Научная статья на тему 'Социальный туризм в России и в Европе'

Социальный туризм в России и в Европе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5273
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КАТЕГОРИИ ТУРИСТОВ / КОРПОРАТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / SOCIAL TOURISM / TOURIST CATEGORIES / CORPORATIVE AND SOCIAL SUPPORT / ECONOMY OF SOCIAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимов Е. Н.

Раскрывается значимость социального туризма, имеющего целью сделать путеше ствия доступными для большинства населения, особенно для молодежи, пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан. Автор показывает трансграничность соци ального туризма, систему социального туризма, его законодательную обеспеченность. Рассматриваются экономические аспекты социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social tourism in Russia and in Europe

The article reveals the significance of social tourism aimed at making travel accessible for the majority of population, especially for young people, retired people, disabled people, and citizens with low incomes. The author considers cross-border character of social tourism, its system, and legislative provision. The article dwells upon economic aspects of social tourism

Текст научной работы на тему «Социальный туризм в России и в Европе»

УДК 338.48-2-05

Е.Н. ТРОФИМОВ

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ И В ЕВРОПЕ

Раскрывается значимость социального туризма, имеющего целью сделать путешествия доступными для большинства населения, особенно для молодежи, пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан. Автор показывает трансграничность социального туризма, систему социального туризма, его законодательную обеспеченность. Рассматриваются экономические аспекты социального туризма.

Ключевые слова: социальный туризм, категории туристов, корпоративная и социальная поддержка, экономика социального туризма.

The article reveals the significance of .social tourism aimed at making travel accessible for the majority of population, especially for young people, retired people, disabled people, and citizens with low incomes. The author considers cross-border character of social tourism, its system, and legislative provision. The article dwells upon economic aspects of social tourism.

Keywords: social tourism, tourist categories, corporative and social support, economy of social tourism.

В октябре 2014 года в г. Сан-Паулу (Бразилия) состоялось заседание Генеральной ассамблеи Международной организации социального туризма. В центре внимания стоял вопрос о создании более благоприятных условий и расширении доступа к туризму лиц пожилого возраста. Этой тематике будет посвящен Европейский форум, который пройдет в 2015 г. в Португалии.

Прошедший в Бразилии 26-й Всемирный конгресс социального туризма, в работе которого приняли участие представители 25 стран, обсудил тему «Туризм развития: единство в разнообразии». Состоялся широкий диалог о стратегии развития и борьбе против бедности, эксплуатации, дискриминации, неравенства. Прошел широкий обмен опытом в его различных формах,

© Трофимов Е.Н., 2014

особенно в социальном, солидарном, доступном, региональном туризме.

Термин «социальный туризм» имеет совершенно разное значение в странах Европы. В зависимости от этого применяются и различные системы. В последнее время меняется отношение к социальному туризму, он становится предметом внимания и академических исследований.

В ноябре 2011 г. на Мальте состоялся 6-й Европейский форум социального туризма, где были обсуждены меры по приданию новой динамики социальной политике туризма. Делегаты Форума выработали «дорожную карту» европейского социального туризма на 2012 г.

По международным понятиям социальный туризм представляет собой совокупность воззрений и явлений, проистекающих из участия в туризме малообеспеченных слоев населения, что

становится возможным в результате применения четко определенных социальных мер. Все это связано, в первую очередь, с экономическими условиями разных стран, заболеваниями, личной или семейной изолированностью, ограниченной подвижностью граждан и др. Эти препятствия на отдых в свободное от учебы и работы время необходимо преодолевать и помогать людям стать приобщенными к туризму в духе уважения ценностей, устойчивости, доступности и солидарности. Использование права на свободное время создает условия для всестороннего развития личности и для социальной интеграции.

В некоторых европейских странах социальный туризм организуется ассоциациями, кооперативами и профсоюзами и имеет целью сделать путешествия доступными для максимально большого числа населения, особенно для наименее привилегированных слоев населения. В СССР эту важную роль выполнял Центральный совет по туризму и экскурсиям.

