Научная статья на тему 'Социальный туризм как фактор повышения качества жизни населения в регионе'

Социальный туризм как фактор повышения качества жизни населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
679
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOUR OPERATOR ACTIVITY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА / TARGET GROUP / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ОПРОС / SURVEY / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL TOURISM / SOCIALLY UNPROTECTED STRATA OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Глухарева Мария Руслановна, Дмитриева Лия Петровна

Сегодня можно с уверенностью говорить, что социальный туризм является отраслью, развитие которого стало вопросом государственного значения. По мнению ректора Российской международной академии туризма Трофимова Е.Н., этому способствовали, в том числе, послания Президента Федеральному Собранию России, в которых сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики страны на ближайшее 10-15 лет, определены задачи по обеспечению национальной безопасности и повышению качества жизни людей [1]. Вместе с тем приходится констатировать, что нормативно-правовая база, касающаяся развития социального туризма в России, до сих пор содержит лишь отдельные нормы, регулирующие отношения в этой области. В статье на основе обзора трудов ведущих специалистов обоснована значимость развития социального туризма как основополагающего фактора повышения качества жизни населения и как перспективной отрасли экономики страны; отражены основные нормативно-правовые документы, регулирующие данную отрасль; выявлены ключевые характеристики социального туризма. С целью определения потенциала развития социального туризма в Республике Саха (Якутия) авторами проведен анализ современного состояния индустрии туризма в республике; выявлена целевая группа, нуждающаяся в поддержке государства; представлены результаты изучения отношения населения г. Якутска к развитию социального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING THE QUALITY OF LIVING IN THE REGION

Today we can say with certainty that social tourism is an industry whose development has become a matter of national importance. According to the rector of the Russian International Academy of Tourism Trofimova E.N. this was facilitated, among other things, by the messages of the President to the Federal Assembly of Russia, which set out the main priorities of the country's social and economic policy for the next 10-15 years [1]. The tasks to ensure national security and improve the quality of people's lives are defined. At the same time, we have to state that the legal framework concerning social tourism in Russia still contains only separate norms regulating relations in this area. It is this sector of tourism that requires close attention of the state, since the costs are fully or partially paid to the tourist from financial sources intended for social needs. The development of social tourism has a multiplicative character, when the development of one sector tourism will entail a surge in economic activity in other sectors and, as a result, the overall growth of the national economy combined with a humanistic beginning. In the article, based on a review of the works of leading specialists, the importance of the development of social tourism as a fundamental factor in improving the quality of life of the population and as a promising branch of the country's economy is substantiated; reflects the basic legal and regulatory documents governing this industry. Identified the key characteristics of social tourism. In order to determine the potential for the development of social tourism in the Republic of Sakha (Yakutia), the authors analyzed the current state of the tourism industry in the republic. Identified a task force that needs government support. Presents the results of studying the attitude of the population of Yakutsk to the development of social tourism.

Текст научной работы на тему «Социальный туризм как фактор повышения качества жизни населения в регионе»

Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, Glukhareva Mariya Ruslanovna, Dmitrieva Liya Petrovna SOCIAL TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING THE QUALITY ...

sociological sciences

УДК 316:364.013

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

© 2017

Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Глухарева Мария Руслановна, старший преподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Дмитриева Лия Петровна, старший преподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Кулаковского, 48, e-mail: [email protected])

Аннотация. Сегодня можно с уверенностью говорить, что социальный туризм является отраслью, развитие которого стало вопросом государственного значения. По мнению ректора Российской международной академии туризма Трофимова Е.Н., этому способствовали, в том числе, послания Президента Федеральному Собранию России, в которых сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики страны на ближайшее 1015 лет, определены задачи по обеспечению национальной безопасности и повышению качества жизни людей [1]. Вместе с тем приходится констатировать, что нормативно-правовая база, касающаяся развития социального туризма в России, до сих пор содержит лишь отдельные нормы, регулирующие отношения в этой области. В статье на основе обзора трудов ведущих специалистов обоснована значимость развития социального туризма как основополагающего фактора повышения качества жизни населения и как перспективной отрасли экономики страны; отражены основные нормативно-правовые документы, регулирующие данную отрасль; выявлены ключевые характеристики социального туризма. С целью определения потенциала развития социального туризма в Республике Саха (Якутия) авторами проведен анализ современного состояния индустрии туризма в республике; выявлена целевая группа, нуждающаяся в поддержке государства; представлены результаты изучения отношения населения г. Якутска к развитию социального туризма.

