Научная статья на тему 'Проблемы развития туризма в Российской Федерации'

Проблемы развития туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
training / domestic tourism / management in tourism / ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / внутренний туризм / управление туризмом / Tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назина Н. А.

Туристская отрасль рассматривается как одна из сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей в отдыхе и рекреации способствующей повышению качества жизни населения. В ведущих странах мира туризм, являясь одной из ведущих отраслей мирового хозяйства, оказывает значительное влияние на динамику основных показателей развития, решает важные социальные задачи, способствует сближению народов и росту взаимопонимания между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tourist industry is an area of modern economy, which meets the needs of individuals in leisure and recreation as well as improves quality of life. Tourism is a key sector in the leading countries, which has a significant impact on the dynamics of fundamental indicators for the development, solves crucial social problems, and builds strong relations and mutual understanding among nations.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туризма в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УДК 378.046.4

| ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Назина Н.А., заместитель руководителя Федерального агентства по туризму, действительный государственный советник РФ 3 класса, [email protected], г. Москва

The tourist industry is an area of modern economy, which meets the needs of individuals in leisure and recreation as well as improves quality of life. Tourism is a key sector in the leading countries, which has a significant impact on the dynamics of fundamental indicators for the development, solves crucial social problems, and builds strong relations and mutual understanding among nations.

Туристская отрасль рассматривается как одна из сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей в отдыхе и рекреации способствующей повышению качества жизни населения. В ведущих странах мира туризм, являясь одной из ведущих отраслей мирового хозяйства, оказывает значительное влияние на динамику основных показателей развития, решает важные социальные задачи, способствует сближению народов и росту взаимопонимания между ними.

Key Words: tourism, training, domestic tourism, management in tourism.

Ключевые слова: туризм, подготовка кадров, внутренний туризм, управление туризмом.

В принятой Правительством РФ концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития России в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. В текущем году, в условиях кризисных явлений, внутри страны отдыхали более 32 млн россиян (рост к уровню прошлого года 1,6%), за границу выехало 3,9 млн российских туристов (снижение в среднем — 15%), в том числе в странах дальнего зарубежья отдыхало около 2 млн. человек (снижение составило в среднем 20%). Доля туризма в ВВП страны составляет около 3,0%. В индустрии туризма и гостеприимства занято более 1 млн человек трудоспособного населения страны. В результате, несмотря на наличие кризисных явлений, удалось создать условия для отдыха российских граждан и сохранить рабочие места в отрасли.

Основная задача отрасли — закрепить наметившуюся положительную тенденцию на рынке внутреннего туризма и сосредоточить

усилия на развитии туристско-рекреационного потенциала российских регионов. Россия обладает уникальными природными ресурсами и культурно-историческим наследием, позволяющим развивать практически все виды туризма. По данным ежегодного отчёта Всемирного экономического форума наша страна занимает по числу природных объектов 5-е место из 133 стран, по культурным — 9-е. При эффективном использовании имеющихся возможностей и планомерном развитии туриндустрии, по прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных туристских стран и принимать до 40 млн иностранных и 48 млн российских туристов.

На сегодняшний день предпочтения россиян распределились следующим образом:

38% — предпочитают пляжный отдых;

20% — путешествуют с культурно-

познавательными целями;

18% — выбирают деловой туризм;

8% — увлекаются спортивным и экстремальным туризмом;

7% — отдыхают с оздоровительными целями.

Все большей популярностью стали пользоваться круизный (3%) и сельский туризм (2%).

37

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Растет интерес к поездкам по экологическим маршрутам.

Минспорттуризмом России совместно с общественными организациями, транспортными компаниями и предприятиями туристской сферы был предпринят ряд мер, позволивших обеспечить доступность отдыха россиян в период летнего высокого сезона. Положительный эффект для развития внутреннего туризма получен от принятия правительственных мер по субсидированию 50% стоимости авиационных пассажирских перевозок для жителей Дальнего Востока (постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 года № 231). Федеральным агентством воздушного транспорта были заключены договоры на осуществление перевозок по указанным направлениям с ведущими авиакомпаниями страны («Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Якутия», «Сибирь», «Владивосток авиа» и «Алроса»).

Минспорттуризмом России в 2009 году был принят целый ряд законодательно-правовых актов, направленных на развитие туризма. Значительный эффект получен от принятия соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», направленных на повышение ответственности туроператоров и дифференцирование размера финансового обеспечения в зависимости от суммы денежных средств, полученных от реализации туристского продукта. Данные нормы позволили упорядочить деятельность туроператорских компаний и повысить доверие потребителей к турбизнесу. Внесенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» позволили муниципалитетам развивать туристскую инфраструктуру и предусматривать в своих бюджетах средства на развитие туризма в своем регионе, что весьма расширило возможности и малых городов для активизации туристской сферы.

