Научная статья на тему 'Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности (часть 2)'

Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ГО СУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА / СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ / ECONOMIC CRISIS / ECONOMIC SAFETY IN THE SPHERE OF TOURISM / STATE POLICY IN THE SPHERE OF TOURISM / DEVELOPMENT SCENARIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяева В.И.

Формируются научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в усло виях кризиса, санкций и геополитической нестабильности. Проведен глубокий анализ состояния современных экономических процессов в Российской Федерации и исследова ны основные экономические показатели. Несмотря на сложное состояние экономики и социальной сферы, выявлен ряд положительных факторов макроэкономического разви тия страны и развития туризма. На основе макроэкономических прогнозов и анализа со временного состояния туризма в Российской Федерации разработаны оптимистичный, пессимистичный и базовый сценарии развития туризма в условиях нестабильности, в основу которых положено стремление к достижению экономической безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности (часть 2)»

УДК 338.482

В.Г. ГУЛЯЕВ, Т.В. РАССОХИНА, В.И. ГОЛОДЯЕВА

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, САНКЦИЙ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (часть 2)

Формируются научные подходы к развитию туризма в Российской Федерации в условиях кризиса, санкций и геополитической нестабильности. Проведен глубокий анализ состояния современных экономических процессов в Российской Федерации и исследованы основные экономические показатели. Несмотря на сложное состояние экономики и социальной сферы, выявлен ряд положительных факторов макроэкономического развития страны и развития туризма. На основе макроэкономических прогнозов и анализа современного состояния туризма в Российской Федерации разработаны оптимистичный, пессимистичный и базовый сценарии развития туризма в условиях нестабильности, в основу которых положено стремление к достижению экономической безопасности. Ключевые слова: экономический кризис, экономическая безопасность в сфере туризма, государственная политика в сфере туризма, сценарий развития.

In this article scientific approaches to the tourism development in the Russian Federation during the crisis, sanctions and geopolitical instability are formed. A deep analysis of the state of modern economic processes in the Russian Federation and the basic economic indicators are given. Despite the difficult state of the economy and the social sphere, authors revealed a number of positive factors of macroeconomic development of the country and tourism development. On the basis of macroeconomic forecasts and analysis of the current state of tourism in the Russian Federation there were developed optimistic, pessimistic and baseline scenarios of tourism development in conditions of instability which provide the basis for the pursuit of economic security.

Keywords: economic crisis, economic safety in the sphere of tourism, state policy in the sphere of tourism, development scenario.

Научные подходы к формированию модели развития туризма в условиях санкций и геополитической нестабильности

Одной из важнейших задач Российской Федерации на современном этапе является превращение туризма в высокобюджетную отрасль народного хозяйства и удовлетворение потребно-

© Гуляев В.Г., Рассохина Т.В., Голодяе-ва В.И., 2016

стей нынешних и будущих поколений по доступности отдыха, улучшению качества жизни населения, поддержанию здоровья граждан [9]. Эти тенденции в полной мере соответствуют глобальным тенденциям устойчивого развития туризма, т.е. способности туризма в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, оправдывать ожидания резидентов и туристов как в короткий, так и продолжительный период, не нанося ущерба окружающей

среде той территории, которая заинтересована в этом явлении.

В ходе проведенного 17 августа 2015 г. под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина президиума Государственного совета по вопросу «О развитии туризма в Российской Федерации» была подчеркнута важность развития внутреннего и въездного туризма на современном этапе. Президент отметил: «Необходимо сделать все, чтобы отдых наших граждан в своей стране был комфортным, доступным и безопасным, а также рос интерес к нашей стране и у зарубежных туристов» [19]. В ходе состоявшегося 5 января 2016 г. расширенного совещания Правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «Потенциал для развития туризма внутри нашей страны огромен, и мы обязаны воспользоваться всеми открывающимися возможностями, принять своего рода план по импортозаме-щению в туристской отрасли».

Туристская сфера в России за последние 10 лет добилась значительных успехов, в стране более чем в два раза -с 7 до 16 тыс. - выросло количество гостиниц, туризм обеспечивает занятостью более 400 тыс. человек. Внутренние туристские потоки в 2014 г. выросли почти на 30% и достигли 41,5 млн человек. Значительно, на 16%, увеличился и въездной туризм. В 2015 г. продолжился рост внутреннего туризма и, по данным Минкультуры Российской Федерации, достиг 50 млн туристов. Сегодня потенциал роста внутреннего туризма в связи с событиями в Турции и Египте составляет как минимум 5 млн человек. Если в России удастся освоить этот туристский поток, общий приток средств в экономику может достигнуть 700 млрд рублей.