Ключевые слова: социальный туризм, индустрия туризма, туроператорская деятельность, нормативно-правовая база, социально незащищенные слои населения, целевая группа, Республика Саха (Якутия), опрос, респонденты, перспективы развития социального туризма.

SOCIAL TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING THE QUALITY OF LIVING IN THE REGION

© 2017

Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport Glukhareva Mariya Ruslanovna, senior lecturer Institute of physical culture and sport Dmitrieva Liya Petrovna, senior lecturer Institute of physical culture and sport North-Eastern federal university of a name of M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, st. Kulakovskogo, 48, e-mail: [email protected])

Abstract. Today we can say with certainty that social tourism is an industry whose development has become a matter of national importance. According to the rector of the Russian International Academy of Tourism Trofimova E.N. this was facilitated, among other things, by the messages of the President to the Federal Assembly of Russia, which set out the main priorities of the country's social and economic policy for the next 10-15 years [1]. The tasks to ensure national security and improve the quality of people's lives are defined. At the same time, we have to state that the legal framework concerning social tourism in Russia still contains only separate norms regulating relations in this area. It is this sector of tourism that requires close attention of the state, since the costs are fully or partially paid to the tourist from financial sources intended for social needs. The development of social tourism has a multiplicative character, when the development of one sector - tourism - will entail a surge in economic activity in other sectors and, as a result, the overall growth of the national economy combined with a humanistic beginning. In the article, based on a review of the works of leading specialists, the importance of the development of social tourism as a fundamental factor in improving the quality of life of the population and as a promising branch of the country's economy is substantiated; reflects the basic legal and regulatory documents governing this industry. Identified the key characteristics of social tourism. In order to determine the potential for the development of social tourism in the Republic of Sakha (Yakutia), the authors analyzed the current state of the tourism industry in the republic. Identified a task force that needs government support. Presents the results of studying the attitude of the population of Yakutsk to the development of social tourism.

Keywords: social tourism, tourism industry, tour operator activity, regulatory and legal framework, socially unprotected strata of the population, target group, the Republic of Sakha (Yakutia), survey, respondents, prospects for the development of social tourism.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В Федеральном законе №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение: «Туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а так же средств работодателей» [2]. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года уделяет особое внимание усилению социальной роли туризма, относит развитие системы социального туризма с привлечением различных источников финансирования к одному из основных направлений реализации потребностей социально незащищенных групп населения Российской

Федерации. Указано, что каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма [3]. Таким образом, данную отрасль стоит рассматривать как приоритетную для развития в регионах. Важно добиться не только качества туристских услуг, но и повышения их доступности для наименее социально защищенных групп населения [4].

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Обзор литературы по проблемам исследования позволил выделить ключевые моменты:

- социальный туризм характеризуется многоаспектным проявлением. То есть, туризм, поддержанный государством, позволяет расширить границы для ознакомления с историческим наследием различных народов, обогащения всемирными духовными ценностями и т.п.;

социологические науки

Колодезникова Сардаана Ивановна, Глухарева Мария Руслановна, Дмитриева Лия Петровна СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ...

- социальный туризм способен комплексно влиять на развитие трудового потенциала (имеется в виду его воздействие на три основные качественные составляющие трудового потенциала: психофизическую, квалификационную и социально-личностную) и вывести его из кризисного состояния;

- «социальный туризм социальный туризм в силу своей массовой доступности реализует социальные функции воздействием мультипликативным на смежные отрасли национальной экономики, генерированием инвестиций и регионального развития, содействием занятости населения и созданию новых рабочих мест, увеличением доходов населения и налоговых поступлений в государственный и муниципальный бюджеты» [5].

