Научная статья на тему 'Социальный туризм как сегмент развития внутреннего туризма территории'

Социальный туризм как сегмент развития внутреннего туризма территории Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3644
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / ВНУТРИТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / SPECIFIC FEATURES OF SOCIAL TOURISM / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RESOURCE POTENTIAL / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ECONOMIC EFFECT / МОДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / MODEL VALUES / TERRITORIAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трубилин Алексей Григорьевич

Статья посвящена исследованию проблемы становления социального туризма как сегмента развития внутреннего туризма территорий России. Раскрыты специфические особенности и характерные черты социального туризма, классифицированы основные виды и категории его потребителей, определены источники средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения. В статье уделяется особое внимание развитию ресурсного потенциала, формированию алгоритма реализации системы социального туризма в Краснодарском крае, направлениям максимизации экономического эффекта от развития социального туризма на основе многоуровневой оценки, определены модельные значения результативности развития социального внутритерриториального туризма Краснодарского края до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TOURISM AS A SEGMENT OF DEVELOPMENT OF INTERNAL TOURISM IN THE TERRITORY

The article is devoted to the study of the problem of the formation of social tourism as a segment of domestic tourism development in Russia. The specific features and characteristic features of social tourism are revealed, the main types and categories of its consumers are classified, the sources of funds for the provision of targeted assistance to the most vulnerable segments of the population are determined. The article pays special attention to the development of resource potential, the formation of an algorithm for the implementation of the system of social tourism in the Krasnodar region, the directions of maximizing the economic effect of the development of social tourism on the basis of a multi-level assessment, the model values of the effectiveness of the development of social tourism in the Krasnodar region until 2025.

Текст научной работы на тему «Социальный туризм как сегмент развития внутреннего туризма территории»

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА ECONOMICS OF TOURISM

УДК 338.48 ББК 65.433 Т 77

А.Г. Трубилин,

преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: +7 (900) 275-58-73, e-mail: trubil_aleksey@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СЕГМЕНТ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА ТЕРРИТОРИИ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы становления социального туризма как сегмента развития внутреннего туризма территорий России. Раскрыты специфические особенности и характерные черты социального туризма, классифицированы основные виды и категории его потребителей, определены источники средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения. В статье уделяется особое внимание развитию ресурсного потенциала, формированию алгоритма реализации системы социального туризма в Краснодарском крае, направлениям максимизации экономического эффекта от развития социального туризма на основе многоуровневой оценки, определены модельные значения результативности развития социального внутритерритори-ального туризма Краснодарского края до 2025 г.

Ключевые слова: социальный туризм, внутритерриториальный туризм, специфические особенности социального туризма, ресурсный потенциал, экономический эффект, модельные значения.

A.G. Trubilin,

Lecturer of the Department of Management, Marketing and Entrepreneurship, Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: +7 (900) 275-58-73, e-mail: trubil_aleksey@mail.ru

SOCIAL TOURISM AS A SEGMENT OF DEVELOPMENT OF INTERNAL TOURISM IN THE TERRITORY

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of the formation of social tourism as a segment of domestic tourism development in Russia. The specific features and characteristic features of social tourism are revealed, the main types and categories of its consumers are classified, the sources of funds for the provision of targeted assistance to the most vulnerable segments of the population are determined. The article pays special attention to the development of resource potential, the formation of an algorithm for the implementation of the system of social tourism in the Krasnodar region, the directions of maximizing the economic

effect of the development of social tourism on the basis of a multi-level assessment, the model values of the effectiveness of the development of social tourism in the Krasnodar region until 2025.

Keywords: social tourism, territorial tourism, specific features of social tourism, resource potential, economic effect, model values.

В контексте приоритетных направлений развития внутреннего туризма территории важным выступает формирование сектора туристского рынка, где потребители могут получить субсидии из средств, которые выделяются государством на социальные нужды, а также иных источников покрытия, с целью создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. В научной литературе данный вид туризма получил название «социальный».

Необходимость развития сферы социального туризма в Российской Федерации обусловлена следующими факторами:

Наличие значительной дифференциации доходов населения страны.

Развитие социального туризма окажет положительное влияние на инфраструктурную составляющую территории, а также будет способствовать созданию рабочих мест и снижению сезонности туристского бизнеса.

Улучшение инвестиционной привлекательности территорий.

Направленность социального туризма на решение ряда социальных задач, связанных с предоставлением нематериальных благ; формированием, поддержанием культурного и образовательного уровней населения; снижением социально-психологической напряженности в обществе.