По итогам 2015 г. въездной туризм показал рост, примерно равный 1,5 млн иностранных туристов (это 8%), выездной туризм сократился примерно на 20%. Эти данные пока прогнозные и в условиях системных проблем статистического учета в туристской сфере Российской Федерации не в полной мере объективны, но общая тенденция на повышение объемов туризма в пределах страны фиксируется всеми участниками рынка. В туристской сфере идут важные процессы «импортозамеще-ния», раскрывающие огромный рекреационный потенциал нашей страны. Закрытие турецкого и египетского рынков выездного туризма и резкое снижение доступности других выездных направлений из-за падения курса рубля вызвали серьезные структурные изменения на туристском рынке. Из 50 млн внутренних туристов услугами туроператоров воспользовались лишь 2 млн (4%). Прекратили работу на рынке несколько крупных туроператоров, прошло сокращение работников в этой сфере. Однако при этом наметился рост числа компаний, занимающихся внутренним и въездным туризмом, и в секторе средств размещения [12] (рис.).

Создавшаяся кризисная ситуация имеет и ряд положительных факторов:

• возможность возврата к формуле туристской экономической безопасности «4:1»;

• снижение объема вывоза валюты за рубеж;

• формирование новых рабочих мест в регионах Российской Федерации;

• увеличение инвестиций в инфраструктуру внутреннего туризма.

Основными факторами развития туризма в стране стали:

• продуманная политика государства в реализации мероприятий по раз-

Количество компаний в реестре туроператоров России

витию туристской инфраструктуры и созданию туристско-рекреационных кластеров и особых экономических зон туристско-рекреационного типа [4, 6] на принципах государственно-частного партнерства;

• планомерная деятельность Федерального агентства по туризму и региональных органов управления туризмом по продвижению на внутреннем и внешних туристских рынках рекреационных возможностей регионов Российской Федерации, а также создание сети туристских информационных центров;

• макроэкономическая и международная политическая ситуация, создающая ограничения развитию выездного туризма;

• выход ряда крупных туроператоров на рынок внутреннего туризма и предложение ими современного технологичного турпродукта;

• сложившаяся в регионах Российской Федерации система профессиональной подготовки и переподготовки туристских кадров, с помощью которой подготовлено множество профессиональных работников гостиничных, ресторанных и туристских предприятий.

Однако наряду со значительными успехами пока остаются нерешенными важные социально-экономические проблемы. Прежде всего, это проблема вовлечения в туристскую сферу тех слоев населения, которые пока не путешествуют, а это более 60% населения страны [10, 3, 1]. В России произошло значительное повышение объемов внутреннего туризма, но по большей части за счет структурного перераспределения. Это те же люди, которые путешествовали и раньше, только на зарубежные курорты. Социальная структура туристского потока изменилась мало.

Основные факторы, сдерживающие рост внутреннего и въездного туристских потоков, следующие:

• недостаточно развитая, а в ряде регионов страны фактически отсутствующая инфраструктура, что является серьезным тормозом для привлечения инвестиций, в особенности частных, в туристскую сферу;

• низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа и т.д.);

• недостаточно высокий уровень обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

• неразвитость системы продвижения как возможностей регионов, так и туристского продукта (это обусловлено в основном низким уровнем бюджетного финансирования и несовершенством нормативно-правовой базы);

• отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для них сроки.

Важнейшим фактором успешного привлечения инвестиций в отрасль является устойчивость связей между субъектами инвестиционной деятельности [5]. К сожалению, в динамичных условиях кризисного развития федеральным структурам не удалось в полном объеме обеспечить запланированные инвестиции. При принятии Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на период 2011-2018 годы в Российской Федерации» в 2011 г. общий объем финансирования определялся в размере 338,9 млрд руб., но в 2014 г. было сокращено финансирование в ценах соответствующих лет до 131,8 млрд руб. В 2015 г. опубликован проект постановления Правительства [12], в соответствии с которым планируется произвести корректировку и установить общий объем финансирования в размере 133,5 млрд руб. Наблюдаемое сокращение бюджетного финансирования автоматически влечет сокращение возможностей для государственно-частного партнерства. При этом в структуре финансирования проектов создания туристско-рекреационных

кластеров доля бюджетных инвестиций снижается, а частных повышается, что не всегда привлекательно для частных инвесторов и приводит к сложностям в их поиске.

В современных условиях социально-экономической нестабильности дальнейшее развитие туризма может пойти по нескольким сценариям:

Оптимистичный сценарий. В его основе лежит постулат приоритета государственных интересов и увеличение общих объемов внутреннего и въездного туризма за счет серьезной финансовой и политической поддержки туристской сферы. Основной задачей в этом случае должно стать достижение формулы туристской экономической безопасности соотношения внутреннего и выездного туризма «4:1». Условием реализации этого сценария должны стать: субсидирование стоимости транспортных перевозок туристов, дополнительные инвестиции в инфраструктуру туристских рекреационных кластеров в приоритетных зонах, введение налоговых льгот на туристские расходы для физических лиц и работодателей, жесткий контроль качества услуг в средствах размещения посредством введения обязательной классификации, введение налоговых послаблений для средств размещения туристов. При этом произойдет укрупнение и консолидация туроператорского сектора туриндустрии, часть работавших ранее компаний уйдет с рынка. Возможно, появятся новые структуры, поддерживаемые госкорпорациями.

