Научная статья на тему 'Возможность применения мирового опыта развития социального туризма'

Возможность применения мирового опыта развития социального туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
260
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЙ СЛОЙ НАСЕЛЕНИЯ / ТУРИЗМ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ / ПЕНСИОНЕРОВ / ИНВАЛИДОВ / СИСТЕМА "ОТПУСКНЫХ ЧЕКОВ"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фролова Елена Андреевна

В статье рассматриваются различные модели социального туризма, а также анализируется возможность применения данных моделей в развитии отечественного социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING THE WORLD’S EXPERIENCE IN DEVELOPMENT SOCIAL TOURISM

The article discusses various models of social tourism and analyze the possibility of the application of these models in the development of national social tourism.

Текст научной работы на тему «Возможность применения мирового опыта развития социального туризма»

УДК 338.48-2-058.34

ЕА. Фролова ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МИРОВОГО ОПЫТА

РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. В статье рассматриваются различные модели социального туризма, а также анализируется возможность применения данных моделей в развитии отечественного социального туризма.

Ключевые слова: социальный туризм, социально незащищенный слой населения, туризм для молодежи, пенсионеров, инвалидов, система «отпускных чеков».

Elena iYotova THE POSSIBILITY OF USING THE WORLD'S

EXPERIENCE IN DEVELOPMENT SOCIAL TOURISM

Abstract. The article discusses various models of social tourism and analyze the possibility of the application of these models in the development of national social tourism.

Keywords: social tourism, socially unprotected segment of the population, tourism for youth, senior citizens, people with disabilities, «vacation checks».

Внедрение и совершенствование системы социального туризма - это проблема не только стран с неразвитой экономикой. Примером тому может служить большое количество моделей и систем, которые успешно работают и делают туризм понятием массовым и общедоступным в странах с развитой экономикой. Социальный туризм в мире хорошо развит в пределах большинства европейских стран, стран Северной Америки и в Японии. В этих странах социальная политика ориентирована на поддержание малоимущих слоев населения, на создание для них возможности путешествовать, что делает туризм явлением массовым. Системы социального туризма в вышеназванных странах отличаются друг от друга, но тем не менее все они ориентированы на категории населения, отвечающие следующим основным критериям:

- уровень жизни;

- социальный слой;

- заслуги перед государством.

При ориентации социального туризма на категорию людей с низким уровнем жизни финансирование чаще всего осуществляется за счет налогоплательщиков и субсидируется государством. При этом основная идея - сделать туристские услуги общедоступными. Для этого необходима четкая схема выявления финансовых возможностей каждого конкретного гражданина и оказание адресной помощи. В этих условиях социальный туризм тесно связан с системой социальной защиты населения. Субсидирование происходит путем предоставления льгот и широкого диапазона скидок. Одним из существенных плюсов такой системы является возможность со стороны потребителей социального туризма самостоятельно выбирать туристские услуги [2]. При ориентации социального туризма на определенный социальный слой наблюдается стремление к достижению полной занятости трудоспособного населения. Субсидирование социальных туристов обеспечивается высоким подоходным налогом. В отличие от предыдущей схема реализации социального туризма, ориентированного на определенный социальный слой, оказывает поддержку не адресно, а независимо от трудового статуса и других доходов. Главную роль в оказании помощи играет государство, которое берет на себя основные расходы на туристские услуги для инвалидов, пенсионеров, учащихся, а также граждан с низким доходом, используя при этом механизм освобождения туристских предприятий от непроизводственных затрат. Также в данной системе уделяется большое внимание переподготовке кадров и созданию дополнительных рабочих мест для наименее защищенных слоев населения.

И наконец, третий критерий: при ориентации социального туризма на граждан, имеющих оп-

© Фролова Е.А., 2014

ределенные заслуги перед государством. Основное внимание здесь уделяется тем, кто имеет определенный трудовой статус. Субсидирование такого рода социального туризма происходит за счет обязательных отчислений в процессе трудовой деятельности с ориентацией на уровень доходов. Члены определенного коллектива совместно несут расходы на обеспечение себя туристскими благами. Государство же защищает своих граждан при условии, что сами они делают все, чтобы обеспечить себя необходимой защитой общества [5]. Данная схема довольно популярна в России в сфере, например, профсоюзных организаций.

