, учреждений.

Третье - это источники финансирования: государственные и муниципальные средства на социальные нужды, соответствующие средства частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

Также подчеркнем особые формы, инструменты, опосредующие потребление турпродукта в этой области, т. е. поступает в виде бесплатных и льготных путевок в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатных и льготных путешествий, транспортных тарифов, налоговых и таможенных льгот.

В организации и проведении социальных туров особенности проявляются в географии и времени года, а именно: преимущественно организованный, коллективный туризм (культурно-познавательный, рекреационный, восстановительный и оздоровительный) внутри страны, особенно актуально в «межсезонье» и «низкий сезон»; в работе с инвалидами (ограниченно дееспособные лица) обусловливает наличие соответствующей инфраструктуры.

Главную роль в развитии социального направления в туризме отводится государству, а именно: обеспечение нормативно-правовой базы, грамотное составление государственного бюджета, в котором уделялось бы внимание социальной сфере. Государственное регулирование социальным туризмом осуществляется за счет реализации социальной политики, в основе которой законодательно установлены правила и нормы, определяющие реальный уровень доступности населения к услугам отдыха, оздоровления на определенной территории. Исследование социального туризма в контексте социальной политики государства считается наиболее эффективным [7].

Анализируя правовые, общественные, экономические аспекты социального туризма, подчеркнем его значение на уровне регионов в решении социально-экономических проблем. Роль и значение социального туризма на региональном уровне определяется социальной политикой как на федеральном, так и региональном уровнях. В социальной политике перевод полномочий именно на нижний (местный) уровень по регулированию социальным туризмом во многом определяется ситуацией в регионах, их природно-климатическими условиями, уровнем развития социально значимых услуг, инфраструктуры, занятостью населения, уровнем его жизни.

В нашей стране отличительной особенностью уровня жизни населения является глубокая дифференциация по регионам и территории проживания. Общее состояние социально-экономической ситуации в нашей стране характеризуют в туристской деятельности проблемы, связанные с социальным туризмом. Не все категории граждан могут пользоваться социальными путевками по ряду причин: низкий уровень дохода («для приобретения подобных путевок люди не имеют возможности купить даже очень дешевую льготную турпутевку» [1]); отсутствие адресности и контроля предоставления льготных путевок (нередко люди с достаточно высоким заработком пользуются льготными туристскими услугами). Постоянно растущие тарифы на транспорт, продукты питания, цены на различные услуги опережают рост доходов населения, что сокращает число потенциальных туристов [8]. Еще одна негативная черта

туризма в нашей стране - это почти одинаковая цена турпоездки внутри страны и за рубеж, при достаточном отставании от других стран по уровню обслуживания и сервиса. Невысокий уровень потребления услуг туристических и оздоровления, особенно для представителей старшего поколения и других социальных групп населения, обеспечивает для них минимальный уровень жизни, что приводит к снижению уровня социального, духовного, физического развития человека и качества жизни в целом.

Главное, считается в России, нет специальных нормативно-правовых актов, созданных с целью развития социального туризма, что, безусловно, тормозит прогресс в этой сфере, в том числе на уровне регионального законодательства ни в одном из субъектов РФ не принят закон «О социальном туризме» [1]. Слабое регулирование социальных процессов снижают доступность для общей массы населения к культурным и общественным благам в целом, что усиливает региональные диспропорции и появление многочисленных деструктивных явлений в обществе. Можно сделать вывод, что социальный туризм в нашей стране и ее регионах не достаточно развит, а регионы не получают достаточного финансирования со стороны правительства для развития данной сферы.

В современный период на уровне региона социальный туризм - это сложная система, имеющая структуру, связи, отношения, для которой характерны принципы самоорганизации и организации. Для реализации этих принципов важно сочетать методы государственного регулирования с методами общественной регуляции и саморегуляции граждан, а также осуществлять взаимодействие всех участников в социальном туризме [9]. При этом, внутренняя среда системы определяется во многом спецификой таких факторов: историческое, культурное, социальное развитие области (края, республики, округа); традиции, национальные и конфессиональные черты народа, проживающего на данной территории; развитость социокультурной инфраструктуры, активности и творческого потенциала населения; наличие профессиональных кадров, их информированности и образования, способных развивать туристский потенциал региона по удовлетворению социальных и культурных потребностей населения.