Российская Федерация, по оценкам экспертов Всемирной туристской организации ООН, входит в пятерку стран, обладающих наибольшим туристским потенциалом. В то же время доля туристской отрасли в ВВП России составляет лишь три процента. Летом 2014 г. воспользовались отдыхом две трети россиян (63%), в том числе только каждый четвертый побывал в путешествии, а 38% отдыхающих провели свой отпуск дома. За год доля «домоседов» возросла на 10%. Эти данные были представлены ВЦИОМ и наталкивают на грустные размышления.

Сложнее обстоят дела с отдыхом социально незащищенных людей. Согласно Всемирной организации здра-

воохранения 15% мирового населения поражены физической, умственной или сенсорной инвалидностью.

Сейчас идут обсуждения нового проекта Закона о туризме, который содержит особую статью о социальном туризме (ст. четвертая). В ней:

1. Социальный туризм представляет собой туризм, осуществляемый полностью или частично за счет средств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К социальному туризму, в частности, относится:

• детско-юношеский туризм;

• семейный туризм;

• туризм пожилых людей, инвалидов и ветеранов;

• туризм военнослужащих;

• туризм лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока Российской Федерации;

• туризм лиц, подвергшихся радиационному, химическому и др. воздействию вследствие аварий и катастроф (Чернобыльская АЭС и др.);

• самодеятельный туризм;

• лечебно-оздоровительный туризм;

• туризм соотечественников и их потомков и др.

2. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут предусматривать в бюджетах соответствующих уровней выделение бюджетных ассигнований (субсидий, субвенций) для компенсации расходов субъектов туристской индустрии (туроператоров, перевозчиков, средств размещения и др.), устанавливающих льготы и преимущества социальным туристам по оплате стоимости своих услуг.

Порядок и условия выделения бюджетных ассигнований определяются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Государственное и муниципальное имущество может передаваться на льготных условиях некоммерческим организациям, а также субъектам малого предпринимательства для целей развития самодеятельного и социального туризма на территориях муниципальных образований, в том числе для поддержания в надлежащем состоянии инфраструктуры туристских и экскурсионных маршрутов, средств размещения туристов (туристских приютов, гостиниц, кемпингов и др.), а также объектов туристского показа и др.).

4. Российская Федерация осуществляет необходимые меры по поддержке и развитию туризма с участием соотечественников и их потомков, проживающих в иностранных государствах.

5. Перечень и категории туристов, нуждающихся в социальной защите (социальные туристы), а также дополнительные способы их поддержки определяются нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Все кажется правильно. Но, на мой взгляд, следует заметить подход к предложенному одностороннему определению социального туризма, в нем видится только материальная составляющая, а где нравственная? Главное здесь - социальная значимость в плане доступности к отдыху слабозащищен-ных слоев населения.

На мой взгляд, социальный - это весь туризм, признанный приоритетным государством и обществом и позволяющий быть доступным молодежи, пенсионерам, инвалидам, людям,

имеющим материальные или физические недостатки.

В современной России социальный туризм имеет свои исторические традиции. В Советском Союзе действовала хорошо отлаженная система государственной поддержки отдыха трудящегося населения. Это было явление, во многом похожее на нынешний социальный туризм, хотя сам по себе этот термин не употреблялся. Сейчас люди старшего и среднего поколений вспоминают, как в советские времена законодательно каждый гражданин имел право на труд и отдых. Это главным образом осуществлялось через сеть профсоюзов, молодежные организации и Всесоюзное акционерное общество «Интурист». Таким образом, государство предоставляло возможность большинству трудящихся и пенсионеров, по крайней мере один раз в году, поехать отдохнуть на курорт, в санаторий или пансионат на льготных условиях. Почти половина работающих людей путешествовала тогда и отдыхала по туристским путевкам, выданным на льготных условиях или бесплатно за счет профсоюзов, средств государственного социального страхования или фондов предприятий.

