Научная статья на тему 'Программа развития социального туризма'

Программа развития социального туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
773
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ACTIVITIES / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / NORMATIVE-LEGAL ACTS / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНОМУ ТУРИЗМУ / THE PROGRAM ON SOCIAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Елена Васильевна, Колодезникова Сардаана Ивановна

В современном мире развитие туристской индустрии стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Республика Саха (Якутия) является частью совокупного туристского рынка России как один из наиболее привлекательных для туризма субъектов федерации, обладает уникальными по содержанию и огромными по масштабам туристско-рекреационными ресурсами. Несмотря на это, проблемы развития социального туризма как одного из направлений туристской индустрии стоят достаточно остро. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ говорится, что: «туризм социальный туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». Иными словами, социальный туризм это любой вид туризма, расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Развитие социального туризма имеет мультипликативный характер, когда развитие одной отрасли туризма повлечет за собой всплеск экономической активности в других отраслях и, как следствие, общий рост национальной экономики в сочетании с гуманистическим началом. Основную функцию по его развитию берет на себя государство на основании нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере социального туризма. Эффективность деятельности по продвижению социального туризма на рынке услуг зависит от разработки специальной программы в отдельных регионах, в содержание которой необходимо включить основные индикаторы по ее реализации: цели, задачи, содержание, сроки реализации, количественные и качественные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Елена Васильевна, Колодезникова Сардаана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF SOCIAL TOURISM

In today's world, the development of the tourism industry has become one of the priorities of state policy. The Republic of Sakha (Yakutia) is part of the total tourism market in Russia as one of the most attractive for tourism federation subjects. It has unique content and huge scale of tourist and recreational resources. Despite this the problems of social development of tourism are quite acute. The Federal Law «About bases of tourist activity in the Russian Federation» dated 24.11.1996, №132-FZ, said that «social tourism tourism, wholly or partly carried out at the expense of budget funds, funds of state budget funds (including funds, allocated under the state social assistance) and employers' funds». Social tourism is any kind of tourism, the cost of which is wholly or partly paid by the tourist from financial resources intended for social needs. The development of social tourism is multiplicative, when the development of one industry tourism would entail a surge of economic activity in other sectors and, as a consequence, the overall growth of the national economy, combined with humanistic beginning. The main feature on its development borne by the State on the basis of normative-legal acts regulating relations in the sphere of social tourism. The effectiveness of efforts to promote social tourism in the market depends on the development of special programs in some regions, the content of which is necessary to include key indicators for its implementation: the goals, objectives, content, deadlines, quantitative and qualitative indicators.

Текст научной работы на тему «Программа развития социального туризма»

Алексеева Елена Васильевна, Колодезникова Сардаана Ивановна ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ...

УДК 338.48 - 1 (571.56)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

© 2016

Алексеева Елена Васильевна, магистрант 2 курса группы МСОТ-15 кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, улица Кулаковского, 48, e-mail: kolsar@mail.ru)

Аннотация. В современном мире развитие туристской индустрии стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Республика Саха (Якутия) является частью совокупного туристского рынка России как один из наиболее привлекательных для туризма субъектов федерации, обладает уникальными по содержанию и огромными по масштабам туристско-рекреационными ресурсами. Несмотря на это, проблемы развития социального туризма как одного из направлений туристской индустрии стоят достаточно остро. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ говорится, что: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». Иными словами, социальный туризм - это любой вид туризма, расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Развитие социального туризма имеет мультипликативный характер, когда развитие одной отрасли - туризма - повлечет за собой всплеск экономической активности в других отраслях и, как следствие, общий рост национальной экономики в сочетании с гуманистическим началом. Основную функцию по его развитию берет на себя государство на основании нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере социального туризма. Эффективность деятельности по продвижению социального туризма на рынке услуг зависит от разработки специальной программы в отдельных регионах, в содержание которой необходимо включить основные индикаторы по ее реализации: цели, задачи, содержание, сроки реализации, количественные и качественные показатели.

Ключевые слова: социальный туризм, туристская деятельность, нормативно-правовые акты, Республика Саха (Якутия), программа по социальному туризму.