В развитии социального туризма его организации и финансирования осуществляются программы для развития льготного туризма в контексте документов: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016)». Например: Закон «О поддержке развития туризма в Санкт-Петербурге» от 2003 г.; «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» 2012 г.; а также подобные программы в Астраханской области, Ростовской области, Хабаровском крае, Тюменской области и некоторых других регионах [1, 7, 10]. Вклад в развитие социального туризма вносят Всероссийское общество инвалидов, Российская ассоциация социального туризма, негосударственные пенсионные фонды и другие организации [1, 10].

Некоторые регионы нашей страны активно занимаются разработкой и реализацией социальных туристских программ и маршрутов: Центр молодежного туризма «Росомаха» на Камчатке, программы «Старшее поколение Хабаровского края», «Социальный туризм для граждан пожилого возраста и инвалидов» др. [11].

В развитии социального туризма более активно развивается система социального страхования для определенных категорий населения. Путевки в санатории и пансионаты оплачиваются из следующих источников: бюджетные средства по статье «здравоохранение»; внебюджетные фонды - «социальное страхование»; «медицинское страхование». Согласно государственной статистике данные показывают, что доля лиц получивших путевки на санаторно-курортное оздоровление составляет в среднем 40-60 %, т. е. практически получают половина населения, подавших заявления [12]. На рисунке 1 показано изменение доли лиц, получивших путевки на санаторно-курортный отдых по категориям населения, что в целом характеризует общую тенденцию по России, или незначительно ниже.

Рис. 1. Изменение доли лиц, получивших путевки по категориям населения (в % от общей численности подавших заявление)

В этих условиях санаторно-курортные организации выполняют две важные задачи: первая - оздоровление курортными факторами трудящихся и членов их семей; вторая - обеспечение занятости работников курортной отрасли, что особенно актуально в низкие сезоны, а также для курортных центров. Однако при всех положительных моментах в организации санаторно-курортного оздоровления существуют разного рода проблемы, практически только половина нуждающихся охвачена этой программой, финансирование программ по долечиванию граждан было передано с федерального уровня на региональный. Регионы не имеют достаточных средств на эти программы, вследствие этого произошло резкое снижение числа отдыхающих.

Для более глубокого исследования проблем социального туризма было проведено монографическое наблюдение на примере Алтайского края.

В Алтайском крае за последние годы туристский поток достиг свыше 2 млн. человек. Объем туристов, въезжающих в Алтайский край, увеличивается, но это преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни, иностранные туристы, а количество жителей края, пользующихся услугами туризма, уменьшается. Данная тенденция связана с низким уровнем жизни населения края, возрастанием цен на туруслуги и уменьшением доходов большей части жителей.

В рамках социальной политики Алтайского края принято региональное соглашение о выделении средств для обеспечения работников и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, планируется предусматривать социальные льготы и гарантии работникам, особо выделяя следующие категории: многодетные семьи, одинокие матери и отцы, беременные женщины, женщины, имеющие детей, инвалиды.

Статистическое наблюдение проблем социального туризма проведено на основе метода экспертных оценок и анкетирования населения. Опрос населения (в 2016 г., 950 чел.) проведен с целью выявления отдыха по социальным путевкам, насколько часто они отдыхали, сколько денег доплачивали, какая организация предоставила отдых, недостатки, рекомендации и т. д.

Приведем кратко результаты. Среди всех респондентов, примерно 90 % отдыхали по социальной путевке хоть раз в жизни. Большинству из отдыхающих путевка предоставлялась работодателем. При этом социальные путевки предоставлялась бесплатно (29,7 %) или они доплачивали 20-40 %. Респонденты отдыхали в санаториях (59,2 %), профилакториях (11,1 %), детских лагерях (11,1 %) и домах отдыха (7,4 %), а так же на турбазах, курортах и в пансионатах. Средняя оценка условий размещения и уровня обслуживания по расчетам (средневзвешенной арифметической) составила 3,88 и 3,89 соответственно, что характеризует социальный отдых на хорошем уровне. К тому же большинство отдыхающих (82,1 %) в целом остались довольны отдыхом по социальной путевке.

В качестве основных изменений, которые необходимо осуществить в системе социального отдыха, респонденты выделили: расширить перечень лечебно-оздоровительных и дополнительных услуг, чаще внедрять новшества, вводить лечебно-оздоровительной программы в социальную путевку, а также повышать компетентность обслуживающего персонала. Можно сделать вывод, что социальный сервис в Алтайском крае способен удовлетворять потребности отдыхающих, но улучшать существующую базу можно и нужно.

