Научная статья на тему 'Анализ эффективности реализации системы управления устойчивым развитием туризма в Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства'

Анализ эффективности реализации системы управления устойчивым развитием туризма в Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТУРИСТСКО РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА / SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TOURISM AND RECREATIONAL CLUSTER / STATE POLICY IN THE SPHERE OF TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассохина Т.В., Сесёлкин А.И.

Анализируется опыт реализации кластерной политики в сфере туризма в Россий ской Федерации. Исследование проведено в рамках конкурса по подготовке глобально го отчета присоединившихся членов ЮНВТО по практике государственно частного партнерства в сфере туризма. Идентифицированы текущие тенденции рынка для государственно частных партнерств в новых экономических системах туризма. Ис следованы ключевые особенности того, как государственно частные партнерства спо собны содействовать росту туризма и его устойчивости в новых экономических систе мах туризма, к которым, с точки зрения ЮНВТО, относятся дестинации Российской Федерации. Проведен анализ достоинств и недостатков государственно частного пар тнерства в индустрии туризма. Выделены генерируемые ценности этого подхода для субъектов туристской системы. Определены основные направления совершенствова ния инвестиционной политики с целью стимулирования внедрения принципов устой чивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рассохина Т.В., Сесёлкин А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of realization ef fi ciency of a control system of a sustainable tourism development in the Russian Federation on the principles of public private partnership

Experience of realization of cluster policy in the sphere of tourism in the Russian Federation is analyzed. Research is conducted within competition on preparation of the global report of the UNWTO Af fi liated Members on practice of the public-private partnership (PPP) in the sphere of tourism. The current market tendencies for public-private partnerships in new economic systems of tourism are identi fi ed. Key features of how public-private partnerships are capable to assist growth of tourism and its stability in new economic systems of tourism to which from the UNWTO point of view the destination of the Russian Federation belong are investigated. The analysis of merits and demerits of PPP is carried out to the tourism industry. The generated values of this approach for subjects of tourist system are allocated. The main directions of investment policy improvement for the purpose of stimulation of the sustainable development principles introduction are de fi ned

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности реализации системы управления устойчивым развитием туризма в Российской Федерации на принципах государственно-частного партнерства»

УДК 334.7

Т.В. РАССОХИНА, А.И. СЕСЁЛКИН

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Анализируется опыт реализации кластерной политики в сфере туризма в Российской Федерации. Исследование проведено в рамках конкурса по подготовке глобального отчета присоединившихся членов ЮНВТО по практике государственно-частного партнерства в сфере туризма. Идентифицированы текущие тенденции рынка для государственно-частных партнерств в новых экономических системах туризма. Исследованы ключевые особенности того, как государственно-частные партнерства способны содействовать росту туризма и его устойчивости в новых экономических системах туризма, к которым, с точки зрения ЮНВТО, относятся дестинации Российской Федерации Проведен анализ достоинств и недостатков государственно-частного партнерства в индустрии туризма. Выделены генерируемые ценности этого подхода для субъектов туристской системы. Определены основные направления совершенствования инвестиционной политики с целью стимулирования внедрения принципов устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие туризма, государственно-частное партнерство, туристско-рекреационный кластер, государственная политика в сфере туризма.

Experience of realization of cluster policy in the sphere of tourism in the Russian Federation is analyzed. Research is conducted within competition on preparation of the global report of the UNWTO Affiliated Members on practice of the public-private partnership (PPP) in the sphere of tourism. The current market tendencies for public-private partnerships in new economic systems of tourism are identified. Key features of how public-private partnerships are capable to assist growth of tourism and its stability in new economic systems of tourism to which from the UNWTO point of view the destination of the Russian Federation belong are investigated. The analysis of merits and demerits of PPP is carried out to the tourism industry. The generated values of this approach for subjects of tourist system are allocated. The main directions of investment policy improvement for the purpose of stimulation of the sustainable development principles introduction are defined.

