Научная статья на тему 'Влияние украинского кризисана развитие сферы туризма в РФ'

Влияние украинского кризисана развитие сферы туризма в РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1181
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ И ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жиленко В. Ю.

В статье приводятся данные об исследованиях динамики въездного и внутреннего туризма в РФ в период украинского кризиса. Про-анализирована Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.елью работы являлось изучение влияния украинского кризиса на въездной и внутренний туризм в РФ, изучение направления и количества туристских потоков в РФ. Основными методами исследования были: мониторинг туристского рынка, определение потенциального объема туристического потока и его структуры, структуры и содержания предложения туристического продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей страны, контент-анализ. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов в РФ позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. В связи с экономико-политическим кризисом с марта 2014 года на Украине исследования изменений в туристкой отрасли РФ особенно актуальны. В результате исследования выявлена положительная динамика туристских потоков внутри страны, изучены изменения туристских прибытий в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние украинского кризисана развитие сферы туризма в РФ»

Сетевой научно-практический журнал

серия Технологии бизнеса и сервиса

Н

АУЧНЫИ РЕЗУЛЬТАТ

УДК 338.482.2

Жиленко В.Ю.

Влияние украинского кризиса на развитие сферы туризма в РФ

Аннотация

В статье приводятся данные об исследованиях динамики въездного и внутреннего туризма в РФ в период украинского кризиса. Про-анализирована Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

Целью работы являлось изучение влияния украинского кризиса на въездной и внутренний туризм в РФ, изучение направления и количества туристских потоков в РФ. Основными методами исследования были: мониторинг туристского рынка, определение потенциального объема туристического потока и его структуры, структуры и содержания предложения туристического продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей страны, контент-анализ. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов в РФ позволяет развивать практически все виды туризма,

и / и \ и и о

в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др. В связи с экономико-политическим кризисом с марта 2014 года на Украине исследования изменений в туристкой отрасли РФ особенно актуальны. В результате исследования выявлена положительная динамика туристских потоков внутри страны, изучены изменения туристских прибытий в РФ.

Ключевые слова: въездной и внутренний туризм; экономический кризис; Федеральная целевая программа.

Zhilenko V.Yu.

Effect of ukrainian crisis on the tourism sector of the Russian Federation

Ab STRAKT

The article presents data on the studies of the dynamics of inbound and domestic tourism in Russia during

the Ukrainian crisis.

The author analyzes the Federal Target Program "The Development of Domestic Tourism in the Russian Federation (2011-2018)", The Strategy of Tourism Development in the Russian Federation for the period up to 2020, The State Program of the Russian Federation «The Development of Culture and Tourism» for 2013-2020.

The purpose of the work was to study the effect of the Ukrainian crisis on the incoming and domestic tourism in the Russian Federation, and to study the areas and the number of tourist flows in the Russian Federation.

The main methods of the study included the monitoring of the tourist market, the assessment of potential volume of tourist flow and its structure, the assessment of the structure and content of tourism product with due regards to the needs of the target group of consumers and the country's capacity, the content analysis. A wide range of tourist and recreational resources in the Russian Federation allows us to develop almost all types of tourism, including recreational (beach-related rest), cultural, educational, business, active, health and eco-tourism, as well as sea and river cruises, rural tourism and others. Due to the economic and political crisis in Ukraine which started in March 2014, the study of changes in the tourist industry of Russia is particularly relevant.

The study reveals a positive trend in tourist flows within the country and highlights the changes of tourist arrivals in the Russian Federation.

Ke

ywords: inbound and domestic tourism; economic crisis; Federal Target Program.

№2 2014

Введение. Современный туризм - массовое глобальное явление, динамично распространяющееся на все регионы и страны мира, официально признаваемое ведущими международными организациями в качестве драйвера социальных преобразований и инструмента содействия экономическому развитию. Глобализация туризма влияет на все аспекты спроса, предложения и посредничества, с одной стороны, способствуя размыванию географических и экономических границ и усилению туристских миграций, с другой, возникновению искусственных ограничений в доступе фирм к различным рынкам, созданию дополнительных барьеров на пути свободного передвижения людей. Это принципиальное противоречие приводит к тому, что местное управление развитием туризма все более смещается к управлению глобальному [1].