На обустройстве пляжных территорий курортных городов позитивно отразились изменения земельного законодательства. Передача земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность позволила более эффективно развивать пляжный отдых и повысить качество предоставляемых услуг.

Положительный эффект получен от внесения изменений в федеральный закон, регулирующий порядок выезда и въезда в Российскую Федерацию, существенно упростивший визовые формальности для иностранных туристов, прибывающих в Россию на паромах. Отмена въездной визы для посещения туристских центров нашей страны на срок до 72 часов способствовала росту туристских прибытий в портовые города и близко расположенные к ним туристские центры. Принятые изменения в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации упростили процедуру регистрации туристов, что позволило снять обоснованные недовольства с их стороны.

Однако, несмотря на проделанную немалую работу по развитию законодательно-правового регулирования в туристской отрасли, требуется дальнейшее его совершенствование и, в первую очередь, по внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающих отнесение туризма к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов государственной власти, что создаст правовую основу для большей активизации туристской деятельности в российских регионах.

Министерством ведется работа по подготовке изменений в федеральный закон № 132 по определению классификации объектов туристской индустрии и проекта постановления Правительства Российской Федерации о введении Государственной классификации объектов туристской индустрии. Классификация позволит создать унифицированную систему требований по качеству и безопасности предоставляемых туристских услуг и позволит потребителям осуществлять их компетентный выбор. Компании, оказывающие туристские услуги по размещению, организации пляжного и горнолыжного отдыха, смогут привести техническое состояние туристских объектов в соответствие с современными требованиями, более активно позиционировать и продвигать их на внутреннем и международном рынках, а также обеспечивать потребителей необходимой и достоверной информацией.

Для эффективного проведения классификации необходимо провести масштабную ра-

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Проблемы развития туризма в Российской Федерации

боту по подготовке и аттестации экспертов с использованием потенциала туристских вузов, на базе которых можно наиболее эффективно организовать обучение и подготовку экспертов системы.

Принятые меры важны для внутреннего и въездного туризма, а также для роста численности российских и иностранных туристов, путешествующих по внутренним туристским маршрутам.

Существуют, к сожалению, проблемы, сдерживающих развитие туристской сферы: недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктура, низкое качество и высокая стоимость услуг, малоэффективная пропаганда и отсутствие новых узнаваемых брендов, несовершенство системы подготовки кадров.

Кадровое обеспечение отечественной индустрии туризма является недостаточным как в количественном, так и качественном отношении, и не позволяет создавать конкурентоспособный туристский продукт. Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, системы непрерывного обучения позволит получить необходимые современному туристскому бизнесу кадры.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года совершенствование системы подготовки кадров является одной из важнейших задач. Особое внимание уделяется устранению перекоса в структуре подготовки специалистов, которая на сегодняшний день характеризуется нехваткой специалистов среднего звена и обслуживающего (линейного) персонала. Подготовка востребованных на рынке труда специалистов всех уровней профессионального образования предусматривает определение перечня необходимых рынку труда профессий, разработку квалификационных требований к этим профессиям, оформление требований в виде профессиональных стандартов, разработку на их базе образовательных программ различных уровней и введение систем сертификации персонала (их квалификации или компетентности).

Необходимо провести мониторинг спроса и предложения на рынке труда, чтобы определить профессионально-квалификационную структуру потребности в рабочей силе. На федеральном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках

профессиональных квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию.

Таким образом, для кадрового обеспечения туристской индустрии необходимо осуществить следующие мероприятия:

• провести анализ потребностей рынка труда в кадрах новых специальностей и профессий и внести дополнения и изменения в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДПР);

• разработать по новым профессиям квалификационные требования и создать раздел «Квалификационные характеристики должностей работников туризма» в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

• принять профессиональные стандарты по профессиям работников туристской индустрии на основе новых подходов, разработанных и внедряемых Национальным агентством развития квалификаций РСПП (Макет профессиональных стандартов, положение о профессиональных стандартах и т.д.);

• разработать отраслевые квалификационные уровни и пути их достижения для включения в Национальную рамку квалификаций и Национальную систему квалификаций.

Отраслевая рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет разработать систему сертификации персонала (квалификации персонала и компетентности), которая может быть распространена на выпускников всех уровней профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Сертификация персонала рассматривается сегодня как средство создания условий равного доступа граждан к отраслевым рынкам труда и повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации, как средство повышения качества рабочей силы. Работы в области развития сертификации персонала осуществляются в четырех направлениях:

I. Сертификация персонала различных видов экономической деятельности

39

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

II. Сертификация организаций по результатам их деятельности по развитию персонала (сертификация кадрового менеджмента)

III. Сертификация квалификации выпускников учреждений профессионального образования.

IV. Сертификация управляющих (директоров предприятия)

Работодатели сейчас выдвигают новые требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Эти требования находят отражения в профессиональных стандартах, разрабатываемых с учетом необходимых квалификационных уровней подготовки и являющихся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ.