Развитие сферы услуг социального туризма реализуется во многих европейских странах. Заслуживает внимания испанская модель

социального туризма, согласно которой пенсионеры как потребители туристских услуг могут получать субсидии из средств государства на социальные нужды, а также иных источников покрытия.

В Российской Федерации наиболее перспективной для реализации может стать модель, предусматривающая включение в состав потребителей, помимо пенсионеров, других категорий социально незащищенных слоев населения, таких как дети, школьники, студенты, лица с ограниченными возможностями и др.

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное значение для развития данного сегмента внутреннего туризма. В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Социальный туризм - это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [1].

В проекте Федерального закона «О социальном туризме», разработанном Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и спорту еще в 1998 году, приводится следующее определение: «Социальный туризм - сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан». Данное определение также не является полным, так как непонятно, из каких средств субсидируется социальный туристский продукт и какие категории

относятся к «слабозащищенным в социальном отношении гражданам». Дополнением к этому определению может служить определение, данное в другом проекте Федерального закона «О социальном туризме», предложенным Российской Ассоциацией социального туризма и Московским центром Академии туризма: «Социальный туризм -путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и других источников финансирования в целях удовлетворения прав и потребностей граждан Российской Федерации».

Следует согласиться с определением, сформулированным М.Б. Биржаковым [2] и рядом других авторов, которые считают, что «социальный туризм - это разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку». Авторы этого определения выделяют основные категории лиц, участвующих в процессе социального туризма, к которым относятся люди с ограниченными средствами. А.Ю. Александрова отмечает, что «концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества, субсидирование туризма малоимущих, а также активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии» [3].

Социальный туризм как сегмент внутритерриториального туризма имеет свои особенности, характерные черты.

Главная особенность социального туризма - это путешествия малообеспеченных людей с учетом

их возраста, здоровья, социального положения.

Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан - от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, стимулированием эффективного труда.

Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

Несмотря на то, что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач - не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.

На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм представляет собой бесплатные и льготные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатные и льготные путешествия, специальные транспортные тарифы, налоговые и таможенные льготы.

Развитие социального туризма способствует созданию

инфраструктуры туристских территорий, их устойчивому развитию.

Основными видами социального туризма традиционно считаются следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Кроме того, можно выделить такие его виды, как детско-юношеский,

в льготах социального характера. К ней относятся, в первую очередь, многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Таким образом, важнейшей задачей социального туризма в настоящее время является организация доступных поездок на отдых с целью оздоровления или путешествий для социально незащищенных слоев населения и людей с ограниченными возможностями, создание для них безбарьерной среды. Несмотря на важность поставленных задач, услугами социального туризма смогли воспользоваться только 5% малоимущих граждан страны [4, 5].

лечебно-оздоровительный (медицинский), самодеятельный, экологический, культурно-познавательный и ряд других.

Во всем мире социальный туризм ассоциируется с людьми, имеющими низкие доходы, которые не позволяют им получить туристские услуги высокого качества. Эта категория граждан (табл. 1) нуждается

Развитие социального туризма имеет большое значение, прежде всего, для потребителей туристских продуктов и услуг. Повышается не только общекультурное развитие этой части населения, но и его здоровье за счет всевозможных социальных программ. Мировой опыт наглядно показывает, что массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. В этой связи возникает необходимость классифицировать действия и мероприятия, способствующие развитию социального туризма как весьма значимого сектора внутритерритори-ального туризма, с учетом его как экономического, так и социального влияния на развитие территории: формирование оздоровительных

Таблица 1

Категории лиц, имеющих предпочтительное право на льготы

Категории потребителей Тип учреждений размещения Время пребывания

Малоимущие слои населения Турбазы, дома отдыха, санатории Межсезонье, не сезон

Дети из многодетных семей, учащаяся молодежь Лагеря труда и отдыха, турбазы, дома отдыха, санатории Студенческие каникулы, отпуска

Пенсионеры Лагеря труда и отдыха, турбазы, дома отдыха, санатории Межсезонье, не сезон

Инвалиды Лагеря труда и отдыха, турбазы, дома отдыха, санатории Межсезонье, не сезон

и досуговых комплексов; организация ассоциаций социального туризма; взаимодействие в развитии социального туризма между различными территориальными образованиями; разработка социальных программ для различных категорий, связанных с оздоровлением организма; развитие активных видов

отдыха; улучшение качества жизни социальных «льготников» и др.

В частности, при изучении системы социального туризма автором выявлены взаимные соотношения ее компонентов и их связи с внешней средой, такие как требования туристов к содержательной части поездки (рис. 1).