Учредитель Российской международной академии туризма - «Центральный совет по туризму и отдыху» - в то время имел годовой оборот средств до 5 млрд долл. США в нынешнем эквиваленте цен и ежегодно предоставлял услуги более чем 50 млн человек. Это была крупнейшая в мировом туризме структура, ориентированная на социальный туризм, но функционирующая на принципах полного самообеспечения и развития.

Сейчас, как считает президент ОАО «Центральный совет по туризму и от-

дыху» Виктор Пугиев, в России только каждый шестой гражданин имеет возможности путешествовать и отдыхать в период отпуска, и даже не все представители среднего класса проводят отпускное время полноценно.

Современная ситуация в России в корне отличается от советской большей частью в силу задействования рыночных отношений, в условиях которых не существует налаженной на государственном уровне целостной системы развития социального туризма. Он присутствует, но развивается отдельными островками. Прежде всего, это корпоративная социальная поддержка, когда предприятия или работодатели, исходя из своих правил, предоставляют своим работникам скидки на отдых в собственных здравницах или у тех туроператоров, с которыми имеются соответствующие соглашения. Второе - это реализация региональных социальных программ по поддержке нуждающегося в полноценном отдыхе местного населения.

В стране за последнее время все больше обращаются к опыту, накопленному в государствах Европы. В этой связи правительство России в высокой степени заинтересовано в сотрудничестве со Всемирной туристской организацией и Международной организацией социального туризма (ОИТС), участии в их работе. Ростуризмом уже разработана концепция внедрения системы стимулирования внутреннего туризма с использованием чеков «Отдых». Важно подчеркнуть несколько моментов. Первое: в отличие от советского периода у многих россиян есть желание, чтобы социальный туризм стал трансграничным, не замыкался только на внутрироссийском рынке туруслуг, чтобы по социальной линии

российские граждане ездили за рубеж, а к нам приезжали иностранцы среднего достатка, включая лиц с ограниченными возможностями, что предусматривает развитие более тесных международных связей.

Второе: мы стремимся создать систему социального туризма, для чего нужна соответствующая федеральная целевая программа, учитывающая наш собственный и накопленный в мире опыт и ориентированная на поддержку лиц с ограниченными возможностями.

Третье: создание системы социального туризма потребует усилий не только исполнительной власти, но и законодательной, поскольку в законе необходимо четко прописать права, обязанности работодателей, их выгоды в случае социальной поддержки малоимущих граждан и людей со скромным уровнем доходов.

Россия имеет все возможности для развития именно социального туризма. Наша экономика сейчас находится в более благоприятных условиях, чем большинство стран Европы, что несколько повышает уровень доходов населения и дает предприятиям и учреждениям возможность больше оказывать социальную поддержку нуждающимся в ней работникам. Увеличиваются социальные выплаты малоимущим гражданам и их социальная поддержка, и теперь возникает вопрос, как побудить их еще больше тратить средств на отдых и лечение. Ведь именно от этого зависит продолжительность активной трудовой деятельности граждан.

Ежегодно более 13 млн граждан России выезжали на отдых за рубеж и потратили там более 30 млрд долларов. Нашу страну посещают около 3 млн иностранцев. В связи с банкротством

ряда операторов по выездному туризму и ошибочной оценкой участниками рынка перспектив сезона 2014 г. структура спроса на туризм резко изменилась: турпоток за рубеж сократился на 20-25%, а отдых в России вырос в среднем на 15%.

Дело в том, что у нас слабо осуществляется политика массового социального туризма. Речь идет в первую очередь об отдыхе семей, молодежи, пожилых людей и инвалидов, об изыскании необходимых для этого средств: разработке социальной политики в туризме, создании инфраструктуры, развитии системы поддержки наименее обеспеченных граждан, о подготовке необходимых для ее реализации кадров. Скажу еще точнее: социальный туризм - это в первую очередь общенациональное явление.

По моему убеждению, социальный туризм не может существовать без встречного финансирования со стороны государственных органов. И пока Минкультуры и Ростуризм России не получат необходимые для этого средства, социальная улица будет с односторонним движением. Ни субъекты Федерации, ни тем более муниципальные образования не смогут решить эти вопросы самостоятельно.

