Научная статья на тему 'Анализ реализации программы социального туризма в Республике Башкортостан'

Анализ реализации программы социального туризма в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SOCIAL TOURISM / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / MECHANISMS OF REALIZATION / ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ / FINANCING RESULTS / КАТЕГОРИИ УЧАСТНИКОВ / PARTICIPANTS' CATEGORIES / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / TOURIST DESTINATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сеселкин А. И., Шмелева С. В., Карпова Н. В., Власова О. А.

Анализируются результаты реализации программы развития социального туризма в Республике Башкортостан. Рассматриваются цели, задачи и механизмы реализации, а также динамика финансирования, финансовые итоги, категории участников, турфирмы и туристские дестинации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сеселкин А. И., Шмелева С. В., Карпова Н. В., Власова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации программы социального туризма в Республике Башкортостан»

УДК 338.486:711.2

А.И. СЕСЕЛКИН, С.В. ШМЕЛЕВА, Н.В. КАРПОВА, О.А. ВЛАСОВА

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Анализируются результаты реализации программы развития социального туризма в Республике Башкортостан. Рассматриваются цели, задачи и механизмы реализации, а также динамика финансирования, финансовые итоги, категории участников, турфирмы и туристские дестинации программы.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социальный туризм, механизмы реализации, финансовые итоги, категории участников, туристские дестинации.

The results of social tourism program realization in the Republic Bashkortostan are analyzed. The aims, tasks, mechanisms of realization and financing aspects, participants' categories, tourism firms and tourist destinations are examined.

Keywords: sustainable development, social tourism, mechanisms of realization, financing results, participants' categories, tourist destinations.

В течение последнего десятилетия содействие устойчивому развитию туризма продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) [9]. Более того, данная тенденция усиливается за счет повсеместного применения принципов и механизмов государственно-частного партнерства для решения одной из важнейших задач - управления устойчивым развитием туризма в интересах оздоровления населения, обеспечения мотивации к здоровому образу жизни [13] и повышения роли социального туризма и туризма, доступного для всех, в устойчивом развитии регионов как туристских дестинаций [8].

В Российской Федерации под социальным туризмом понимается туризм, полностью или частично осущест-

© Сесёлкин А.И., Шмелёва С.В., Карпова Н.В., Власова О.А., 2017

вляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей [12]. Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. [7] предусматривается, что каждый регион должен прилагать усилия по решению задачи развития социального туризма. В Российской Федерации (РФ) реализуется ряд региональных программ по поддержке социального туризма, в том числе в Республике Башкортостан, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Московской, Ростовской областях, в Москве и Санкт-Петербурге [2]. В качестве наиболее успешного примера проведем анализ реализации программы развития социального туризма в одном из субъектов РФ - Республике Башкортостан (РБ).

Программа «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» является подпрограммой, действующей в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» (далее -Подпрограмма), и реализуется с 2012 г. (ответственным исполнителем Подпрограммы является Государственный комитет РБ по предпринимательству и туризму). Подпрограмма призвана интенсифицировать развитие туристской индустрии, а также усилить влияние государства на развитие социальной направленности туристской отрасли.

Целями Подпрограммы являются, в частности [4]:

• увеличение возможностей удовлетворения потребностей пенсионеров и инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников и детей-инвалидов, в туристских услугах;

• обеспечение соблюдения прав граждан на отдых, охрану здоровья, физическую и духовную реабилита-

цию, свободу передвижения;

• повышение роли туризма в достижении социального равенства и стабильности в обществе.

Согласно механизму реализации Подпрограммы Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством образования Республики Башкортостан ежегодно рассчитываются квоты для каждой категории участников (пенсионеры, инвалиды, воспитанники детских домов). В соответствии с квотами туристские организации разрабатывают соответствующие маршруты социальных туров. В дальнейшем экспертный совет, в состав которого входят представители профильных министерств и ведомств Республики, в том числе надзорных органов, а также представители республиканских обществ инвалидов и других общественных объединений, отбирает предложенные туроператорами маршруты для включения в перечень реализуемых социальных туров в текущем году (рис. 1).