Рис. 1. Особенности туристской поездки социальных туристов

Специфические особенности социальных туров могут быть направлены на: ориентацию на невысокую стоимость путешествия; наличие в туре большого числа разнообразных познавательных и экскурсий; неэкономический характер путешествия; гармоничную интеграцию социального туризма в местное сообщество; соответствие цены на отдых социальным целям; реинвестирование прибыли в улучшение качества туристского обслуживания.

Исследования требований группы к туристской поездке, а также

изучение сегмента «социального туризма» единого туристского рынка позволили сформировать систему социального туризма (рис. 2).

Реализация системы социального туризма (как и внутритер-риториального туризма в целом) осуществляется в конкретном территориальном образовании, которое должно обеспечивать специфичные условия для данного вида туризма (рис. 1): формирование комплексной туристской услуги должно включать в себя лишь основные и минимальные затраты на размещение,

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Система экскурсионного обслуживания:

- обзорные экскурсии;

- тематические экскурсии;

- историко-познавательные экскурсии;

- загородные и городские;

- пешеходные;

- с использованием транспортных средств и др.

Система отдыха и оздоровления:

- оздоровительный комплекс;

- парки;

- бассейны;

- спортивные залы и др.

Рис. 2. Система социального туризма

питание, а также на транспорт и услуги по развлечению и оздоровлению данного вида туристов.

Туристские услуги и товары должны производиться и предоставляться при высоких требованиях к среде, обстановке или материально-технической базе туризма. Для основных и дополнительных услуг и товаров наличие материальной базы является условием, без которого не может быть совершено потребление. Следовательно, деятельность по созданию и поддержанию материально-технической базы социального туризма обусловливает производство и продажу товаров и услуг и поэтому должна включаться в туристское обслуживание как важная по значимости составляющая, осуществляемая в туристском регионе (рис. 3).

Экономический эффект от развития социального туризма, по нашему мнению, является многоуровневым.

Первый уровень (модуль показателей) базируется на постулате, предполагающем, что социальный туризм является сегментом внутри-территориального туризма и является одновременно сбалансировано развивающейся системой, целью

которой является обеспечение условий для путешествий и отдыха людям, для которых государственные и иные организации предоставляют финансовую поддержку. В этой связи экономический эффект от развития данного вида туризма возможно оценивать на основании следующих показателей:

- доля услуг в ВРП;

- количество задействованного персонала в туристской индустрии;

- число социальных туристов, посетивших территорию, что предопределяет и социальную функцию.

Второй уровень (модуль показателей) основывается на государственном регулировании социального туризма, как прямом, так и косвенном, соответственно, речь идет о показателях прямого и косвенного эффекта. Однако на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, поэтому в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других сфер, можно в качестве критерия оптимальности принять прибыль, получаемую социально-экономической

Рис. 3. Специфика социальной инфраструктуры туристской территории

сферой территории от туристской деятельности.

Составляющие доходов можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов).

Прием туристов: Прямые доходы от въездного социального туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемых турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.

Доходы от затрат туристов на проживание, питание, транспорт и другие виды услуг.

Косвенные доходы от загрузки гостиниц, предприятий общественного питания, развлечений, посещения исторических и культурных центров.

Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест. Отправка туристов: Прямые доходы от налогообложения туристской деятельности по

отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.

Доходы от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.

Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.

Одним из условий туристской деятельности территории должно явиться отчисление части доходов от выездного социального туризма в бюджет. В данной схеме реализуется известный принцип: «Туризм должен развиваться за счет туризма»; в основном эти средства пойдут на инфраструктуру и рекламу туристской территории.

Третий уровень (модуль показателей) исходит из определения степени влияния социального туризма на социально-экономическое развитие территории. В данном контексте

следует выделить модуль частных и обобщающих показателей эффективности.

Частные показатели эффективности предусматривают разработку комплекса показателей, характеризующих экономический эффект уже существующих, а также перспективных направлений развития социального туризма, оптимальность и продуктивность использования туристских ресурсов территории, то есть должна присутствовать в оценке цепочка: потенциал - ресурсы -результат. В качестве показателей могут быть:

- показатели эффективности функционирования, определяющие степень продуктивности и отдачи имеющегося потенциала, такого как природно-рекреационный, материально-технический, кадровый, инфраструктурный, финансовый;

- показатели эффективности развития, определяющие прирост потенциала, который напрямую отражает обеспеченность территории «социальными» ресурсами в целях устойчивого развития данного вида туризма.