Без формирования единой системы социального туризма в России невозможно сделать туризм массовым явлением и одной из важных доходных статей государственного бюджета. Иностранцы не поедут к нам развивать и осваивать дестинации, пока мы их сами не разовьем, пока наши туристы, образно говоря, не протопчут туристские тропы. Хочется верить, что рано или поздно мы к этой системе придем, поскольку она активно разрабатывается и внедряется в европейском про-

странстве, к которому мы становимся ближе, поэтому с российской стороны потребуются необходимые шаги навстречу.

В связи с этим особую значимость приобретают проекты налаживания сотрудничества между странами Европейского союза и Россией в сфере социального туризма и работа над механизмами по их реализации, что обеспечит устойчивость туризма, с одной стороны, а с другой - внесет дополнительную предсказуемость в политическую стабильность в отношениях России с ЕС и мировым сообществом в целом.

В настоящее время ситуация в сфере туризма в России такова, что новое понимание социального туризма - доступность - звучит для населения зачастую как что-то грубое и недостойное, напоминающее о старом.

Сегодня у руководства России есть желание превратить туризм в один из двигателей экономического роста. Однако нужно помнить, что значительная часть населения страны по-прежнему остается не охваченной туризмом и, как показывают опросы общественного мнения, отпуска проводит в лучшем случае на даче. Это главным образом находящиеся вне среднего класса малоимущие слои населения и наименее социально защищенные граждане. В нашей стране проживают примерно 35 млн молодых людей в возрасте до 30 лет и 23 млн пенсионеров, которых вполне можно сделать активной частью туристской деятельности. Впрочем, 44% европейцев тоже проводят отпуск дома. Это ненормальное явление.

С другой стороны, в сегодняшнем мире - Европе, Америке, Азии и даже в Африке - есть немало не очень богатых людей, которые хотели бы посе-

тить Россию, но чрезмерная коммерциализация и элитарность нашего внутреннего туризма не позволяют им это сделать. Такое положение ведет не к развитию въездного туризма, а к обособлению страны от остального мира. Я считаю, что въездной туризм будет расти только на основе всемерного поощрения внутреннего социального туризма.

Продолжая разговор о предпосылках, нельзя не отметить, что в России идеи социального туризма не ушли безвозвратно. Сейчас люди не только старшего, но и среднего возраста нередко вспоминают, как в советское время законодательно «каждый гражданин имел право на труд и на отдых», главным образом через сеть профсоюзов, государство предоставляло возможность большинству трудящихся по крайней мере один раз в году поехать отдохнуть на курорт, в дом отдыха или пансионат, во многом на льготных условиях. Да и стоимость платных путевок была такова, что среднестатистический гражданин мог их себе позволить.

Современная рыночная экономика в России не может быть продуктивной и эффективной, если на государственном уровне не будет налажен массовый полноценный отдых трудящихся. В противном случае человеческий ресурс естественным образом будет быстро вырабатываться.

Было бы неверно также утверждать, что социальный туризм у нас отсутствует полностью, он присутствует или фрагментарно, или живет мелкими островками.

Следует отметить, что за последние годы подверглась значительным совершенствованиям система соцзащиты населения. Российский бюджет на-

зывают социально ориентированным, расходы на социальные нужды в нем растут. Большая работа в этом плане проводится в Москве. В текущем году различные социальные льготы получают 4,5 млн москвичей, на социальные программы идет почти половина бюджета столицы. Правительством Москвы принята программа под названием «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.». Общий объем финансирования программы составит 2 трлн 100 млрд руб. Благодаря таким массивным вливаниям в сферу соцзащиты населения качество жизни москвичей реально повысится. Подобное происходит и в Московской области.

Однако не одной пенсией, не одними транспортными льготами живут пожилые люди и не одной стипендией или работой - молодежь и инвалиды. Для того чтобы быть полноценными людьми, они хотят, как и все, путешествовать, полноценно отдыхать, в том числе и за рубежом.