Модели распределения социального отдыха, в которых внимание также прежде всего уделяется трудовому стажу сотрудника, распространены во многих зарубежных странах. Одной из них является Япония. Впрочем, здесь одним из основных недостатков системы является предпочтение в оказании туристских услуг более высокооплачиваемым сотрудникам. Еще одна модель социального туризма реализуется в Финляндии и скандинавских странах. Здесь субсидирование производится за счет взимаемых налогов. Отличительными особенностями данной модели являются наличие свободы выбора для потребителя туруслуг и значительный разнообразный спектр услуг. Субсидирование производится как государственными, так и частными производителями. Роль государства в данной модели достаточно велика: государство старается сделать туризм общедоступным путем популяризации внутреннего туризма, а соответственно развивая инфраструктуру всех регионов, тем самым способствуя снижению уровня безработицы за счет создания рабочих мест в сфере гостеприимства.

За рубежом в целом развитие туризма прошло три основных этапа: 1) первоначально туризм доступен только обеспеченным гражданам; 2) массовый туризм стал массовым, но спектр услуг был не так широк, как хотелось бы; 3) персонифицированный туризм как следствие увеличения спроса и необходимости создания новых предложений. Государство, в свою очередь, играет все большую роль не только благодаря предоставлению различных видов социальной помощи и услуг, но и усилению прямого мониторинга этих процессов, обеспечивая тем самым адресную поддержку категориям граждан с низкими доходами и предоставляя право выбора потребителям продуктов социального туризма [1].

Конечно, применение зарубежного опыта в современных российских реалиях - вопрос достаточно сложный и спорный. Особое внимание обычно уделяется так называемой системе «отпускных чеков», которая существует в Швейцарии и Франции. Система представляет собой следующий механизм. Агентство выпускает чеки в виде банковских билетов разного достоинства, которые продаются оптовым покупателям (профсоюзные комитеты, пенсионные фонды и т.д.), покупающим чеки для своих сотрудников. Чеки распространяются среди сотрудников за определенную стоимость, включающую льготы. Основным достоинством такой системы является возможность владельца чека свободно выбирать вид и место проведения отпуска в пределах их действия и рассчитываться с предприятием, оказывающим ему туристские услуги «отпускным чеком», полученным на льготных условиях. Рентабельность данного механизма возможна только при условии динамичной коммерческой политики и надлежащего управления финансами, основанных на отлаженном спросе. Участники системы выкупают «отпускные чеки» за несколько месяцев вперед. За это время касса/агентство должно пропустить через банковскую систему огромные суммы и получить доход, за счет которого в основном и осуществляются льготы пользователям и содержится вся система [3].

Однако для российских реалий данная система неэффективна, и это связано прежде всего с тем, что будут иметь место постоянные риски неполной реализации «чеков» на рынке малоимущих, вследствие чего необходим беспрерывный поиск новых клиентов. Если же распространять «отпускные чеки» среди всех желающих, тогда исчезнет принцип поддержки именно малоимущих и социально незащищенных слоев населения. Конечно, развитие системы «чеков» тесно связано с состоянием экономики страны, ее стабильностью и обеспеченностью национальной валюты. В России же на-

блюдается отсутствие так называемого среднего класса, зато большое количество граждан живут в пределах прожиточного минимума, и скидка в 10 % от рыночной стоимости путевки (как это существует в Швейцарии) проблему отсутствия возможности путешествовать не решит. Так, например, во Франции более 50 % населения с низкими доходами не осуществляют туристские поездки во время своих отпусков в основном из-за финансовых трудностей, что говорит о недостаточном вкладе системы «отпускной чек» за 25 лет ее существования в развитие социального туризма Франции в целом

[4].

Одним из примеров системы, которая могла бы использоваться в России, является модель социального туризма Испании, одной из стран, где социальный туризм является традиционной формой оказания туристских услуг. Основные факторы для этого следующие:

- сфера туризма считается наиболее важным сектором экономики в Испании как в области доходов, так и в количестве предоставления рабочих мест. Она составляет 10,8 % от ВВП. Согласно статистическим данным количество занятых в индустрии туризма в 2012 г. составило 2,7 млн чел., что является 12,4 % от всего работающего населения.