PROGRAM OF SOCIAL TOURISM

© 2016

Alekseeva Elena Vasilievna, undergraduate course 2 groups MSOT-15 Institute of physical culture and sport Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport North-Eastern federal university of a name of M.K. Ammosov ( 677000, Russia, Republic Sakha of Yakutia, Yakutsk, st. Kulakovskogo, 48, e-mail: kolsar@mail.ru)

Abstract. In today's world, the development of the tourism industry has become one of the priorities of state policy. The Republic of Sakha (Yakutia) is part of the total tourism market in Russia as one of the most attractive for tourism federation subjects. It has unique content and huge scale of tourist and recreational resources. Despite this the problems of social development of tourism are quite acute. The Federal Law «About bases of tourist activity in the Russian Federation» dated 24.11.1996, №132-FZ, said that «social tourism - tourism, wholly or partly carried out at the expense of budget funds, funds of state budget funds (including funds, allocated under the state social assistance) and employers' funds». Social tourism -is any kind of tourism, the cost of which is wholly or partly paid by the tourist from financial resources intended for social needs. The development of social tourism is multiplicative, when the development of one industry - tourism - would entail a surge of economic activity in other sectors and, as a consequence, the overall growth of the national economy, combined with humanistic beginning. The main feature on its development borne by the State on the basis of normative-legal acts regulating relations in the sphere of social tourism. The effectiveness of efforts to promote social tourism in the market depends on the development of special programs in some regions, the content of which is necessary to include key indicators for its implementation: the goals, objectives, content, deadlines, quantitative and qualitative indicators.

Keywords: social tourism, tourist activities, normative-legal acts, the Republic of Sakha (Yakutia), the program on social tourism.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. О возрастании социальной значимости туризма в последнее десятилетие во всех сферах современного общества говорят многие исследователи (Бронников, Мошняга, Скорев, Фролова). Так, по мнению Т. А. Фроловой, очень важна для общества социальная сущность туризма, которая заключается в организации досуга населения, сглаживании различий и предупреждении конфликтов в обществе, формировании новых связей между отдельными людьми и группами, образовании и повышении культурного уровня населения, распространении культурных ценностей. Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширении его духовных и физических способностей [1, 2, 3]. В этом ракурсе исследование туризма как социального явления может осуществляться в различных областях научных знаний (экономике. географии, психологии, истории, культурологии и т.д.) [4-18]

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. В.В. Бронников пишет о том, что социальный туризм получает многоаспектное про-

явление, в частности, через социальную политику и поддержку государства, выполняемую гуманитарную и культурно-воспитательную миссию, предоставление возможностей для ознакомления с историческим наследием различных народов, обогащения всемирными духовными ценностями и т.п. [3].

М. М. Скорев, И. Н. Залозная и Д. В. Залозная, исследуя роль социального туризма в гуманизации экономического роста, отмечают, что в то время как трудовой потенциал страны продолжает сокращаться, а его качественные характеристики говорят о физической и моральной деградации трудоспособного населения, только социальный туризм способен комплексно воздействовать на развитие трудового потенциала (имеется в виду его воздействие на три основные качественные составляющие трудового потенциала: психофизическую, квалификационную и социально-личностную) и вывести его из кризисного состояния [2].

Вместе с тем, по мнению данных исследователей, развитие социального туризма носит мультипликативный характер, когда развитие одной отрасли - туризма - повлечет за собой всплеск экономической активности в других отраслях и, как следствие, общий рост наци-

Алексеева Елена Васильевна, Колодезникова Сардаана Ивановна педагогические

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ... науки

ональной экономики в сочетании с гуманистическим началом. Об этом свидетельствует и исследование В. В. Бронникова: «В широком контексте социальный туризм в силу своей массовой доступности реализует социальные функции воздействием мультипликативным на смежные отрасли национальной экономики, генерированием инвестиций и регионального развития, содействием занятости населения и созданию новых рабочих мест, увеличением доходов населения и налоговых поступлений в государственный и муниципальный бюджеты». Проведенный В. В. Бронниковым анализ свидетельствует, что основная часть российского населения испытывает материальные трудности, которые сдерживают рост потребления услуг организованного отдыха. В социальной поддержке нуждаются отдельные категории населения, такие как пенсионеры, инвалиды (взрослые и дети), дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей, и др. Возрождение и развитие социального туризма на региональном уровне позволяет решить, как социальные, так и экономические проблемы региона. Для этого необходимо создавать все условия [3]. Соглашаясь с мнением Бронникова В.В., отметим, что Республика Саха (Якутия), имея значительный потенциал, особенно в направлениях, не имеющих аналогов в других регионах РФ, общее развитие сдерживается рядом проблем:

• низкая конкурентоспособность старого фонда размещения;

• малый ассортимент туристских услуг, несоответствие международным стандартам;

• значительная продолжительность «мертвого» сезона в связи с природно-климатическими условиями;

• недостаточная развитость инфраструктуры городского хозяйства, несоответствие мировым стандартам;

• отсутствие программ поддержки туристических фирм, занимающихся въездным туризмом и программы комплексного развития туристических объектов города Якутска [19].