Хочется обратить внимание на определение Е.Н. Трофимова, дающее исчерпывающую характеристику данному понятию: «Социальный туризм - это разновидность любого вида туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, студентам, всей молодежи, пенсионерам, инвалидам войны и труда, многодетным семьям, которым государство, фонды, различные благотворительные организации оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения, при использовании их права на отдых, и которые посредством социального туризма вовлекаются в полноценную человеческую деятельность, продлевающую их активное долголетие» [4].

Формирование целей статьи (постановка задания). Определение ключевых характеристик социального туризма поставило перед нами задачи - выявить целевую группу, для которой развитие данной отрасли позволило бы повысить качество жизни; изучить отношение населения г. Якутска к социальному туризму и представить конкретные рекомендации по развитию социального туризма в регионе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно статистике, объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения), а также выездного туризма (в части услуг, оказанных резидентами российской экономики выезжающим в зарубежные туры туристам), в 2015 г. составил 1467,2 млн.руб., в 2016 г. - 1543,1млн.руб., в 2017 г. (по данным с января по май) - 497,8 млн.руб. [6]. Если в предыдущие два года объем продаж показывает стабильные показатели, то в 2017 году наблюдается резкое снижение, хотя в пиковые периоды (июнь-август) возможна компенсация за счет увеличения количества туристов.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) (далее -ФСГС РС (Я)), число обслуженных туристов в 2014 г. составило 33519 человек, в 2015 г. - 24526 человек, это на 26 % меньше, чем в предыдущем году. При этом нужно отметить, что начиная с 2004 года, в течение десяти лет количество обслуженных туристов планомерно возрастало (см. рисунок 1) [7].

40000 ■

35ОО0----

зоооо--— — -

35000 --——- - - - - -¡=р

20000 ----- - - - - -

15000 ---- - - - - - - - -

10000 ■ — - - - - - - - - - -

5000 - - - - - - - - - - - -

О -1—1— ■ -1—т-^- ■ - ■ —-Ц—I— ■ -1—т-^- ■ - ■ '--

2004 2005 2007 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

дых дикарем»; политическая ситуация в стране, которая сказалась и на экономическом благополучии самих туристов

Приведенные данные позволяют утверждать, что в целях приумножения финансовых вложений и повышения имиджевой привлекательности необходимо особое внимание уделить въездному туризму именно - показатели по данному виду туризма очень низкие.

Данная статистика также показывает, что в течение 10 лет количество турфирм в республике увеличилось с 23 в 2004 году до 90 в 2015 году. Если проанализировать данные за 2015 год, из 90 зарегистрированных фирм, туроператорской деятельностью занимаются 4 организации, туроператорской и турагентской деятельностью

- 6 организаций, только турагентской деятельностью

- 49 и экскурсионной деятельностью - 31 организация [7]. Можно констатировать, что предпринимательская деятельность в сфере туризма в республике развивается, перспективы имеются. Единственное, что настораживает, туроператорская деятельность находится в статичном состоянии. Если в 2004 году было зафиксировано 4 туроператора, в 2015 году цифра не изменилась [7].

География туристических фирм, действующих в Республике Саха (Якутия), достаточно разнообразная. В проекте раздела «Развитие туристской индустрии» в рамках «Стратегии СЭР РС (Я) до 2030 г.» от 05.10.2016 г. указано: «...сформирован реестр из 36 основных (базовых) республиканских туристских маршрутов и 38 туристских объектов. На условиях софинансирования с 15 муниципальными районами создаются более 20 туристских комплексов (ГО Якутск, Ленский, Хангаласский, Амгинский, Горный, Верхоянский, Оймяконский, Сун-тарский, Усть-Алданский, Томпонский, Таттинский, Мегино-Кангаласский, Намский, Вилюйский, Жиган-ский)» [8, С.3].