Во многом развитие сферы туризма определяется влиянием экономических, экологических, демографических, политических и технологических факторов.

Политический фактор. Современная геополитическая реальность основывается на сценарии мира, безопасности и политической стабильности как необходимых условиях устойчивого развития туризма. Регионы, в которых существуют конфликты между областями или у которых существуют разногласия с другими странами, имеют ограниченные возможности для привлечения туристических потоков. Данная ситуация может также принести пользу тем территориям, которые туристы воспринимают как «безопасные» [4]. Таким образом, политическая ситуация на Украине привела к снижению турпотоков из РФ и увеличению тур-потоков внутри России.

Экономический фактор. Туризм как отрасль одной из первых подвергся негативному воздействию кризиса. В условиях нестабильности экономической обстановки и сокращения доходов население предпочло снизить затраты в первую очередь на отдых и путешествия [4].

В результате на развитие отрасли туризма в РФ положительно повлияют существующие,

и разрабатываемые стратегии качественного изменения и совершенствования туристической отрасли, причем эффективность данных документов будет определяться степенью их согласованности на различных уровнях планирования. Россия располагает большим разнообразием туристских ресурсов, что позволяет ей развивать внутренний турпродукт в самых различных направлениях [1].

В России значительное количество исследований и публикаций (в ра-ботах российских ученых Н.И. Кабушкина, А.П. Дуровича, В.А. Квартальнова, А.В. Чернышева), посвящено отдельным аспектам функционирования рынка туристских услуг, определяющим значимость отрасли туризма для мировой экономики и экономики отдельных стран, принципам управления туристским предприятием и формирования туристского продукта. Однако указанные авторы не проводили исследований, основанных на анализе влияния кризиса на сферу туризма в РФ с учетом анализа существующих государственных программ и стратегий. Данное исследование имеет научную новизну и актуальность, так как данные исследования по влиянию политико-экономического кризиса на туристскую отрасль экономики и формирование стратегий для развития туризма проводились зарубежными авторами, такими как: Blinder A.S. (профессор Принстонского университета), Walter I. (профес-сор Нью-Йоркского университета) [10,11].

Цель работы. Целью работы являлось изучение и анализ внутреннего и въезно-го туризма, текущей ситуации, тенденций и перспектив его развития с учётом влияния украинского кризиса.

Результаты исследования и их обсуждение. Методы исследований. При исследованиях туристского рынка России в период украинского кризиса применялся мониторинг туристского рынка, определение потенциального объема туристического потока и его структуры, структуры и содержания предложения туристического продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей страны, контент-анализ.

Результаты исследований. В результате исследований была проведена оценка туристской индустрии России в период украинского кризиса. Дестабилизация ситуации на Украине замедлила и приостановила развитие туристической отрасли ряда стран. В результате присоединения АР Крым в состав РФ, ВВП Украины снизился на 3%, так как на долю Крыма приходилось 3% ВВП. Экономика АР Крым ориентирована на туристов. За 2013 год в Крыму побывало 6 млн. туристов. Из них 3,5

млн. - украинцы, 1,5 млн. - россияне [6]. Сокращение турпотоков россиян в страны ЕС в 2014 году было также вызвано политико-экономическим кризисом на Украине.

По прогнозным показателям Российского союза туриндустрии (РСТ) (статистические данные за 2014 год будут получены в конце года), поток иностранных туристов, приезжающих в Россию в 2014 году снизится почти в 2 раза, по сравнению с 2013 и 2012 годом (табл. 1).

Таблица 1

Показатели въезда иностранных граждан в РФ (по данным Росстата), чел. The indicators of entry of foreign citizens in the Russian Federation (according to Rosstat), pers.

