УДК 379.854: 908 (470.319)
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
ОН. Дьяченко
Социальная ориентация развития общества закреплена в основных документах Российской Федерации. Этими документами законодательно оформляется приоритетное развитие социальной сферы в ходе проведения экономических преобразований, а экономика данной сферы названа «социально-ориентированная».
Определение роли и места социального туризма в экономике страны позволяет выявить состояние данной отрасли в России. Формирование источников доходов для субсидирования развития социального туризма особенно актуально в связи с основными целями Правительства РФ на долгосрочную перспективу: повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценностей страны.
Ключевые слова: туризм, социальный туризм, модели развития социального туризма.
Туризм является понятием социальным. Однако, как отрасль рыночной экономики он в современных условиях превратился в чисто коммерческий вид деятельности. Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Уровень развития социального туризма отражает общее состояние социальной сферы в стране. Данный вид туризма в Российской Федерации признан приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.
Потребителями социального туристского продукта в России могли бы стать граждане, нуждающиеся в социальной защите:
- инвалиды всех групп и категорий;
- ветераны труда;
- пенсионеры;
- дети-сироты и дети из многодетных семей;
- лица, работа которых связана с высоким профессиональным риском;
- другое слабо защищенное население.
Специфика социального туризма определяет, что денежный оборот происходит преимущественно внутри страны. То есть расширяются налоговая база и спрос на товары местных производителей, стимулируется развитие производства во всех формах, а также сферы услуг.
Социальный туризм является значимым фактором возрождения малых городов России. Он способствует повышению инвестиционного рейтинга инфраструктуры и индустрии внутреннего туризма, что в свою очередь, будет стимулировать интенсификацию въездного туризма. Кроме того, данный вид туризма может стать механизмом улучшения структуры внешнеэкономического баланса [2]. За счет развития этого направления можно частично сократить утечку твердой валюты из страны. Развитие социального туризма будет способствовать созданию новых рабочих мест и сохранению имеющихся, решению проблемы занятости в регионах.
В настоящее время в России сложилась экономическая ситуация, когда доходная часть бюджета, по сравнению с бюджетами ведущих стран, невелика, также продолжают оставаться значимыми проблемы мирового экономического кризиса. В данных условиях прямая государственная поддержка туризма в целом, и социального туризма, в частности, практически нереальна. Необходимо искать другие подходы к существующей проблеме.
В целом, возможны три варианта возрождения и развития социального туризма [3]:
- прямое финансирование социального туризма в рамках бюджетов социальной сферы на различных уровнях;
- прямая и косвенная долевая поддержка социального туризма государством, туристскими предприятиями и заинтересованными организациями;
- развитие социального туризма по схеме - туризм развивает туризм.
Первый вариант возможен при: высоком экономическом уровне развития страны, экономической и политической стабильности, признании социальной сферы наиболее предпочтительной, а сферы туризма - приоритетной отраслью народного хозяйства.
Теоретическая возможность принятия данного варианта при этих условиях обоснована, так как определение социального туризма предполагает его датирование из бюджетов различных уровней, в рамках средств, выделяемых на социальную сферу.
В настоящее время такой вариант становления и развития социального туризма практически неосуществим, но его можно рассматривать как перспективную модель при наличии перечисленных условий.
Второй вариант представляет собой модель формирования источников развития социального туризма по субсидарно-долевому принципу, где основная составляющая прямых инвестиций должна приходится на внебюджетные фонды, фонды предприятий, банковско-финансовый сектор, страховые компании, зарубежных инвесторов. Государство в данном случае косвенно поддерживает развитие социального туризма путем:
- достижения и сохранения высокой инвестиционной привлекательности страны;
- разработки нормативно-правовой базы развития социального туризма;
- предоставления данному виду туризма налоговых преференций;
- создания надежной кредитно-финансовой системы.
Рассмотренный вариант может быть использован, если сложатся условия для последовательного развития социально-ориентированной экономики.
Третий вариант является наиболее жестким и предполагает развитие социального туризма за счет самой туристской отрасли. В настоящее время эта отрасль находится в кризисном состоянии, как и ряд других отраслей, в связи с мировым экономическим кризисом, хотя кризисные явления не столь глубоко затронули данную сферу. Поэтому представленный вариант развития социального туризма более всего ориентирован на перспективу, когда роль туристской индустрии в ВВП будет на уровне большинства развитых стран - 20 - 30%.