К сожалению, на сегодняшний день в республике нет четкого механизма развития социального туризма как части отрасли, хотя степень развитости индустрии туризма в целом на данный момент является достаточно перспективной.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основная цель, которую мы преследовали при разработке предлагаемой содержательной программы по социальному туризму, озвучить существующую проблему и представить конкретное предложение по внедрению в туристскую индустрию Республики Саха (Якутия) официально утвержденного конкретного документа, который мог бы удовлетворять основным потребностям социально незащищенных слоев населения Якутии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как известно, туризм создает среду полноценного общения, в которой человек с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли. Основные категории, для которых мы собираемся развивать социальный туризм — это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-инвалиды. На наш взгляд, это самая социально незащищенная ниша нашего общества. Организацию программы по социальному туризму в Республике Саха (Якутия) планируется осуществлять на основании существующих нормативно-правовых актов:

- Федеральный закон от 24.11.1996 №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» [20];

- Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 №1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на реали-26

зацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [21];

- О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» (с изменениями на: 14.06.2016) [22];

Для успешной реализации программы, необходимо решить такие вопросы, как:

- нормативно-законодательные вопросы (предполагающие разработку законов и других нормативно-правовых документов);

- повышение доступности социального туризма (в том числе путем рассмотрения возможности введения специального механизма реализации права на отдых всех социально незащищенных слоев населения);

- создание и развитие инфраструктуры социального туризма;

- обеспечение доступности транспортных услуг;

- повышение мер безопасности (Безопасность туристов и экскурсантов - это важный аспект, который необходимо предусматривать при формировании турпро-дукта или организации экскурсии для социальных туристов);

- подготовка и повышение квалификации кадров для сферы социального туризма (с учетом специфики работы с определенными группами туристов);

- рекламно-информационная деятельность, направленная на пропаганду социального туризма и распространение успешного опыта развития этого направления;

Основные формы работы по программе «Развитие социального туризма в Республике Саха (Якутия)»:

1. Экскурсионный туризм по изучению особенностей культурно-исторического и этнографического наследия Республики Саха (Якутия) и граничащих с областью регионов. Это автобусные экскурсии по исторически значимым и знаменитым местам, пешие прогулки в парках города и музеях под открытым небом. Очень популярны теплоходные экскурсии по реке Лена;

2. Культурно-познавательный туризм с посещением культурно-досуговых заведений, музеев, театров, кинотеатров, выставок, цирка г. Якутска;

3. Паломнический туризм с посещением святых, религиозных мест. Это поездки по святым местам г. Якутска - Градоякутский Никольский Храм, Градоякутский преображенский кафедральный собор, Якутская и Ленская епархия, и другие;

4. Событийный туризм с посещением различных мероприятий областного и районного значения;

5. Сельский, тематический туризм с формированием туристических групп с посещением конкретно выбранных мест;

6. Оздоровительный туризм с организацией походов для развития физической активности и общения с окружающим миром;

7. Создание туристско-экскурсионных авто-пешеходных маршрутов с посещением исторических и природных объектов для маломобильных детей;

Оценка эффективности предлагаемой программы будет проводиться ежегодно по количественным и качественным показателям. Наработанные материалы будут обобщены, станут применяться в дальнейшей работе и распространяться как передовой опыт через средства массовой коммуникации.

Количественные показатели:

- ожидается увеличение числа людей, заботящихся о сохранении и приумножении культурно-исторического наследия;

- предполагается активизация жизненной позиции социально незащищенных слоев населения;

Качественные показатели:

- ожидается рост удовлетворенности достигнутыми личными результатами;

Алексеева Елена Васильевна, Колодезникова Сардаана Ивановна ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ...

- предполагается расширение степени предоставления возможностей для развития творческой инициативы каждого участника программы;

- высокая перспективность проекта.

Программа по социальному туризму

«Развитие социального туризма в Республике Саха (Якутия) на 2016-2021 гг.»