Страны Цели поездки Годы Изменение численности иностранных граждан, въехавших в РФ за 2013 г. по сравнению с аналогичным показателем 2012 г. (+, - в %)

2012 2013 2014 (прогноз)

Финляндия Всего 1 375 614 1 388 016 77 1120 0,90

Туризм 120 306 93 762 52 090 -22,06

Служебная 795 031 799 330 444 072 0,54

Польша Всего 1 190 003 1 644 657 91 370 38,21

Туризм 30 088 28 229 15 683 -6,18

Служебная 869 390 390 431 216 906 50,34

Китай Всего 978 988 1 071515 595 286 9,45

Туризм 343 357 372 314 206 841 8,43

Служебная 295 941 295 203 164 001 -0,25

Германия Всего 671 676 686 557 381420 2,22

Туризм 375 285 380 253 211 251 1,32

Служебная 191 080 194 307 107 948 1,69

Турция Всего 305 429 385 147 213 970 26,10

Туризм 100 918 122 728 68 182 21,61

Служебная 80 806 84 743 47 079 4,87

Также в 2013 году увеличились туристические потоки из стран Юго-Восточной Азии, в том числе из Китая и Кореи. Росту способствовало введение нового безвизового режима между Россией и Южной Кореей, а также нового порядка, согласно которому иностранные туристы, прибывающие в Россию транзитом из 20 стран, получают право находиться в РФ в течение 72 часов без оформления визы [8].

В РФ, в летнем сезоне 2014 года, был отмечен спад как выездного, так и въездного туризма. Изменение политических условий между Россией, Европой и США привело к спаду въездных потоков. Туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона также было меньше, по сравнению с 2013 годом, на 1015%. По данным Российского союза турин-дустрии (РСТ) наиболее уменьшился поток туристов из США и Великобритании. Следствием украинского кризиса стало резкое падение въезда иностранцев в Санкт-Петербург, который принимает до 90 процентов туристов, посещающих Россию. Практически не снизился турпоток в Россию из Франции и Ирана [9].

По оценкам ВТО, Российская Федерация может принимать в год около 40 миллионов иностранных туристов. Развитие въездного туризма имеет важное значение, так как данная отрасль является благоприятной для предприятий малого бизнеса, которые развиваются без бюджетных ассигнований, и имеет перспективу для привлечения зарубежных инвестиций.

В РФ стремительно развивается внутренний туризм. Кроме уникальных природных и рекреационных ресурсов в РФ проводились, и будут проводиться крупные мероприятия, такие, как Всемирная универсиада в Казани 2013 года, Зимние Олимпийские и Параолим-пийские игры 2014 года, чемпионаты мира по хоккею и футболу 2016 и 2018 года, которые дают дополнительный стимул к развитию туризма.

Внутренний туризм в конце лета 2014 года, по данным директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) вырос на 25% по сравнению с 2013 годом. Рост внутреннего туризма вызван политико-экономической ситуацией на Украине: введением санкций против РФ,

запрет на выезд за рубеж четырех миллионов россиян сотрудников МВД, ФМС, ФСКН, УФСИН и Минобороны. По данным АТОР, на 25% снизилась популярность европейских направлений, включая Средиземноморье. Отмечался и 15% рост турпотока из России в Турцию и незначительный - 3% рост в Египет.

Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятель-ность реформируется и развивается. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический на Дальнем Востоке.

Необходимо отметить недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма: несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам; мало строится новых и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправки, ремонт и мойка машин); несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровня сервиса в них; завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги; недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом [2,3].

Для решения существующих проблем в области развития сферы туризма необходимо использование программно-целевого подхода. В РФ в 2013 году была разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [7].

В соответствии с положениями Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации. Данная Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 и полностью [5]. Также развитию туризма в России спо-

коррелирует с задачами Государственной собствует Федеральная целевая программа

программы Российской Федерации «Разви- «Развитие внутреннего и въездного туризма

тие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в Российской Федерации на 2011-2018 годы».

Таблица 2

Целевые прогнозные показатели реализации Стратегии

(по данным по данным Росстата 2012 г.)

Target forecast figures Strategy Implementation (data according to Rosstat, 2012)

Показатель Годы

2012 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Въезд ностранных

граждан в Россию (млн. поездок) 28,176 29,2 30,5 32,0 33,6 35,5 37,7 40,0

Численность об-

служенных в сред-

ствах размещения (внутренний туристский поток) (млн. чел.) 37,3142 40,0 43,0 46,0 50,0 54,0 58,0 62,0

Количество гости-

ниц и аналогич-

ных средств раз- 9316 10015 10766 11573 12441 13374 14377 15456

мещения на конец

года (ед.)