В качестве основы для новых профессиональных стандартов и раздела в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих необходимо использовать Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, утвержденные постановлением Минтруда России № 8 от 17 мая 1999 года. Документ был разработан на основе исследований, выполненных в рамках Проекта ЕС/ ТАСИС EDRUS 9510 «Укрепление учебной базы для индустрии туризма», и унифицирован с европейскими требованиями к работникам сферы туризма и гостиничного бизнеса.

На основе соглашения о взаимодействии Минобрнауки России и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года учреждено Национальное агентство развития профессиональных квалификаций, задачами которого являются:

1) формирование и актуализация

нормативно-правовой базы в области развития профессиональных квалификаций по разработке профессиональных стандартов и системы сертификации персонала;

2) содействие созданию отраслевых структур по видам экономической деятельности, которые позволят формировать и актуализировать основные требования к профессиям;

3) внедрение систем профессиональных стандартов и сертификации персонала.

Важным элементом образовательного процесса должны стать программы повышения квалификации преподавательского состава, в частности программа «Обучение обучающих». Большее внимание следует уделять практиче-

ским занятиям, расширению базы для прохождения студентами стажировок в организациях туристской сферы, — в гостиницах, предприятиях питания, экскурсионных бюро, турагентствах и туроператорских компаниях и др.

Существенный прорыв в развитии туризма возможен лишь при условии системного эффективного государственного управления и активной инновационной работы бизнеса на местах. В ряде регионов такая работа уже проводится, в том числе в рамках реализации региональных стратегий и целевых программ развития туризма. Такие программы позволяют концентрировать и рационально распределять бюджетные средства для решения первоочередных проблем социального и экономического развития территорий. Туристская отрасль должна сыграть важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большинства регионов нашей страны и являться существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода населения, проживающего в регионах с низким уровнем ВРП. Развитие региональной туристской сферы может стать одной из главных бюджетообразующих отраслей, способствующей диверсификации экономики и увеличения занятости населения, в том числе и смежных видов экономической деятельности. Особенно это актуально в условиях экономического и финансового кризиса.

Важнейшей задачей государства в сфере туризма была и остается задача развития современной туристской инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций и активная пропагандистская кампания туристских возможностей страны.

Мировой опыт показывает, что масштабные национальные программы развития туризма могут дать ощутимые результаты в течение пяти-семи лет. Так, в Турции, благодаря государственным инвестициям в инженерную инфраструктуру и созданию привлекательных условий для привлечения частных инвесторов, количество иностранных туристов выросло в 3 раза и составило около 26 млн в 2008 году. В Тунисе в результате реализации государственных мер по стимулированию инвестиций в туристскую инфраструктуру поток иностранных туристов вырос в 3,5 раза и составил около 7 млн человек в год, а выручка сектора туризма увеличилась до 4 млрд долл. в год.

40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

Проблемы развития туризма в Российской Федерации

В России наглядным положительным примером комплексного развития туризма стала реализация федеральной целевой программы «Юг России (2008—2012 годы)», в рамках которой проводится реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также строительство новых объектов в регионах ЮФО (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее). Программа включает ввод в эксплуатацию объектов электро- и газоснабжения, строительство канатных дорог и т.д. Положительным эффектом от реализации указанной программы является ежегодное увеличение туристского потока в регионах Юга России на 9—10% и создание к 2012 году более 15,0 тыс. новых рабочих мест.

В соответствии с Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год Минспорттуризмом России разработан проект концепции программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)». Ключевой целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Российской Федерации. Реализация Программы будет способствовать оздоровлению экономики за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка. Основные мероприятия Программы направлены на развитие инженерной и туристской инфраструктуры в регионах, удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости населения. Это позволит увеличить уровень доходов и качество жизни россиян, будет способствовать сохранению и рациональному использованию культурно-исторического и природного потенциала страны.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

• создать благоприятный инвестиционный климат в регионах России для строительства новых и реконструкции существующих объектов инженерной и сопутствующей инфраструктуры, приоритетных туристских комплексов на основе государственно-частного партнерства;

• провести аналитические и научные исследования по перспективным направлениям развития туристской отрасли с учетом кластерного подхода;

• создать новые рабочие места путем развития малого и среднего бизнеса в туристской отрасли;

• разработать механизмы эффективного продвижения отечественного турпродукта и формирования позитивного образа России как страны, благоприятной для туризма;

• обеспечить повышение уровня подготовки специалистов для отрасли путем формирования специальных программ подготовки и повышения квалификации кадров.