Key words: sustainable tourism development, public-private partnership, tourism and recreational cluster, state policy in the sphere of tourism.

Государственно-частное партнерство играет немаловажную роль в развитии инфраструктуры туристских де-стинаций. Такое партнерство помогает привлечь гораздо больше инвестиций в регионы. Принципы государствен-

© Рассохина Т.В., Сесёлкин А.И., 2015

но-частного партнерства применяются прежде всего по отношению к реализации инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях национальной экономики, за развитие которых должно отвечать государство. Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится

туризм и обслуживающая его инфраструктура, - вопрос выживания [5]. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма.

С целью решения поставленных задач и преодоления имеющихся проблем в 2011 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [1]. Затем в 2012 г. она вошла в состав Государственной программы «Развитие культуры и туризма в Российской Федерации в 2012-2020 гг.». Программа предусматривает заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправных партнеров, каждый со своим вкладом в проект, участвуют: с одной стороны, структуры государственной (или муниципальной) власти, с другой - частные компании.

Проблемы эффективной реализации механизмов государственно-частного партнерства активно обсуждаются научным сообществом Российской Федерации. Проведены исследования, результаты которых опубликованы в монографиях и научных статьях [3-9]. В 2012 г. проведен семинар ЮНВТО для руководителей органов управления туризмом регионов России. Во всех регионах прошли семинары для потенциальных инвесторов.

В соответствии с общими принципами экономической политики Рос-

сийской Федерации туристско-рекреа-ционные, автотуристские и туристско-спортивные кластеры создаются на условиях государственно-частного партнерства. За счет бюджетных средств строятся современные комплексы обеспечивающей инфраструктуры, за счет средств внебюджетных источников -коллективные средства размещения, объекты питания, торговли, развлечения и досуга, отвечающие мировым стандартам. Средства федерального бюджета на создание объектов капитального строительства обеспечивающей инфраструктуры предоставляются субъекту Российской Федерации в форме субсидии на основании соглашения, заключаемого сроком на один год между государственным заказчиком -координатором и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оценка хода реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на период 2012-2018 годы в Российской Федерации» показывает, что за прошедшие четыре года с момента ее принятия произошли положительные сдвиги в развитии туризма в нашей стране. Объем инвестиций в различные сферы туристской деятельности увеличился на 54%.

На основе государственно-частного партнерства в настоящее время в Российской Федерации реализуются инфраструктурные проекты создания 60 туристско-рекреационных кластеров в 40 регионах. За последнее десятилетие выросли новые отели, курорты, горнолыжные трассы, улучшилось качество сервиса. Инвесторы, все эти годы развивавшие свои туристские проекты на российской территории, получили достойную прибыль. Эффективность

государственно-частного партнерства в туризме гораздо выше, чем в других отраслях. На 1 рубль средств федерального бюджета привлекается около 2,2 рублей внебюджетных средств. Оценочная стоимость каждого инвестиционного проекта составляет от 3 до 5 млрд руб. В результате реализации проектов в Российской Федерации будет создано около 130 тыс. дополнительных рабочих мест [12]. Реализация этих проектов позволит увеличить интенсивность развития туризма в регионах Российской Федерации.

Важнейшим фактором успешного привлечения инвестиций в отрасль

Таким образом, условие привлечения частного софинансирования остается неизменным. При этом сокращение бюджетного финансирования автоматически влечет за собой сокращение возможностей для государственно-частного партнерства.

является устойчивость связей между субъектами партнерства. К сожалению, в динамичных условиях посткризисного развития федеральным структурам не удалось в полном объеме обеспечить запланированные инвестиции. При принятии Программы в 2011 г. общий объем финансирования определялся в размере 338,9 млрд руб., в начале 2015 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление о сокращении финансирования в ценах соответствующих лет до 131,8 млрд руб. [13]. В табл. 1 отражена динамика планируемых объемов финансирования.