Среди опрошенных были: инвалиды (3 %), пенсионеры (24 %), работающие (30 %), студенты (которые пользовались социальными путевками в школьные годы, когда ездили в детские оздоровительные лагеря). По результатам опроса видно, что большинству опрошенных социальные путевки предоставляет ФСС (39 %) и работодатель (26 %).

Во время проведения опроса мы столкнулись с такой проблемой как неинформированность населения о социальных путевках. Многие люди даже не знают, что имеют полное право воспользоваться данным видом туризма. Также существует доля населения, которые не способны оплатить даже часть стоимости путевки при условии ее предложения от организации. Поэтому данные проблемы нужно решать на уровне экономической и социальной политики государства в целом и также на местном уровне. Пока данные проблемы не начнут решать, социальный туризм не получит желаемого распространения на территории нашей страны.

В данном исследовании проведен опрос экспертов (это были директора и ведущие специалисты санаториев, представители туристической деятельности, организаций социальной сферы). Для оценки мер по поддержке социального туризма введен критерий «важно/неважно» (шкала «очень важно - важно, но не первая необходимость - не так важно»). Информацию опроса экспертов о степени важности элементов системы «социальный туризм» можно учитывать при разработке модели развития социального туризма в Алтайском крае.

В результате расчетов, на взгляд экспертов, со стороны властей наиболее важны: Целевая программа о социальном туризме в регионе, турпродукт для целевой аудитории (пенсионеров, инвалидов, детей), важность информирования населения о социальном туризме, финансовая поддержка и помощь в получении субсидий, государственные и муниципальные заказы. Такие меры поддержки, как организация координационного центра, оказание помощи в продвижении продукции на региональный и иные рынки, организации выставок и ярмарок, по их оценкам, важны, но не являются первой необходимостью.

Обобщая проблемы в развитии социального туризма и причинах, можно предложить основные положения эффективного механизма его развития. К этому относится: прямая и косвенная долевая поддержка социального туризма со стороны государства, негосударственных фондов, туристских предприятий и заинтересованных организаций; введение системы льгот для предпринимателей, чтобы формировать и реализовывать дешевые туры по России [8]; в системе социальной защиты населения предоставлять скидки на туры в строгой зависимости от уровня дохода определенной семьи [3]. Для эффективного развития социального туризма в будущем, по нашему мнению, необходимо усилить такие меры: обеспечение финансовой поддержки со стороны государства, законодательно-нормативной деятельности, особенно на региональном уровне, создание равных возможностей для доступа к социальному отдыху, а также формирование критериев адресности при распределении путевок. Данные положения можно назвать элементами системы: «самофинансирование» и «самоуправление» [8].

Необходимо добавить будущего развития социального туризма на наш взгляд немаловажный аспект - это инновации и инновационные подходы к его развитию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций. Что подтверждает И. С. Каби-ров: «для восстановления социального туризма необходимы инновационные подходы, модели, направления, механизмы и конкретные меры решения в стране проблем социального туризма» [10].

После проведенного исследования социального туризма можно сделать вывод, что количественные (объективные) и качественные (субъективная оценка) результаты в комплексе позволяют оценить состояние и сравнить по отдельным регионам. Результаты исследований социального туризма, несмотря на его специфику, позволяют оценить связи регионального управления с социальным отдыхом как слабые, выявить незначительную инновационную активность большинства организаций. Каждый регион должен быть нацелен на проведение собственной политики, опирающейся на природные, культурно-исторические, уровень развития региона и другие особенности.

Улучшить существующую ситуацию в социальном туризме на региональном уровне возможно за счет разработки и реализации целевой региональной программы в рамках региональной политики, обеспечения частно-государственного партнерства, развития инфраструктуры туристической деятельности, стимулирования участия представителей малого и среднего бизнеса в межрегиональных и международных туристических проектах. Для совершенствования планирования и управления туризмом в регионе с выраженной рекреационной специализацией, предлагаем использовать программно-целевой подход.

Региональная целевая Программа развития социального туризма основана на туристской специализации территории и на реальном опыте туриндустрии в регионе. Главная идея данной Программы - создание условий для развития внутреннего массового туризма, направленного на социальные категории населения как целевые сегменты. Для обеспечения доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, в регионе необходимо сбалансировать государственное регулирование, рыночный механизм и общественное самоуправление. Для этого важно совершенствовать систему управления туризмом как на федеральном, так и региональном уровнях: законодательно сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг, заинтересовать через систему льгот предпринимателей по формированию и реализации социально ориентированных недорогих туров по Алтайскому краю и России в целом.