Рис. 1. Схема реализации Подпрограммы развития социального туризма в Республике Башкортостан

Контроль за качеством предлагаемых услуг в рамках Подпрограммы осуществляется на каждом из трех этапов: выбор туроператоров из числа внесенных в Единый федеральный реестр туроператоров, отбор предлагаемых туристских оздоровительных продуктов, обеспечение оперативного взаимодействия участников и прозрачности предоставления услуг на информационном портале социального туризма РБ [6]. Начиная с 2013 г., для удобства участников Подпрограммы, им стали выдаваться сертификаты на субсидирование части стоимости туристских путевок. Сертификат дает возможность участнику подпрограммы самостоятельно заключать договор на оказание туристских услуг с любым из отобранных экспертным советом туроператоров и выбирать любой маршрут в соответствии с квотой.

Для малоимущих граждан, а также для инвалидов-колясочников, детей-инвалидов, инвалидов первой группы по зрению и сопровождающих их лиц предусмотрена номинальная стоимость сертификата (данные за 2015 г.) - 12000 руб., для остальных участников - 8000 руб. [3]. Сертификаты для воспитанников детских домов в 100%-ном размере оплачиваются за счет бюджетных средств.

В целом за 5 лет действия Подпрограммы (2011-2015 гг.) в данную сферу привлечено более 485 млн руб. (в том числе из республиканского бюджета - 255 млн руб., оставшиеся 229,5 млн руб. - это средства участников программы). За это время в рамках реализации Подпрограммы смогли отдохнуть и оздоровиться более 28 тыс. пенсионеров и инвалидов, в том числе 600 воспитанников детских домов [3].

На рис. 2 представлена динамика процессов финансирования Подпрограммы за 2012-2016 гг., включающая

данные за 2012-2014 гг. [1], данные за 2015 г. [3], данные за 2016 г. (предварительные) [11].

Сравнительный анализ представленных данных показывает, что максимальный объем финансирования Подпрограммы имел место в 2014 г., далее, с учетом экономической ситуации в целом по стране, он стал снижаться и в 2016 г. вместо предусмотренных планом 49,2 млн руб. [3] из бюджета Республики Башкортостан поступило только 12 млн руб. [11].

Основными категориями участников Подпрограммы развития социального туризма являются:

• пенсионеры и взрослые инвалиды;

• дети-инвалиды, инвалиды по зрению, инвалиды-колясочники с сопровождающими;

• воспитанники детских домов.

Наиболее многочисленными категориями, осваивающими программу социального туризма, являются пенсионеры и взрослые инвалиды [1] (рис. 3).

Основные турфирмы, предоставляющие услуги по социальному туризму, - «Крекс», «Тенгри», «Доплайн», «Урал Батыр», «Центр туризма Республики Башкортостан». Данные туроператоры предлагают широкий спектр туристских услуг по направлениям Республики Башкортостан, Российской Федерации, а с 2015 г. - маршруты в Республику Крым (рис. 4). В целях совершенствования механизма реализации подпрограммы ежегодно вносятся изменения в государственную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан».

В связи со сложной экономической обстановкой в стране, в федеральном бюджете на 2016 г. и соответственно в бюджетах многих регионов России (в

Просубсидировано за счет средств бюджета РБ, млн. руб. Привлечено средств участников, млн.руб.

Рис. 2. Анализ динамики финансирования Подпрограммы развития социального туризма в Республике Башкортостан

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 о

2 00

276 7982 ■

276 1 6190 и 200

414 5858

200

138

_ 2909

1

2014

2015

2012 2013

Воспитанники детских домов

■ Дети-инвалиды, инвалиды по зрению I группы, инвалиды-колясочники с сопровождающими

■ Пенсионеры и инвалиды

Рис. 3. Анализ состава участников Подпрограммы развития социального туризма

в Республике Башкортостан

Маршруты социальных туров (данные за 2015 год)

Рис. 4. Анализ состава туристских дестинаций Подпрограммы развития социального

туризма в Республике Башкортостан

том числе и в Республике Башкортостан) наблюдается резкое сокращение финансирования социальных обязательств государства, сворачивание социальных программ. Именно поэтому фиксируется резкое падение уровня финансирования программы социального туризма республике Башкортостан в 2016 г. Тем не менее проведенный анализ показывает, что необходимо рекомендовать к повсеместному внедрению апробированный вариант разработки и реализации программы развития социального туризма. Также можно надеяться, что такое в целом успешное начинание обязательно будет продолжено не только в отдельно взятом регионе, но и в других субъектах РФ, которые учтут и используют этот ценнейший опыт на своей территории.

