Научная статья на тему 'К социальным программам в туризме через международную кооперацию'

К социальным программам в туризме через международную кооперацию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
316
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / SOCIAL TOURISM / INTERNATIONAL COOPERATION / INCOMING TOURISM / TOURISM DESTINATIONS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимов Е. Н.

Перечислены наиболее важные условия для реализации программ социального туризма. Рассмотрены факторы, при которых социальный туризм вновь станет ключевым компонентом российской модели туризма. Определена кадровая проблема социального туризма. Представлены перспективы развития социального туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social programs in tourism through international cooperation

The most important conditions for social tourism implementation are listed. Social tourism factors for being a key component of the Russian model of tourism are considered. The personnel problem of social tourism is determined. The prospects of tourism in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «К социальным программам в туризме через международную кооперацию»

ТУРИСТИКА

Е. Н. ТРОФИМОВ

К СОЦИАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ В ТУРИЗМЕ ЧЕРЕЗ МЕЖДУНАРОДНУЮ КООПЕРАЦИЮ

УДК 338.482:316

Перечислены наиболее важные условия для реализации программ социального туризма Рассмотрены факторы, при которых социальный туризм вновь станет ключевым компонентом российской модели туризма. Определена кадровая проблема социального туризма Представлены перспективы развития социального туризма в России.

Ключевые слова', туризм, социальный туризм, международная кооперация, въездной туризм, туристские дестинации, профессиональное образование.

The most important conditionsfor social tourism implementation arelisted. Social tourism factors for bang a key component of the Russian model of tourism are considered. The personnel problem of social tourism is determined. The prospects of tourism in Russia are presented.

Keywords: tourism, social tourism, international cooperation, incoming tourism, tourism destina-

tions, professional education.

В предыду щих публикациях немало говорилось о налаживании системы социального туризма в России, без которой невозможно сделать туризм массовым явлением и одной из важнейших доходных статей государственного бюджета. Хочется верить, что рано или поздно мы к этой системе придем, поскольку она активно разрабатывается и внедряется в европейском пространстве, к которому мы становимся ближе, поэтому с нашей стороны потребуются необходимые шаги ему навстречу.

В этой связи особую значимость приобретают проекты налаживания сотрудничества между странами Европейского союза и Россией в сфере социального •призма и работа над механизмами по их реализации, что обеспечит устойчивость т\ризма, с одной стороны, а с другой -внесет дополнительную предсказуемость и политическую стабильность в отноше-

ния России с ЕС и мировым сообществом в целом.

Социальный туризм -это не прихоть, а политика

Ситуация в сфере социального туризма в России в настоящее время такова, что общедоступность туризма практически не реализуется. Как такового массового социального призма в стране не существует, и это при наличии ряда объективных к нему предпосылок.

У руководства России есть желание превратить туризм в один из двигателей экономического роста. Сфера эта и ее социальная составляющая должны все более совершенствоваться, особенно в ходе подготовки к зимней 0лимпиаде-2014 и Чемпионату мира по футболу-2018 -мероприятиям, призванным стать пиком развития туризма в России. Однако нужно помнить, что значительная часть населения страны остается им неохваченной и, по опросам общественного мнения.

отпуска проводит в лучшем случае на даче. Это, главным образом, находящиеся вне среднего класса малоимущие слои

населения и наименее социально защищенные граждане. В нашей стране примерно 35 млн молодых людей в возрасте до 30 лет и 23 млн пенсионеров, которых вполне можно сделать активной частью туристской деятельности.

С другой стороны, в сегодняшнем мире - Европе, Америке, Азии и даже в Африке - есть немало не очень богатых людей, которые хотели бы посетить Россию, но чрезмерная коммерциализация и элитарность нашего внутреннего туризма не позволяют им это сделать. Такое положение ведет не к развитию въездного туризма, а к обособлению страны от остального мира. В России, совершенно очевидно, даже столь нужный нам въездной ту ризм будет расти только на основе всемерного поощрения внутреннего социального туризма.

Продолжая разговор о предпосылках, нельзя не отметить, что в России идеи социального туризма не ушли безвозвратно. Сейчас люди не только старшего, но и среднего возраста нередко вспоминают, как в советское время законодательно «каждый гражданин СССР имел право на труд и на отдых», а в реальном плане государство, главным образом через сеть профсоюзных организаций, предоставляло возможность большинству трудящихся по крайней мере один раз в году поехать отдохнуть на курорт, в дом отдыха или пансионат, в большинстве случаев на льготных условиях. Да и стоимость платных путевок была такова. что среднестатистический советский гражданин мог их себе позволить. Современная рыночная экономика в России не может быть ни проду ктивной, ни эффективной, если на государственном уровне не будет налажен массовый полноценный отдых трудящихся. В противном случае человеческий ресурс есте-

ственным образом будет быстро вырабатываться до критической степени, когда придется отодвигать пенсионный возраст до 65 лет. Радеющие за свое дело и за грамотные кадры работодатели это прекрасно понимают.