Обращает на себя внимание тот факт, что согласно вышеуказанному Проекту раздела «Развитие туристской индустрии», приоритетными видами туризма обозначены: событийный, научно-экспедиционный, исторический, экологический, экстремальный [8]. Среди целевых направлений деятельности в рамках развития туризма социальный туризм не озвучивается, что вызывает справедливые вопросы, учитывая количество социально незащищенных слоев населения в республике. Так, по данным ФСГС РС (Я) показатели следующие [7]:

Таблица 1 - Количественный состав пенсионеров и инвалидов в РС (Я)

Годы Пенсионеры Инвалиды старше 18 лет. впервые признанных инвалидами Инвалиды младше 18 лет

2015 263250члк 4066 члк 6247 детей

2016 270606члк 3967 члк 5993 детей

Ниже приводим данные о детях и подростках, оставшихся без попечения родителей, с 2006 по 2016 гг. [7]:

Таблица 2 - Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (человек)

200( 2001 200$ 2001 201С 2011 201; 201: 201- 201: 201С

Численность дет ей и подростков, оставшихся неустроенными к началу года 116 80 59 61 88 81 61 46 47 28 38

Выявлено за отчегныйгод детей и подростков, о ставших сябез попечения родителей 151! 1711 1702 181: 1686 142$ 145< Ю5: 980 819 771

из них устроены: в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без тшеченняроднтелей, учреждения соц. защиты на селения и иные учреждения на полное государственное обеспечение 261 206 166 252 234 257 122 119 102 100

под опекой (попечительством), на усыновление, возвращены родителям 121 1468 1511 149: 140« И5"; 118! 883 810 559 642

в учреждения начального, среднего и высшего государственное обеспечение 8 10 10 18 21 23 65 26 28 7 3

выбыло по иным причинам (смерть и др.) 70 54 13 23 32 17 20 10 3 2 1

Численность детей и подростков, оставшихся неустроенными на конец года 77 59 61 88 81 61 46 47 28 38 17

Рисунок 1 - Численность обслуженных туристов по годам

Предполагаемыми причинами спада числа обслуженных туристов в 2015 году считаем: самостоятельное посещение туристами республики, так называемый «от-

Видно, что все группы лиц, нуждающихся в повышении качества жизни, остаются фактически стабильными как в количественном, так и в качественном эквиваленте. Получается, что финансовое обеспечение индустрии социального туризма, закрепленное нормативными до-

401

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, Glukhareva Mariya Ruslanovna, Dmitrieva Liya Petrovna SOCIAL TOURISM AS A FACTOR OF INCREASING THE QUALITY ...

sociological sciences

кументами, будет оправданным и никак не потеряет актуальности в среднесрочной перспективе. Конечно, все категории потенциальных потребителей услуги в социальном туризме - инвалиды, пенсионеры, многодетные и малообеспеченные семьи, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - требуют пристального внимания со стороны государства, необходим глубокий всесторонний анализ изучения потребностей, возможностей данных групп в аспекте развития социального туризма.

В рамках адресной рекомендации о разработке Программы развития социального туризма Министерству инвестиционного развития и предпринимательства РС (Я) и выявления предпосылок формирования социального туризма сочли целесообразным организацию опроса, выявляющего отношение населения к данной проблеме. До настоящего времени такого характера исследований не проводилось. Методом случайной выборки в поле нашего внимания оказались 50 лиц мужского пола, 50 лиц женского пола абсолютно разных профессий от 21 до 65 лет.

Анкетирование выявило следующее:

1. Половина опрошенных (48%) оценивают по шкале 3 из 5 финансовую ситуацию в своей семье, 37% по шкале 2 из 5, лишь 8% дают оценку 4 из 5, оставшиеся 7% абсолютно недовольны своим финансовым положением. Налицо наличие чувства неуверенности в будущем, что, безусловно, не позволяет им строить перспективные планы относительно отдыха в том числе.

2. Из 100 опрошенных 7 человек (пенсионеры) пользовались государственной помощью в качестве средства на отдых, 39% опрошенных тратят свои отпускные на отдых, остальные не получает никакой помощи. Причин может быть достаточно, существует и вариант, при котором данный контингент может позволить себе тратить свои средства на отдых. Тот факт, что лишь 7% опрошенных получает помощь государства, является негативным признаком и подтверждает необходимость прозрачной системы развития социального туризма.