Реализация мероприятий Программы на условиях государственно-частного партнерства позволит обеспечить более высокий уровень развития туристской индустрии, увеличить объемы внутреннего и въездного туристских потоков в среднем на 70% и создать дополнительно более 1 млн рабочих мест. Увеличение туристского потока будет способствовать росту доходов от туристской деятельности более чем в 2,5 раза к уровню 2010 года, а также доходов российских граждан, занятых в данном секторе экономики.

По предварительной оценке для реализации программных мероприятий всего туристскорекреационного комплекса страны требуется 96 млрд рублей из федерального и 25 млрд руб. из региональных бюджетов. Это позволит привлечь более 211 млрд руб. частных инвестиций. Однако, понимая нынешнее состояние российской экономики, реализацию программы развития внутреннего и въездного туризма предлагается осуществлять в три этапа:

1) направить бюджетные средства на ту-ристско-рекреационпые объекты, находящиеся на этапе завершения строительства и так называемый «долгострой», причиной которого явилась нехватка средств для строительства инженерной и сопутствующей инфраструктуры;

2) бюджетные средства должны быть направлены на реконструкцию и модернизацию инженерной инфраструктуры.

3) формирование инженерной и сопутствующей инфраструктуры для создания новых инвестиционных площадок в перспективных туристско-рекреационных кластерах Российской Федерации.

Окупаемость вложенных средств составляет пять лет. Это хороший результат, соответствующий мировым показателям.

Важной частью программы является развитие туристской инфраструктуры для отдыха и оздоровления социальных категорий граждан

41

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

(пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные семьи, школьники и студенты), что может стать одним из действенных механизмов государственной поддержки малообеспеченного населения, патриотического воспитания молодежи и ослабления социального давления кризисных факторов.

В целом реализация программы позволит создать конкурентоспособный рынок туристских услуг, привлекательный для инвестиционных вложений, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, закреплению молодых и перспективных кадров, сокращению оттока капитала из страны, наращиванию внутреннего спроса и комплексному развитию территорий.

Реализация программы потребует концентрации усилий государства, общественных объединений, бизнеса и, конечно, туристской науки и образовательных учреждений.

В ближайшие годы в нашей стране пройдет целый ряд значимых событий международного масштаба, которые потребуют от специалистов сферы туризма напряженной работы, т.к. от качества их проведения будет зависеть престиж нашего государства.

Большая работа предстоит в связи с подготовкой и проведением саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году. В Казани Россия будет принимать Универсиаду-2013. И, наконец, в 2014 году в г. Сочи пройдут XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года.

Для обслуживания участников, гостей и зрителей указанных мероприятий потребуется профессиональная и слаженная работа специалистов всех уровней, и особенно обслуживающего персонала.

При проведении такого рода международных событий широко используется практика привлечения волонтеров из числа студентов старших курсов и выпускников ВУЗов.

В настоящее время Оргкомитет «Сочи 2014» уже начал работу по формированию программ подготовки волонтеров и совместно с рядом вузов разрабатывает план обеспечения групп спортсменов, делегаций, а также гостей Олимпиады линейными сопровождающими и переводчиками. Потребуется большая работа по повышению уровня квалификации персонала

гостиниц (консьержей, специалистов службы приема, горничных, портье и др.), а также работников предприятий питания и сферы услуг в целом.

Основная нагрузка в этой работе ложится на высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Для успешного решения задачи по обеспечению высокого качества обслуживания проводимых в нашей стране международных спортивных мероприятий и саммита АТЭС необходимо разработать комплексный план подготовки обслуживающего персонала и специалистов среднего звена.

В указанный план целесообразно включить разработку программ подготовки, квалификационных требований, а также формирование системы обучения преподавателей и внедрение новых методов оценки уровня знаний и получения практических навыков работы.

Министерство со своей стороны готово оказать поддержку и обеспечить координацию мероприятий по разработке указанного комплексного плана, а также способствовать распространению и популяризации положительных результатов, полученных в ходе его реализации.

Туристская отрасль работает в непростых условиях, но она как комплексная отрасль, имеющая мультипликативный эффект, способна внести значительный вклад в развитие экономики каждого региона и страны в целом, а также решить важные социальные задачи.

Путем развития туриндустрии можно минимизировать отрицательные социальные последствия кризиса в туристской отрасли, а также в смежных отраслях экономики, создать дополнительные рабочие места для высвобождающихся трудовых ресурсов.

Со стороны Минспорттуризма принимаются все необходимые меры государственной поддержки по формированию и развитию в стране современной конкурентоспособной туриндустрии, подготовке высокопрофессиональных кадров для отрасли.

Трансформация профессионального образования на международном уровне позволяет готовить специалистов, которые будут отвечать всем современным требованиям.

42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.