Пессимистичный сценарий. В его основе лежит постулат приоритета рыночных отношений в туризме. Этот сценарий реализовывался в Российской Федерации с 1993 по 2011 г. Развитие туризма в этом случае реализует-

ся только силами коммерческих структур без серьезной поддержки государства. Тогда туризм в некотором объеме будет пополнять доход, часть бюджета и ВВП страны, создавать рабочие места и формировать мультипликативный эффект без каких-либо затрат со стороны государственного и региональных бюджетов, но экономический и социальный эффекты будут минимальными. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации по данному варианту потребует инвестиций в обеспечивающую инфраструктуру, а рынку это не по силам.

Базовый сценарий. Является наиболее реальным и строится на соблюдении принципа равной ответственности государства и частного сектора экономики. Эти принципы заложены во все программные документы, и механизмы уже прописаны, но работают они не всегда эффективно [6].

Оценка хода реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на период 2011-2018 годы в Российской Федерации» показывает, что за годы, прошедшие с момента ее принятия, произошел ряд положительных сдвигов в развитии туризма в нашей стране. Однако и в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма на период 20112018 годы в Российской Федерации», и в Государственной программе «Развитие культуры и туризма», и в Стратегии развития туризма пока никоим образом не учтены последние макроэкономические процессы. В современных условиях необходимо ввести в механизм программ дополнения и изменения, создающие более привлекательные условия для частных инвесторов. Главным направлением здесь может

стать предоставление туристским рекреационным комплексам кредитов по льготной ставке и повышение возможной доли участия федерального бюджета с 28 до 40%.

Также имеет смысл пересмотреть не оправдавший себя механизм особых экономических зон (ОЭЗ) и внести соответствующие коррективы. Приморские территории Краснодарского края и Калининградской области, которые были включены в состав ОЭЗ, не смогли развиться в настоящих условиях требуемого импортозамещения.

Предлагаемые нововведения позволят на условиях принципа импортоза-мещения развивать внутренний и социальный туризм, формируя при этом новые рабочие места, снижая вывоз твердой валюты за рубеж, а также решая самую главную социальную задачу нашего государства - укрепление здоровья нации.

Создавшиеся современные условия должны стать импульсом к реструктуризации туристской сферы Российской Федерации и решению многих давних проблем. Важно, чтобы эти процессы проходили в соответствии с принципами устойчивого развития.

Эти и другие вопросы освещены в коллективной монографии «Формирование моделей устойчивого развития туризма на региональном уровне», подготовленной в ходе работы научно-исследовательской лаборатории «Устойчивого развития туристских дестинаций» - сетевой структуры кафедры UNWTO - РМАТ по устойчивому развитию туристских дестинаций. Работа выполнена в соответствии со Сводным перечнем научно-исследовательских программ РМАТ на 2012-2018 гг. в рамках Комплексной государственной программы

научных исследований НИЦ РАН -РМАТ по стратегическим вопросам развития туристской индустрии. Данная монография освещает экономические и социальные механизмы устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации на основе глобальной концепции устойчивого развития, критериев и индикаторов, принятых мировым сообществом и нормативными документами Российской Федерации.

В монографии предложены базовые

модели формирования систем управления, инвестиционной политики, формирования рынка труда и занятости в туристских дестинациях. Разработаны типовые модели реализации приоритетных видов устойчивого туризма (событийного, волонтерского, социального, сельского и делового) в регионах Российской Федерации. Такой подход способен стимулировать экономическую активность в регионах при соблюдении интересов местного сообщества и окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. 2014-2015 годы: экономический кризис - социальное измерение / под ред. Т.М. Малевой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 112 с.

2. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. М.: Советский спорт, 2008.280 с.

3. Кружалин В.И. Государственно-частное партнерство и формирование туристско-рекреационных кластеров//Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 2.

4. Основные направления реализации инвестиционных проектов туристско-рекреа-ционных кластеров/ Т.В. Рассохина, А.С. Соколов, Н.П. Манько и др. // Вестник РАЕН. 2015. №9 6. С. 122-129.

5. Полбин А.В., Дробышевский С.М. Построение динамической стохастической модели общего равновесия для российской экономики. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 156 с.

6. Пронина Е. Новый мейнстрим. Интервью с Владимиром Мау // Журнал Стратегия. 12.2015-01.2016. № 3 (21).

7. Рассохина Т.В. Реализация инвестиционных проектов туристско-рекреационных кластеров // Финансовые аспекты регионально-

го развития в посткризисный период: монография. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. 206 с.

8. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.С. Анализ эффективности реализации системы управления устойчивым развитием туризма в Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства // Вестник РМАТ. 2015. № 2. С. 62-68.

9. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.С. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета ГУУ. 2013. № 1. С. 48-53.

10. Социально-экономические факторы устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации в условиях экономических санкций/В.Г. Гуляев, А.С. Соколов, Т.В. Рассохина и др. //В мире научных открытий. 2015. № 10. С. 221-230.

11. Трофимов Е.Н. Социальный туризм -путь к оздоровлению российской нации//Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 3 (22). С. 138-146.

12. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАТ. 2014. №9 3. С. 3-11.

13. URL: http://www.russiatourism.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.