3. Вызывают тревогу показатели нецелевого использования выделяемых средств на отдых. Так, 54 человека из 100 тратят средства, выделяемые государством на отдых, в том числе проездные, не по назначению. Грубо говоря, население использует их в качестве займа (беспроцентного кредита) на другие нужды. Наличие таких данных заставляет задуматься, и еще раз подтверждает наличия ярко выраженного чувства нестабильности у населения.

4. Большинство опрошенных (69 из 100) тратят во время отдыха больше своих возможностей. 36,2%, т.е. 25 человек из 69 брали кредиты для выезда на отдых.

5. К развитию социального туризма в республике население относится более чем благосклонно, считая, что государство обязано заботиться о социально незащищенных категориях граждан, качественно обогащая и духовно-культурную сферу. Равнодушных граждан среди опрошенных не оказалось.

6. Половина опрошенных (49 человек) в развитии социального туризма видят перспективу развития туристской индустрии в республике в целом. Среди основных приоритетов указали: «расширение рынка услуг по въездному туризму», «увеличение количества местных туроператоров», «развитие инфраструктуры», «увеличение количества объектов размещения».

Резюмируя, можно констатировать, что население нашей республики нуждается в большей поддержке со стороны государства, к сожалению, это распространяется и на средний класс. Следовательно, помощь социально незащищенным категориям граждан должна осуществляться незамедлительно. Повышение качества жизни за счет организации отдыха является одним из важнейших факторов.

В целом, организация данного исследования подтвердила целесообразность развития социального туризма в регионе, при наличии прозрачной системы развития данной отрасли на основе нормативно-регулирующих

документов для участников социального туризма стало, если не основным, то одним из ключевых факторов повышения качества жизни, стимулом для стремления к духовно насыщенному, полноценному образу жизни. Мультипликативный эффект позволит государству не только инвестировать материальные активы в различные отрасли, но и повысить имидж республики.

Для успешной реализации системы развития социального туризма в регионе предлагаем обратить внимание на основные стратегические направления:

- регулирование нормативно-правовой базы, определяющей конкретные правила и нормы поведения для всех участников туристской индустрии;

- создание системы туристских объектов и туристской инфраструктуры: гостиничный бизнес, транспортная система, ресторанный и т. д.;

- модернизация кадровой политики, в том числе управленческого аппарата, через совершенствование специализированной профессиональной подготовки специалистов, занятых в сфере туризма;

- разработка комплексной целевой программы «Развитие социального туризма в Республике Саха (Якутия) до 2020 года» [5];

- реализация маркетингового плана, включающего организацию крупномасштабной рекламной кампании, поиск предприятий-спонсоров, предприятий-партнеров, привлечение информационной поддержки, направленной на повышение благоприятного имиджа республики как туристического региона;

создание четких механизмов взаимодействия органов власти разных уровней, министерств и ведомств, органов власти и бизнеса, заинтересованных в развитии туристской индустрии на территории республики [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Трофимов Е.Н. Социальному туризму - быть в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rmat. ru/rumain212/?r278_id=1473 (дата обращения 10.11.2017).

2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11. 1996 г. №132-Ф3 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html (дата обращения 10.11.2017).

3. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российскйо Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tour.primorsky.ru/files/. -Загл с экрана.

4. Трофимов Е.Н. Социальный туризм - путь к оздоровлению Российской нации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rmat.ru/rurector1/?r745_id=398. -Загл с экрана.

5. Алексеева Е.В., Колодезникова С.И. Программа развития социального туризма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. №4 (17). С. 25-28.

6. Показатели социально-экономического развития по Республике Саха (Якутия) в отрасли туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// mininvest.sakha.gov.ru/turizm/analitika-i-statisticheskie-dannye. (дата обращения 30.11.2017).

7. Основные показатели деятельности туристских фирм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/ statistics/enterprises/trade/ (дата обращения 30.11.2017).

8. Проект раздела «Развитие туристской индустрии» в рамках Стратегии СЭР РС (Я) до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru/npa/ front/view/id/201/NpaFile_page/12/NpaFile_sort/title (дата обращения 30.11.2017).

9. Винокурова Т. Г. Ресурсный потенциал развития туризма северных территорий: дисс. ... канд. экономических наук. Иркутск, 2010. 203 с.

Статья поступила в редакцию 06.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.