В целях развития социального туризма в Республике Саха (Якутия), нами разработана программа по развитию социального туризма в Республике Саха (Якутия) на 2016-2021 гг.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В Республике Саха (Якутия) уделяется особое внимание развитию туризма как фактору, способствующему решению многих социальных проблем, сохранению историко-культурного наследия и уникальных природ-но-рекреационных ресурсов республики, как одному из приоритетных направлений диверсификации природопользования и источнику нового качества экономического роста региона. Программа «Развитие социального туризма в Республике (Саха) Якутия на 2016-1021 гг.» сохраняет преемственность по отношению к принятым в республике программам развития туризма, направленным на формирование высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, содержит мероприятия, нацеленные на создание институциональных, организационно-управленческих, экономических условий развития туристской индустрии в Якутии.

2. Цели, задачи и срок реализации программы

Основными целями программы являются следующие:

- формирование институциональных, организационно-управленческих, экономических условий для эффективного развития социального туризма в Республике Саха (Якутия);

- увеличение возможностей удовлетворения потребностей пенсионеров и инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников и детей-инвалидов, в туристских услугах;

- обеспечение соблюдения прав граждан на отдых, охрану здоровья, физическую и духовную реабилитацию, свободу передвижения;

- развитие внутреннего туризма и экскурсионного обслуживания в Республике Саха (Якутия);

- повышение роли туризма в достижении социального равенства и стабильности в обществе;

- содействие формированию комплексного республиканского туристского продукта с учетом особенностей территории и условий сохранности объектов туристского показа;

- привлечение инвестиций в сферу туризма.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

- разработка социальных туристских маршрутов и программ в Республике Саха (Якутия), в том числе для инвалидов-колясочников и детей-инвалидов;

- стимулирование повышения интереса населения республики к краеведению, изучению родного края;

- совершенствование инфраструктуры туризма для формирования конкурентоспособной индустрии, обеспечивающей предоставление туристских услуг (продукта), соответствующих международным стандартам.

Срок реализации Подпрограммы - 2016-2021 гг.

3. Основные категории граждан программы:

- дети-сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды.

4. Курирующая организация программы по социальному туризму:

- Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска;

- Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Выводы. Описанная программа по развитию социального туризма в отдельном регионе позволяет, на наш взгляд, внести необходимые коррективы в государственные программы по развитию туристской деятельности в Республике Саха (Якутия), по социальной защите населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

2. Скорев М.М. Социальный туризм в гуманизации экономического роста. - Новочеркасск: Лик, 2008. - 153 с.

3. Бронников В. В. Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченного населения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2005. - 29 с.

4. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 79-83.

5. Кузнецов С.А. Социальный туризм как феномен социального государства» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - №4(25). - С. 102-103.

6. Блиничкина Н.Ю. Развитие туризма как основа системы экономической безопасности республики Таджикистан // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 11-14.

7. Каримова Д. Ю., Б. Н. Каримов. Развитие социального туризма как нового подхода в интеграции общества // Туризм. Право и экономика: федеральный научно-практический журнал. - 2012. -№1 (40). - С. 5-7.

8. Абенова Е.А. Перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в Казахстане // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 7-10.

9. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.

10. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.

11. Любонько Т.В. Факторы развития сельского туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 85-88.

12. Якунин В.Н. Виды туризма: историография вопроса // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 7883.

13. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 124-126.

14. Шувалова К.В. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли и некоторые особенности программно-целевого подхода в депрессивных регионах // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 74-77.

15. Попович В.В., Колмогорова И.В. Современное состояние развития сельских территорий // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 92-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Адельшин А.А. Туристский потенциал республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 134-138.

17. Асташин А.Е., Асташин Е.А. Возможности и преимущества применения метода анализа иерархий для проведения сравнительной оценки территорий по критерию туристско-рекреационной ценности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 7-13.

18. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С.

Алексеева Елена Васильевна, Колодезникова Сардаана Ивановна ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ...

58-62.

19. Егоров П.Н., Морова И.А., Полянская Н.Я. Перспективы развития туристского рынка Республики Саха (Якутия). - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского унитверситета управления и экономики, 2014. - 156 с.

20. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016)». URL: http://www. consultant.rU/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 20.10.2016).

21. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 №1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/721389 (дата обращения 20.101.2016).

22. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» (с изменениями на: 14.06.2016). URL: http://docs.cntd.ru/ document/422451267/ (дата обращения 16.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.