Обобщающие показатели эффективности, по нашему мнению, должны включать группу показателей, характеризующих предпринимательскую активность и бюджетную результативность социального туризма как важнейшего сектора внутреннего туризма.

К показателям предпринимательской активности можно отнести следующие:

- прирост количества туристов, приходящихся на единицу вместимости всех мест размещения, включая специальные;

- прирост коэффициента использования номерного фонда (наличных мест для социальных туристов);

- прирост инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания социальных туристов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прирост количества обслуженных социальных туристов 1 работником.

Бюджетную эффективность возможно оценить, исходя из следующей группы показателей:

- увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет по деятельности гостиниц и предприятий общественного питания;

- соотношение налоговых поступлений к объему услуг туристской сферы территории;

- «доходность» (объем реализации услуг), приходящаяся на одного социального туриста.

Система финансового развития социального туризма может быть построена на основе консолидации усилий на уровне Правительства РФ и местных администраций по стимулированию и продвижению социального туризма, выливающейся в целевые региональные программы. Однако поскольку в основе эффективного финансового развития лежит четкое целеполагание, постольку базисом успеха развития социального туризма территории является создание организации, аккумулирующей информацию о нуждах и потребностях целевого сегмента, осуществляющей обратную связь с его участниками. Такой организацией может выступить Ассоциация социального туризма, но основную нагрузку по организации социального туризма должно нести государство в лице федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Как свидетельствует практика, развитие социального туризма оказывает содействие региональным экономическим системам в преодолении негативного воздействия сезонности туристской индустрии, позволяет гарантировать постоянную работу профессиональным туристским организациям в низкий сезон и в период межсезонья для сохранения экономической стабильности и обеспечения заполняемое™ инфраструктуры гостеприимства.

Таблица 2

Модельные значения результативности развития социального внутритерриториального туризма Краснодарского края до 2025 г.

Показатель Ед. изм. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2023 г. 2025 г.

Валовой региональный продукт млрд руб. 2 215,98 2 598,51 3 024,47 3 502,99 4 038,33

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения млн руб. 8 151,32 8 395,86 8 395,86 8 647,73 8 907,16

Среднесписочная численность работников КСР тыс. чел. 68,68 76,93 86,16 96,50 108,08

Объем инновационных товаров, работ, услуг млрд руб. 7,47 7,55 7,62 7,70 7,78

Большая работа в этом направлении проводится в Краснодарском крае. Так, Законом Краснодарского края № 888-ФКЗ «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» (с изменениями на 17.11.2016 г.) установлены нормы финансовой поддержки социального туризма. В соответствии с ними, такая поддержка за счет средств краевого бюджета оказывается в форме субсидий на частичную оплату путешествий проживающих на территории Краснодарского края детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей; детей из многодетных и неполных семей; инвалидов и пенсионеров; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. Однако порядок реализации приведенных норм пока не определен. Основной целью развития данного вида

туризма является предоставление широкому кругу лиц, в том числе с низким уровнем доходов, возможности пользоваться туристскими услугами.

Развитие сферы социального туризма позволит привлечь дополнительные инвестиции в туристскую инфраструктуру, оказывая положительное влияние на уровень занятости, что в перспективе приведет к двукратному росту уровня ВРП к 2025 году, согласно модельным расчетам (табл. 2).

Разработка и реализация мероприятий по развитию сферы социальных услуг позволят увеличить количество туристов, предоставив возможность большему количеству граждан России и Краснодарского края реализовать свое право на отдых и труд, а рост инвестиций со стороны бюджета и частных инвесторов будет способствовать развитию инфраструктурной составляющей территории.

Примечания:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Герда, 2006. С. 79.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 263.

4. Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ: сборник статей / Под ред. М.Ю. Шерешевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017.

5. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2014 году. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2015.

References:

1. Federal Law of November 24, 1996 "On the basis of tourist activity in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 49. St. 5491; 2003. No. 2. St. 167; 2004. No. 35. St. 3607.

2. Birzhakov M.B. Introduction to tourism. SPb.: Gerda, 2006. P. 79.

3. Aleksandrova A.Y. International tourism. M.: Aspect Press, 2004. P. 26.

4. Attraction of investments and development of tourism in the regions of Russia: Collection of articles / Under the editorship of M.Yu. Sheresheva. M.: Economic faculty of Moscow State University named after M.V. Lomonosov, 2017.

5. Report on the state and development of tourism in the Russian Federation in 2014. M.: Ministry of Culture of the Russian Federation, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.