Эксперты практически в один голос утверждают, что основными факторами, сдерживающими развитие российского туризма, являются высокая стоимость туристских и транспортных услуг, низкая покупательная способность основной массы населения и низкое качество обслуживания. Конечно, перекосы вызывают серьезные деформации в сознании людей, в самой структуре российского туризма и объективно создают основу для критического отношения к проводимой социальной политике. Однако ряд мер вполне можно осуществлять и снизу, не ожидая, пока монополисты сбросят цены, а жизненный уровень населения заметно возрастет. Очевидно, что России не стоит идти по пути создания такой системы и

инфраструктуры туризма, которая нацелена в первую очередь на ограниченный контингент потребителей, якобы обеспечивающих скорейшую окупаемость инвестиций. Скорейшую окупаемость обеспечит только массовость -это закон мировой туристики.

Участники Всемирного конгресса Международной организации социального туризма (01Т8), собравшиеся 19-22 сентября 2010 г. в Римини (Италия), констатировали, что туризм - это изначально социальное явление, что экономическая значимость туризма не должна заслонять его роль как формы досуга населения, а практика туризма оказывает благотворное воздействие на физическое и интеллектуальное здоровье населения.

Нам следует присмотреться к тому, что делается для развития социального туризма в Европе и на уровне отдельных стран. Своеобразным ответом кризису со стороны стран ЕС стала поддержка Европарламентом проекта развития социального туризма «Калипсо», нацеленного на использование отпусков большим числом европейцев, расширение сезонов, поддержание и увеличение занятости и, что немаловажно, формирование чувства общеевропейской принадлежности. Призванный обеспечить доступность отдыха проект рассчитан на четыре категории населения - пожилых людей и пенсионеров, молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, семей со скромным достатком и инвалидов. На мой взгляд, именно поэтому проекту уготовано лучшее будущее. Он распространен в восьми европейских странах, а еще шесть находятся в стадии эксперимента. России нельзя так долго стоять в стороне.

Говоря о специфике отдельных стран, следует отметить, что во Фран-

ции действует Национальное агентство отпускных чеков Франции, денежный оборот которого в прошлом году составил 1,5 млрд евро, а отпускными чеками расплачивалось порядка 4 млн французов, работавших в частных и государственных структурах. В Испании работает Программа социального туризма, позволяющая ежегодно свыше 1 млн лиц пенсионного возраста совершать групповые организованные поездки в несезон. Правительство оказывает финансовую поддержку программе. В стране также действует программа «Туризм для старшего поколения», в которой участвуют ежегодно более 400 тыс. человек. Привлекает внимание британская программа «Семейный отдых», цель которой состоит в том, чтобы отдых малообеспеченных семей не отличался от отдыха семей более обеспеченных.

Более слабые в экономическом отношении государства Европы выбирают свою нишу. В Венгрии, например, используется система отпускных чеков в целях улучшения демографической ситуации путем предоставления преимущественных возможностей для отдыха будущим матерям. В Чехии действует программа «Путешествия без барьеров» для инвалидов. Примечательно, что все эти и иные многочисленные программы действуют в рамках именно социального туризма. Эти программы заслуживают и нашего внимания, несмотря на то, что ход экономического кризиса вносит коррективы в данные программы.

Однако перспективы развития международного социального туризма в Европе и России состоят прежде всего в создании на паритетных условиях транснациональной российско-европейской платформы социально-

го туризма, формирование и реализация которой помогут обобщить и расширить существующие программы социального туризма и количество пользователей в Европе и России. При наличии в каждой из европейских стран своих социальных программ, основанных на общих принципах и подходах к развитию социального туризма, они должны соединяться в некий конгломерат на базе становления и развития двустороннего и многостороннего межгосударственного сотрудничества. Именно такой подход позволит социальному туризму перешагнуть границы государств, сформировать эту российско-европейскую платформу, в которой потенциальными пользователями были бы многие граждане Европы и России, желающие посетить другие страны на приемлемых условиях.