Единовременная

вместимость го-

стиниц и анало-

гичных средств 617,8 664 714 767 825 887 953 1025

размещения на

конец года

(тыс. мест)

Число ночевок в гостиницах (тыс.) 67559,9 72627 78074 83929 90224 96991 104265 112085

Объем платных

услуг гостиниц

и аналогичных 125,5293 135 145 156 168 180 194 208

средств размещения (млн. руб.)

Инвестиции в

основной капитал (млн. руб.) 30500 22135 23746 26278 29501 35025 37337 39800

Целью Программы является повышение конкурентоспособности рос-сийского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достиже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ние цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач: развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышение качества туристских услуг и продвижение туристского

продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

В результате реализации данной программы планируется комплексное развитие ту-ристско-рекреационных кластеров, которые активизируют вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориенти-рованных мест и объектов показа). Для решения указанной задачи также предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов турист-ско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости. Планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Программы. Значительный вклад в решение задачи по улучшению качества туристских услуг будет обеспечен за счет наделения контрольными и надзорными функциями за деятельностью субъектов туристской отрасли, в том числе за качеством предоставляемых ими туристских услуг, самих участников рынка, создавая при этом условия для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. В настоящее время такие организации в сфере туризма отсутствуют. В течение всего срока реализации Программы планируется развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров и пунктов, организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Российской Федерации как привлекательного направления для туристов.

Перечень указанных задач определен с учетом требований комплексного подхода к

решению проблемы рационального использования туристско-рекреационного потенциала Российской Федерации с целью повышения конкурентоспособности отечественного рынка туристских услуг.

Согласно стратегии развития туризма в РФ до 2015 года перспективы развития сферы туризма значительны. «Стратегия развития туризма в РФ до 2015 года» должна к 2015 году увеличить въезд иностранных граждан в РФ с 23 млн. до 32 млн. человек в год при одновременном росте числа внутренних туристов с 29 млн. до 46 млн. человек. Кроме того, планируется увеличение количества сертифицированных отелей - с 6 тыс. до 13 тыс. Данные изменения приведет к росту объема платных услуг в сфере туризма в четыре раза - с 89 млрд. до 370 млрд. рублей (табл. 2).

В соответствии с планом реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» к 2020 году объем услуг, оказанных туристам как в сфере внутреннего и въездного туризма, должен вырасти до 1,25 миллиарда рублей. При этом объемы въездного турпотока в 2013 году составили 27,5 миллиона туристов, а к 2020 году должны составить 38,7 миллиона.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года отмечены основные проблемы развития въезного туризма в РФ: недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неэффективного графика работы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через Интернет. Другой проблемой на пути роста въездного турпотока является емкость отельной базы, в том числе в бюджетном сегменте. Сегодня проводится масса мероприятий в крупных российских городах и туристских центрах для стимулирования роста событийного туризма. Ведутся работы по составлению ежегодного национального календаря туристских событий.

Заключение. Обобщая результаты проведенных исследований, можно сформулировать несколько основных стратегических направлений развития сферы туризма в условиях украинского кризиса. Состояние российской туристской индустрии существенно отстает от зарубежного уровня. Украинский кризис негативно повлиял на развитие въезного туризма в России. В то же время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока.

В результате государственной поддержки планируется дальнейший рост внутреннего туризма в стране. В РФ имеется потенциал для развития лечебно-оздоровительного туризма. В Кавказских Минеральных Водах сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты природного и культурного наследия, памятники истории и культуры, что создает условия для развития современного санаторно-курортного (объем предоставляемых в регионе санаторно-оздо-ровительных услуг составляет 17% от всего объема санаторно-оздоровительных услуг в РФ) и туристско-рекреационного комплексов. В 2013 году Кавказские Минеральные Воды посетили 838 тыс. туристов. На государственной охране в регионе находится 2000 памятников истории, архитектуры, культуры, включая Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорске.

Выросли туристские потоки в курортный город Сочи. С начала 2014 года Сочи посетили 5 млн. туристов. Основной рост прибытия туристов приходился на время Зимних Олимпийских игр-2014 и Гран-при России гонки «Формула-1». В АР Крым, после вхождения в состав РФ, происходило снижение туристских потоков в 2-2,5 раза по сравнению с 2013 годом, по данным заместителя министра курортов и туризма. По данным Ассоциации туроператоров Крыма, Крым посетили 2,5 млн. человек.