Ориентация социального туризма на развитие внутреннего туризма позволит решать как социальные, так и экономические проблемы регионов. Прежде всего выиграют слабозащищенные слои населения. Несмотря на разноплановые тенденции, развитие социального туризма в будущем нашей страны как фактор повышения уровня и качества жизни каждого человека и общества в целом.

Список литературы

1. Михайлов, В. А. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации / В. А. Михайлов // Проблемы соврем. экономики. - Санкт-Петербург : РОСТ. - 2008. - № 4 (28). - С. 546-548.

2. Наркулова, Д. З. Особенности услуг социального туризма в Узбекистане и пути их развития / Д. З. Наркулова // Наука и современность. - 2011. - № 12-3. - С. 211-215.

3. Котелкин, В. И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России / В. И. Котелкин // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. - Сер. 5. - 2005. - Вып. 2. - С. 44-47.

4. Шешегова, Е. В. О социальном туризме [Электронный ресурс] / Е. В. Шешегова // Актуальные проблемы управления и экономики : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. В. Кочетков. -Красноярск, 2016. - С. 87-91. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7icN26545019

5. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие. / П. Д. Павленок. -2-е изд. - Москва : Дашков и К°; 2004. - 428 с.

6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. - № 49. - Ст. 5491.

7. Путрик Ю. С. Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992-2013 гг. / Ю. С. Путрик // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. - 2013. -№ 2. - С. 97-106.

8. Алексеева Е. В. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России / Е. В. Алексеева, А. Е. Тарасов // Инновационная наука : междунар. науч. жур. - 2015. - № 11. - С. 149-151.

9. Донскова, Л. И. Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой / Л. И. Донскова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 388. - С. 59-64.

10. Кабиров, И. С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации / И. С. Кабиров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 79-83.

11. Мальцева, А. А. Социальный туризм как форма поддержки населения в Хабаровском крае на примере города Хабаровска [Электронный ресурс] / А. А. Мальцева, Е. Г. Теличева // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 199-204. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_28. pdf.

12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Федерал. служба гос. статистики (Росстат). - Электрон. дан. - Москва, 1999-2017. - Режим доступа: - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat.

УДК 338.482.22:[06.053.56(=811.111+811.581)]::(571.150-25+571.150)

О. М. Казакова, В. А. Гринченко Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия

ПОДГОТОВКА ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ ПО БАРНАУЛУ И АЛТАЮ НА АНГЛИЙСКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Авторы делятся опытом подготовки гидов-переводчиков с английским и китайским языками в Алтайском государственном университете, подчеркивая растущую востребованность китайского языка и необходимость координации усилий вузов, туриндустрии и администрации края.

Ключевые слова: гид-переводчик, программа обучения, Алтай туристический, международный туризм.

O. M. Kazakova, V. A. Grinchenko Altai State University, Barnaul, Russia

TRAINING TOUR GUIDES FOR BARNAUL AND ALTAI IN ENGLISH AND CHINESE LANGUAGES

The authors share their experience of training tour guides with English and Chinese languages in the Altai State University, emphasizing growing popularity of Chinese language and necessity to coordinate efforts of universities, tourist business and Altai Krai authorities.

Keywords: tour guide, academic program, tourism in Altai, international tourism.

Туристический бизнес немыслим без гидов. Гид (от англ. guide - проводник) - профессия комплексная, включающая в себя самые разнообразные профессиональные компетенции. На первое место, пожалуй, можно поставить владение информацией о своем крае, городе, музеях и т. д., причем, подробнейшие знания по краеведению еще не гарантируют интересной подачи материала: увлекательная экскурсия должна быть не только информативной, но и увлекательной, т. е. исполненной скорее в популярном, чем в научном стиле. Поэтому приветствуются не только научные факты, статистика, историко-краеведческие материалы, без которых никуда, но и легенды, тайны и мифы, окружающие место экскурсии.

Если речь заходит об иностранном туризме, профессия гида усложняется, называется она тогда уже двумя словами - гид-переводчик. И сложность заключается в том, что недостаточно перевести экскурсию с русского языка на иностранный, необходимо также учитывать культурные отличия иностранных туристов и, кроме того, уметь разъяснить особенности своей родной культуры на языке, понятном для иностранцев.

Гид-переводчик - особая профессия, которая требует не только профессиональных знаний, но и определенных личностных качеств. Необходимо быть хорошим психологом, уметь найти контакт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.