Проведенный по итогам четырех лет анализ показывает, что при реализации Федеральной целевой программы многие субъекты Российской Федерации столкнулись с рядом организационных проблем, вызванных следующими причинами:

Таблица 1

Изменение объемов финансирования инвестиционных проектов в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018)

Источник финансирования Предполагаемый объем инвестиций (утвержденный в 2011 г.) Доля в общем объеме в 2011 г., % Предполагаемый объем инвестиций (2014 г.), млрд руб. Доля в общем объеме в 2014 г., % Изменение объема инвестирования, млрд руб. Изменение доли в общем объеме инвестирования, %

За счет средств федерального бюджета, Из них: 95,7 28,3 32,8 24,9 -62,9 -7,9

За счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 25,3 7,4 9,5 7,2 -15,8 -2,3

За счет средств внебюджетных источников 217,9 64,3 89,5 67,9 -128,4 +3,6

• недостаточно четко проработаны механизмы привлечения и стимулирования инвесторов;

• отсутствует механизм, обеспечивающий прозрачность мониторинга результатов частного инвестирования и бюджетного финансирования;

• отсутствует четко обоснованное представление об объемах привлекаемых туристских потоков и о взаимодействии управляющих компаний-кластеров с туроператорскими предприятиями;

• имеются недостатки в работе по пропаганде среди местного населения преимуществ и влияния реализуемых проектов на социально-экономическое состояние региона.

Растущий внутренний туристский поток - залог устойчивого развития туризма в любой стране. Именно поэтому основной задачей, решаемой

государственными туристскими администрациями во всех странах мира, является развитие прежде всего внутреннего и въездного туризма. Одним из основных условий эффективной реализации механизма государственно-частного партнерства в целях устойчивого развития туристских дестинаций является выстраивание прозрачной корректной системы отношений между государственными органами и частными инвесторами. Все стороны должны четко понимать и уважать интересы субъектов отношений, и при этом у них должна быть общая цель - эффективное устойчивое развитие. В этом случае мы выделяем основные факторы, которые позволят в полной мере реализовать предложенную модель инвестиционной политики в туристской дестинации (табл. 2).

Таблица 2

Факторы формирования корректной инвестиционной политики в отношении частных инвесторов

Факторы Содержание и следствие

1 2

Двусторонняя и многосторонняя коммуникация Обе стороны в равной мере участвуют в принятии решений, что обеспечивает баланс интересов сторон, снижаются риски

Предоставление льгот по налогам и сборам, зачисляемым в региональный бюджет Повышение коммерческой эффективности проекта ведет к дополнительным социальным и экологическим эффектам

Установление льготного режима землепользования Создает возможности для формирования особых экологических требований и требований по ресурсосбережению

Субсидирование по банковским инвестиционным кредитам и налогу на прибыль Возможно формирование требований в области устойчивого развития как условия для предоставления кредитов

Предоставление субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) области для создания комплекса обеспечивающей инфраструктуры с дли- Создание условий для повышения уровня жизни местных сообществ в малых населенных пунктах

Окончание табл. 2

1 2

тельным сроком окупаемости, находящейся в собственности муниципальных образований и входящей в состав инвестиционных проектов

Передача инвестору на условиях концессионного соглашения одного или нескольких (в комплексе) природных, исторических, социально-культурных объектов, принадлежащих государству, включая объекты туристского показа, для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления и обслуживания на определенных, закрепленных в договоре условиях Создание условий для восстановления и рационального использования объектов культурного и природного наследия

Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной и т.д. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые и экономические аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение.

При рассмотрении инвестиционных

проектов с точки зрения управления устойчивым развитием важнейшую роль, наряду с традиционными показателями коммерческой, бюджетной и общественной эффективности, приобретают индикаторы социальной и экологической эффективности [6]. Предлагаемая нами система показателей приобретает следующий вид (табл. 3).