Основой развития социального туризма может стать вторая модель, в которой должны сложиться следующие предпосылки:
- приоритетность развития социального туризма должна стать реальностью;
- потребителями социального турпродукта должны стать четко определенные социальные группы населения;
- адресная поддержка данных социальных групп населения должна быть гарантированной;
- форма данной поддержки должна предусматривать право выбора социального туристского путешествия;
- цены социальных туров должны быть соразмерны уровню благосостояния и социальной защиты;
- механизм компенсации затрат по реализации социальных туров должен стимулировать развитие туристских предприятий, формирующих и предоставляющих данные туруслуги.
Социальные туристские услуги наиболее востребованы в следующих видах туризма:
- лечебно-оздоровительном;
- экологическом и культурно-познавательном;
- детско-юношеском;
- молодежном;
- для инвалидов, ветеранов и пенсионеров;
- для зарубежных соотечественников.
Отдельные шаги по формированию социального туризма в последние годы делаются в рамках реформ (пенсионной, здравоохранения и др.). Например, после «монетизации» льгот у некоторых социальных групп населения страны появилась возможность оздоровления в санаториях. Однако, данный опыт не столь широко распространен, нет стройной системы, кроме того, не существует четкого выделения именно направленности «социальный туризм».
Одной из сложнейших проблем при разработки модели развития социального туризма является формирование целевых инвестиционных ресурсов. Такое формирование должно базироваться на балансе интересов государства, туристских предприятий, инвесторов и потребителей турпродукта.
При низком инвестиционном рейтинге туристской отрасли и высоких инвестиционных рисках обеспечить баланс интересов всех сторон, в частности потенциальных инвесторов социального туризма, без государственной поддержки практически невозможно. Такая поддержка возможна в следующих формах:
- участие государства в прямом субсидировании социального туризма;
- предоставление участникам социального туризма определенных налоговых льгот;
- льготная ресурсная поддержка;
- предоставление режима льготного кредитования и др.
Некоторые специалисты [1, 3, 4] предлагают использовать в качестве источника доходов для развития социального туризма дополнительный сбор на полученную выручку от выездного туризма, а также пограничный сбор. Обсуждается возможность использования в качестве дополнительного источника дохода социальной туристской ренты. Такая рента (как результат хозяйственного использования туристских ресурсов) может быть представлена в качестве амортизационного фонда накопления. Но в настоящее время предложенные варианты источников доходов идут в разрез с действующим законодательством и их использование возможно лишь в перспективе, после изменений и поправок в действующую систему налогообложения.
Также в качестве потенциального источника финансирования туризма можно рассматривать вступительные и членские взносы действительных членов различных ассоциаций и фондов развития социального туризма, в том числе самих социальных туристов.
Эффективными источниками финансирования социального туризма могли бы стать инвестиционно-кредитные схемы и льготное налогообложение, действующее в малом предпринимательстве.
Также, в качестве возможных источников финансирования социального туризма можно рассматривать систему кредитной кооперации и кредитных союзов.
Использование предлагаемых источников в рамках действующего законодательства могло бы частично решить проблему финансирования социального туризма.
При разработке программы развития социального туризма в РФ целесообразно провести многовариантное моделирование потенциальных финансовых потоков, включая и ранее отмеченные. Другими словами, требуется разработка проекта бизнес-плана финансирования социального туризма по субсидарно-долевому принципу.
The Social orientation of society's development is consolidated in the basic documents of Russian Federation. The primary development of social sphere while conducting economic transformations is legislatively validated by these documents, and the economics of a given sphere is called «social-oriented».
The determination of social tourism part and place country's economy allows to discover the condition of the given branch in Russia. The formation of profits' sources to subsidize the development of social tourism is especially relevant owing to the main purposes of the R. F. Government for long-term perspective: improvement of population's standard of living, reduction of social inequality, the country's cultural values preservation.
The key words: tourism; social tourism; models of social tourism development.
Список литературы
1. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009.
2. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Шенгелия Н.О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации. Труды Академии туризма. Вып. 5. - СПб., 2007.
4. Щавлев А.В. Актуальные проблемы развития социального туризма в современной России. Труды Академии туризма. Вып. 6. - СПб., 2008.
Об авторе
О.Н. Дьяченко - канд. экон. наук, доц.., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуа^к§и@ mail.ru.