Было бы неверно также утверждать, что социальный туризм у нас отсутству ет полностью. Скорее всего, он присутствует или фрагментарно, или живет мелкими островками. Ведущие российские компании, например «Лукойл», имеют свою систему льготных пансионатов и баз отдыха сотрудников, в том числе вышедших на пенсию и проработавших на компанию определенное число лет. Примерно такую же политику проводит РАО «Российские железные дороги», предлагая своим слу жащим заметные скидки на качественный отдых. Сходная схема действует и в Центральном банке. Но ну жно помнить, что сотру дники таких кру пных компаний не являют собой большинство населения, к тому же явно не относятся к малообеспеченным его слоям и по своим доходам вполне могли бы позволить себе отдохнуть и за свои собственные средства. И в целом выходит, что это не социальный туризм, а скорее корпоративный отдых или своеобразная доплата за тру д.

Что-то похожее на социальный туризм присутствует даже в слабых в финансовом отношении бюджетных организациях, например в Российской академии наук. Два или три раза в год там организуют поездки ограниченных групп научных сотрудников по историческим городам, иногда дают путевки в санатории со скидками. Но это явление даже не массовое, а единичное, отличное от того, что было в советское время, и назвать его целостной социальной политикой нельзя.

Попытки внедрения социального туризма российскими регионами опять же не повсеместны и имеют свои узкие места. Так, например, в рамках Областной целевой программы «Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 гг.» организу ются экску рсионные поездки для социально незащищенных категорий граждан по туристским маршрутам, но только своей области за счет средств областного бюджета. В 2009 г. в них побываю 160 детей и 294 инвалидов и пенсионеров, что само по себе нельзя назвать массовым явлением. Думаю, что за два года там маю что изменилось. Но даже такие шаги нужно приветствовать. Схожая ситуация складывается и по отдельным категориям малообеспеченных граждан на федеральном уровне. По своей траектории будет развиваться с 2011 г. затрагивающая туризм программа «Доступная среда для инвалидов».

Сегодняшнюю ситу ацию в российском туризме определяет закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями). Он создает более благоприятную инвестиционную и правову ю ситуацию в российском туризме и на туристском рынке, которая должна со временем привести к созданию в стране современной материальной базы и эффективной системы ответственности туроператоров перед клиентом. Понятно, что этот Закон должен совершенствоваться именно с социальной точки зрения - развития массовости и досту пности туризма.

Эксперты практически в один голос говорят, что основными факторами, сдерживающими развитие российского туризма, являются высокая стоимость туристских и транспортных услуг и низкая поку пательная способность основной массы населения. Это и правильная и непра-

вильная постановка вопроса. Конечно, перекосы вызывают серьезные деформации в сознании людей, в самой стру ктуре российского туризма и объективно создают основу для критического отношения к проводимой социальной политике. Однако ряд мер вполне можно осуществлять и снизу, не ожидая пока монополисты сбросят цены, а жизненный уровень населения заметно возрастет. Одним словом, для прорыва необходимы низовые инициативы людей и встречные государственные меры по поддержке российских потребителей внутреннего туристского проду кта, связанные со стиму лированием производителей доступных основной массе населения туристских и транспортных услу г на территории России.

Очевидно, что России не стоит идти по пути создания такой системы и инфраструктуры туризма, которая нацелена в перву ю очередь на ограниченный контингент потребителей, якобы обеспечивающих скорейшую окупаемость инвестиций. Скорейшу ю оку паемость обеспечит только массовость - это закон мировой туристики. Подобно тому как во всех развитых странах именно средний класс является основным налогоплательщиком, он же является и главным туристом, создающим основные прибыли туристским компаниям.

Поэтому' формирование сетей социального ту ризма в России должно стать не просто пожеланием того, чтобы больше россиян ездили по стране и миру и больше иностранцев прибывало к нам на отдых, а именно стержнем политики в сфере туризма.

Тот случай, когда заграница нам поможет

Поскольку в России еще преобладают процессы капитализации, в Европе, да

туристмкА

и в Соединенных Штатах Америки, больше думают о социальной стороне вопроса. В современных условиях, не отказываясь от рыночных схем, мы могли бы многому поучиться у них именно в плане массовости и доступности отдыха. Так, например, участники Всемирного конгресса Международной организации социального туризма (01Т5), собравшиеся 19-22 сентября 2010 г. в Римини (Италия) констатировали:

• что ту ризм есть изначально социальное явление;

• что экономическая значимость туризма не должна заслонять его роль как формы досуга населения, рекреации, открытий и встреч людей - как посетителей, так и местного населения;

• что практика туризма оказывает благотворное воздействие на физическое и интеллектуальное здоровье населения, способствует его образованию и привитию навыков мобильности, служит средством борьбы против социального остракизма содействует развитию солидарности в национальном и международном масштабах;

• что он должен быть доступен всем без всякой дискриминации и осу ществляться на принципах солидарности на взаимоприемлемых у словиях в духе устойчивого развития.