Вид эффективности Показатели оценки

1 2

Оценка коммерче- Чистый доход;

ской эффективности чистый дисконтированный доход;

проекта внутренняя норма доходности;

потребность в дополнительном финансировании; индексы доход-

ности затрат и инвестиций;

срок окупаемости;

показатели финансового состояния

Оценка бюджетной Определяется балансом притока и оттока бюджетных средств с

эффективности про- учетом процессов дисконтирования:

екта • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во

внебюджетные фонды;

• доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку,

строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных про-

ектом;

Таблица 3

Критерии и показатели оценки эффективности инвестиционных проектов

устойчивого туризма

Окончание табл. 3

1 2

• платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта; • платежи в погашение налоговых кредитов; • комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета); • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценными бумагам, выпущенным в связи с реализацией проекта. К оттокам бюджетных средств для расчета бюджетной эффективности относятся: • предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления, создаваемого для осуществления проекта; • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита; • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование); • бюджетные дотации, связанные с проведением ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов

Оценка общественной эффективности Производится оценка суммарных общественных доходов, т.е. совокупного коммерческого и бюджетного экономического эффекта с учетом мультипликативного эффекта. Оцениваются денежные потоки, отражающие увеличение валового регионального продукта за счет реализации проектов

Оценка социальной эффективности Производится экспертная и статистическая оценка основных показателей, характеризующих качество жизни принимающего сообщества: • количество новых рабочих мест; • количество рабочих мест для местного населения, молодежи и людей с ограниченными возможностями; • улучшение качества жизни местного сообщества дестинаций; • увеличение объемов продаж местных конкурентоспособных продуктов и услуг

Оценка экологической эффективности Производится экспертная оценка как по количественным оценкам качества среды, так и по объему экосистемных услуг: • соответствие нормам либо снижение всех видов загрязнений; • внедрение механизмов ресурсосбережения; • вовлечение в экономическую деятельность в области туризма экосистемных ресурсов (например, лесных угодий, водоемов и т.п.)

Традиционно оценка социально-эко- водится по количественным и каче-номической эффективности программ ственным показателям бюджетной, развития туризма в регионах произ- коммерческой и общественной эффек-

тивности. Нами предложено введение в методику оценки инвестиционных проектов индикаторов социальной и

экологической эффективности в соответствии с критериями устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 34.

2. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 15 сентября 2011 г. № 1062 «Об утверждении положения об управлении реализацией федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"»

3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие: учеб. пособие. М.: Приор, 2003. 94-108 с.

4. Государственно-частное партнерство: актуальные проблемы и пути их решения / В.В. Гриб, Д.В. Замышляев, К.В. Кожевников, Е.Л. Писаревский, Е.В. Попов. М, 2011.

5. Кружалин В.И. Государственно-частное партнерство и формирование туристско-ре-креационных кластеров // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 2.

6. Рассохина Т.В. Реализация инвестиционных проектов туристско-рекреационных кластеров // Финансовые аспекты регионального развития в посткризисный период: монография. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.206 с.

7. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций. М: Советский спорт, 2014 г. 360 с.

8. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.С. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета. 2013. № 1. М, ГУУ. С. 48-53.

9. Технологии управления и саморегулирования в сфере туризма / В.И. Кружалин, Н.В. Шабалина, Е.В. Аигина, В.С. Новиков. М.: Диалог культур, 2014.328 с.

10. Туризм в цифрах. 2013: Стат. сб. /ИИЦ «Статистика России». Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России», 2013.39 с.

11. Tourism Trends and Marketing Strategies UNWTO URL : http://www.mkt.unwto.org/ru/ barometer (дата обращения: 27.05.2015).

12. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/ press-sluzhba/vystupleniya-doklady-i-intervyu/ nikolay-korolev-dal-intervyu-zhurnalu-investitsii-v-turizm-9-02-2015/ (дата обращения: 27.05.2015).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря № 1407 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма "в Российской Федерации (20112018 годы)"». URL: http://www.russiatourism. ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty (дата обращения: 27.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.