- большое количество туристских предложений, которые в целом подразумевают так называемый пляжный отдых, основная проблема которого, однако, связана с сезонностью предоставляемых услуг, что влияет на стабильность занятости населения;

Однако, помимо важности туризма как экономической отрасли, он имеет также значительный мультипликативный эффект для развития других стратегических важных аспектов жизнедеятельности страны: строительства, охраны окружающей среды и здоровья и т.д. На этом фоне Испания стала одной из стран, которые наиболее успешно реализуют программу социального туризма для пенсионеров. Программа рассчитана на пожилых граждаен в возрасте от 65 лет. В настоящее время уже более 10,5 млн человек приняли участие в этой программе, которая пользуется большой популярностью и очень позитивно оценивается.

Программа социального туризма преследует следующие цели:

- улучшение качества жизни и благополучия пожилых людей;

- создание и поддержание занятости и экономической активности туристского сектора в периоды низкой активности.

Ее участниками могут быть лица, проживающие в Испании, которые отвечают следующим требованиям:

- возраст от 65 лет и старше;

- пенсионеры;

- бенефициары в возрасте от 55 лет и старше.

Программа предусматривает 8-, 10-, 15- и 29-дневные пребывания, полный пансион в гостиницах, расположенных на побережье, на материке и островах. Также социальным туристам предоставляются следующие услуги: коллективный страховой полис, медицинское обслуживание в отеле, а также разнообразная экскурсионная программа. Благодаря социальному туризму до 80 тыс. рабочих мест в общей сложности создаются или поддерживаются каждый год. Увеличение занятости имеет прямое воздействие на доходы государства: выплаты по социальному страхованию, экономию на пособие по безработице, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие.

Для России на данном этапе социально-экономического развития такая система является наиболее оптимальной, поскольку наши российские 37 млн пенсионеров и миллионы инвалидов практически не имеют доступа к благам туризма для физического и духовного оздоровления, повышения качества жизни [5].

Рассмотрим, как работает механизм реализации услуг социального туризма. На условиях конкурсного отбора определяется туроператор, имеющий сеть агентств на территории всей страны, который разрабатывает турпакеты для социальный туристов. При этом все предлагаемые пакеты долж-

ны отвечать жестким требованиям, предъявляемым к путешествиям данной категории граждан. Обязателен также мониторинг деятельности данных предприятий, постоянная оценка контроля качества предоставляемых услуг.

Потенциальные потребители услуг социального туризма направляют запрос со своими персональными данными, а также с пожеланиями относительно льготного тура. После чего все данные тщательным образом проверяются, обрабатываются и передаются туроператору, который связывается с потребителем. Туроператор утверждает с клиентом окончательный вариант тура и предлагает варианты оплаты через турагентство. По результатам заключенного договора, а также по завершении оказания услуги подписывается фактура, на основании которой туроператору предоставляется компенсация.

Такая система вполне могла бы быть осуществима и в России. Для этого необходимо увеличить количество предприятий туристской индустрии, позиционирующих себя, как объекты социального туризма, а также расширить спектр предлагаемых услуг. Все это поможет поддерживать большое количество регионов страны, совершенствовать инфраструктуру, а также уменьшить безработицу путем создания дополнительных рабочих мест в индустрии туризма и гостеприимства.

Библиографический список

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: Герда, 2000. - 192 с.

2. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма / В.А. Квартальнов. - М.: Наука, 1993. -120 с.

3. Оздоровление и духовное развитие населения средствами социального туризма: пособие по устойчивому развитию социального туризма на региональном и местном уровнях. - СПб.: Невский Фонд, 2010.

4. Сердобольская И.О. Государственное регулирвоание социального туризма и пути его совершенствования в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2003.

5. Скорев М.М. Социальный туризм в гуманизации экономического роста / М.М. Скорев [и др.]. - Новочеркасск: ЛИК, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.