Перспективы развития международного социального туризма в Европе и России состоят, прежде всего, в создании на паритетных условиях транснациональной российско-европейской платформы социального ту ризма, формирование и реализация которой поможет обобщить и расширить существующие программы соци-атьного туризма и количество пользователей в Европе и России. При наличии в каждой из европейских стран своих социальных программ, основанных на

общих принципах и подходах к развитию социального туризма, они должны соединяться в некий единый конгломерат на базе становления и развития двустороннего и многостороннего межгосударственного сотру дничества. Именно такой подход позволит сформировать российско-европейскую платформу социального туризма, в которой потенциальными пользователями были бы все граждане Европы и России, желающие посетить другие страны на приемлемых условиях. Ясно, что такого рода процесс может быть постепенным и поэтапным с максимальным участием европейских государств.

С тем чтобы транснациональная платформа могла способствовать реализации программ социального туризма, необходима разработка российско-европейской информационно-коммуникационной сети по вопросам поддержки социального туризма мировым сообществом. Такого рода вопросы могли бы выноситься на европейские форумы в плане обсуждения и продвижения социальных программ в туризме. Россия помогала бы в этом деле Европе, а Европа - России.

Россия в решении вопросов социального ту ризма выходит на европейский уровень. Впервые в практике создан консорциум, в который вошли профильные вузы России, Латвии, Испании и некоторых других стран по разработке совместных программ социального туризма. Российская сторона внесла свои предложения в Еврокомиссию по развитию сетей социального туризма в Европе и России.

При этом хочу отмстить одно важное обстоятельство. Россия должна развивать свою кооперацию с Европой не в ущерб собственному' накопленному опыту в этой сфере, а делясь этим опытом с европейскими странами.

Плоды и перспективы социального туризма в России

Многие регионы, страны и дестинации развиваются благодаря социальному туризму. Активизация программ его развития может оказать существенное влияние на сферу труда и профессиональной деятельности, так как обеспечивает занятость. прирост рабочих мест. Самым распространенным фактором, препятствующим развитию социального туризма и тому, чтобы это право стало универсальным, служит нехватка финансирования. В связи с чем создается необходимость в определении наиболее важных условий по реализации программ социального туризма, среди которых решающее значение имеют следутощие:

• создание законодательно-правовой базы развития социального туризма на транснациональной платформе;

• создание двухсторонних и многосторонних программ развития социального туризма;

• создание условий для инвестиций в инфрастру ктуру и индустрию туризма в целом, прибыль от которой может быть использована в программах развития социального туризма как вну треннего, так и въездного.

Более десяти лет назад группой депу татов Госдумы предлагался законопроект «О социальном туризме». Однако документ, призванный заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма, делающего экономически выгодной для отечественных ту роператоров работу на внутреннем рынке туристских услуг, предусматривающего систему льгот для предпринимателей, формирующих и реализующих

дешевые туры по России, по ряду причин так и не двинулся дальше думских слушаний.

Поскольку представляется нереальным в условиях рыночной экономики воссоздавать советские формы социального туризма, предложенная в законопроекте практика «отпускных чеков» - реальная им альтернатива. Вопрос состоит в ее реализации. Механизм реализации мог бы состоять в том, что работодатели оказывают своим работникам помощь на проведение отпу сков в форме приобретения для них у казанных чеков и часть этих средств освобождается от уплаты налога с юридических лиц. В свою очередь работники, получающие такую помощь, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц в размере полу ченной помощи. Пенсионеры могли бы приобретать путевки на льготных условиях. Применение чеков в России способно дать качественный рост российского внутреннего рынка в интересах государства, турбизнеса и отдельных граждан. Если государство своим усилием может решить вопросы приезда гостей на Олимпиаду и ЧМ-2018, заменив визу на билет, то еще одно его усилие необходимо для внедрения в стране социального туризма.

Решающим средством, способным переломить ныне существующую ситуацию с социальным туризмом в лу чшую сторону-, могло бы стать принятие Федеральной программы социального туризма, которая включала бы в себя в качестве инструмента создание в России системы социальных отпу скных чеков и у чреждение соответствующего рабочего органа.

Эта программа должна предусматривать осуществление мер к тому, чтобы российские граждане реально имели:

• возможность располагать свободным отпускным временем;

• финансовые возможности для совершения туристских поездок;

• каналы, структуры или органы (организации). делающие возможным практическое использование права на отдых.