В России туристский поток во внутреннем туризме на расстояния более 1000 км имеет устойчивое преимущественно (70%) западное направление — из регионов Урала, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока в основные туристские регионы и центры страны - Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Туристские поездки на расстояние до

500 км создают очаги оживленного туристского движения вокруг крупнейших городов страны — Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Челябинска. Омска, Новосибирска, Иркутска, Красноярска, Хабаровска, Владивостока, что определяет высокую долю внутрирегионального туризма в густонаселенных промышленных центрах России.

Для того чтобы потоки прошли через туристский центр, необходимо наличие в этом центре и окружающем его туристском пространстве территориальных сочетаний факторов привлекательности. Что и создает государство своими программами. Таким образом, в связи с политико-экономическим кризисом на Украине в РФ предполагается рост внутреннего туризма и снижение роста въездного туризма. По данным Ассоциации Туроператоров России (АТОР), в результате снижения курса рубля по отношению к доллару и евро, уменьшится турпоток выездного туризма от 30% до 60%, к весне 2015 года количество туроператоров сократится на 30%.

список литературы

1. Жидких В.А. О развитии туристского потенциала регионов Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2012. №25.

2. Рубаник А.Н., Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2012. С. 384.

3. Рассохина Т.В. Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций // Туризм: право и экономика. 2011. №4.

4. Кризисы современной России и научный мониторинг // Вестник Российской академии наук.-2003.-Т.73, №7 .- С. 579-593 .

5. Государственной программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. URL: http://mkrf.ru/documents/ programs (дата обращения 22.10.2014).

6. Крым повысил спрос Краснодарскому краю на 20% // РТА-новости от 18.08. 2014: ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://www. ratanews.ru/news/news_18082014_6.stm (дата обращения 22.10.2014).

7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

URL: http://www.government.ru/docs/12933 (дата обращения 22.10.2014).

8. Федеральная служба Государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1139821848594 (дата обращения 22.10.2014).

9. Федеральное агентство по туризму. Статистические данные по РФ. URL: http:// www.russiatourism.ru /content/8/section/81 (дата обращения 22.10.2014).

10. Blinder A.S. It's broke, let's fix it: rethinking financial regulation // International journal of central banking. - Basel, 2010. -December. - Р. 278-329.

11. Walter I. Economic drivers of structural change in the global financial services industry // Long range planning. - Oxford etc., 2009. - Vol. 42, - N 5-6. - P. 588-613.

references:

1. Liquid V.A. On the development of the tourism potential of the regions of the Russian Federation // Analytical Bulletin of the Federation Council. 2012. №25.

2. Rubanik A.N., Ushakov D.S. Technology tourism. App. Rostov n/D: Publishing Center «March»; Phoenix, 2012. 384 pp.

данные об авторе

Жиленко Вилена Юрьевна,

старший преподаватель, кандидат биологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия E-mail: zhilenko@bsu.edu.ru

3. Rassokhina T.V. Scientific and pedagogical support to ensure sustainable development of tourist destinations // Tourism: law and economics. 2011. №4.

4. The crisis of modern Russian and scientific monitoring // Bulletin of the Russian Academy of nauk. - 2003 - T.73, №7. - P. 579-593.

5. The State program of the Russian Federation «Development of Culture and Tourism» for 2013-2020. URL: http://mkrf.ru/documents/ programs (date accessed 22.10.2014).

6. Crimea increased demand Krasnodar region by 20% // PTA - News from 18.08. 2014: daily electronic newspaper of the Russian Union of Travel Industry. - URL: http://www.ratanews. ru/news/news_18082014_6.stm (date accessed 22.10.2014).

7. Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2020. URL: http://government.ru/docs/12933 (date accessed 22.10.2014).

8. The Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1139821848594 (date of treatment 22.10.2014).

9. The Federal Agency for Tourism. Statistical data on the Russian Federation. URL: http:// www.russiatourism.ru / content / 8 / section / 81 (the date of circulation 22.10.2014).

data about the author

Zhilenko Vilena Yurievna,

senior teacher PhD in Biology, Belgorod State National Research University 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia E-mail: zhilenko@bsu.edu.ru

Рецензент:

Нежельченко Е.В., доцент, кандидат экономических наук, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.