В заключение приведем цитату из высказывания главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова: «Нами движет огромное желание помочь людям, которые без этой программы никогда не смогли бы увидеть достопримечательности своей республики, побывать в других городах России и за рубежом. Мы стремимся дать им возможность почувствовать себя активными участниками жизни. Социальный туризм - это своя философия, это привилегия развитого общества - цивилизованное отношение к социально уязвимой категории граждан» [11]. Это высказывание наглядно свидетельствует о том, как много зависит от понимания руководителями регионов своей роли и вклада социального туризма в устойчивое развитие туризма, доступного для всех.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Доклад председателя Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму В.А. Гилязитдинова на тему: «О развитии социального туризма в Республике Башкортостан в 2014 году». URL: https://tourism.bashkortostan.ru/presscenter/ lectures/153345/?sphrase_id=342315 (дата обращения: 20.12.2016).

2. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / под науч. ред. Е.Н. Трофимова; Российская международная академия туризма. М.: Университетская книга, 2016. С. 121-124.

3. Никакого секрета нет. Интервью министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленары Ивановой от 12.04.2016 г. Пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. URL: http:// mintrudrb.ru/press/news/13183/ (дата обращения: 20.12.2016).

4. Подпрограмма «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 год Долгосрочной целевой програм-

мы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы. URL: http://mintrudrb.ru/ Podprogramma_socturizm_2012.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

5. Подпрограмма «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан». Отчет на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. URL: http://mintrudrb. ru/upload/docs/sturizm_2015.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

6. Программа развития социального туризма в Республике Башкортостан. URL: соц-туризмрб.рф (дата обращения: 20.12.2016).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: https://rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения: 20.12.2016).

8. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета. 2013. № 1/ГУУ. С. 85-95.

9. Сесёлкин А.И. Устойчивое развитие туризма как приоритет ЮНВТО: постановка проблемы исследования // Вестник РМАТ. 2014. № 1 (10). С. 9-14.

10. Социальный туризм: путешествия для всех / Региональная Россия. Публицистическое издание о жизни регионов России. 2016. № 1-2. С. 65. URL: http://www.regruss.ru/ upload/iblock/dd9/RegRuss_1-2_16_for%20 Site.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

11. Старт программы в 2016 году. Программа развития социального туризма в Республике Башкортостан. URL: соцтуризмрб.

рф/пешв.ркр?пешв=106 (дата обращения: 20.12.2016).

12. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 июня 2015 г.).

13. Шмелева С.В., Карташев В.П. Мотивация здорового образа жизни//Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы: сб. научно-методических статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Киров, 2016. С. 144-147.

УДК 338.486:711.2

С.Ю. ЦЕХЛА, Н.А. СИМЧЕНКО

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РАВНОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)1

Рассматривается актуальная проблема неравномерности использования ресурсов регионов при реализации туристско-рекреационного потенциала страны. Представлены подходы к формированию принципов равномерности использования ресурсов рекреационного комплекса территории на примере Республики Крым. Сделан вывод о планировании развития комплекса территории и формировании регионального рекреационного продукта на основе принципов равномерности.

Ключевые слова: рекреация, рекреационный комплекс, ресурсы, равномерность, принципы равномерности.

The actual problem of irregular using of recreational resources is analyzed in this paper. The approaches to the formation of the principles of regular using of recreational resources of the Republic of Crimea are proved. It is concluded that the planning of the complex territory and the formation of a regional recreational product should be based on the principles of regular using of recreational complex.

Keywords: recreation, recreation complex, resources, equability, principles of equability.

© Цёхла С.Ю., Симченко Н.А., 2017

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Совета министров Республики Крым в рамках научного проекта № 16-46-910472 «р_а».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.