Такая программа могла бы объединить усилия на платформе единой социальной политики в туризме следующих участников:

• организаций, которые сегодня уже в той или иной степени управляют программами социального туризма;

• профсоюзных и иных общественных организаций, заинтересованных в развитии социального ту ризма;

• предпринимателей в туристском секторе экономики;

• федеральных, региональных и местных государственных органов, заинтересованных в развитии социально полезной туристской деятельности и экономическом прогрессе.

Для того чтобы российская платформа социального туризма была социально и экономически жизнеспособной, она должна отвечать следующим критериям:

• быть нацеленной на самые ущемленные гру ппы по экономическому, территориальному или социальному признаку;

• представлять экономическу ю и социальную выгоду в кратко, средне- и долгосрочной перспективе как для государственного, так и частного секторов;

• обеспечивать стабильные возможности для занятости квалифицированной рабочей силы на протяжении всего года;

• действовать в течение сезонов низкой загрузки;

• быть устойчивой и обеспечивать заинтересованность как ее индивиду альных пользователей, так и принимающих регионов;

• обеспечивать высокое качество услуг.

Если эти условия будут выполнены, социальный туризм вновь станет ключевым компонентом российской модели туризма. Проблема эта госу дарственного значения и требует согласованных действий органов исполнительной и законодательной власти. Но если ее осуществить, то никто не останется в накладе. Прежде всего, бюджет России. Конечно, на первом этапе в результате налоговых вычетов сложится определенный минус, который, однако, с лихвой будет перекрыт налоговыми поступлениями в результате увеличения турпоездок по системе социального туризма. Предприятия - оптовые покупатели чеков - будут иметь налоговые вычеты и сотрудников, поправивших свое здоровье и пригодных для дальнейшей трудовой деятельности. Предприятия по обслуживанию чеков получат стабиль-

ный и постоянный доход. Широкий крут российских граждан, работающих на государственных и частных предприятиях, получат возможность планировать свой отдых, пу тешествовать за меньшие средства. Конечно же, должны найти свое новое место в этом процессе профсоюзы и иные общественные организации. Тогда социальный туризм придаст мощный динамичный импульс всем другим видам туризма в нашей стране, включая въездной.

Можно с у веренностью сказать, что социальный туризм сыграет уникальную консолидирующую роль в укреплении единства российской нации, в налаживании связей между населением российских регионов, поскольку в его основе лежат поездки по стране, межрегиональный туристский обмен - знакомство с ку льту рой, жизнью и историческими памятниками других краев, областей, республик, городов и сел, других народов. Он

будет содействовать повышению качества жизни, укреплению здоровья россиян и большей продолжительности их трудовой активности.

Кадровая проблема социального туризма

Поскольку за последние 20 лет идеи развития социального туризма в стране только декларируются, то на практике не осуществляется никакой политики в сфере его кадрового обеспечения. А такую работу необходимо начинать уже сейчас. Без этого предпосылки останутся лишь предпосылками, так как эффективность работы ту ристских организаций измеряется сугубо финансовыми поступлениями, пусть даже сиюминутными.

Значение подготовки специалистов подкрепляется тем фактом, что ранее существовавшие в стране структуры социального туризма при переходе к рынку практически растворились в воздухе. Их надо восстанавливать, в том числе и человеческие ресурсы.

Было бы исключительно полезно, чтобы ЮН ВТО с ее Департаментом исследований и Департаментом человеческих ресу рсов занялась этим вопросом, учитывая как вклад социального туризма, так и его потребности.

В России осенью этого года готовится к принятию закон о передаче социального туризма в регионы и на муниципальный уровень, что порождает потребность в подготовке кадров на уровне региональных и местных администраций. Эта задача стоит и перед европейскими регионами, регионами стран СНГ.

Социальный туризм в России рано или поздно будет. Поэтому в интересах Российской международной академии туризма ввести курс лекций по социальному’ туризму, чтобы из стен Академии выходили люди, не только грамотно разбирающиеся в этом вопросе, в отечественной и между народной практике социального туризма, но и которые бы сами были приверженцами этой идеи, проводниками ее в жизнь.

О. Н. ДОЛЖЕНКО

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕГИОНЕ - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ политики

УДК 338.48:316.334.52

Дан аназиз основных проблем развития внутреннего и въездного туризма и основные пути их комплексного решения на примере Московской области.

ключевые слова', туризм, экономика туризма, комплексный подход, туристская политика, региональный туризм, внутренний туризм, въездной туризм.

The analysis of the major problems of domestic and incoming tourism as well as the main ways of the r і ntegrated sol utions at the exampl e of the M osccw regon is presented.

Keywords: tourism, tourism economy, integrated approach, tourism policy, regional tourism, domestic tourism, incoming tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.