Решающим средством, способным переломить ныне существующую ситуацию с социальным туризмом в лучшую сторону, могло бы стать принятие федеральной программы социального туризма. Такая программа могла бы объединить усилия на платформе единой социальной политики государственных структур, которые сегодня уже управляют программами соци-

ального туризма, профсоюзов и общественных организаций (партий), заинтересованных в развитии социального туризма, туроператоров и предпринимателей в туристском секторе экономики, федеральных, региональных и местных органов власти.

Если эти условия будут выполнены, социальный туризм реально станет ключевым компонентом российской модели туризма. Это проблема государственного значения, которая требует согласованных действий органов исполнительной и законодательной власти.

Сегодня можно уверенно сказать, что социальный туризм консолидирует единство российской нации, участвует в налаживании связей между населением российских регионов, поскольку в его основе лежат поездки по стране, межрегиональный туристский обмен - знакомство с культурой, жизнью и историческими памятниками других краев, областей, республик, городов и сел, других народов. Социальный туризм будет таким образом содействовать повышению качества жизни, укреплению здоровья россиян и большей продолжительности их трудовой активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пугиев В.Г. Дорогой созидания: профсоюзы, социальный туризм, подготовка туристских кадров. М.: Логос, 2013. 216 с.

2. Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма: материалы Международного форума. Москва, 12 декабря 2013 г. М.: Логос, 2013. 176 с.

3. Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: материалы Круглого стола. Москва, 20 марта 2014 г. М.: Логос, 2014. 128 с.

4. Трофимов Е.Н. Социальный туризм - оздоровление российской нации. М.: Логос, 2013.92 с.

УДК 338.488.2

М.Г. РЕПИНА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАЗМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Освещаются вопросы реализации прав граждан на оказание услуг размещения. В частности доказывается невозможность создания в жилых квартирах таких объектов размещения, как гостиницы и хостелы, а также рассматриваются меблированные и гостевые комнаты как средства размещения, доступные для создания физическими лицами.

Ключевые слова: гостиничные услуги, гостиница, гостевые комнаты, договор найма, законодательство, меблированные комнаты, потребитель, турист, хостел.

The article highlights the issues of realization of human rights for the provision of accommodation services. In particular we prove the impossibility of creating residential apartments accommodation facilities such as hotels and hostels, as well as considered and furnished guest rooms as accommodation facilities available for the creation of individuals.

Key words: hotel services, hotel, contract, law, consumer, tourist, hostel.

В настоящее время в сфере туристских услуг намечается кризисная ситуация. Летом 2014 г. ряд туроператоров объявили себя несостоятельными (банкротами), в связи с чем пострадало большое количество лиц, желающих отправиться в отпуск. Так как нормы закона, регулирующие создание компенсационного фонда, были приняты недавно, то, естественно, необходимые денежные средства для возмещения вреда всем пострадавшим от действий туроператоров отсутствуют. Это отрицательно повлияло на отношение потребителей к туристским организациям. Да и публичные выступления министра культуры с резкими высказываниями в адрес туроператоров и турагентов не поспособствовали улучшению мнения потребителей. Поэтому многие граждане, желающие заняться внутренним туризмом, на будущее лето будут стремиться организовать свой отдых самостоятельно, без привлечения турорганизаций.

© Репина М.Г., 2014

Одной из основных услуг, интересующих будущих туристов, является услуга размещения. Естественно, организуя свой отдых самостоятельно, граждане будут стараться подыскать такие средства размещения, которые будут «подходить им по цене» и, как им будет казаться, рассматривая рекламный материал, «должного качества». Вот здесь и ожидает их опасность. Ведь не всегда лица, дающие рекламу, говорят правду, и проверить качество тех услуг, которые они будут получать, потребители смогут только в период отдыха, а предъявить претензию вообще может стать невозможным в связи с отсутствием законодательных норм, регулирующих возникшие отношения.

На сегодняшний день во многих городах нашего государства начинают развиваться такие явления, как «гостиница в квартире» или «хостелы в квартире». Это новое направление в туриндустрии, которое относится к малобюджетному размещению. В законодательстве эти понятия отсутствуют, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.